РЕШЕНИЕ
«29» марта 2012 года г. Калуга
Резолютивная часть решения оглашена «27» марта 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено «29» марта 2012 года.
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…/
в присутствии представителя государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» /…/
рассмотрев дело № 02-26/2012 по признакам нарушения Государственным предприятием Калужской области «Калугаоблводоканал» (местонахождение: ул. С. Щедрина, д. 80, г. Калуга, 248002; ИНН 4027001552; ОГРН 1024001186461) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении требований к численности работников на предприятии, а также в исключении из числа потенциальных участников конкурсов хозяйствующих субъектов, деятельность которых относится к требованиям ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал»,
УСТАНОВИЛА:
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее – Калужское УФАС России) от 10.01.2012 № 1 инспекцией Калужского УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» (местонахождение: ул. С. Щедрина, д. 80, г. Калуга, 248002; ИНН 4027001552; ОГРН 1024001186461) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.
В ходе проведения проверки в действиях проверяемого лица выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении требований к численности работников на предприятии, а также в исключении из числа потенциальных участников конкурсов хозяйствующих субъектов, деятельность которых относится к требованиям ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал».
Учитывая указанные обстоятельства, в отношении Государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» (далее также ГП КО «Калугаоблводоканал») на основании приказа Калужского УФАС России от 07.03.2012 № 62 возбуждено дело № 02-26/2012.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела №02-26/2012 и представленные в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии с действующим законодательством, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
10.04.2009 в печатном издании «Правовой курьер» № 12 опубликовано извещение о проведении открытого конкурса. Объектом торгов, согласно извещения о проведении конкурса, предметом торгов является право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области.), являющееся собственностью Калужской области и закрепленное на праве хозяйственного ведения за ГП КО «Калугаоблводоканал», а именно:
№ п/п | Наименование, адрес объекта, кадастровый номер | запись о регистрации права хозяйственного ведения | Инвентарный номер |
1 | Артезианская скважина, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 136 м. Калужская область, Барятинский район, с. Барятино кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-104 | 14 июля 2008 года №40-40-02/003/2008-108 | 1697 |
2 | Артезианская скважина № 2, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 137 м. Калужская область, Барятинский район, с. Барятино кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-105 | 14 июля 2008 года №40-40-02/003/2008-109 | 1698 |
3 | Артезианская скважина № 3, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 134 м. Калужская область, Барятинский район, с. Барятино кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-106 | 14 июля 2008 года №40-40-02/003/2008-110 | 1699 |
4 | Артезианская скважина № 4, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 136 м. Калужская область, Барятинский район, с. Барятино кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-107 | 14 июля 2008 года №40-40-02/003/2008-111 | 1700 |
Срок, на который будет заключен договор аренды, согласно извещению о проведении открытого конкурса составляет 25 лет. Начальная цена торгов (начальный размер годовой арендной платы) составляет 29 796 рублей в год с учетом НДС.
Пунктом 11 опубликованного извещения о проведении конкурса, установлено следующее: в конкурсе могут принять участие юридические лица, деятельность которых не относится к требованиям ФЗ «О развитии мало и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, а именно:
- Юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке;
- Юридические лица, на имущество которых не наложен арест и (или) экономическая деятельность которых не приостановлена;
- Юридические лица, не имеющие просроченной задолженности по начисленным налогам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за календарный год;
- Юридические лица, имеющие среднюю численность работников за предшествующий календарный год не менее 500 человек;
- Юридические лица, имеющие опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ не менее 2-х (двух) лет.
Аналогичные требования к участникам конкурса отражены в разделе 1 «Общие положения» конкурсной документации (пункт 1.4).
11 мая 2009 года составлен протокол № 1 заседания Комиссии по рассмотрению конкурсных заявок на право заключения договора аренды недвижимого имущества.
В соответствии с протоколом № 2 от 11 мая 2009 года конкурс признан не состоявшимся, в связи с представлением менее 2 заявок на участие в конкурсе. Победителем конкурса признано ООО «Калужский областной водоканал».
На основании указанного протокола между ООО «Калужский областной водоканал» и ГП «Калугаоблводоканал» заключен договор аренды № 11/05-2 от 30.06.2009.
В соответствии с частью 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Частью 4 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) установлено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) до установления предусмотренного частью 4 статьи 17.1 настоящего Федерального закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
ГП КО «Калугаоблводоканал» проводился открытый конкурс, на право заключение договоров аренды в отношении имущества закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, следовательно, их проведении должно было осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения регулируется главой 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Согласно статье 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) конкурсная документация должна содержать, в том числе, условия конкурса; требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса; критерии конкурса и установленные в соответствии с частями 2.2 и 3 статьи 24 указанного Федерального закона параметры критериев конкурса; исчерпывающий перечень документов и материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса (в том числе документов и материалов, подтверждающих: соответствие заявителей требованиям, установленным конкурсной документацией и предъявляемым к участникам конкурса; соответствие заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений требованиям, установленным конкурсной документацией; информацию, содержащуюся в конкурсном предложении), а также иное.
