Жалоба ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИАЛ» признана необоснованной

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

В адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИАЛ» на положения аукционной документации заказчика - ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России при проведении аукциона в электронной форме предметом которого является закупка лекарственных средств.

Согласно доводам жалобы ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИАЛ», в техническом задании Заказчиком установлено требование к поставке лекарственного препарата МНН «Цефриаксон». Вместе с тем, заявитель полагает, что Заказчик установил дополнительные требования к лекарственному препарату, не позволяющие предложить к поставке эквивалент: «Особые указания: Указание в инструкции на отсутствие побочных действий в виде развития судорог, пакреатита, вертиго, развития суперинфекции (за исключением кандидоза».

Заявитель жалобы полагает, как следует из государственного реестра лекарственных средств единственным препаратом отвечающим заявленным Заказчиком требованиям является лекарственный препарат торгового наименования Цефограм® производства Орхид Хелскэр (подразделение Орхид Кемикалз энд Фармасьютикалз Лтд) Индия.

ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИАЛ» полагает, что описание объекта закупки не позволяет предложить участникам закупки взаимозаменяемый в рамках одного МНН лекарственный препарат, что не соответствует требованиям, установленным ч.1 ст. 64 и п.1.ч.1 ст. 33 Закона о контрактной службе.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы представителем Заказчика были представлены пояснения, из которых следует, что аукцион на закупку лекарственных препаратов полностью соответствует требованиям п. 1 части 6 статьи 33 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 17.10.2013 №929, предписывающим размещение препаратов, в виде отдельного лота, что позволяет Заказчику в техническом задании устанавливать важнейшие и терапевтические значимые характеристики. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми. Следовательно, законодателем установлен приоритет потребностей заказчика и его право устанавливать показатели товара, соответствующие его потребностям. Заказчик проводит закупку лекарственных препаратов с целью оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Также в ходе рассмотрения жалоы по существу было установлено, что в части III Технического задания Заказчиком, документации об электронном аукционе представлено обоснование необходимости указания характеристик.

Следовательно, заказчик указал в Техническом задании терапевтически значимые характеристики и обосновал необходимость указания таких характеристик, основываясь на клинической практике в ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России и положениями статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, помимо возможности заказчика устанавливать в документации потребительские свойства, позволяет указывать также иные показатели (требования к товару), связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Таким образом, лекарственный препарат с требуемыми Заказчиком характеристиками по лекарственной форме и дозировке в наибольшей мере соответствуют его потребностям.

 Кроме того, исходя из положений части 1, части 9 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, обязанность доказывания нарушенных прав и законных интересов возложена на заявителя жалобы.

 Вместе с тем, доказательств невозможности поставить товар, указанный в документации, Заявителем нс представлены, ввиду чего отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе. Участником аукциона может стать любое лицо, предлагающее к поставке лекарственные средства, соответствующие требованиям аукционной документации, установленным исходя из потребностей заказчиков. Количество таких участников не ограничено. Более того предъявленные Заказчиком требования к поставляемому товару в равной степени распространяются на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладает возможностью закупить и поставить требуемый товар.

Также, следует отметить, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе «Закупка препараты лекарственные» по окончанию подачи заявок было подано 2 заявки, из них оба претендента признаны соответствующими требованиям об аукционе.

На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не ограничивают Заказчика в установлении функциональных, технических, качественных характеристик товара, являющихся значимыми для Заказчика, а Заявителем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих невозможность поставить товар, указанный в документации.

С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России решила признать жалобу ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИАЛ» необоснованной.