Решение суда по делу № 02-71/2011

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 02-71/2011
Дата публикации: 20 февраля 2012, 12:32

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248600, г. Калуга, пл. Старый торг, 4; тел./факс: (4842) 505-957; 599-457, тел. 8-800-100-23-53; (4842) 505-902;

http://kaluga.arbitr.ru; e-mail: arbitr@kaluga.ru

 

Именем Российской Федерации

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дело №А23-5527/2011

 

20 февраля 2012 года                                                                                               г.Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2012 года.

 

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Носовой М.А., при ведении протокола  судебного  заседания  секретарѐм  судебного  заседания  Савенковой  Т.Г.,

рассмотрев заявление Управление Федеральной антимонопольной службы по Калужской области,  (ОГРН 1024001345598, ИНН 4026003620), пл. Старый Торг,  д. 5, г. Калуга, 248000,

к  обществу  с  ограниченной  ответственностью  «Калужский  областной  водоканал», (ОГРН  1054003019487,  ИНН  4027068980),  ул.  Салтыкова-Щедрина,  д.  80,  г.  Калуга, 248002,

о привлечении к административной ответственности,  

при участии в судебном заседании:

от заявителя  -  ведущего  специалиста-эксперта  Прысевой  Ю.А.  по  доверенности  от 10.01.2012 №2д, удостоверение; специалиста-эксперта Чурикова М.А. по доверенности от 10.01.2012 №3д;

от ответчика –  директора по правовым вопросам Даричевой И.В. по доверенности от 30.12.2011 №427, паспорт,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Управление  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Калужской  области обратилось  в  Арбитражный  суд  Калужской  области  с  заявлением  о  привлечении  к административной  ответственности,  предусмотренной  частью  1  статьи  14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, общества с ограниченной ответственностью «Калужский областной водоканал», в соответствии с протоколом от 13.12.2011 по делу об административном правонарушении №26/02-2011.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования, указав, что в действиях общества содержится состав правонарушения, предусмотренного частью  1  статьи  14.32  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях, представили предложение по расчету размера штрафа, указали, что потерпевших по делу не было установлено. Сослались на определение от 13.12.2011 о передаче протокола и иных материалов дела об административном правонарушении в Арбитражный суд Калужской области.

            Представитель  ООО  «Калужский областной водоканал», указала на отсутствие вины общества, сослалась на отсутствие существенной угрозы охраняемых государством интересов, так как спорные пункты соглашения не исполнялись, считает возможным применение  статьи  2.9  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях.  Считает,  что  на  дату  возбуждения  дела  об  административном правонарушении  17.10.2011  истёк  срок  давности  привлечения  к  административной ответственности.

Исследовав доказательства представленные сторонами в материалы дела, заслушав пояснения их представителей, судом установлено следующее.

Определением  о  17.10.2011  возбуждено  дело  №02-71/2011  об  административном правонарушении и назначено проведение  административного расследования по  факту события  административного  правонарушения,  выразившегося  в  заключении  ООО «Калужский  областной  водоканал»  ограничивающего  конкуренцию  соглашения  от 26.05.2008 №36 (в части пунктов 6.3, 6.4 и 6.5), ответственность за совершение которого предусмотрена  частью  1  статьи  14.32  Кодекса  Российской  Федерации  об административных правонарушениях (л.д.53-55 т.1).

Определением от 17.10.2011 у ООО «Калужский областной водоканал» затребована информация и документы (л.д.52 т.1).

Испрашиваемые документы представлены обществом 28.10.2011 (л.д.27 т.1). Калужским УФАС России в налоговом органе запрошены сведения бухгалтерского баланса  общества  за  2010  год,  которые  были  получены  антимонопольным  органом 07.11.2011 (л.д.20 т.1). Определением  от  16.11.2011  Калужским  УФАС  России  продлён  срок административного  расследования  до  17.12.2011,  которое  направлено  в  адрес  ООО «Калужский областной водоканал» (л.д.17, 18-19 т.1).

Письмом  от  06.12.2011  №4600/02  законному  представителю ООО  «Калужский областной водоканал» предложено прибыть в Калужское УФАС России 13.12.2011 для составления протокола об административном правонарушении (л.д.16 т.1). Протокол по делу об административном правонарушении №26/02-2011 составлен 13.12.2011  в  присутствии  представителя  ООО  «Калужский  областной  водоканал», действовавшего  по  доверенности  от  30.12.2010  №190,  обществу  вменено  событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в заключении 26.05.2008 соглашения №36 (в части пунктов 6,3, 6.4 и 6.5) (л.д.11-14, 15 т.1).

