Основные итоги работы 2011 года. Задачи на 2012 год

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Основные итоги работы 2011 года. Задачи на 2012 год

 

г. Калуга                                                                                                              19  марта 2012 г.

 

Дела о нарушении антимонопольного законодательства. Основные итоги 2011 года Рост количества возбужденных дел в 2011 г. по сравнению с 2007 г. – в 2,4 раза

2007 – 4686

2008 – 6541

2009 – 9664

2010 – 11431

2011 – 11276

Калужское УФАС России:

2010 – 65

2011 – 72

 

Доля устраненных нарушений антимонопольного законодательства из числа выявленных

2009 – 74.8%

2010 – 83.8%

2011 – 83.4%

Калужское УФАС России:

2010 – 89%

2011 – 91.6%

 

Основные итоги 2011 года.  Суммарный уплаченный штраф (млн. рублей) по данным Федерального казначейства

2009 – 1032

2010 – 6064

2011 – 12698

Калужское УФАС России:

2010 – 2.9

2011 – 4.2

Достижения 2011 года

 

В 2011 году управление сработало намного лучше, заняв в итоговом рейтинге территориальных органов ФАС 19 место по России и 4 по ЦФО.

 

Кроме того:

- Вступил в силу «третий  антимонопольный пакет» законов, направленный на совершенствование антимонопольного регулирования.

- ФАС России получила самый полный набор сертификатов соответствия системы менеджмента качества в центральном аппарате международному стандарту ISO 9001:2008

 

- Высший Арбитражный суд признал законными и обоснованными решения и предписания по делам, имеющим особо важное и прецедентное значение:

• в отношении ОАО «Газпромнефть» - коллективное доминирование на оптовых рынках нефтепродуктов;

• в отношении Мослесхоза;

• в отношении ОАО «Ангстрем» и компаний «Smartronics projects PTE LTD» - заключение соглашения, ограничивающего вход новых участников на рынок;

• в отношении группы лиц «Рексам» - злоупотребление доминирующим положением на рынке алюминиевых банок;

• в отношении ОАО «ФСКЕЭС» - навязывание невыгодных условий технологического присоединения.

 

Калужское УФАС России:

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Калужское УФАС России оштрафовало ЗАО «Калужский завод строительных материалов» за неисполнение Предписания на 300 тысяч рублей.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций встали на сторону нарушителя антимонопольного законодательства, признав незаконным постановление о назначении административного штрафа. Удовлетворяя требование Общества о признании незаконным и отмене постановления Калужского УФАС, суды сделали вывод о том, что на момент его принятия у антимонопольного органа отсутствовали основания для привлечения ЗАО «КЗСМ» к административной ответственности, поскольку общество оспорило решение и предписание Управления в арбитражном суде. Само же исполнение предписания приостанавливалось до вступления в силу судебного акта по этому делу.

Не согласившись с указанными доводами, Калужское УФАС России обжаловало решения в порядке надзора в Высший арбитражный суд Российской Федерации.

Президиум Высшего арбитражного суда РФ, рассмотрев дело вечером 07.02.2012 г., согласился с доводами Калужского УФАС России. Теперь нарушителю антимонопольного законодательства предстоит оплатить штраф в размере 300 000 рублей за неисполнение предписания антимонопольного органа.

 

Пресечены нарушения:

• со стороны нефтяных компаний («3 волна» дел) – установление монопольно высокой цены на дизельное топливо;

• со стороны ОАО «РЖД»– отказ от приема, согласования и исполнения заявок на перевозку груза по регулируемому тарифу;

• со стороны гарантирующих поставщиков электрической энергии – манипулирование ценами на розничных рынках электроэнергии;

• со стороны фармацевтических компаний – отказ от заключения договоров с независимыми дистрибьюторами.

 

Калужским УФАС России:

В отношении ОАО «Калуганефтепродукт» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам наличия в действиях указанного лица злоупотребления доминирующим положением на рынке оптовой реализации дизельного топлива путем установления в ноябре 2011 года монопольно высокой цены на данный товар.

