Итоги пресс-конференции, посвященные результатам рассмотрения жалобы ООО "МОК"

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

06 мая 2020 года в Калужском УФАС России состоялась пресс-конференция, посвященная результатам рассмотрения жалобы ООО «МОК» на действия заказчика - ФКУ «Упрдор Москва-Бобруйск», выразившиеся в признании ООО «МОК» уклонившимся от заключения контракта,по результатам проведения аукциона в электронной форме, предметом которого являются расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Строительство акустического экрана на автомобильной дороге М -3 "Украина" Москва - Калуга - Брянск - граница с Украиной, подъезд к г. Калуга на участке км 3 + 410 - км 4 + 660 в Калужской области.

Согласно доводам жалобы ООО «МОК», заказчиком, в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ неправомерно принято решение о признании ООО «МОК» уклонившимся от заключения контракта, так как банковская гарантия, предоставленная Обществом, полностью соответствовала требованиям Закона.

Вместе с тем Комиссия Калужского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы установила следующее.

Согласно части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Требования к содержанию банковских гарантий, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения контрактов, установлены статьей 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 №1005 утверждены Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

1.Согласно требованиям ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 №44- ФЗ, требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно представляться на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Банковская гарантия от 02.03.2020 №0285.032020ЭБГ, несмотря на то, что формально содержит указание на право заказчика представлять требование на бумажном носителе или в форме электронного документа, вместе с тем, фактически указанное право не предоставляет.Так, текст банковской гарантии содержит информацию о том, что требование должно быть подписано руководителем Бенефициара или уполномоченным лицом и заверено печатью Бенефициара. К требованию должны быть приложены заверенные подписью руководителя Бенефициара или уполномоченного лица Бенефициара и печатью Бенефициара копии документов. При этом банковская гарантия содержит условие о том, что Гарант отказывает в удовлетворении Требования, если требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям настоящей Гарантии.

Следовательно, отсутствие печати Бенефициара на требовании, а также приложенных копиях документов будет являться однозначным основанием для отказа Гаранта в удовлетворении требования.

Таким образом, из указанных выше пунктов банковской гарантии следует, что требование Бенефициара фактически должно быть направлено гаранту только в письменном виде, что подтверждается обязательным требованием о скреплении требования оттиском печати, поскольку документ в электронной форме подписывается только электронной подписью. Также намерения гаранта получить требования только в письменном виде подтверждаются отсутствием в тексте банковской гарантии адреса электронной почты гаранта, по которому должно быть направлено требование в электронной форме.

2.Требование об обязательном приложении к требованию заверенных копий документов не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. №1005, согласно которому Бенефициар одновременно с требованием по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, требований к гарантии качества товара, работы, услуги, а также обслуживанию товара, направляет гаранту следующие документы (то есть, в том числе, их оригиналы в письменной форме, а также в форме электронного документа).

3.Банковская гарантия содержит запись «Обязательства Гаранта перед Бенефициаром уменьшается на сумму исполненных Гарантом обязательств по настоящей Гарантии, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Указанная запись не соответствует требованиям, предъявляемым к банковской гарантии, согласно документации о закупке и противоречит Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ по следующим основаниям:

1) Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ (часть 3.1 статьи 45, части 7- 7.3 статьи 96), документацией о закупке (пункты 29.6, 29.8, 23 Информационной карты) и проектом контракта (пункты 17.9, 17.10) предусмотрена возможность уменьшения размера обеспечения исполнения контракта.Уменьшение обязательств по банковской гарантии указанными документами не предусмотрено.

2) Частью 3.1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ предусмотрено, что уменьшение размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии в соответствии с частями 7 и 7.1 статьи 96 настоящего Федерального закона.

При этом частью 7.3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ установлено, что предусмотренное частями 7 и 7.1 настоящей статьи уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Таким образом, уменьшение обязательств Гаранта по банковской гарантии предусматривается Гарантом в рассматриваемой банковской гарантии без учета соблюдения условий возможности применения изложенных в части 7.3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.

На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о правомерности отказа в принятии банковской гарантии №0285.032020ЭБГ от 02.03.2020 года., и признании ООО «МОК» уклонившимся от заключения контракта, в связи с чем, действия Заказчика не нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ.