Суд признал ОАО «РЖД» нарушившим антимонопольное законодательство

 

12 марта 2014 года Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил законность решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) в отношении ОАО «РЖД» по фактам массовых отказов грузоотправителям в исполнении заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом в вагонах перевозчика, что оплачивается в соответствии с установленными ФСТ России тарифами.

Дело было возбуждено по признакам нарушения антимонопольного законодательства группой лиц в составе: ОАО «РЖД» (субъект естественной монополии – перевозчик грузов железнодорожным транспортом, собственник инфраструктуры железнодорожного транспорта), ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «Вторая грузовая компания» (собственники подвижного состава).

Основанием для возбуждения дела послужили многочисленные обращения грузоотправителей, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о снижении доступности услуг грузовых железнодорожных перевозок при неконтролируемом росте стоимости перевозок. Также в жалобах говорилось о необоснованном уклонении ОАО «РЖД» от приема, согласования и исполнении заявок на перевозки грузов в инвентарном парке, владение которым на праве собственности и (или) ином законном праве осуществляется перевозчиком.

В соответствии с антимонопольным законодательством, в подобных ситуациях отказ перевозчика от согласования и выполнения заявок грузоотправителей содержит целый ряд нарушений, предусмотренных статьей 10 Закона о защите конкуренции. 

В результате антиконкурентных действий ОАО «РЖД» произошло снижение доступности услуг с 90% до 60 % для крупных грузоотправителей и с 75-80 % до 30% для малого и среднего бизнеса. Рост стоимости вагонной составляющей составил до 2 раз, а стоимости перевозки – до 30%.

 



В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, грузоотправители подали заявки ОАО «РЖД» на оказание комплексных услуг по перевозке конкретных грузов в вагоне перевозчика. Компания отказала заявителям, ссылаясь на отсутствие у перевозчика необходимых вагонов. Такого основания отказа от приема заявок российское законодательство для перевозчика не предусматривало. Напротив, согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 426, 791, 793, 794, 796), Закону о железнодорожном транспорте в РФ (ст. 12), перевозчик (ОАО «РЖД») обязан владеть железнодорожным подвижным составом и подавать его под перевозку.