При этом, согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) в качестве критериев конкурса могут устанавливаться:
1) сроки создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения; 2) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда созданный и (или) реконструированный объект концессионного соглашения будет соответствовать установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям; 3) технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения; 4) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 5) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда производство товаров, выполнение работ, оказание услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, будет осуществляться в объеме, установленном концессионным соглашением; 6) размер концессионной платы; 7) предельные цены (тарифы) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.
Согласно позиции ГП КО «Калугаоблводоканал» (исх. от 19.03.2012) установленные требования к участникам конкурса являются законными и не противоречат действующему законодательству, т.к. законом не установлены конкретные критерии, предъявляемые к участникам конкурса. Кроме того, ГП КО «Калугаоблводоканал» указывает на то, что требование о средней численности работников предприятия (не менее 500 человек), а также требование о том, чтобы участник конкурса не являлся субъектом малого и среднего предпринимательства направлены на подтверждение квалификации участников конкурса.
Кроме того, исходя из позиции ГП КО «Калугаоблводоканал» перечень требований к участнику конкурса в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) не является закрытым и устанавливается на усмотрение организатора открытого конкурса.
Данная позиция, подтверждена представителем ГП КО «Калугаоблводоканал» при рассмотрении настоящего дела.
Комиссией Калужского УФАС России данный довод отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) конкурсная документация должна содержать требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса.
Исходя из содержания данного пункта следует, что концессионер должен обладать правовым статусом, позволяющим ему осуществлять соответствующую деятельность, вместе с тем законом не предъявляются требования к численности работников предприятия при выдаче разрешений (лицензий) на какие-либо виды деятельности.
Определение понятия «квалификация» в Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» отсутствует. В соответствии с понятием, которое дается в современном экономическом словаре «квалификация» - профессиональная подготовленность к выполнению конкретных видов работ, определяемые наличием знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.
Требование о наличие штатной численности работников не менее 500 человек, а равно как и исключение из числа потенциальных участников конкурса субъектов малого и среднего предпринимательства не подтверждает квалификацию участника конкурса.
Конкурсной документацией предъявляются требования к общей численности предприятия, а не к квалификации сотрудников предприятия. Кроме того, конкурсной документации уже установлено требование, подтверждающее квалификацию участников конкурса, а именно указанно, что в конкурсе могут принять участие юридические лица, имеющие опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ не менее 2-х (двух) лет
Само по себе требование о наличии штатной численности не менее 500 человек приводит к ограничению и устранению конкуренции, так как возможность принять участие в конкурсе имеют только хозяйствующие субъекты с установленной численностью. Все иные претенденты, имеющие необходимую квалификацию и опыт эксплуатации инженерных сетей и иных объектов ВКХ, но не имеющие указанную численность работников лишаются возможности подать заявку на участие в конкурсе.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Установив при проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды в качестве требования, предъявляемого к участникам конкурса требований, что «в конкурсе могут принять участие юридические лица, деятельность которых не относится к требованиям ФЗ «О развитии мало и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 2009-ФЗ, а также: юридические лица, имеющие среднею численность работников за предшествующий календарный год не менее 500 человек» ГП КО «Калугаоблводоканал» созданы преимущественные условия для участия в конкурсе ограниченного числа хозяйствующих субъектов.
Ограничение конкуренции, а также ее фактическое устранение при проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов недвижимости, находящихся в казне Калужской области и закрепленных за ГП КО «Калугаоблводоканал» на праве хозяйственного ведения подтверждается следующими обстоятельствами.
Калужским УФАС России с целью установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, в адрес хозяйствующих субъектов осуществляющих услуги по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области направлены соответствующие запросы о представлении информации.
Из анализа представленных документов следует, что на территории Калужской области на момент проведения конкурса имелись иные хозяйствующие субъекты осуществляющие деятельность по водоснабжению и водоотведению, которые имели необходимый опыт эксплуатацию инженерных сетей и иных объектов ВКХ, но лишь в силу недостаточной численности предприятия они не могли претендовать на право заключения договора аренды в отношении имущества являющегося предметом рассматриваемого открытого конкурса.
Из 43 представленных ответов, 20 организаций сообщили, что не осуществляли деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области, в период проведения рассматриваемого открытого конкурса, или у них отсутствовал достаточный опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ.