В соответствии с определением от 13.12.2011 протокол и иные материалы дела об административном правонарушении переданы в Арбитражный суд Калужской области (л.д.1 т.2).

Что послужило основанием для обращения Калужского УФАС России с заявлением в Арбитражный суд Калужской области  о привлечении представителя ООО «Калужский областной водоканал» к административной ответственности. Частью  1  статьи  14.32  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях  предусмотрена  ответственность  за  заключение  хозяйствующим субъектом  недопустимого  в  соответствии  с  антимонопольным  законодательством Российской  Федерации  соглашения,  а  равно  участие  в  нём  или  осуществление хозяйствующим  субъектом  недопустимых  в  соответствии  с  антимонопольным

законодательством Российской Федерации согласованных действий. Административным  правонарушением  признаётся  противоправное,  виновное действие  (бездействие)  физического  или  юридического  лица,  за  которое  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях  установлена административная  ответственность. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом  или  законами  субъекта  Российской  Федерации  предусмотрена

административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (части 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Факт нарушения ООО «Калужский областной водоканал» требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в заключении соглашения  от  26.05.2008  №36  по  пунктам  6.3,  6.4,  6.5,  которые  противоречат антимонопольному  законодательству  и  приводят  или  могут  привести  к  ограничению конкуренции, установлен и подтверждён судебными актами по делу №А23-726/2011.

Обстоятельства,  установленные  вступившим  в  законную  силу  судебным  актом арбитражного  суда  по  ранее  рассмотренному  делу,  не  доказываются  вновь  при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебные акты по делу №А23-726/2011 – решение Арбитражного суда Калужской области от 23.06.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011, помимо  преюдициального характера,  обладают принципом обязательности (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учётом установленных судами по названному арбитражному делу обстоятельств суд приходит к выводу  о доказанности Калужским УФАС России состава вменяемого ООО  «Калужский  областной  водоканал»  административного  правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе  с  тем  при  решении  вопроса  о  привлечении  к  административной ответственности  суду  надлежит  решить  вопрос  о  сроке  давности  привлечения  к административной ответственности. Частью  1  статьи  4.5  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях  установлено,  что  постановление  по  делу  об  административном правонарушении  за  нарушение  антимонопольного  законодательства  не  может  быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения, а при  длящемся  правонарушении -  по  истечении  двух  месяцев  со  дня  обнаружения административного правонарушения. Федеральным законом  от 17.07.2009 №160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях  и  отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №160-ФЗ) в Кодекс  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях  внесены изменения, а именно: статья 4.5 дополнена частью 6, где срок давности привлечения к административной  ответственности  за  административные  правонарушения, предусмотренные статьями 14.9,  14.31,  14.31.1  -  14.33  настоящего Кодекса, начинает исчисляться  со  дня  вступления  в  силу  решения  комиссии  антимонопольного  органа, которым  установлен факт нарушения  антимонопольного законодательства  Российской Федерации, статья 28.1 была дополнена частью 1.2, где поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9,  14.31,  14.31.1  - 14.33  настоящего  Кодекса,  является  вступление  в  силу  решения  комиссии антимонопольного  органа,  которым  установлен  факт  нарушения  антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Данные изменения определяют дату начала исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в зависимости от вступления в силу решения комиссии антимонопольного  органа,  которое  установило  факт  нарушения  антимонопольного законодательства Российской Федерации. До вступления  в  силу  Федерального  закона №160-ФЗ такая норма в законодательстве Российской Федерации отсутствовала.  Фактически  данная  норма  влечёт  увеличение  срока  давности  привлечения  к административной ответственности.

Поскольку  увеличение  срока  давности  привлечения  к  административной ответственности  явным  образом  ухудшает  положение  лица,  совершившего административное правонарушение, то в силу требований части  2 статьи  1.7  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой закон, устанавливающий  или  отягчающий  административную  ответственность  за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, положения части 6 статьи 4.5 и части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившие в силу с 22.08.2009 в соответствии с Федеральным законом №160-ФЗ, не могут применяться к правоотношениям, существовавшим до 22.08.2009.