Основанием для возбуждения дела послужила поступившая в антимонопольный орган информация Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области, а также заявление ОАО «Калугастройтранс».

В ходе проведения проверки данной информации Калужским УФАС России было установлено, что ОАО «Калуганефтепродукт» в ноябре 2011 года установило оптовую цену на дизельное топливо выше основных своих конкурентов, осуществляющих деятельность на территории Калужской области, а также выше цен, действующих на тот момент на сопоставимых рынках (Брянская и Орловская области).

Кроме того, динамика изменения ОАО «Калуганефтепродукт» цен на дизельное топливо в ноябре 2011г. не соответствовала динамике изменения закупочных цен.

В настоящий момент Калужским УФАС России изучается рынок оптовой реализации дизельного топлива в целях подтверждения доминирующего положения ОАО «Калуганефтепродукт», исследуется обоснованность установления в  оптовой цене на диз. топливо тех или иных затрат, проверяется динамика изменения биржевых цен, а также проводится иная работа, направленная на определение обоснованности либо необоснованности установления ОАО «Калуганефтепродукт» оптовых цен на дизельное топливо.

 

- Вступил в силу ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», устанавливающий общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к их закупке для государственных корпораций, госкомпаний, субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

 

- Оптимизирована процедура проведения торгов на предоставление земельных и лесных участков, участков недр, на право заключения охотохозяйственных соглашений – в части обязательного размещения информации на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru

 

• Внесены в Правительство РФ поправки в статьи 9, 13-14, 16 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

• Вступили в силу изменения в КоАП для целей реализации положений Закона о торговле;

• Наработана практика контроля за соблюдением антимонопольных требований, установленных Законом о торговле.

 

• Подготовлены предложения по развитию конкуренции в сфере услуг здравоохранения, предусматривающие, в том числе, введение понятия и четких критериев определения взаимозаменяемости лекарственных средств, оборудования и изделий медицинского назначения;

• Сформирована практика установления антимонопольным органом взаимозаменяемости лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

• Внесены в Правительство РФ поправки в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», вводящие ценовую конкуренцию на рынке ОСАГО;

• Снижены административные барьеры на рынке ценных бумаг:

-ФСФР отказалась от очередного повышения норматива по достаточности собственных средств профессиональных участников;

- Отменены требования о наличии у регистратора минимального количества договоров с крупными эмитентами.

• Завершается работа по созданию условий для формирования справедливой цены нефтепродуктов на биржевых торгах.

• Внедрены стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий:

- в сфере услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам,

- в сфере услуг аэропортов,

- в сфере железнодорожных перевозок,

- в сферах услуг транспортных терминалов, портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

• Введена административная ответственность за нарушение требований стандартов.

• Утверждены типовые договоры на технологическое присоединение к электрическим сетям, позволившие повысить доступность этой услуги.

• Продолжена работа по устранению административных барьеров в экономике в рамках  деятельности рабочей группы № 1 Правительственной комиссии по административной реформе.

• Организован контроль реализации ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части соблюдения требований антимонопольного законодательства.

 

Цели 2012 года

 

Дальнейшее взаимодействие с судейским сообществом:

Подготовка изменений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»:

• по применению статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части отсутствия обязанности доказывания ограничения конкуренции;

• по применению КоАП в части определения размера выручки в целях наложения оборотного штрафа.

 

Выполнить план мероприятий по реализации Федерального закона от 06.12.2011 №401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденные приказом ФАС России от 30.01.2012 № 43.

 

Подготовить и внести на рассмотрение Правительства РФ поправки в КоАП, устанавливающие ответственность организаторов торгов, членов аукционных и конкурсных комиссий, операторов электронных площадок за нарушение процедуры торгов и правил заключения договоров, предусмотренных в статье 18.1 Закона о

защите конкуренции.

 

Завершить разработку нормативных правовых актов, направленных на реализацию ФЗ от 18.07.2011 № 223ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Завершить разработку законопроектов:

• «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации»;

• «О рыночном ценообразовании в Российской Федерации на нефть и нефтепродукты»;

• «О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования порядка определения налоговых ставок на нефтепродукты).