Вместе с тем, 23 организации сообщили, что осуществляли в период проведения конрса деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области, на момент проведения аукциона имели необходимых опыт эксплуатации инженерных сете и иных объектов ВКХ. Также, указанными организациями сообщено, что в 2008 году средняя численность работников предприятий составляла от 6 до 248 человек, а конкретно, средняя численность работников, задействованных в работе, связанной с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению составляла от 1,5 до 246 человек.
Таким образом, указанные организации, являющиеся участниками рынка по водоотведению и водоснабжению были лишены возможности принять участие в конкурсе, проводимым ГП КО «Калугаоблводоканал».
Лишь одним хозяйствующим субъектом была подана заявка на участие в данном открытом конкурсе, так как условия рассматриваемого конкурса необоснованно лишили возможности иных хозяйствующих субъектов, за исключением ООО «Калужский областной водоканал», подать заявку и принять участие в конкурсе.
Анализ положений конкурсной документации, предметом которого являлось заключение договоров аренды в отношении имущества закрепленного за ГП КО «Калугаоблводоканал» на праве хозяйственного ведения, условиями которой к участию в конкурсе не допускаются субъекты малого и среднего предпринимательства, а также юридические лица, имеющие штатную численность не менее 500 человек позволяет сделать вывод, что действия ГП КО «Калугаоблводоканал» привели к ограничению, устранению конкуренции.
При рассмотрении дела, представитель ГП КО «Калугаоблводоканал» сообщил, что расчетов и (или) анализа, как и по численности предприятий, расположенных на территории Калужской области, так и по необходимой численности работников предприятия для эффективного использования передаваемого имущества им не проводились. Пояснений по вопросу, в связи, с чем указано, что численность работников предприятия должна быть именно не менее 500 человек ГП КО «Калугаоблводоканал» не представлены.
Исходя из всех вышеизложенных обстоятельств, требования конкурсной документации, предъявляемые к количеству штатной численности участника конкурса привели к тому, что на момент проведения конкурса единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области и имеющим возможность принять участие в конкурсе было ООО «Калужский областной водоканал».
Согласно представленного ответа ГП КО «Калугаоблводоканал» договор аренды № 11/05-2 от 30.06.2009 заключенный с ООО «Калужский областной водоканал» в настоящее время не расторгнут. В связи с чем, руководствуясь положениями части 4 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия приходит к выводу о необходимости обращения в суд с иском о признании недействительным заключенного договора аренды.
Учитывая все изложенные обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать факт нарушения Государственным предприятием Калужской области «Калугаоблводоканал» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал», путем исключения из числа потенциальных участников открытого конкурса субъектов малого и среднего предпринимательства, а также путем включения в конкурсную документацию требования к средней численности работников на предприятии за предшествующий календарный год не менее 500 человек.
2. Обратиться с иском в суд о признании недействительным договора аренды № 11/05-2 от 30.06.2009, заключенного по результатам открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал».
Председатель Комиссии Члены Комиссии: | _____________ _____________ _____________ | /…/ /…/ /…/ |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
stdClass Object
(
[vid] => 6763
[uid] => 5
[title] => Решение по делу №02-26/2012 о нарушении антимонопольного законодательства Государственным предприятием Калужской области «Калугаоблводоканал»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 6763
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1334555430
[changed] => 1370529003
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370529003
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
«29» марта 2012 года г. Калуга
Резолютивная часть решения оглашена «27» марта 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено «29» марта 2012 года.
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…/
в присутствии представителя государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» /…/
рассмотрев дело № 02-26/2012 по признакам нарушения Государственным предприятием Калужской области «Калугаоблводоканал» (местонахождение: ул. С. Щедрина, д. 80, г. Калуга, 248002; ИНН 4027001552; ОГРН 1024001186461) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении требований к численности работников на предприятии, а также в исключении из числа потенциальных участников конкурсов хозяйствующих субъектов, деятельность которых относится к требованиям ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал»,
УСТАНОВИЛА:
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее – Калужское УФАС России) от 10.01.2012 № 1 инспекцией Калужского УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» (местонахождение: ул. С. Щедрина, д. 80, г. Калуга, 248002; ИНН 4027001552; ОГРН 1024001186461) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.
В ходе проведения проверки в действиях проверяемого лица выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении требований к численности работников на предприятии, а также в исключении из числа потенциальных участников конкурсов хозяйствующих субъектов, деятельность которых относится к требованиям ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал».
