Решение по делу №02-26/2012 о нарушении антимонопольного законодательства Государственным предприятием Калужской области «Калугаоблводоканал»

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: 02-26/2012
Дата публикации: 29 марта 2012, 09:48

РЕШЕНИЕ

«29» марта 2012 года                                                                                                                                                                                                                            г. Калуга

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» марта  2012 года.
В полном объеме решение изготовлено «29» марта 2012 года.

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…/

в присутствии представителя государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» /…/

рассмотрев дело № 02-26/2012 по признакам нарушения Государственным предприятием Калужской области «Калугаоблводоканал» (местонахождение: ул. С. Щедрина, д. 80, г. Калуга, 248002; ИНН 4027001552; ОГРН 1024001186461) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении требований к численности работников на предприятии, а также в исключении из числа потенциальных участников конкурсов хозяйствующих субъектов, деятельность которых относится к требованиям ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал»,        

УСТАНОВИЛА:

 

На основании  приказа  Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее – Калужское УФАС России) от 10.01.2012 № 1  инспекцией Калужского УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» (местонахождение: ул. С. Щедрина, д. 80, г. Калуга, 248002; ИНН 4027001552; ОГРН 1024001186461) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.

В ходе проведения проверки в действиях проверяемого лица выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   выразившегося в установлении требований к численности работников на предприятии, а также в исключении из числа потенциальных участников конкурсов хозяйствующих субъектов, деятельность которых относится к требованиям ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал».

Учитывая указанные обстоятельства, в отношении Государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» (далее также ГП КО «Калугаоблводоканал») на основании приказа Калужского УФАС России от 07.03.2012 № 62 возбуждено дело № 02-26/2012.

Полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела №02-26/2012 и представленные в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии с действующим законодательством, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.

10.04.2009 в печатном издании «Правовой курьер» № 12  опубликовано извещение о проведении открытого конкурса. Объектом торгов, согласно извещения о проведении конкурса, предметом торгов является право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области.), являющееся собственностью Калужской области и закрепленное на праве хозяйственного ведения за ГП КО «Калугаоблводоканал», а именно:

№ п/п

Наименование, адрес объекта, кадастровый номер

запись о регистрации права хозяйственного ведения

Инвентарный номер

1

Артезианская скважина, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина  136 м.

Калужская область, Барятинский район, с. Барятино

 

кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-104

14 июля 2008 года

№40-40-02/003/2008-108

1697

2

Артезианская скважина № 2, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 137 м.

Калужская область, Барятинский район, с. Барятино

 

кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-105

14 июля 2008 года

№40-40-02/003/2008-109

1698

3

Артезианская скважина № 3, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 134 м.

Калужская область, Барятинский район, с. Барятино

 

кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-106

14 июля 2008 года

№40-40-02/003/2008-110

1699

4

Артезианская скважина № 4, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 136 м.

Калужская область, Барятинский район, с. Барятино

 

кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-107

14 июля 2008 года

№40-40-02/003/2008-111

1700

 Срок, на который будет заключен договор аренды, согласно извещению о проведении открытого конкурса составляет 25 лет. Начальная цена  торгов (начальный размер годовой арендной платы) составляет 29 796 рублей в год с учетом НДС.

            Пунктом 11 опубликованного извещения о проведении конкурса, установлено следующее: в конкурсе могут принять участие юридические лица, деятельность которых не относится к требованиям ФЗ «О развитии мало и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, а именно:

             - Юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке;

            - Юридические лица, на имущество которых не наложен арест и (или) экономическая деятельность которых не приостановлена;

            - Юридические лица, не имеющие просроченной задолженности по начисленным налогам и иным обязательным  платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за календарный год;

- Юридические лица, имеющие среднюю численность работников за предшествующий календарный год не менее 500 человек;

- Юридические лица, имеющие опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ не менее 2-х (двух) лет.

Аналогичные требования к участникам конкурса отражены в разделе 1 «Общие положения» конкурсной документации (пункт 1.4).

11 мая 2009 года составлен протокол № 1 заседания Комиссии по рассмотрению конкурсных заявок на право заключения договора аренды недвижимого имущества.

В соответствии с протоколом № 2 от 11 мая 2009 года конкурс признан не состоявшимся, в связи с представлением менее 2 заявок на участие в конкурсе. Победителем конкурса признано ООО «Калужский областной водоканал».

На основании указанного протокола между ООО «Калужский областной водоканал» и ГП «Калугаоблводоканал» заключен договор аренды № 11/05-2 от 30.06.2009.

