Малый и средний бизнес поддерживают поправки в антимонопольное законодательство

Сфера деятельности: Контроль органов власти

 

1 ноября 2013 года в Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) состоялся круглый стол «Влияние поправок в антимонопольное законодательство на развитие малого и среднего бизнеса в России» с участием руководителя ФАС России Игоря Артемьева и Президента «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Бречалова.

Стороны обсудили поправки в Федеральный закон «О защите конкуренции» и влияние изменений антимонопольного законодательства на развитие малого и среднего предпринимательства в России.

В начале своего выступления руководитель ФАС России Игорь Артемьев поблагодарил «ОПОРУ РОССИИ» за сотрудничество: «Основа успеха построения отношений между бизнесом и властью — эффективная обратная связь с гражданским обществом и государственными структурами. На этом этапе настало время анализа существующей практики взаимодействия малого и среднего бизнеса и антимонопольной службы, в том числе, с целью выявления проблем, к решению которых приступать нужно уже в ближайшее время».

Говоря об основных поправках в Федеральный закон «О защите конкуренции», глава ФАС России отметил, что учтены очень многие предложения бизнеса, которые направлены на улучшение делового климата. Он сообщил, что при этом административная нагрузка на бизнес снижается. Вводится предварительное согласование создания любых МУПов и ГУПов, а также исключается норма об установлении статуса монополии независимо от доли рынка.

Поправками конкретизируется порядок применения антимонопольных требований к действиям и соглашениям по использованию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. «Антимонопольные требования распространяются только на обращение товара, а не на объекты интеллектуальной собственности», - объяснил суть поправок Игорь Артемьев. 

Руководитель ФАС Росии оценил первые итоги работы портала «За честные закупки» - zachestnyezakupki.onf.ru, которыми поделился Александр Бречалов. Так, были отменены сомнительные госзакупки на сумму более 6 миллиардов рублей. Александр Бречалов подчеркнул, что портал «За честные закупки» - не «сайт ради сайта»: «У создателей портала есть желание сделать процесс госзакупок еще более публичным. До конца года мы планируем провести обучающие вебинары по 44- ФЗ, так как выяснилось, что в регионах ещё не до конца понимают все нюансы закона. Портал «За честные закупки» нацелен на качественный результат, и политической подоплёки здесь нет».

«Мы приветствуем работу такого портала и предлагаем наладить постоянный обмен статистикой. Также мы бы просили уделить особое внимание барьерам в закупках. Часто участников торгов для участия в закупках просят принести несуществующие в природе документы. Нужно предусмотреть мониторинг выявления подобных нарушений», - отметил Игорь Артемьев.

Институт предупреждения и предостережения будет распространен на иные формы злоупотребления доминирующим положением, антиконкурентные действия органов власти, а также недобросовестную конкуренцию, за исключением сферы интеллектуальной собственности.

Это позволит бизнесу устранять нарушения без наложения штрафов сразу после получения предупреждения от ФАС России. На устранение нарушения ФАС России планировала давать 30 дней, но «ОПОРА РОССИИ» попросила продлить сроки исполнения предупреждений на 3-6 месяцев, сославшись на сложности переходного периода.

«ОПОРА РОССИИ» поддержала и другие поправки – это полный отказ от уведомлений о сделках слияний и поглощений (в результате свыше 2000 уведомлений в год не придется подавать предпринимателям в ФАС России), исключение одновременного наложения оборотного штрафа в соответствии с КоАП и выдачи предписания о взыскании незаконно полученного дохода в результате нарушения антимонопольного законодательства. 

Также предприниматели поддержали создание Президиума ФАС России, который призван изучать, давать разъяснения по вопросам практики применения антимонопольного законодательства. «Мы бы хотели, чтобы с 1 января 2015 года Президиум ФАС России мог пересматривать решения территориальных органов ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения нарушают единообразие в толковании норм законодательства», - заметил Игорь Артемьев.

Александр Бречалов предложил вводить эту «актуальную и современную меру» как можно раньше – например, с 1 июля 2014 года, так как обращение в Президиум ФАС России позволило бы быстрее решать сложные ситуации, когда обжалование некоторых решений ФАС России в регионе может продлить рассмотрение дел, а значит привести к закрытию бизнеса.

«ФАС России работает в тесном контакте с представителями "ОПОРЫ РОССИИ" уже много лет. Это дает возможность оперативно реагировать на проблемы малого и среднего бизнеса, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, и как следствие стимулировать развитие предпринимательства в стране», - заключил руководитель ФАС России.