Учитывая указанные обстоятельства, в отношении Государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» (далее также ГП КО «Калугаоблводоканал») на основании приказа Калужского УФАС России от 07.03.2012 № 62 возбуждено дело № 02-26/2012.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела №02-26/2012 и представленные в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии с действующим законодательством, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
10.04.2009 в печатном издании «Правовой курьер» № 12 опубликовано извещение о проведении открытого конкурса. Объектом торгов, согласно извещения о проведении конкурса, предметом торгов является право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области.), являющееся собственностью Калужской области и закрепленное на праве хозяйственного ведения за ГП КО «Калугаоблводоканал», а именно:
№ п/п | Наименование, адрес объекта, кадастровый номер | запись о регистрации права хозяйственного ведения | Инвентарный номер |
1 | Артезианская скважина, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 136 м. Калужская область, Барятинский район, с. Барятино кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-104 | 14 июля 2008 года №40-40-02/003/2008-108 | 1697 |
2 | Артезианская скважина № 2, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 137 м. Калужская область, Барятинский район, с. Барятино кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-105 | 14 июля 2008 года №40-40-02/003/2008-109 | 1698 |
3 | Артезианская скважина № 3, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 134 м. Калужская область, Барятинский район, с. Барятино кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-106 | 14 июля 2008 года №40-40-02/003/2008-110 | 1699 |
4 | Артезианская скважина № 4, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 136 м. Калужская область, Барятинский район, с. Барятино кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-107 | 14 июля 2008 года №40-40-02/003/2008-111 | 1700 |
Срок, на который будет заключен договор аренды, согласно извещению о проведении открытого конкурса составляет 25 лет. Начальная цена торгов (начальный размер годовой арендной платы) составляет 29 796 рублей в год с учетом НДС.
Пунктом 11 опубликованного извещения о проведении конкурса, установлено следующее: в конкурсе могут принять участие юридические лица, деятельность которых не относится к требованиям ФЗ «О развитии мало и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, а именно:
- Юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке;
- Юридические лица, на имущество которых не наложен арест и (или) экономическая деятельность которых не приостановлена;
- Юридические лица, не имеющие просроченной задолженности по начисленным налогам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за календарный год;
- Юридические лица, имеющие среднюю численность работников за предшествующий календарный год не менее 500 человек;
- Юридические лица, имеющие опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ не менее 2-х (двух) лет.
Аналогичные требования к участникам конкурса отражены в разделе 1 «Общие положения» конкурсной документации (пункт 1.4).
11 мая 2009 года составлен протокол № 1 заседания Комиссии по рассмотрению конкурсных заявок на право заключения договора аренды недвижимого имущества.
В соответствии с протоколом № 2 от 11 мая 2009 года конкурс признан не состоявшимся, в связи с представлением менее 2 заявок на участие в конкурсе. Победителем конкурса признано ООО «Калужский областной водоканал».
На основании указанного протокола между ООО «Калужский областной водоканал» и ГП «Калугаоблводоканал» заключен договор аренды № 11/05-2 от 30.06.2009.
В соответствии с частью 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Частью 4 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) установлено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) до установления предусмотренного частью 4 статьи 17.1 настоящего Федерального закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
ГП КО «Калугаоблводоканал» проводился открытый конкурс, на право заключение договоров аренды в отношении имущества закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, следовательно, их проведении должно было осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения регулируется главой 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Согласно статье 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) конкурсная документация должна содержать, в том числе, условия конкурса; требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса; критерии конкурса и установленные в соответствии с частями 2.2 и 3 статьи 24 указанного Федерального закона параметры критериев конкурса; исчерпывающий перечень документов и материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса (в том числе документов и материалов, подтверждающих: соответствие заявителей требованиям, установленным конкурсной документацией и предъявляемым к участникам конкурса; соответствие заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений требованиям, установленным конкурсной документацией; информацию, содержащуюся в конкурсном предложении), а также иное.
При этом, согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) в качестве критериев конкурса могут устанавливаться:
1) сроки создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения; 2) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда созданный и (или) реконструированный объект концессионного соглашения будет соответствовать установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям; 3) технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения; 4) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 5) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда производство товаров, выполнение работ, оказание услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, будет осуществляться в объеме, установленном концессионным соглашением; 6) размер концессионной платы; 7) предельные цены (тарифы) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.
Согласно позиции ГП КО «Калугаоблводоканал» (исх. от 19.03.2012) установленные требования к участникам конкурса являются законными и не противоречат действующему законодательству, т.к. законом не установлены конкретные критерии, предъявляемые к участникам конкурса. Кроме того, ГП КО «Калугаоблводоканал» указывает на то, что требование о средней численности работников предприятия (не менее 500 человек), а также требование о том, чтобы участник конкурса не являлся субъектом малого и среднего предпринимательства направлены на подтверждение квалификации участников конкурса.
Кроме того, исходя из позиции ГП КО «Калугаоблводоканал» перечень требований к участнику конкурса в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) не является закрытым и устанавливается на усмотрение организатора открытого конкурса.