В соответствии  с частью 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Частью 4 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) установлено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии  с частью 3 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) до установления предусмотренного частью 4 статьи 17.1 настоящего Федерального закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

ГП КО «Калугаоблводоканал» проводился открытый конкурс, на право заключение договоров аренды в отношении имущества закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, следовательно, их проведении должно было осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения регулируется главой 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Согласно статье 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) конкурсная документация должна содержать, в том числе, условия конкурса; требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса; критерии конкурса и установленные в соответствии с частями 2.2 и 3 статьи 24 указанного Федерального закона параметры критериев конкурса; исчерпывающий перечень документов и материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса (в том числе документов и материалов, подтверждающих: соответствие заявителей требованиям, установленным конкурсной документацией и предъявляемым к участникам конкурса; соответствие заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений требованиям, установленным конкурсной документацией; информацию, содержащуюся в конкурсном предложении), а также иное.

При этом, согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) в качестве критериев конкурса могут устанавливаться:

1) сроки создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения; 2) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда созданный и (или) реконструированный объект концессионного соглашения будет соответствовать установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям; 3) технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения; 4) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 5) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда производство товаров, выполнение работ, оказание услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, будет осуществляться в объеме, установленном концессионным соглашением; 6) размер концессионной платы; 7) предельные цены (тарифы) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

         Согласно позиции ГП КО «Калугаоблводоканал» (исх. от 19.03.2012) установленные требования  к участникам конкурса являются законными и не противоречат действующему законодательству, т.к. законом не установлены конкретные критерии, предъявляемые к участникам конкурса. Кроме того, ГП КО «Калугаоблводоканал» указывает на то, что требование о средней численности работников предприятия (не менее 500 человек), а также требование о том, чтобы участник конкурса не являлся субъектом малого и среднего предпринимательства направлены на подтверждение квалификации участников конкурса.

Кроме того, исходя из позиции ГП КО «Калугаоблводоканал» перечень требований к участнику конкурса  в соответствии с  пунктом 3 части 1 статьи 23   Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) не является закрытым и устанавливается на усмотрение организатора открытого конкурса.

            Данная позиция, подтверждена представителем ГП КО «Калугаоблводоканал» при рассмотрении настоящего дела.

Комиссией Калужского УФАС России данный довод отклоняется ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) конкурсная документация должна содержать требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса.

Исходя из содержания данного пункта следует, что концессионер должен обладать правовым статусом, позволяющим ему осуществлять соответствующую деятельность, вместе с тем законом не предъявляются требования к численности работников предприятия при выдаче разрешений (лицензий) на какие-либо виды деятельности.

Определение понятия «квалификация» в Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» отсутствует. В соответствии с понятием, которое дается в современном экономическом словаре «квалификация» - профессиональная  подготовленность к выполнению конкретных видов работ, определяемые наличием знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.

Требование о наличие  штатной численности работников не менее 500 человек, а равно как и исключение из числа потенциальных участников конкурса субъектов малого и среднего предпринимательства не подтверждает квалификацию участника конкурса.

Конкурсной документацией предъявляются требования к общей численности предприятия, а не к квалификации сотрудников предприятия. Кроме того, конкурсной документации уже установлено требование, подтверждающее квалификацию участников конкурса, а именно указанно, что в конкурсе могут принять участие юридические лица, имеющие опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ не менее 2-х (двух) лет

            Само по себе требование о  наличии штатной численности не менее 500 человек приводит к ограничению и устранению конкуренции, так как  возможность  принять участие в конкурсе имеют только хозяйствующие субъекты с установленной численностью.  Все иные претенденты, имеющие необходимую квалификацию и опыт эксплуатации инженерных сетей и иных объектов ВКХ, но не имеющие указанную численность работников лишаются возможности подать заявку на участие в конкурсе.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) установлено, что  при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Установив при проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды  в качестве требования, предъявляемого к участникам конкурса требований, что «в конкурсе могут принять участие юридические лица, деятельность которых не относится к требованиям ФЗ «О развитии мало и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 2009-ФЗ, а также: юридические лица, имеющие среднею численность работников за предшествующий календарный год не менее 500 человек» ГП КО «Калугаоблводоканал»   созданы преимущественные условия для участия в конкурсе ограниченного числа хозяйствующих субъектов.

Ограничение конкуренции, а также ее фактическое устранение при проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов недвижимости, находящихся в казне Калужской области и закрепленных за ГП КО «Калугаоблводоканал» на праве хозяйственного ведения подтверждается следующими обстоятельствами.

Калужским УФАС России с целью установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, в адрес хозяйствующих субъектов осуществляющих услуги по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области направлены соответствующие запросы о представлении информации.

Из анализа представленных документов следует, что на территории Калужской области на момент проведения конкурса имелись иные хозяйствующие субъекты осуществляющие деятельность по водоснабжению и водоотведению, которые имели необходимый опыт эксплуатацию инженерных сетей и иных объектов ВКХ, но лишь в силу недостаточной численности предприятия они не могли претендовать на право заключения договора аренды в отношении имущества являющегося предметом рассматриваемого открытого конкурса.

Из 43 представленных ответов, 20 организаций сообщили, что не осуществляли деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области, в период проведения рассматриваемого открытого конкурса, или у них отсутствовал достаточный опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ.