Поскольку действия ООО  «Калужский  областной  водоканал»,  выразившиеся  в заключении соглашения от 26.05.2008 №36 по пунктам 6.3, 6.4, 6.5, которые противоречат антимонопольному  законодательству  и  приводят  или  могут  привести  к  ограничению конкуренции, являются правонарушением, которое не относится к категории длящихся, то оно считается завершённым со дня подписания такого соглашения.

А датой  совершения  правонарушения  является  26.05.2008,  дата  заключения соглашения,  то  срок  давности  привлечения  к  административной  ответственности, установленный  в  статье  4.5  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в период совершения правонарушения), суд приходит к выводу об истечении срока привлечения к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях  производство  по  делу  об  административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности. Поскольку  этот  срок  не  подлежит  восстановлению,  суд  в  случае  его  пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При  изложенных  обстоятельствах  в  удовлетворении  заявленного  требования Калужского  УФАС  России  о  привлечении  к  административной  ответственности, предусмотренной  частью  1  статьи  14.32  Кодекса  Российской  Федерации  об административных  правонарушениях,  ООО  «Калужский  областной  водоканал»,  в соответствии с протоколом от 13.09.2011 по делу об административном правонарушении №26/02-2011, следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 169,  170,  181,  182,  206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

Р Е Ш И Л:

 

Отказать  в  удовлетворении  заявленного  требования  о  привлечении  к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в течении десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через арбитражный суд первой инстанции.

   

 

Судья                                                    подпись                                                            М.А. Носова

stdClass Object ( [vid] => 6900 [uid] => 5 [title] => Решение суда по делу № 02-71/2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6900 [type] => solution [language] => ru [created] => 1350894851 [changed] => 1370529003 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529003 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248600, г. Калуга, пл. Старый торг, 4; тел./факс: (4842) 505-957; 599-457, тел. 8-800-100-23-53; (4842) 505-902;

http://kaluga.arbitr.ru; e-mail: arbitr@kaluga.ru

 

Именем Российской Федерации

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дело №А23-5527/2011

 

20 февраля 2012 года                                                                                               г.Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2012 года.

 

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Носовой М.А., при ведении протокола  судебного  заседания  секретарѐм  судебного  заседания  Савенковой  Т.Г.,

рассмотрев заявление Управление Федеральной антимонопольной службы по Калужской области,  (ОГРН 1024001345598, ИНН 4026003620), пл. Старый Торг,  д. 5, г. Калуга, 248000,

к  обществу  с  ограниченной  ответственностью  «Калужский  областной  водоканал», (ОГРН  1054003019487,  ИНН  4027068980),  ул.  Салтыкова-Щедрина,  д.  80,  г.  Калуга, 248002,

о привлечении к административной ответственности,  

при участии в судебном заседании:

от заявителя  -  ведущего  специалиста-эксперта  Прысевой  Ю.А.  по  доверенности  от 10.01.2012 №2д, удостоверение; специалиста-эксперта Чурикова М.А. по доверенности от 10.01.2012 №3д;

от ответчика –  директора по правовым вопросам Даричевой И.В. по доверенности от 30.12.2011 №427, паспорт,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Управление  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Калужской  области обратилось  в  Арбитражный  суд  Калужской  области  с  заявлением  о  привлечении  к административной  ответственности,  предусмотренной  частью  1  статьи  14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, общества с ограниченной ответственностью «Калужский областной водоканал», в соответствии с протоколом от 13.12.2011 по делу об административном правонарушении №26/02-2011.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования, указав, что в действиях общества содержится состав правонарушения, предусмотренного частью  1  статьи  14.32  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях, представили предложение по расчету размера штрафа, указали, что потерпевших по делу не было установлено. Сослались на определение от 13.12.2011 о передаче протокола и иных материалов дела об административном правонарушении в Арбитражный суд Калужской области.

            Представитель  ООО  «Калужский областной водоканал», указала на отсутствие вины общества, сослалась на отсутствие существенной угрозы охраняемых государством интересов, так как спорные пункты соглашения не исполнялись, считает возможным применение  статьи  2.9  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях.  Считает,  что  на  дату  возбуждения  дела  об  административном правонарушении  17.10.2011  истёк  срок  давности  привлечения  к  административной ответственности.

Исследовав доказательства представленные сторонами в материалы дела, заслушав пояснения их представителей, судом установлено следующее.