Данная позиция, подтверждена представителем ГП КО «Калугаоблводоканал» при рассмотрении настоящего дела.
Комиссией Калужского УФАС России данный довод отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) конкурсная документация должна содержать требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса.
Исходя из содержания данного пункта следует, что концессионер должен обладать правовым статусом, позволяющим ему осуществлять соответствующую деятельность, вместе с тем законом не предъявляются требования к численности работников предприятия при выдаче разрешений (лицензий) на какие-либо виды деятельности.
Определение понятия «квалификация» в Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» отсутствует. В соответствии с понятием, которое дается в современном экономическом словаре «квалификация» - профессиональная подготовленность к выполнению конкретных видов работ, определяемые наличием знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.
Требование о наличие штатной численности работников не менее 500 человек, а равно как и исключение из числа потенциальных участников конкурса субъектов малого и среднего предпринимательства не подтверждает квалификацию участника конкурса.
Конкурсной документацией предъявляются требования к общей численности предприятия, а не к квалификации сотрудников предприятия. Кроме того, конкурсной документации уже установлено требование, подтверждающее квалификацию участников конкурса, а именно указанно, что в конкурсе могут принять участие юридические лица, имеющие опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ не менее 2-х (двух) лет
Само по себе требование о наличии штатной численности не менее 500 человек приводит к ограничению и устранению конкуренции, так как возможность принять участие в конкурсе имеют только хозяйствующие субъекты с установленной численностью. Все иные претенденты, имеющие необходимую квалификацию и опыт эксплуатации инженерных сетей и иных объектов ВКХ, но не имеющие указанную численность работников лишаются возможности подать заявку на участие в конкурсе.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Установив при проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды в качестве требования, предъявляемого к участникам конкурса требований, что «в конкурсе могут принять участие юридические лица, деятельность которых не относится к требованиям ФЗ «О развитии мало и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 2009-ФЗ, а также: юридические лица, имеющие среднею численность работников за предшествующий календарный год не менее 500 человек» ГП КО «Калугаоблводоканал» созданы преимущественные условия для участия в конкурсе ограниченного числа хозяйствующих субъектов.
Ограничение конкуренции, а также ее фактическое устранение при проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов недвижимости, находящихся в казне Калужской области и закрепленных за ГП КО «Калугаоблводоканал» на праве хозяйственного ведения подтверждается следующими обстоятельствами.
Калужским УФАС России с целью установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, в адрес хозяйствующих субъектов осуществляющих услуги по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области направлены соответствующие запросы о представлении информации.
Из анализа представленных документов следует, что на территории Калужской области на момент проведения конкурса имелись иные хозяйствующие субъекты осуществляющие деятельность по водоснабжению и водоотведению, которые имели необходимый опыт эксплуатацию инженерных сетей и иных объектов ВКХ, но лишь в силу недостаточной численности предприятия они не могли претендовать на право заключения договора аренды в отношении имущества являющегося предметом рассматриваемого открытого конкурса.
Из 43 представленных ответов, 20 организаций сообщили, что не осуществляли деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области, в период проведения рассматриваемого открытого конкурса, или у них отсутствовал достаточный опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ.
Вместе с тем, 23 организации сообщили, что осуществляли в период проведения конрса деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области, на момент проведения аукциона имели необходимых опыт эксплуатации инженерных сете и иных объектов ВКХ. Также, указанными организациями сообщено, что в 2008 году средняя численность работников предприятий составляла от 6 до 248 человек, а конкретно, средняя численность работников, задействованных в работе, связанной с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению составляла от 1,5 до 246 человек.
Таким образом, указанные организации, являющиеся участниками рынка по водоотведению и водоснабжению были лишены возможности принять участие в конкурсе, проводимым ГП КО «Калугаоблводоканал».
Лишь одним хозяйствующим субъектом была подана заявка на участие в данном открытом конкурсе, так как условия рассматриваемого конкурса необоснованно лишили возможности иных хозяйствующих субъектов, за исключением ООО «Калужский областной водоканал», подать заявку и принять участие в конкурсе.
Анализ положений конкурсной документации, предметом которого являлось заключение договоров аренды в отношении имущества закрепленного за ГП КО «Калугаоблводоканал» на праве хозяйственного ведения, условиями которой к участию в конкурсе не допускаются субъекты малого и среднего предпринимательства, а также юридические лица, имеющие штатную численность не менее 500 человек позволяет сделать вывод, что действия ГП КО «Калугаоблводоканал» привели к ограничению, устранению конкуренции.
