Итоги пресс-конференции, посвященные результатам рассмотрения жалобы ООО «Гортранссервис»

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

16 июля 2020 года в Калужском УФАС России состоялась пресс-конференция, посвященная результатам рассмотрения жалобы ООО «Гортранссервис» на действия комиссии уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого являлось выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок № 190-ОЗ "Медынь-Малоярославец", № 191-ОЗ "Медынь-Мятлево", № 192-ОЗ "Медынь-Шанский завод".

Согласно доводам жалобы Заявителя,комиссией уполномоченного органа нарушен установленный порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критериям, установленным конкурсной документацией.

В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В конкурсной документации установлены три критерия:

1.         Стоимостные критерии:

1.1. «Цена контракта»- значимость критерия 60 %;

2. Нестоимостные критерии:

2.1.«Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»- значимость критерия 20%;

2.2. «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» - значимость критерия 20%.

Количество баллов по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» (НЦБi(2)) рассчитывается путем сложения баллов по каждому показателю данного критерия оценки заявки, установленному в конкурсной документации, умноженных на коэффициенты значимости показателей, по формуле:

НЦБi(2)  = НЦБi(2.1)  х 0,6 + НЦБi(2.2) х 0,3 + НЦБi(2.3) х 0,1

где:

НЦБi(2)  -  количество баллов по нестоимостному критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок»;

НЦБi(2.1) -  количество баллов, присуждаемых по нестоимостному показателю «Максимальный срок эксплуатации»; 

НЦБi(2.2) -  количество баллов, присуждаемых по нестоимостному показателю «Наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств малого, среднего или большого класса (Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ)»;

НЦБi(2.3) -  количество баллов, присуждаемых по нестоимостному показателю «Наличие системы безналичной оплаты проезда».

Для получения рейтинга заявки по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» количество баллов, присуждаемых заявке, умножается на соответствующий коэффициент значимости критерия – 0,2.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пункт 8 части 1 статьи 54.3Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, в названии одного из слагаемых формулы по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок»допущена опечатка, а именно:

вместо «НЦБi(2.2) -  количество баллов, присуждаемых по нестоимостному показателю «Доля транспортных средств, оборудованных для перевозок пассажиров из числа инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников»

указано «НЦБi(2.2) -  количество баллов, присуждаемых по нестоимостному показателю «Наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств малого, среднего или большого класса (Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ)».

Таким образом, при расчете показателей по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в формулу был включен показатель из критерия «Квалификация участников закупки».

В свою очередь в соответствии с положениями части 5 статьи 54.5 и части 6 статьи 54.7Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗоценка заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» осуществляется Конкурсной комиссией при рассмотрении первых частей заявок, а по критерию «Квалификация участников закупки» при рассмотрении вторых частей заявок.

Указанное свидетельствует, что формула, определенная в конкурсной документации, для оценки по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» не может быть применена, так как у Конкурсной комиссии на момент рассмотрения первых частей заявок отсутствуют необходимые сведения по наличию у участников закупки транспортных средств малого, среднего или большого класса.

На основании вышеизложенного, действия Заказчика при утверждении конкурсной документации нарушают часть 2 статьи 8 и пункт 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, что образует событие административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что вышеуказанное нарушение не повлияло на определение победителя, исходя из заявленных участниками Конкурса ценовых предложений.

По итогам рассмотрения жалоба ООО «Гортранссервис» была признана обоснованной частично.