Определением  о  17.10.2011  возбуждено  дело  №02-71/2011  об  административном правонарушении и назначено проведение  административного расследования по  факту события  административного  правонарушения,  выразившегося  в  заключении  ООО «Калужский  областной  водоканал»  ограничивающего  конкуренцию  соглашения  от 26.05.2008 №36 (в части пунктов 6.3, 6.4 и 6.5), ответственность за совершение которого предусмотрена  частью  1  статьи  14.32  Кодекса  Российской  Федерации  об административных правонарушениях (л.д.53-55 т.1).

Определением от 17.10.2011 у ООО «Калужский областной водоканал» затребована информация и документы (л.д.52 т.1).

Испрашиваемые документы представлены обществом 28.10.2011 (л.д.27 т.1). Калужским УФАС России в налоговом органе запрошены сведения бухгалтерского баланса  общества  за  2010  год,  которые  были  получены  антимонопольным  органом 07.11.2011 (л.д.20 т.1). Определением  от  16.11.2011  Калужским  УФАС  России  продлён  срок административного  расследования  до  17.12.2011,  которое  направлено  в  адрес  ООО «Калужский областной водоканал» (л.д.17, 18-19 т.1).

Письмом  от  06.12.2011  №4600/02  законному  представителю ООО  «Калужский областной водоканал» предложено прибыть в Калужское УФАС России 13.12.2011 для составления протокола об административном правонарушении (л.д.16 т.1). Протокол по делу об административном правонарушении №26/02-2011 составлен 13.12.2011  в  присутствии  представителя  ООО  «Калужский  областной  водоканал», действовавшего  по  доверенности  от  30.12.2010  №190,  обществу  вменено  событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в заключении 26.05.2008 соглашения №36 (в части пунктов 6,3, 6.4 и 6.5) (л.д.11-14, 15 т.1).

В соответствии с определением от 13.12.2011 протокол и иные материалы дела об административном правонарушении переданы в Арбитражный суд Калужской области (л.д.1 т.2).

Что послужило основанием для обращения Калужского УФАС России с заявлением в Арбитражный суд Калужской области  о привлечении представителя ООО «Калужский областной водоканал» к административной ответственности. Частью  1  статьи  14.32  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях  предусмотрена  ответственность  за  заключение  хозяйствующим субъектом  недопустимого  в  соответствии  с  антимонопольным  законодательством Российской  Федерации  соглашения,  а  равно  участие  в  нём  или  осуществление хозяйствующим  субъектом  недопустимых  в  соответствии  с  антимонопольным

законодательством Российской Федерации согласованных действий. Административным  правонарушением  признаётся  противоправное,  виновное действие  (бездействие)  физического  или  юридического  лица,  за  которое  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях  установлена административная  ответственность. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом  или  законами  субъекта  Российской  Федерации  предусмотрена

административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (части 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Факт нарушения ООО «Калужский областной водоканал» требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в заключении соглашения  от  26.05.2008  №36  по  пунктам  6.3,  6.4,  6.5,  которые  противоречат антимонопольному  законодательству  и  приводят  или  могут  привести  к  ограничению конкуренции, установлен и подтверждён судебными актами по делу №А23-726/2011.

Обстоятельства,  установленные  вступившим  в  законную  силу  судебным  актом арбитражного  суда  по  ранее  рассмотренному  делу,  не  доказываются  вновь  при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебные акты по делу №А23-726/2011 – решение Арбитражного суда Калужской области от 23.06.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011, помимо  преюдициального характера,  обладают принципом обязательности (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учётом установленных судами по названному арбитражному делу обстоятельств суд приходит к выводу  о доказанности Калужским УФАС России состава вменяемого ООО  «Калужский  областной  водоканал»  административного  правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе  с  тем  при  решении  вопроса  о  привлечении  к  административной ответственности  суду  надлежит  решить  вопрос  о  сроке  давности  привлечения  к административной ответственности. Частью  1  статьи  4.5  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях  установлено,  что  постановление  по  делу  об  административном правонарушении  за  нарушение  антимонопольного  законодательства  не  может  быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения, а при  длящемся  правонарушении -  по  истечении  двух  месяцев  со  дня  обнаружения административного правонарушения. Федеральным законом  от 17.07.2009 №160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях  и  отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №160-ФЗ) в Кодекс  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях  внесены изменения, а именно: статья 4.5 дополнена частью 6, где срок давности привлечения к административной  ответственности  за  административные  правонарушения, предусмотренные статьями 14.9,  14.31,  14.31.1  -  14.33  настоящего Кодекса, начинает исчисляться  со  дня  вступления  в  силу  решения  комиссии  антимонопольного  органа, которым  установлен факт нарушения  антимонопольного законодательства  Российской Федерации, статья 28.1 была дополнена частью 1.2, где поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9,  14.31,  14.31.1  - 14.33  настоящего  Кодекса,  является  вступление  в  силу  решения  комиссии антимонопольного  органа,  которым  установлен  факт  нарушения  антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Данные изменения определяют дату начала исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в зависимости от вступления в силу решения комиссии антимонопольного  органа,  которое  установило  факт  нарушения  антимонопольного законодательства Российской Федерации. До вступления  в  силу  Федерального  закона №160-ФЗ такая норма в законодательстве Российской Федерации отсутствовала.  Фактически  данная  норма  влечёт  увеличение  срока  давности  привлечения  к административной ответственности.

