Основные итоги работы 2011 года. Задачи на 2012 год
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Основные итоги работы 2011 года. Задачи на 2012 год
г. Калуга 19 марта 2012 г.
Дела о нарушении антимонопольного законодательства. Основные итоги 2011 года Рост количества возбужденных дел в 2011 г. по сравнению с 2007 г. – в 2,4 раза
2007 – 4686
2008 – 6541
2009 – 9664
2010 – 11431
2011 – 11276
Калужское УФАС России:
2010 – 65
2011 – 72
Доля устраненных нарушений антимонопольного законодательства из числа выявленных
2009 – 74.8%
2010 – 83.8%
2011 – 83.4%
Калужское УФАС России:
2010 – 89%
2011 – 91.6%
Основные итоги 2011 года. Суммарный уплаченный штраф (млн. рублей) по данным Федерального казначейства
2009 – 1032
2010 – 6064
2011 – 12698
Калужское УФАС России:
2010 – 2.9
2011 – 4.2
Достижения 2011 года
В 2011 году управление сработало намного лучше, заняв в итоговом рейтинге территориальных органов ФАС 19 место по России и 4 по ЦФО.
Кроме того:
- Вступил в силу «третий антимонопольный пакет» законов, направленный на совершенствование антимонопольного регулирования.
- ФАС России получила самый полный набор сертификатов соответствия системы менеджмента качества в центральном аппарате международному стандарту ISO 9001:2008
- Высший Арбитражный суд признал законными и обоснованными решения и предписания по делам, имеющим особо важное и прецедентное значение:
• в отношении ОАО «Газпромнефть» - коллективное доминирование на оптовых рынках нефтепродуктов;
• в отношении Мослесхоза;
• в отношении ОАО «Ангстрем» и компаний «Smartronics projects PTE LTD» - заключение соглашения, ограничивающего вход новых участников на рынок;
• в отношении группы лиц «Рексам» - злоупотребление доминирующим положением на рынке алюминиевых банок;
• в отношении ОАО «ФСКЕЭС» - навязывание невыгодных условий технологического присоединения.
Калужское УФАС России:
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Калужское УФАС России оштрафовало ЗАО «Калужский завод строительных материалов» за неисполнение Предписания на 300 тысяч рублей.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций встали на сторону нарушителя антимонопольного законодательства, признав незаконным постановление о назначении административного штрафа. Удовлетворяя требование Общества о признании незаконным и отмене постановления Калужского УФАС, суды сделали вывод о том, что на момент его принятия у антимонопольного органа отсутствовали основания для привлечения ЗАО «КЗСМ» к административной ответственности, поскольку общество оспорило решение и предписание Управления в арбитражном суде. Само же исполнение предписания приостанавливалось до вступления в силу судебного акта по этому делу.
Не согласившись с указанными доводами, Калужское УФАС России обжаловало решения в порядке надзора в Высший арбитражный суд Российской Федерации.
Президиум Высшего арбитражного суда РФ, рассмотрев дело вечером 07.02.2012 г., согласился с доводами Калужского УФАС России. Теперь нарушителю антимонопольного законодательства предстоит оплатить штраф в размере 300 000 рублей за неисполнение предписания антимонопольного органа.
Пресечены нарушения:
• со стороны нефтяных компаний («3 волна» дел) – установление монопольно высокой цены на дизельное топливо;
• со стороны ОАО «РЖД»– отказ от приема, согласования и исполнения заявок на перевозку груза по регулируемому тарифу;
• со стороны гарантирующих поставщиков электрической энергии – манипулирование ценами на розничных рынках электроэнергии;
• со стороны фармацевтических компаний – отказ от заключения договоров с независимыми дистрибьюторами.
Калужским УФАС России:
В отношении ОАО «Калуганефтепродукт» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам наличия в действиях указанного лица злоупотребления доминирующим положением на рынке оптовой реализации дизельного топлива путем установления в ноябре 2011 года монопольно высокой цены на данный товар.