При рассмотрении дела, представитель ГП КО «Калугаоблводоканал» сообщил, что расчетов и (или) анализа, как и по численности предприятий, расположенных на территории Калужской области, так и по необходимой численности работников предприятия для эффективного использования передаваемого имущества им не проводились. Пояснений по вопросу, в связи, с чем указано, что численность работников предприятия должна быть именно не менее 500 человек ГП КО «Калугаоблводоканал» не представлены.
Исходя из всех вышеизложенных обстоятельств, требования конкурсной документации, предъявляемые к количеству штатной численности участника конкурса привели к тому, что на момент проведения конкурса единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области и имеющим возможность принять участие в конкурсе было ООО «Калужский областной водоканал».
Согласно представленного ответа ГП КО «Калугаоблводоканал» договор аренды № 11/05-2 от 30.06.2009 заключенный с ООО «Калужский областной водоканал» в настоящее время не расторгнут. В связи с чем, руководствуясь положениями части 4 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия приходит к выводу о необходимости обращения в суд с иском о признании недействительным заключенного договора аренды.
Учитывая все изложенные обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать факт нарушения Государственным предприятием Калужской области «Калугаоблводоканал» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал», путем исключения из числа потенциальных участников открытого конкурса субъектов малого и среднего предпринимательства, а также путем включения в конкурсную документацию требования к средней численности работников на предприятии за предшествующий календарный год не менее 500 человек.
2. Обратиться с иском в суд о признании недействительным договора аренды № 11/05-2 от 30.06.2009, заключенного по результатам открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал».
Председатель Комиссии Члены Комиссии: | _____________ _____________ _____________ | /…/ /…/ /…/ |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
«29» марта 2012 года г. Калуга
Резолютивная часть решения оглашена «27» марта 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено «29» марта 2012 года.
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…/
в присутствии представителя государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» /…/
рассмотрев дело № 02-26/2012 по признакам нарушения Государственным предприятием Калужской области «Калугаоблводоканал» (местонахождение: ул. С. Щедрина, д. 80, г. Калуга, 248002; ИНН 4027001552; ОГРН 1024001186461) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении требований к численности работников на предприятии, а также в исключении из числа потенциальных участников конкурсов хозяйствующих субъектов, деятельность которых относится к требованиям ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал»,
УСТАНОВИЛА:
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее – Калужское УФАС России) от 10.01.2012 № 1 инспекцией Калужского УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» (местонахождение: ул. С. Щедрина, д. 80, г. Калуга, 248002; ИНН 4027001552; ОГРН 1024001186461) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.
В ходе проведения проверки в действиях проверяемого лица выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении требований к численности работников на предприятии, а также в исключении из числа потенциальных участников конкурсов хозяйствующих субъектов, деятельность которых относится к требованиям ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал».
Учитывая указанные обстоятельства, в отношении Государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» (далее также ГП КО «Калугаоблводоканал») на основании приказа Калужского УФАС России от 07.03.2012 № 62 возбуждено дело № 02-26/2012.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела №02-26/2012 и представленные в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии с действующим законодательством, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
10.04.2009 в печатном издании «Правовой курьер» № 12 опубликовано извещение о проведении открытого конкурса. Объектом торгов, согласно извещения о проведении конкурса, предметом торгов является право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области.), являющееся собственностью Калужской области и закрепленное на праве хозяйственного ведения за ГП КО «Калугаоблводоканал», а именно:
№ п/п
|
Наименование, адрес объекта, кадастровый номер
|
запись о регистрации права хозяйственного ведения
|
Инвентарный номер
|
1
|
Артезианская скважина, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 136 м.
Калужская область, Барятинский район, с. Барятино
кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-104
|
14 июля 2008 года
№40-40-02/003/2008-108
|
1697
|
2
|
Артезианская скважина № 2, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 137 м.
Калужская область, Барятинский район, с. Барятино
кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-105
|
14 июля 2008 года
№40-40-02/003/2008-109
|
1698
|
3
|
Артезианская скважина № 3, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 134 м.
Калужская область, Барятинский район, с. Барятино
кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-106
|
14 июля 2008 года
№40-40-02/003/2008-110
|
1699
|
4
|
Артезианская скважина № 4, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 136 м.
Калужская область, Барятинский район, с. Барятино
кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-107
|
14 июля 2008 года
№40-40-02/003/2008-111
|
1700
|
Срок, на который будет заключен договор аренды, согласно извещению о проведении открытого конкурса составляет 25 лет. Начальная цена торгов (начальный размер годовой арендной платы) составляет 29 796 рублей в год с учетом НДС.