Поскольку  увеличение  срока  давности  привлечения  к  административной ответственности  явным  образом  ухудшает  положение  лица,  совершившего административное правонарушение, то в силу требований части  2 статьи  1.7  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой закон, устанавливающий  или  отягчающий  административную  ответственность  за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, положения части 6 статьи 4.5 и части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившие в силу с 22.08.2009 в соответствии с Федеральным законом №160-ФЗ, не могут применяться к правоотношениям, существовавшим до 22.08.2009.

Поскольку действия ООО  «Калужский  областной  водоканал»,  выразившиеся  в заключении соглашения от 26.05.2008 №36 по пунктам 6.3, 6.4, 6.5, которые противоречат антимонопольному  законодательству  и  приводят  или  могут  привести  к  ограничению конкуренции, являются правонарушением, которое не относится к категории длящихся, то оно считается завершённым со дня подписания такого соглашения.

А датой  совершения  правонарушения  является  26.05.2008,  дата  заключения соглашения,  то  срок  давности  привлечения  к  административной  ответственности, установленный  в  статье  4.5  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в период совершения правонарушения), суд приходит к выводу об истечении срока привлечения к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях  производство  по  делу  об  административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности. Поскольку  этот  срок  не  подлежит  восстановлению,  суд  в  случае  его  пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При  изложенных  обстоятельствах  в  удовлетворении  заявленного  требования Калужского  УФАС  России  о  привлечении  к  административной  ответственности, предусмотренной  частью  1  статьи  14.32  Кодекса  Российской  Федерации  об административных  правонарушениях,  ООО  «Калужский  областной  водоканал»,  в соответствии с протоколом от 13.09.2011 по делу об административном правонарушении №26/02-2011, следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 169,  170,  181,  182,  206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

Р Е Ш И Л:

 

Отказать  в  удовлетворении  заявленного  требования  о  привлечении  к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в течении десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через арбитражный суд первой инстанции.

   

 

Судья                                                    подпись                                                            М.А. Носова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248600, г. Калуга, пл. Старый торг, 4; тел./факс: (4842) 505-957; 599-457, тел. 8-800-100-23-53; (4842) 505-902;

http://kaluga.arbitr.ru; e-mail: arbitr@kaluga.ru

 

Именем Российской Федерации

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дело №А23-5527/2011

 

20 февраля 2012 года                                                                                               г.Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2012 года.

 

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Носовой М.А., при ведении протокола  судебного  заседания  секретарѐм  судебного  заседания  Савенковой  Т.Г.,

рассмотрев заявление Управление Федеральной антимонопольной службы по Калужской области,  (ОГРН 1024001345598, ИНН 4026003620), пл. Старый Торг,  д. 5, г. Калуга, 248000,

к  обществу  с  ограниченной  ответственностью  «Калужский  областной  водоканал», (ОГРН  1054003019487,  ИНН  4027068980),  ул.  Салтыкова-Щедрина,  д.  80,  г.  Калуга, 248002,

о привлечении к административной ответственности,  

при участии в судебном заседании:

от заявителя  -  ведущего  специалиста-эксперта  Прысевой  Ю.А.  по  доверенности  от 10.01.2012 №2д, удостоверение; специалиста-эксперта Чурикова М.А. по доверенности от 10.01.2012 №3д;

