Соперничество по правилам часть 3

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Аптека, в общий ряд!

- На каких условиях может осуществляться заключение договоров о переходе прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом с частными медицинскими учреждениями и аптеками?

- В соответствии с п. 6 ч. 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования муниципальным или государственным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов, в том числе при предоставлении данных прав на такое имущество медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.

Передача государственного или муниципального имущества без проведения торгов возможна индивидуальным предпринимателям или организациям, осуществляющим медицинскую деятельность в соответствии с вышеуказанным перечнем работ. Но аптечные учреждения не являются организациями, осуществляющими медицинскую деятельность.

Передача государственного или муниципального имущества лицам, осуществляющим фармацевтическую деятельность, в том числе аптечным учреждениям, не подпадает под исключения, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», и осуществляется в общем порядке, по результатам торгов (конкурсов, аукционов).

Не выходить за рамки

- Как получить право владения и (или) пользования на сети инженерно-технического обеспечения?

- Закон «О защите конкуренции» допускает заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, без проведения торгов. Договор, во-первых, заключается с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения. Во-вторых, договор возможен в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Причем, исходя из определения технологически связанных сетей, положение п. 8 ч. 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» распространяется на случаи передачи участков сетей, без которых технологически невозможно обеспечить электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение соответствующих потребителей.

Примерами таких участков могут быть ранее бесхозные участки сетей инженерно-технического обеспечения, право собственности на которые зарегистрировано за тем или иным публично-правовым образованием, а также вновь построенные участки распределительных (внутриквартальных) сетей, принятые в государственную или муниципальную собственность.

При этом действия органов власти и иных обладателей имущественных прав по передаче без торгов лицу прав на участки сетей инженерно-технического обеспечения, технологически не связанных с данной сетью, будут являться нарушением статей 17.1 и 20 Закона «О защите конкуренции», что влечет за собой последствия, в том числе возврат данного имущества.

Нарушением указанных статей закона будет и неоднократная передача прав на участки сетей одному хозяйствующему субъекту без проведения торгов. Подобные шаги будут рассматриваться антимонопольным органом как взаимосвязанные сделки, имеющие своей целью передачу без торгов прав на всю сеть инженерно-технического обеспечения.

Без преимуществ

- Существуют ли правовые основы реализации преимущественного права арендатора на заключение договора аренды в отношении государственного или муниципального имущества на новый срок, предусмотренного статьей 621 Гражданского кодекса РФ?

- В соответствии с п. 1 ст. 621 ГК РФ добросовестный арендатор по истечении срока договора имеет преимущественное право перед другими лицами на заключение договора аренды на новый срок, если иное не предусмотрено законом или договором.

В то же время Закон «О защите конкуренции», в том числе статья 17.1, предусматривает иной порядок заключения договоров аренды по результатам торгов. При этом Гражданский кодекс РФ не регулирует порядок предоставления прав на государственное или муниципальное имущество.

Таким образом, положения статьи 621 не являются исключением и, следовательно, не являются основанием для безусловного продления договора на новый срок без торгов. Однако преимущественное право арендатора может быть реализовано при проведении конкурса или аукциона на право заключения договора аренды государственного или муниципального имущества.

Так, например, при проведении конкурса арендатор, в случае одновременного предложения им и другим участником равных лучших условий по конкурсу, признается победителем, и с ним заключается договор аренды на основании статьи 621 ГК РФ. В случае если кто-либо из участников конкурса предложит условия лучшие, чем арендатор, то договор аренды заключается с лицом, предложившим наилучшие условия.

При этом предусмотренная ст. 53 Закона «О защите конкуренции» возможность заключения договоров аренды на новый срок до 1 июля 2015 года без проведения торгов не является реализацией преимущественного права арендатора, это лишь временное исключение из требования об обязательности проведения торгов при заключении договоров с определенной категорией лиц.