Вместе с тем,  23 организации сообщили, что осуществляли в период проведения конрса деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области, на момент проведения аукциона имели необходимых опыт эксплуатации инженерных сете и иных объектов ВКХ. Также, указанными организациями сообщено, что в 2008 году средняя численность работников предприятий составляла от 6 до 248 человек, а конкретно, средняя численность работников, задействованных в работе, связанной с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению составляла от 1,5 до 246 человек. 

Таким образом, указанные организации, являющиеся участниками рынка по водоотведению и водоснабжению были лишены возможности принять участие в конкурсе, проводимым ГП КО «Калугаоблводоканал».

Лишь одним хозяйствующим субъектом была подана заявка на участие в данном открытом конкурсе, так как условия рассматриваемого конкурса необоснованно лишили возможности иных хозяйствующих субъектов, за исключением ООО «Калужский областной водоканал», подать заявку и принять участие в конкурсе.

Анализ положений конкурсной документации, предметом которого являлось заключение договоров аренды в отношении имущества закрепленного за ГП КО «Калугаоблводоканал» на праве хозяйственного ведения, условиями которой к участию в конкурсе не допускаются субъекты малого и среднего предпринимательства, а также юридические лица, имеющие штатную численность не менее 500 человек позволяет сделать вывод, что действия ГП КО  «Калугаоблводоканал» привели к ограничению, устранению конкуренции.

При рассмотрении дела, представитель ГП КО «Калугаоблводоканал» сообщил, что   расчетов и (или) анализа, как и по численности предприятий, расположенных на территории Калужской области, так и по необходимой численности работников предприятия для эффективного использования передаваемого имущества им не проводились. Пояснений по вопросу, в связи, с чем указано, что численность работников предприятия должна быть именно не менее 500 человек ГП КО «Калугаоблводоканал» не представлены.

            Исходя из всех вышеизложенных обстоятельств, требования конкурсной документации, предъявляемые к количеству штатной численности участника конкурса привели к тому, что на момент проведения конкурса единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории  Калужской области и имеющим возможность принять участие в конкурсе было ООО «Калужский областной водоканал».

            Согласно представленного ответа ГП КО «Калугаоблводоканал» договор аренды № 11/05-2 от 30.06.2009 заключенный с ООО «Калужский областной водоканал» в настоящее время не расторгнут. В связи с чем, руководствуясь положениями части 4 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия приходит к выводу о необходимости обращения в суд с иском о признании недействительным заключенного договора аренды.

            Учитывая все изложенные обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения Государственным предприятием Калужской области «Калугаоблводоканал» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции при проведении открытого конкурса  на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал»,  путем исключения из числа потенциальных участников открытого конкурса субъектов малого и среднего предпринимательства, а также путем включения в конкурсную документацию требования к средней численности работников на предприятии за предшествующий календарный год не менее 500 человек. 

            2. Обратиться с иском в суд о признании недействительным договора аренды № 11/05-2 от 30.06.2009, заключенного по результатам открытого конкурса  на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал».

 

      Председатель Комиссии                

    

      Члены Комиссии:                           

 

 

 

          _____________

 

_____________

 

          _____________

 

/…/

 

/…/

 

/…/

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 6763 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №02-26/2012 о нарушении антимонопольного законодательства Государственным предприятием Калужской области «Калугаоблводоканал» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6763 [type] => solution [language] => ru [created] => 1334555430 [changed] => 1370529003 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529003 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

«29» марта 2012 года                                                                                                                                                                                                                            г. Калуга

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» марта  2012 года.
В полном объеме решение изготовлено «29» марта 2012 года.

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…/

в присутствии представителя государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» /…/

рассмотрев дело № 02-26/2012 по признакам нарушения Государственным предприятием Калужской области «Калугаоблводоканал» (местонахождение: ул. С. Щедрина, д. 80, г. Калуга, 248002; ИНН 4027001552; ОГРН 1024001186461) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении требований к численности работников на предприятии, а также в исключении из числа потенциальных участников конкурсов хозяйствующих субъектов, деятельность которых относится к требованиям ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал»,        

УСТАНОВИЛА:

 

На основании  приказа  Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее – Калужское УФАС России) от 10.01.2012 № 1  инспекцией Калужского УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» (местонахождение: ул. С. Щедрина, д. 80, г. Калуга, 248002; ИНН 4027001552; ОГРН 1024001186461) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.

В ходе проведения проверки в действиях проверяемого лица выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   выразившегося в установлении требований к численности работников на предприятии, а также в исключении из числа потенциальных участников конкурсов хозяйствующих субъектов, деятельность которых относится к требованиям ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал».

Учитывая указанные обстоятельства, в отношении Государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» (далее также ГП КО «Калугаоблводоканал») на основании приказа Калужского УФАС России от 07.03.2012 № 62 возбуждено дело № 02-26/2012.

Полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела №02-26/2012 и представленные в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии с действующим законодательством, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.

10.04.2009 в печатном издании «Правовой курьер» № 12  опубликовано извещение о проведении открытого конкурса. Объектом торгов, согласно извещения о проведении конкурса, предметом торгов является право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области.), являющееся собственностью Калужской области и закрепленное на праве хозяйственного ведения за ГП КО «Калугаоблводоканал», а именно:

№ п/п

Наименование, адрес объекта, кадастровый номер

запись о регистрации права хозяйственного ведения

Инвентарный номер

1

Артезианская скважина, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина  136 м.

Калужская область, Барятинский район, с. Барятино

 

кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-104

14 июля 2008 года

№40-40-02/003/2008-108

1697

2

Артезианская скважина № 2, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 137 м.

Калужская область, Барятинский район, с. Барятино

 

кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-105

14 июля 2008 года

№40-40-02/003/2008-109

1698

3

Артезианская скважина № 3, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 134 м.

Калужская область, Барятинский район, с. Барятино

 

кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-106

14 июля 2008 года

№40-40-02/003/2008-110

1699

4

Артезианская скважина № 4, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 136 м.

Калужская область, Барятинский район, с. Барятино

 

кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-107

14 июля 2008 года

№40-40-02/003/2008-111

1700

 Срок, на который будет заключен договор аренды, согласно извещению о проведении открытого конкурса составляет 25 лет. Начальная цена  торгов (начальный размер годовой арендной платы) составляет 29 796 рублей в год с учетом НДС.

            Пунктом 11 опубликованного извещения о проведении конкурса, установлено следующее: в конкурсе могут принять участие юридические лица, деятельность которых не относится к требованиям ФЗ «О развитии мало и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, а именно:

             - Юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке;

            - Юридические лица, на имущество которых не наложен арест и (или) экономическая деятельность которых не приостановлена;

            - Юридические лица, не имеющие просроченной задолженности по начисленным налогам и иным обязательным  платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за календарный год;

- Юридические лица, имеющие среднюю численность работников за предшествующий календарный год не менее 500 человек;

- Юридические лица, имеющие опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ не менее 2-х (двух) лет.

Аналогичные требования к участникам конкурса отражены в разделе 1 «Общие положения» конкурсной документации (пункт 1.4).

11 мая 2009 года составлен протокол № 1 заседания Комиссии по рассмотрению конкурсных заявок на право заключения договора аренды недвижимого имущества.

В соответствии с протоколом № 2 от 11 мая 2009 года конкурс признан не состоявшимся, в связи с представлением менее 2 заявок на участие в конкурсе. Победителем конкурса признано ООО «Калужский областной водоканал».

На основании указанного протокола между ООО «Калужский областной водоканал» и ГП «Калугаоблводоканал» заключен договор аренды № 11/05-2 от 30.06.2009.

В соответствии  с частью 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Частью 4 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) установлено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии  с частью 3 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) до установления предусмотренного частью 4 статьи 17.1 настоящего Федерального закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

ГП КО «Калугаоблводоканал» проводился открытый конкурс, на право заключение договоров аренды в отношении имущества закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, следовательно, их проведении должно было осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения регулируется главой 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Согласно статье 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) конкурсная документация должна содержать, в том числе, условия конкурса; требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса; критерии конкурса и установленные в соответствии с частями 2.2 и 3 статьи 24 указанного Федерального закона параметры критериев конкурса; исчерпывающий перечень документов и материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса (в том числе документов и материалов, подтверждающих: соответствие заявителей требованиям, установленным конкурсной документацией и предъявляемым к участникам конкурса; соответствие заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений требованиям, установленным конкурсной документацией; информацию, содержащуюся в конкурсном предложении), а также иное.

При этом, согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) в качестве критериев конкурса могут устанавливаться:

1) сроки создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения; 2) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда созданный и (или) реконструированный объект концессионного соглашения будет соответствовать установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям; 3) технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения; 4) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 5) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда производство товаров, выполнение работ, оказание услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, будет осуществляться в объеме, установленном концессионным соглашением; 6) размер концессионной платы; 7) предельные цены (тарифы) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

         Согласно позиции ГП КО «Калугаоблводоканал» (исх. от 19.03.2012) установленные требования  к участникам конкурса являются законными и не противоречат действующему законодательству, т.к. законом не установлены конкретные критерии, предъявляемые к участникам конкурса. Кроме того, ГП КО «Калугаоблводоканал» указывает на то, что требование о средней численности работников предприятия (не менее 500 человек), а также требование о том, чтобы участник конкурса не являлся субъектом малого и среднего предпринимательства направлены на подтверждение квалификации участников конкурса.

Кроме того, исходя из позиции ГП КО «Калугаоблводоканал» перечень требований к участнику конкурса  в соответствии с  пунктом 3 части 1 статьи 23   Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) не является закрытым и устанавливается на усмотрение организатора открытого конкурса.

            Данная позиция, подтверждена представителем ГП КО «Калугаоблводоканал» при рассмотрении настоящего дела.

Комиссией Калужского УФАС России данный довод отклоняется ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) конкурсная документация должна содержать требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса.

Исходя из содержания данного пункта следует, что концессионер должен обладать правовым статусом, позволяющим ему осуществлять соответствующую деятельность, вместе с тем законом не предъявляются требования к численности работников предприятия при выдаче разрешений (лицензий) на какие-либо виды деятельности.

Определение понятия «квалификация» в Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» отсутствует. В соответствии с понятием, которое дается в современном экономическом словаре «квалификация» - профессиональная  подготовленность к выполнению конкретных видов работ, определяемые наличием знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.

Требование о наличие  штатной численности работников не менее 500 человек, а равно как и исключение из числа потенциальных участников конкурса субъектов малого и среднего предпринимательства не подтверждает квалификацию участника конкурса.

Конкурсной документацией предъявляются требования к общей численности предприятия, а не к квалификации сотрудников предприятия. Кроме того, конкурсной документации уже установлено требование, подтверждающее квалификацию участников конкурса, а именно указанно, что в конкурсе могут принять участие юридические лица, имеющие опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ не менее 2-х (двух) лет

            Само по себе требование о  наличии штатной численности не менее 500 человек приводит к ограничению и устранению конкуренции, так как  возможность  принять участие в конкурсе имеют только хозяйствующие субъекты с установленной численностью.  Все иные претенденты, имеющие необходимую квалификацию и опыт эксплуатации инженерных сетей и иных объектов ВКХ, но не имеющие указанную численность работников лишаются возможности подать заявку на участие в конкурсе.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) установлено, что  при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Установив при проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды  в качестве требования, предъявляемого к участникам конкурса требований, что «в конкурсе могут принять участие юридические лица, деятельность которых не относится к требованиям ФЗ «О развитии мало и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 2009-ФЗ, а также: юридические лица, имеющие среднею численность работников за предшествующий календарный год не менее 500 человек» ГП КО «Калугаоблводоканал»   созданы преимущественные условия для участия в конкурсе ограниченного числа хозяйствующих субъектов.

Ограничение конкуренции, а также ее фактическое устранение при проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов недвижимости, находящихся в казне Калужской области и закрепленных за ГП КО «Калугаоблводоканал» на праве хозяйственного ведения подтверждается следующими обстоятельствами.

Калужским УФАС России с целью установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, в адрес хозяйствующих субъектов осуществляющих услуги по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области направлены соответствующие запросы о представлении информации.

Из анализа представленных документов следует, что на территории Калужской области на момент проведения конкурса имелись иные хозяйствующие субъекты осуществляющие деятельность по водоснабжению и водоотведению, которые имели необходимый опыт эксплуатацию инженерных сетей и иных объектов ВКХ, но лишь в силу недостаточной численности предприятия они не могли претендовать на право заключения договора аренды в отношении имущества являющегося предметом рассматриваемого открытого конкурса.

Из 43 представленных ответов, 20 организаций сообщили, что не осуществляли деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области, в период проведения рассматриваемого открытого конкурса, или у них отсутствовал достаточный опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ.

Вместе с тем,  23 организации сообщили, что осуществляли в период проведения конрса деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области, на момент проведения аукциона имели необходимых опыт эксплуатации инженерных сете и иных объектов ВКХ. Также, указанными организациями сообщено, что в 2008 году средняя численность работников предприятий составляла от 6 до 248 человек, а конкретно, средняя численность работников, задействованных в работе, связанной с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению составляла от 1,5 до 246 человек. 

Таким образом, указанные организации, являющиеся участниками рынка по водоотведению и водоснабжению были лишены возможности принять участие в конкурсе, проводимым ГП КО «Калугаоблводоканал».

Лишь одним хозяйствующим субъектом была подана заявка на участие в данном открытом конкурсе, так как условия рассматриваемого конкурса необоснованно лишили возможности иных хозяйствующих субъектов, за исключением ООО «Калужский областной водоканал», подать заявку и принять участие в конкурсе.

Анализ положений конкурсной документации, предметом которого являлось заключение договоров аренды в отношении имущества закрепленного за ГП КО «Калугаоблводоканал» на праве хозяйственного ведения, условиями которой к участию в конкурсе не допускаются субъекты малого и среднего предпринимательства, а также юридические лица, имеющие штатную численность не менее 500 человек позволяет сделать вывод, что действия ГП КО  «Калугаоблводоканал» привели к ограничению, устранению конкуренции.