от ответчика –  директора по правовым вопросам Даричевой И.В. по доверенности от 30.12.2011 №427, паспорт,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Управление  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Калужской  области обратилось  в  Арбитражный  суд  Калужской  области  с  заявлением  о  привлечении  к административной  ответственности,  предусмотренной  частью  1  статьи  14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, общества с ограниченной ответственностью «Калужский областной водоканал», в соответствии с протоколом от 13.12.2011 по делу об административном правонарушении №26/02-2011.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования, указав, что в действиях общества содержится состав правонарушения, предусмотренного частью  1  статьи  14.32  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях, представили предложение по расчету размера штрафа, указали, что потерпевших по делу не было установлено. Сослались на определение от 13.12.2011 о передаче протокола и иных материалов дела об административном правонарушении в Арбитражный суд Калужской области.

            Представитель  ООО  «Калужский областной водоканал», указала на отсутствие вины общества, сослалась на отсутствие существенной угрозы охраняемых государством интересов, так как спорные пункты соглашения не исполнялись, считает возможным применение  статьи  2.9  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях.  Считает,  что  на  дату  возбуждения  дела  об  административном правонарушении  17.10.2011  истёк  срок  давности  привлечения  к  административной ответственности.

Исследовав доказательства представленные сторонами в материалы дела, заслушав пояснения их представителей, судом установлено следующее.

Определением  о  17.10.2011  возбуждено  дело  №02-71/2011  об  административном правонарушении и назначено проведение  административного расследования по  факту события  административного  правонарушения,  выразившегося  в  заключении  ООО «Калужский  областной  водоканал»  ограничивающего  конкуренцию  соглашения  от 26.05.2008 №36 (в части пунктов 6.3, 6.4 и 6.5), ответственность за совершение которого предусмотрена  частью  1  статьи  14.32  Кодекса  Российской  Федерации  об административных правонарушениях (л.д.53-55 т.1).

Определением от 17.10.2011 у ООО «Калужский областной водоканал» затребована информация и документы (л.д.52 т.1).

Испрашиваемые документы представлены обществом 28.10.2011 (л.д.27 т.1). Калужским УФАС России в налоговом органе запрошены сведения бухгалтерского баланса  общества  за  2010  год,  которые  были  получены  антимонопольным  органом 07.11.2011 (л.д.20 т.1). Определением  от  16.11.2011  Калужским  УФАС  России  продлён  срок административного  расследования  до  17.12.2011,  которое  направлено  в  адрес  ООО «Калужский областной водоканал» (л.д.17, 18-19 т.1).

Письмом  от  06.12.2011  №4600/02  законному  представителю ООО  «Калужский областной водоканал» предложено прибыть в Калужское УФАС России 13.12.2011 для составления протокола об административном правонарушении (л.д.16 т.1). Протокол по делу об административном правонарушении №26/02-2011 составлен 13.12.2011  в  присутствии  представителя  ООО  «Калужский  областной  водоканал», действовавшего  по  доверенности  от  30.12.2010  №190,  обществу  вменено  событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в заключении 26.05.2008 соглашения №36 (в части пунктов 6,3, 6.4 и 6.5) (л.д.11-14, 15 т.1).

В соответствии с определением от 13.12.2011 протокол и иные материалы дела об административном правонарушении переданы в Арбитражный суд Калужской области (л.д.1 т.2).

Что послужило основанием для обращения Калужского УФАС России с заявлением в Арбитражный суд Калужской области  о привлечении представителя ООО «Калужский областной водоканал» к административной ответственности. Частью  1  статьи  14.32  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях  предусмотрена  ответственность  за  заключение  хозяйствующим субъектом  недопустимого  в  соответствии  с  антимонопольным  законодательством Российской  Федерации  соглашения,  а  равно  участие  в  нём  или  осуществление хозяйствующим  субъектом  недопустимых  в  соответствии  с  антимонопольным

законодательством Российской Федерации согласованных действий. Административным  правонарушением  признаётся  противоправное,  виновное действие  (бездействие)  физического  или  юридического  лица,  за  которое  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях  установлена административная  ответственность. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом  или  законами  субъекта  Российской  Федерации  предусмотрена

административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (части 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Факт нарушения ООО «Калужский областной водоканал» требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в заключении соглашения  от  26.05.2008  №36  по  пунктам  6.3,  6.4,  6.5,  которые  противоречат антимонопольному  законодательству  и  приводят  или  могут  привести  к  ограничению конкуренции, установлен и подтверждён судебными актами по делу №А23-726/2011.