Пунктом 11 опубликованного извещения о проведении конкурса, установлено следующее: в конкурсе могут принять участие юридические лица, деятельность которых не относится к требованиям ФЗ «О развитии мало и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, а именно:
- Юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке;
- Юридические лица, на имущество которых не наложен арест и (или) экономическая деятельность которых не приостановлена;
- Юридические лица, не имеющие просроченной задолженности по начисленным налогам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за календарный год;
- Юридические лица, имеющие среднюю численность работников за предшествующий календарный год не менее 500 человек;
- Юридические лица, имеющие опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ не менее 2-х (двух) лет.
Аналогичные требования к участникам конкурса отражены в разделе 1 «Общие положения» конкурсной документации (пункт 1.4).
11 мая 2009 года составлен протокол № 1 заседания Комиссии по рассмотрению конкурсных заявок на право заключения договора аренды недвижимого имущества.
В соответствии с протоколом № 2 от 11 мая 2009 года конкурс признан не состоявшимся, в связи с представлением менее 2 заявок на участие в конкурсе. Победителем конкурса признано ООО «Калужский областной водоканал».
На основании указанного протокола между ООО «Калужский областной водоканал» и ГП «Калугаоблводоканал» заключен договор аренды № 11/05-2 от 30.06.2009.
В соответствии с частью 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Частью 4 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) установлено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) до установления предусмотренного частью 4 статьи 17.1 настоящего Федерального закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
ГП КО «Калугаоблводоканал» проводился открытый конкурс, на право заключение договоров аренды в отношении имущества закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, следовательно, их проведении должно было осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения регулируется главой 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Согласно статье 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) конкурсная документация должна содержать, в том числе, условия конкурса; требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса; критерии конкурса и установленные в соответствии с частями 2.2 и 3 статьи 24 указанного Федерального закона параметры критериев конкурса; исчерпывающий перечень документов и материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса (в том числе документов и материалов, подтверждающих: соответствие заявителей требованиям, установленным конкурсной документацией и предъявляемым к участникам конкурса; соответствие заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений требованиям, установленным конкурсной документацией; информацию, содержащуюся в конкурсном предложении), а также иное.
При этом, согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) в качестве критериев конкурса могут устанавливаться:
1) сроки создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения; 2) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда созданный и (или) реконструированный объект концессионного соглашения будет соответствовать установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям; 3) технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения; 4) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 5) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда производство товаров, выполнение работ, оказание услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, будет осуществляться в объеме, установленном концессионным соглашением; 6) размер концессионной платы; 7) предельные цены (тарифы) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.
Согласно позиции ГП КО «Калугаоблводоканал» (исх. от 19.03.2012) установленные требования к участникам конкурса являются законными и не противоречат действующему законодательству, т.к. законом не установлены конкретные критерии, предъявляемые к участникам конкурса. Кроме того, ГП КО «Калугаоблводоканал» указывает на то, что требование о средней численности работников предприятия (не менее 500 человек), а также требование о том, чтобы участник конкурса не являлся субъектом малого и среднего предпринимательства направлены на подтверждение квалификации участников конкурса.
Кроме того, исходя из позиции ГП КО «Калугаоблводоканал» перечень требований к участнику конкурса в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) не является закрытым и устанавливается на усмотрение организатора открытого конкурса.
Данная позиция, подтверждена представителем ГП КО «Калугаоблводоканал» при рассмотрении настоящего дела.
Комиссией Калужского УФАС России данный довод отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) конкурсная документация должна содержать требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса.
Исходя из содержания данного пункта следует, что концессионер должен обладать правовым статусом, позволяющим ему осуществлять соответствующую деятельность, вместе с тем законом не предъявляются требования к численности работников предприятия при выдаче разрешений (лицензий) на какие-либо виды деятельности.
Определение понятия «квалификация» в Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» отсутствует. В соответствии с понятием, которое дается в современном экономическом словаре «квалификация» - профессиональная подготовленность к выполнению конкретных видов работ, определяемые наличием знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.
Требование о наличие штатной численности работников не менее 500 человек, а равно как и исключение из числа потенциальных участников конкурса субъектов малого и среднего предпринимательства не подтверждает квалификацию участника конкурса.
Конкурсной документацией предъявляются требования к общей численности предприятия, а не к квалификации сотрудников предприятия. Кроме того, конкурсной документации уже установлено требование, подтверждающее квалификацию участников конкурса, а именно указанно, что в конкурсе могут принять участие юридические лица, имеющие опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ не менее 2-х (двух) лет
Само по себе требование о наличии штатной численности не менее 500 человек приводит к ограничению и устранению конкуренции, так как возможность принять участие в конкурсе имеют только хозяйствующие субъекты с установленной численностью. Все иные претенденты, имеющие необходимую квалификацию и опыт эксплуатации инженерных сетей и иных объектов ВКХ, но не имеющие указанную численность работников лишаются возможности подать заявку на участие в конкурсе.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Установив при проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды в качестве требования, предъявляемого к участникам конкурса требований, что «в конкурсе могут принять участие юридические лица, деятельность которых не относится к требованиям ФЗ «О развитии мало и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 2009-ФЗ, а также: юридические лица, имеющие среднею численность работников за предшествующий календарный год не менее 500 человек» ГП КО «Калугаоблводоканал» созданы преимущественные условия для участия в конкурсе ограниченного числа хозяйствующих субъектов.