Основанием для возбуждения дела послужила поступившая в антимонопольный орган информация Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области, а также заявление ОАО «Калугастройтранс».
В ходе проведения проверки данной информации Калужским УФАС России было установлено, что ОАО «Калуганефтепродукт» в ноябре 2011 года установило оптовую цену на дизельное топливо выше основных своих конкурентов, осуществляющих деятельность на территории Калужской области, а также выше цен, действующих на тот момент на сопоставимых рынках (Брянская и Орловская области).
Кроме того, динамика изменения ОАО «Калуганефтепродукт» цен на дизельное топливо в ноябре 2011г. не соответствовала динамике изменения закупочных цен.
В настоящий момент Калужским УФАС России изучается рынок оптовой реализации дизельного топлива в целях подтверждения доминирующего положения ОАО «Калуганефтепродукт», исследуется обоснованность установления в оптовой цене на диз. топливо тех или иных затрат, проверяется динамика изменения биржевых цен, а также проводится иная работа, направленная на определение обоснованности либо необоснованности установления ОАО «Калуганефтепродукт» оптовых цен на дизельное топливо.
- Вступил в силу ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», устанавливающий общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к их закупке для государственных корпораций, госкомпаний, субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
- Оптимизирована процедура проведения торгов на предоставление земельных и лесных участков, участков недр, на право заключения охотохозяйственных соглашений – в части обязательного размещения информации на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru
• Внесены в Правительство РФ поправки в статьи 9, 13-14, 16 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
• Вступили в силу изменения в КоАП для целей реализации положений Закона о торговле;
• Наработана практика контроля за соблюдением антимонопольных требований, установленных Законом о торговле.
• Подготовлены предложения по развитию конкуренции в сфере услуг здравоохранения, предусматривающие, в том числе, введение понятия и четких критериев определения взаимозаменяемости лекарственных средств, оборудования и изделий медицинского назначения;
• Сформирована практика установления антимонопольным органом взаимозаменяемости лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
• Внесены в Правительство РФ поправки в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», вводящие ценовую конкуренцию на рынке ОСАГО;
• Снижены административные барьеры на рынке ценных бумаг:
-ФСФР отказалась от очередного повышения норматива по достаточности собственных средств профессиональных участников;
- Отменены требования о наличии у регистратора минимального количества договоров с крупными эмитентами.
• Завершается работа по созданию условий для формирования справедливой цены нефтепродуктов на биржевых торгах.
• Внедрены стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий:
- в сфере услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам,
- в сфере услуг аэропортов,
- в сфере железнодорожных перевозок,
- в сферах услуг транспортных терминалов, портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
• Введена административная ответственность за нарушение требований стандартов.
• Утверждены типовые договоры на технологическое присоединение к электрическим сетям, позволившие повысить доступность этой услуги.
• Продолжена работа по устранению административных барьеров в экономике в рамках деятельности рабочей группы № 1 Правительственной комиссии по административной реформе.
• Организован контроль реализации ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части соблюдения требований антимонопольного законодательства.
Цели 2012 года
Дальнейшее взаимодействие с судейским сообществом:
Подготовка изменений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»:
• по применению статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части отсутствия обязанности доказывания ограничения конкуренции;
• по применению КоАП в части определения размера выручки в целях наложения оборотного штрафа.
Выполнить план мероприятий по реализации Федерального закона от 06.12.2011 №401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденные приказом ФАС России от 30.01.2012 № 43.
Подготовить и внести на рассмотрение Правительства РФ поправки в КоАП, устанавливающие ответственность организаторов торгов, членов аукционных и конкурсных комиссий, операторов электронных площадок за нарушение процедуры торгов и правил заключения договоров, предусмотренных в статье 18.1 Закона о
защите конкуренции.
Завершить разработку нормативных правовых актов, направленных на реализацию ФЗ от 18.07.2011 № 223ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Завершить разработку законопроектов:
• «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации»;
• «О рыночном ценообразовании в Российской Федерации на нефть и нефтепродукты»;
• «О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования порядка определения налоговых ставок на нефтепродукты).