Обстоятельства,  установленные  вступившим  в  законную  силу  судебным  актом арбитражного  суда  по  ранее  рассмотренному  делу,  не  доказываются  вновь  при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебные акты по делу №А23-726/2011 – решение Арбитражного суда Калужской области от 23.06.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011, помимо  преюдициального характера,  обладают принципом обязательности (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учётом установленных судами по названному арбитражному делу обстоятельств суд приходит к выводу  о доказанности Калужским УФАС России состава вменяемого ООО  «Калужский  областной  водоканал»  административного  правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе  с  тем  при  решении  вопроса  о  привлечении  к  административной ответственности  суду  надлежит  решить  вопрос  о  сроке  давности  привлечения  к административной ответственности. Частью  1  статьи  4.5  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях  установлено,  что  постановление  по  делу  об  административном правонарушении  за  нарушение  антимонопольного  законодательства  не  может  быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения, а при  длящемся  правонарушении -  по  истечении  двух  месяцев  со  дня  обнаружения административного правонарушения. Федеральным законом  от 17.07.2009 №160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях  и  отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №160-ФЗ) в Кодекс  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях  внесены изменения, а именно: статья 4.5 дополнена частью 6, где срок давности привлечения к административной  ответственности  за  административные  правонарушения, предусмотренные статьями 14.9,  14.31,  14.31.1  -  14.33  настоящего Кодекса, начинает исчисляться  со  дня  вступления  в  силу  решения  комиссии  антимонопольного  органа, которым  установлен факт нарушения  антимонопольного законодательства  Российской Федерации, статья 28.1 была дополнена частью 1.2, где поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9,  14.31,  14.31.1  - 14.33  настоящего  Кодекса,  является  вступление  в  силу  решения  комиссии антимонопольного  органа,  которым  установлен  факт  нарушения  антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Данные изменения определяют дату начала исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в зависимости от вступления в силу решения комиссии антимонопольного  органа,  которое  установило  факт  нарушения  антимонопольного законодательства Российской Федерации. До вступления  в  силу  Федерального  закона №160-ФЗ такая норма в законодательстве Российской Федерации отсутствовала.  Фактически  данная  норма  влечёт  увеличение  срока  давности  привлечения  к административной ответственности.

Поскольку  увеличение  срока  давности  привлечения  к  административной ответственности  явным  образом  ухудшает  положение  лица,  совершившего административное правонарушение, то в силу требований части  2 статьи  1.7  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой закон, устанавливающий  или  отягчающий  административную  ответственность  за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, положения части 6 статьи 4.5 и части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившие в силу с 22.08.2009 в соответствии с Федеральным законом №160-ФЗ, не могут применяться к правоотношениям, существовавшим до 22.08.2009.

Поскольку действия ООО  «Калужский  областной  водоканал»,  выразившиеся  в заключении соглашения от 26.05.2008 №36 по пунктам 6.3, 6.4, 6.5, которые противоречат антимонопольному  законодательству  и  приводят  или  могут  привести  к  ограничению конкуренции, являются правонарушением, которое не относится к категории длящихся, то оно считается завершённым со дня подписания такого соглашения.

А датой  совершения  правонарушения  является  26.05.2008,  дата  заключения соглашения,  то  срок  давности  привлечения  к  административной  ответственности, установленный  в  статье  4.5  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в период совершения правонарушения), суд приходит к выводу об истечении срока привлечения к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях  производство  по  делу  об  административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности. Поскольку  этот  срок  не  подлежит  восстановлению,  суд  в  случае  его  пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При  изложенных  обстоятельствах  в  удовлетворении  заявленного  требования Калужского  УФАС  России  о  привлечении  к  административной  ответственности, предусмотренной  частью  1  статьи  14.32  Кодекса  Российской  Федерации  об административных  правонарушениях,  ООО  «Калужский  областной  водоканал»,  в соответствии с протоколом от 13.09.2011 по делу об административном правонарушении №26/02-2011, следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 169,  170,  181,  182,  206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

Р Е Ш И Л:

 

Отказать  в  удовлетворении  заявленного  требования  о  привлечении  к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в течении десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через арбитражный суд первой инстанции.

   

 

Судья                                                    подпись                                                            М.А. Носова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-71/2011 [format] => [safe_value] => 02-71/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-20 08:32:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-20 08:32:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1350894851 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калужское УФАС России )