 

Внести в Правительство РФ законопроекты, направленные на:

• ужесточение ответственности за нарушения в рекламе биологически активных добавок.

• установление антимонопольных требований в сфере оборонного заказа.

• Подготовить предложения по внесению изменений в законодательство РФ в связи с принятием ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», участие в разработке подзаконных актов.

• Внести в Правительство РФ законопроекта «О погребении и похоронном деле», направленного на развитие конкуренции на рынке похоронных услуг.

• Подготовить согласованные с заинтересованными органами власти и участниками рынка предложения по внесению изменений в законодательство, направленные на эффективное развитие рынка электросвязи.

• Внести изменения в постановление Правительства РФ «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» - для развития конкуренции на рынке наземного обслуживания авиакомпаний и пассажиров.

• Принять правила недискриминационного доступа к услугам и инфраструктуре субъектов естественных монополий (электросвязи, общедоступной почтовой связи, морских и речных портов, инфраструктуре внутренних водных путей и железнодорожного транспорта).

• Принять правила антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике.

• Сформировать позицию ФАС России и участвовать в разработке новых моделей функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности).

• Изменить на основе предложений ФАС России Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, а также Правила оптового рынка электрической энергии (мощности).

 

Способствовать принятию постановлений Правительства РФ:

• «Об обеспечении недискриминационного доступа к магистральным газопроводам в Российской Федерации ...»;

• «Об обеспечении недискриминационного доступа к газораспределительным сетям в Российской Федерации»;

• «О реализации газа на электронных торговых площадках и товарных биржах и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной системе ОАО «Газпром».

 

Борьба с картелями:

• Расширить правоприменительную практику по противодействию картелям и иным антиконкурентным соглашениям;

• Укрепить взаимодействие с правоохранительными органами;

• Повысить эффективность судебной защиты интересов ФАС России в этой сфере.

• Обеспечить единые процедуры проведения аукционов на предоставление государственного имущества, земельных и природных ресурсов, в том числе аукционов в электронной форме.

• Ввести процедуры административного обжалования действий (бездействия) органов власти и местного самоуправления при осуществлении разрешительно согласительных полномочий в области строительства и земельных отношений.

 

Продолжить реформу госзаказа

• Более 8 млн. запросов к порталу госзакупок ежедневно;

• Более 200000 заказчиков на портале;

• Более 170000 аккредитованных на электронных площадках компаний;

• Более 700000 выданных заказчикам ЭЦП;

• За шесть лет (2006-2011) совокупная экономия бюджетов – около 1,5 трлн. рублей.

 

Развитие конкуренции, ограничение коррупции, экономия и новые возможности для развития = Модернизация страны

Федеральная контрактная система

Этап 1 – Планирование закупок

Этап 2 – Отбор исполнителя контракта

Этап 3 – Сопровождение и исполнение контракта

 

• Централизация функций закупок

• Единый центр экономической конъюнктуры рынков;

• Совершенствование процедур;

• Защитные меры от некачественного исполнения контракта;

• Централизованная проверка финансового обеспечения;

• Повышение качества администрирования контракта;

• Короткая процедура расторжения контракта;

• Контроль и анализ результатов закупок

 

Также в 2012 г. усилия Калужского УФАС России будут направлены, на то, чтобы:

 

• Продолжить работу по устранению административных барьеров в российской экономике через активное участие в работе Комиссии по административной реформе.

• Расширить использование в работе антимонопольных органов экономико-статистического инструментария, информационных источников, в том числе базы данных по конъюнктуре цен на товарных рынках и базы данных аналитических отчетов о состоянии конкуренции на товарных рынках в целях выявления сопоставимых рынков.

• Внедрить личностно-профессиональную оценку кадрового состава Калужского УФАС России.

• Повысить эффективность работы с кадровым резервом Калужского УФАС России на должности руководителей территориальных органов.