При рассмотрении дела, представитель ГП КО «Калугаоблводоканал» сообщил, что   расчетов и (или) анализа, как и по численности предприятий, расположенных на территории Калужской области, так и по необходимой численности работников предприятия для эффективного использования передаваемого имущества им не проводились. Пояснений по вопросу, в связи, с чем указано, что численность работников предприятия должна быть именно не менее 500 человек ГП КО «Калугаоблводоканал» не представлены.

            Исходя из всех вышеизложенных обстоятельств, требования конкурсной документации, предъявляемые к количеству штатной численности участника конкурса привели к тому, что на момент проведения конкурса единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории  Калужской области и имеющим возможность принять участие в конкурсе было ООО «Калужский областной водоканал».

            Согласно представленного ответа ГП КО «Калугаоблводоканал» договор аренды № 11/05-2 от 30.06.2009 заключенный с ООО «Калужский областной водоканал» в настоящее время не расторгнут. В связи с чем, руководствуясь положениями части 4 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия приходит к выводу о необходимости обращения в суд с иском о признании недействительным заключенного договора аренды.

            Учитывая все изложенные обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения Государственным предприятием Калужской области «Калугаоблводоканал» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции при проведении открытого конкурса  на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал»,  путем исключения из числа потенциальных участников открытого конкурса субъектов малого и среднего предпринимательства, а также путем включения в конкурсную документацию требования к средней численности работников на предприятии за предшествующий календарный год не менее 500 человек. 

            2. Обратиться с иском в суд о признании недействительным договора аренды № 11/05-2 от 30.06.2009, заключенного по результатам открытого конкурса  на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал».

 

      Председатель Комиссии                

    

      Члены Комиссии:                           

 

 

 

          _____________

 

_____________

 

          _____________

 

/…/

 

/…/

 

/…/

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

«29» марта 2012 года                                                                                                                                                                                                                            г. Калуга

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» марта  2012 года.
В полном объеме решение изготовлено «29» марта 2012 года.

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…/

в присутствии представителя государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» /…/

рассмотрев дело № 02-26/2012 по признакам нарушения Государственным предприятием Калужской области «Калугаоблводоканал» (местонахождение: ул. С. Щедрина, д. 80, г. Калуга, 248002; ИНН 4027001552; ОГРН 1024001186461) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении требований к численности работников на предприятии, а также в исключении из числа потенциальных участников конкурсов хозяйствующих субъектов, деятельность которых относится к требованиям ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал»,        

УСТАНОВИЛА:

 

На основании  приказа  Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее – Калужское УФАС России) от 10.01.2012 № 1  инспекцией Калужского УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» (местонахождение: ул. С. Щедрина, д. 80, г. Калуга, 248002; ИНН 4027001552; ОГРН 1024001186461) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.

В ходе проведения проверки в действиях проверяемого лица выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   выразившегося в установлении требований к численности работников на предприятии, а также в исключении из числа потенциальных участников конкурсов хозяйствующих субъектов, деятельность которых относится к требованиям ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал».

Учитывая указанные обстоятельства, в отношении Государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» (далее также ГП КО «Калугаоблводоканал») на основании приказа Калужского УФАС России от 07.03.2012 № 62 возбуждено дело № 02-26/2012.

Полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела №02-26/2012 и представленные в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии с действующим законодательством, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.

10.04.2009 в печатном издании «Правовой курьер» № 12  опубликовано извещение о проведении открытого конкурса. Объектом торгов, согласно извещения о проведении конкурса, предметом торгов является право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области.), являющееся собственностью Калужской области и закрепленное на праве хозяйственного ведения за ГП КО «Калугаоблводоканал», а именно:

№ п/п

Наименование, адрес объекта, кадастровый номер

запись о регистрации права хозяйственного ведения

Инвентарный номер

1

Артезианская скважина, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина  136 м.

Калужская область, Барятинский район, с. Барятино

 

кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-104

14 июля 2008 года

№40-40-02/003/2008-108

1697

2

Артезианская скважина № 2, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 137 м.

Калужская область, Барятинский район, с. Барятино

 

кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-105

14 июля 2008 года

№40-40-02/003/2008-109

1698

3

Артезианская скважина № 3, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 134 м.

Калужская область, Барятинский район, с. Барятино

 

кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-106

14 июля 2008 года

№40-40-02/003/2008-110

1699

4

Артезианская скважина № 4, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, глубина 136 м.

Калужская область, Барятинский район, с. Барятино

 

кадастровый номер № 40-40-02/003/2008-107

14 июля 2008 года

№40-40-02/003/2008-111

1700

 Срок, на который будет заключен договор аренды, согласно извещению о проведении открытого конкурса составляет 25 лет. Начальная цена  торгов (начальный размер годовой арендной платы) составляет 29 796 рублей в год с учетом НДС.