Внести в Правительство РФ законопроекты, направленные на:
• ужесточение ответственности за нарушения в рекламе биологически активных добавок.
• установление антимонопольных требований в сфере оборонного заказа.
• Подготовить предложения по внесению изменений в законодательство РФ в связи с принятием ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», участие в разработке подзаконных актов.
• Внести в Правительство РФ законопроекта «О погребении и похоронном деле», направленного на развитие конкуренции на рынке похоронных услуг.
• Подготовить согласованные с заинтересованными органами власти и участниками рынка предложения по внесению изменений в законодательство, направленные на эффективное развитие рынка электросвязи.
• Внести изменения в постановление Правительства РФ «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» - для развития конкуренции на рынке наземного обслуживания авиакомпаний и пассажиров.
• Принять правила недискриминационного доступа к услугам и инфраструктуре субъектов естественных монополий (электросвязи, общедоступной почтовой связи, морских и речных портов, инфраструктуре внутренних водных путей и железнодорожного транспорта).
• Принять правила антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике.
• Сформировать позицию ФАС России и участвовать в разработке новых моделей функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности).
• Изменить на основе предложений ФАС России Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, а также Правила оптового рынка электрической энергии (мощности).
Способствовать принятию постановлений Правительства РФ:
• «Об обеспечении недискриминационного доступа к магистральным газопроводам в Российской Федерации ...»;
• «Об обеспечении недискриминационного доступа к газораспределительным сетям в Российской Федерации»;
• «О реализации газа на электронных торговых площадках и товарных биржах и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной системе ОАО «Газпром».
Борьба с картелями:
• Расширить правоприменительную практику по противодействию картелям и иным антиконкурентным соглашениям;
• Укрепить взаимодействие с правоохранительными органами;
• Повысить эффективность судебной защиты интересов ФАС России в этой сфере.
• Обеспечить единые процедуры проведения аукционов на предоставление государственного имущества, земельных и природных ресурсов, в том числе аукционов в электронной форме.
• Ввести процедуры административного обжалования действий (бездействия) органов власти и местного самоуправления при осуществлении разрешительно согласительных полномочий в области строительства и земельных отношений.
Продолжить реформу госзаказа
• Более 8 млн. запросов к порталу госзакупок ежедневно;
• Более 200000 заказчиков на портале;
• Более 170000 аккредитованных на электронных площадках компаний;
• Более 700000 выданных заказчикам ЭЦП;
• За шесть лет (2006-2011) совокупная экономия бюджетов – около 1,5 трлн. рублей.
Развитие конкуренции, ограничение коррупции, экономия и новые возможности для развития = Модернизация страны
Федеральная контрактная система
Этап 1 – Планирование закупок
Этап 2 – Отбор исполнителя контракта
Этап 3 – Сопровождение и исполнение контракта
• Централизация функций закупок
• Единый центр экономической конъюнктуры рынков;
• Совершенствование процедур;
• Защитные меры от некачественного исполнения контракта;
• Централизованная проверка финансового обеспечения;
• Повышение качества администрирования контракта;
• Короткая процедура расторжения контракта;
• Контроль и анализ результатов закупок
Также в 2012 г. усилия Калужского УФАС России будут направлены, на то, чтобы:
• Продолжить работу по устранению административных барьеров в российской экономике через активное участие в работе Комиссии по административной реформе.
• Расширить использование в работе антимонопольных органов экономико-статистического инструментария, информационных источников, в том числе базы данных по конъюнктуре цен на товарных рынках и базы данных аналитических отчетов о состоянии конкуренции на товарных рынках в целях выявления сопоставимых рынков.
• Внедрить личностно-профессиональную оценку кадрового состава Калужского УФАС России.
• Повысить эффективность работы с кадровым резервом Калужского УФАС России на должности руководителей территориальных органов.