Жалоба ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИАЛ» признана необоснованной

В адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИАЛ» на положения аукционной документации заказчика -  при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является закупка лекарственных средств..

Согласно доводам жалобы ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИАЛ», в техническом задании Заказчиком установлено требование к поставке лекарственного препарата МНН «Цефриаксон». Вместе с тем, заявитель полагает, что Заказчик установил дополнительные требования к лекарственному препарату, не позволяющие предложить к поставке эквивалент: «Особые указания: Указание в инструкции на отсутствие побочных действий в виде развития судорог, пакреатита, вертиго, развития суперинфекции (за исключением кандидоза».

Заявитель жалобы полагает, как следует из государственного реестра лекарственных средств единственным препаратом отвечающим заявленным Заказчиком требованиям является лекарственный препарат торгового наименования Цефограм® производства ОрхидХелскэр (подразделение ОрхидКемикалз энд Фармасьютикалз Лтд) Индия.

ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИАЛ» полагает, что описание объекта закупки не позволяет предложить участникам закупки взаимозаменяемый в рамках одного МНН лекарственный препарат, что не соответствует требованиям, установленным ч.1 ст. 64 и п.1.ч.1 ст. 33 Закона о контрактной службе.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.

Заказчик указал в Техническом задании терапевтически значимые характеристики и обосновал необходимость указания таких характеристик, основываясь на клинической практике в ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России и положениями статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, помимо возможности заказчика устанавливать в документации потребительские свойства, позволяет указывать также иные показатели (требования к товару), связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Кроме того, в нормах Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ императивно закреплено право Заказчика устанавливать в документации о закупке требования к поставляемому товару с учетом его потребностей, исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законодательством о закупках не предусмотрена обязанность Заказчика обосновывать в документации свои потребности при установлении требований к товарам, поставка которых является предметом закупки.

Из системного толкования норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

Таким образом, лекарственный препарат с требуемыми Заказчиком характеристиками по лекарственной форме и дозировке в наибольшей мере соответствуют его потребностям.