            Пунктом 11 опубликованного извещения о проведении конкурса, установлено следующее: в конкурсе могут принять участие юридические лица, деятельность которых не относится к требованиям ФЗ «О развитии мало и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, а именно:

             - Юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке;

            - Юридические лица, на имущество которых не наложен арест и (или) экономическая деятельность которых не приостановлена;

            - Юридические лица, не имеющие просроченной задолженности по начисленным налогам и иным обязательным  платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за календарный год;

- Юридические лица, имеющие среднюю численность работников за предшествующий календарный год не менее 500 человек;

- Юридические лица, имеющие опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ не менее 2-х (двух) лет.

Аналогичные требования к участникам конкурса отражены в разделе 1 «Общие положения» конкурсной документации (пункт 1.4).

11 мая 2009 года составлен протокол № 1 заседания Комиссии по рассмотрению конкурсных заявок на право заключения договора аренды недвижимого имущества.

В соответствии с протоколом № 2 от 11 мая 2009 года конкурс признан не состоявшимся, в связи с представлением менее 2 заявок на участие в конкурсе. Победителем конкурса признано ООО «Калужский областной водоканал».

На основании указанного протокола между ООО «Калужский областной водоканал» и ГП «Калугаоблводоканал» заключен договор аренды № 11/05-2 от 30.06.2009.

В соответствии  с частью 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Частью 4 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) установлено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии  с частью 3 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) до установления предусмотренного частью 4 статьи 17.1 настоящего Федерального закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

ГП КО «Калугаоблводоканал» проводился открытый конкурс, на право заключение договоров аренды в отношении имущества закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, следовательно, их проведении должно было осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения регулируется главой 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Согласно статье 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) конкурсная документация должна содержать, в том числе, условия конкурса; требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса; критерии конкурса и установленные в соответствии с частями 2.2 и 3 статьи 24 указанного Федерального закона параметры критериев конкурса; исчерпывающий перечень документов и материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса (в том числе документов и материалов, подтверждающих: соответствие заявителей требованиям, установленным конкурсной документацией и предъявляемым к участникам конкурса; соответствие заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений требованиям, установленным конкурсной документацией; информацию, содержащуюся в конкурсном предложении), а также иное.

При этом, согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) в качестве критериев конкурса могут устанавливаться:

1) сроки создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения; 2) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда созданный и (или) реконструированный объект концессионного соглашения будет соответствовать установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям; 3) технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения; 4) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 5) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда производство товаров, выполнение работ, оказание услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, будет осуществляться в объеме, установленном концессионным соглашением; 6) размер концессионной платы; 7) предельные цены (тарифы) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

         Согласно позиции ГП КО «Калугаоблводоканал» (исх. от 19.03.2012) установленные требования  к участникам конкурса являются законными и не противоречат действующему законодательству, т.к. законом не установлены конкретные критерии, предъявляемые к участникам конкурса. Кроме того, ГП КО «Калугаоблводоканал» указывает на то, что требование о средней численности работников предприятия (не менее 500 человек), а также требование о том, чтобы участник конкурса не являлся субъектом малого и среднего предпринимательства направлены на подтверждение квалификации участников конкурса.

Кроме того, исходя из позиции ГП КО «Калугаоблводоканал» перечень требований к участнику конкурса  в соответствии с  пунктом 3 части 1 статьи 23   Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) не является закрытым и устанавливается на усмотрение организатора открытого конкурса.

            Данная позиция, подтверждена представителем ГП КО «Калугаоблводоканал» при рассмотрении настоящего дела.

Комиссией Калужского УФАС России данный довод отклоняется ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) конкурсная документация должна содержать требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса.

Исходя из содержания данного пункта следует, что концессионер должен обладать правовым статусом, позволяющим ему осуществлять соответствующую деятельность, вместе с тем законом не предъявляются требования к численности работников предприятия при выдаче разрешений (лицензий) на какие-либо виды деятельности.

Определение понятия «квалификация» в Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» отсутствует. В соответствии с понятием, которое дается в современном экономическом словаре «квалификация» - профессиональная  подготовленность к выполнению конкретных видов работ, определяемые наличием знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.

Требование о наличие  штатной численности работников не менее 500 человек, а равно как и исключение из числа потенциальных участников конкурса субъектов малого и среднего предпринимательства не подтверждает квалификацию участника конкурса.

Конкурсной документацией предъявляются требования к общей численности предприятия, а не к квалификации сотрудников предприятия. Кроме того, конкурсной документации уже установлено требование, подтверждающее квалификацию участников конкурса, а именно указанно, что в конкурсе могут принять участие юридические лица, имеющие опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ не менее 2-х (двух) лет

            Само по себе требование о  наличии штатной численности не менее 500 человек приводит к ограничению и устранению конкуренции, так как  возможность  принять участие в конкурсе имеют только хозяйствующие субъекты с установленной численностью.  Все иные претенденты, имеющие необходимую квалификацию и опыт эксплуатации инженерных сетей и иных объектов ВКХ, но не имеющие указанную численность работников лишаются возможности подать заявку на участие в конкурсе.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) установлено, что  при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Установив при проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды  в качестве требования, предъявляемого к участникам конкурса требований, что «в конкурсе могут принять участие юридические лица, деятельность которых не относится к требованиям ФЗ «О развитии мало и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 2009-ФЗ, а также: юридические лица, имеющие среднею численность работников за предшествующий календарный год не менее 500 человек» ГП КО «Калугаоблводоканал»   созданы преимущественные условия для участия в конкурсе ограниченного числа хозяйствующих субъектов.