Ограничение конкуренции, а также ее фактическое устранение при проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов недвижимости, находящихся в казне Калужской области и закрепленных за ГП КО «Калугаоблводоканал» на праве хозяйственного ведения подтверждается следующими обстоятельствами.
Калужским УФАС России с целью установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, в адрес хозяйствующих субъектов осуществляющих услуги по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области направлены соответствующие запросы о представлении информации.
Из анализа представленных документов следует, что на территории Калужской области на момент проведения конкурса имелись иные хозяйствующие субъекты осуществляющие деятельность по водоснабжению и водоотведению, которые имели необходимый опыт эксплуатацию инженерных сетей и иных объектов ВКХ, но лишь в силу недостаточной численности предприятия они не могли претендовать на право заключения договора аренды в отношении имущества являющегося предметом рассматриваемого открытого конкурса.
Из 43 представленных ответов, 20 организаций сообщили, что не осуществляли деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области, в период проведения рассматриваемого открытого конкурса, или у них отсутствовал достаточный опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ.
Вместе с тем, 23 организации сообщили, что осуществляли в период проведения конрса деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области, на момент проведения аукциона имели необходимых опыт эксплуатации инженерных сете и иных объектов ВКХ. Также, указанными организациями сообщено, что в 2008 году средняя численность работников предприятий составляла от 6 до 248 человек, а конкретно, средняя численность работников, задействованных в работе, связанной с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению составляла от 1,5 до 246 человек.
Таким образом, указанные организации, являющиеся участниками рынка по водоотведению и водоснабжению были лишены возможности принять участие в конкурсе, проводимым ГП КО «Калугаоблводоканал».
Лишь одним хозяйствующим субъектом была подана заявка на участие в данном открытом конкурсе, так как условия рассматриваемого конкурса необоснованно лишили возможности иных хозяйствующих субъектов, за исключением ООО «Калужский областной водоканал», подать заявку и принять участие в конкурсе.
Анализ положений конкурсной документации, предметом которого являлось заключение договоров аренды в отношении имущества закрепленного за ГП КО «Калугаоблводоканал» на праве хозяйственного ведения, условиями которой к участию в конкурсе не допускаются субъекты малого и среднего предпринимательства, а также юридические лица, имеющие штатную численность не менее 500 человек позволяет сделать вывод, что действия ГП КО «Калугаоблводоканал» привели к ограничению, устранению конкуренции.
При рассмотрении дела, представитель ГП КО «Калугаоблводоканал» сообщил, что расчетов и (или) анализа, как и по численности предприятий, расположенных на территории Калужской области, так и по необходимой численности работников предприятия для эффективного использования передаваемого имущества им не проводились. Пояснений по вопросу, в связи, с чем указано, что численность работников предприятия должна быть именно не менее 500 человек ГП КО «Калугаоблводоканал» не представлены.
Исходя из всех вышеизложенных обстоятельств, требования конкурсной документации, предъявляемые к количеству штатной численности участника конкурса привели к тому, что на момент проведения конкурса единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области и имеющим возможность принять участие в конкурсе было ООО «Калужский областной водоканал».
Согласно представленного ответа ГП КО «Калугаоблводоканал» договор аренды № 11/05-2 от 30.06.2009 заключенный с ООО «Калужский областной водоканал» в настоящее время не расторгнут. В связи с чем, руководствуясь положениями части 4 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия приходит к выводу о необходимости обращения в суд с иском о признании недействительным заключенного договора аренды.
Учитывая все изложенные обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать факт нарушения Государственным предприятием Калужской области «Калугаоблводоканал» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал», путем исключения из числа потенциальных участников открытого конкурса субъектов малого и среднего предпринимательства, а также путем включения в конкурсную документацию требования к средней численности работников на предприятии за предшествующий календарный год не менее 500 человек.
2. Обратиться с иском в суд о признании недействительным договора аренды № 11/05-2 от 30.06.2009, заключенного по результатам открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал».
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
|
_____________
_____________
_____________
|
/…/
/…/
/…/
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 02-26/2012
[format] =>
[safe_value] => 02-26/2012
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 38
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 38
[vid] => 6
[name] => Контроль проведения торгов
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-03-29 05:48:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-03-29 05:48:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1334555430
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Калужское УФАС России
)