Ограничение конкуренции, а также ее фактическое устранение при проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов недвижимости, находящихся в казне Калужской области и закрепленных за ГП КО «Калугаоблводоканал» на праве хозяйственного ведения подтверждается следующими обстоятельствами.

Калужским УФАС России с целью установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, в адрес хозяйствующих субъектов осуществляющих услуги по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области направлены соответствующие запросы о представлении информации.

Из анализа представленных документов следует, что на территории Калужской области на момент проведения конкурса имелись иные хозяйствующие субъекты осуществляющие деятельность по водоснабжению и водоотведению, которые имели необходимый опыт эксплуатацию инженерных сетей и иных объектов ВКХ, но лишь в силу недостаточной численности предприятия они не могли претендовать на право заключения договора аренды в отношении имущества являющегося предметом рассматриваемого открытого конкурса.

Из 43 представленных ответов, 20 организаций сообщили, что не осуществляли деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области, в период проведения рассматриваемого открытого конкурса, или у них отсутствовал достаточный опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ.

Вместе с тем,  23 организации сообщили, что осуществляли в период проведения конрса деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области, на момент проведения аукциона имели необходимых опыт эксплуатации инженерных сете и иных объектов ВКХ. Также, указанными организациями сообщено, что в 2008 году средняя численность работников предприятий составляла от 6 до 248 человек, а конкретно, средняя численность работников, задействованных в работе, связанной с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению составляла от 1,5 до 246 человек. 

Таким образом, указанные организации, являющиеся участниками рынка по водоотведению и водоснабжению были лишены возможности принять участие в конкурсе, проводимым ГП КО «Калугаоблводоканал».

Лишь одним хозяйствующим субъектом была подана заявка на участие в данном открытом конкурсе, так как условия рассматриваемого конкурса необоснованно лишили возможности иных хозяйствующих субъектов, за исключением ООО «Калужский областной водоканал», подать заявку и принять участие в конкурсе.

Анализ положений конкурсной документации, предметом которого являлось заключение договоров аренды в отношении имущества закрепленного за ГП КО «Калугаоблводоканал» на праве хозяйственного ведения, условиями которой к участию в конкурсе не допускаются субъекты малого и среднего предпринимательства, а также юридические лица, имеющие штатную численность не менее 500 человек позволяет сделать вывод, что действия ГП КО  «Калугаоблводоканал» привели к ограничению, устранению конкуренции.

При рассмотрении дела, представитель ГП КО «Калугаоблводоканал» сообщил, что   расчетов и (или) анализа, как и по численности предприятий, расположенных на территории Калужской области, так и по необходимой численности работников предприятия для эффективного использования передаваемого имущества им не проводились. Пояснений по вопросу, в связи, с чем указано, что численность работников предприятия должна быть именно не менее 500 человек ГП КО «Калугаоблводоканал» не представлены.

            Исходя из всех вышеизложенных обстоятельств, требования конкурсной документации, предъявляемые к количеству штатной численности участника конкурса привели к тому, что на момент проведения конкурса единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории  Калужской области и имеющим возможность принять участие в конкурсе было ООО «Калужский областной водоканал».

            Согласно представленного ответа ГП КО «Калугаоблводоканал» договор аренды № 11/05-2 от 30.06.2009 заключенный с ООО «Калужский областной водоканал» в настоящее время не расторгнут. В связи с чем, руководствуясь положениями части 4 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия приходит к выводу о необходимости обращения в суд с иском о признании недействительным заключенного договора аренды.

            Учитывая все изложенные обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения Государственным предприятием Калужской области «Калугаоблводоканал» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции при проведении открытого конкурса  на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал»,  путем исключения из числа потенциальных участников открытого конкурса субъектов малого и среднего предпринимательства, а также путем включения в конкурсную документацию требования к средней численности работников на предприятии за предшествующий календарный год не менее 500 человек. 

            2. Обратиться с иском в суд о признании недействительным договора аренды № 11/05-2 от 30.06.2009, заключенного по результатам открытого конкурса  на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные в с. Барятино Барятинского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал».

 

      Председатель Комиссии                

    

      Члены Комиссии:                           

 

 

 

          _____________

 

_____________

 

          _____________

 

/…/

 

/…/

 

/…/

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-26/2012 [format] => [safe_value] => 02-26/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 38 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 38 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-29 05:48:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-29 05:48:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1334555430 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калужское УФАС России )