Результаты пресс-конференции И.В. Баранова, посвященной итогам работы управления в 2011 году и планам на текущий год.

Открывая мероприятие, руководитель озвучил наиболее важные показатели деятельности по основным направлениям деятельности. Он подчеркнул, что в 2011 году управление сработало намного лучше заняв в итоговом рейтинге 19 место по России и 4 по ЦФО.

 

Руководитель Калужского УФАС России отметил, что наибольшее количество нарушений касалось злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, недобросовестной конкуренции и ограничивающих конкуренцию действий или бездействия органов исполнительной власти. Рассказал, что до 50 процентов решений управления по отдельным направлениям оспариваются в судах разных инстанций.

Большое внимание Игорь Васильевич уделил серьезному нарушению антимонопольного законодательства – сговорам и привел в пример факты, вскрытые Калужским УФАС.

Не осталось без внимания и такое направление деятельности, как контроль закона о размещении заказов. Всего в 2011 году поступило 159 жалоб на действия заказчика либо конкурсной, котировочной или аукционной комиссии. Наибольшее их количество относится к действиям муниципальных заказчиков. В два раза увеличилось количество обоснованных жалоб, что говорит о возросшей правовой грамотности бизнес-сообщества региона.

Калужским УФАС России в прошедшем году было возбуждено 32 дела о нарушении рекламного законодательства, в том числе 18 – административных. Руководитель управления отметил, что большинство нарушений связаны с рекламой банковских и финансовых услуг, рекламой пивных напитков, указанием в рекламе недостоверных сведений.

В заключение И.В. Баранов озвучил приоритетные направления деятельности Калужского УФАС России на 2012 год и призвал всех, кто считает свои права нарушенными, обращаться в управление.

 

Игорь Баранов: антимонопольное законодательство будет совершенствоваться.

 

15 марта 2012 года в рамках пресс-конференции Калужского УФАС России руководитель управления Игорь Васильевич Баранов рассказал о задачах по реализации нового антимонопольного законодательства – «третьего антимонопольного пакета».

Прежде всего, он остановился на критериях оценки монопольно высокой цены. А именно: на использовании биржевой цены, ретроспективного анализа и мировых индикаторов цен.

Руководитель отметил, что основные изменения, предлагаемые «третьим антимонопольным пакетом», направлены на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, а также закреплением права Правительства Российской Федерации определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий, а также на уточнение порядка осуществления государственного контроля за экономической концентрацией и порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Еще одна особенность «третьего антимонопольного пакета» - введение механизма «предупреждения», исключающего административную ответственность при исполнении «предупреждения». Также новый закон уточняет состав уголовной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

«Теперь «третий антимонопольный пакет» дает право антимонопольному органу направлять предостережения должностным лицам хозсубъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства», - прокомментировал Игорь Баранов.

Особый интерес аудитории вызвал вопрос дальнейшего развития антимонопольного законодательства, так Игорь Баранов отметил, что некоторые поправки требуют дополнительного обсуждения:

- закрепление механизма утверждения и опубликования правил торговой практики для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение;

- уточнение перечня запретов, применяемых к «вертикальным» соглашениям;

- определение особенностей контроля за экономической концентрацией, осуществляемой субъектами естественной монополии;

- совершенствование механизма предоставления государственных и муниципальных преференций;

- уточнение поводов к возбуждению уголовных дел по статье 178 УК РФ;

- законодательное определение механизма взаимодействия антимонопольных органов и органов внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий по фактам нарушения антимонопольного законодательства.

«С принятием «третьего антимонопольного пакета» завершается реформа по совершенствованию антимонопольного законодательства. Реализация пакета позволит внедрить в систему антимонопольного регулирования лучшие зарубежные практики, связанные с пресечением картелей, монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Эффективность антимонопольного законодательства - залог успешного развития экономики нашей страны», - заявил руководитель Калужского УФАС России Игорь Баранов.

 

Объем взысканных антимонопольных штрафов в 2011 г вырос вдвое - до 12,7 млрд руб.

 

Нарушители антимонопольного законодательства заплатили в бюджет в 2011 году 12,698 миллиарда рублей штрафов, что в два раза превышает показатель 2010 года, сообщил руководитель Калужского УФАС России Игорь Баранов.

По его словам, в 2010 году нарушители перечислили в бюджет 6,064 миллиарда рублей.

Он отметил, что большая часть этих сумм уплачена за нарушения закона о конкуренции, и в меньшей степени - по делам, регулируемым законодательством о торговле и госзаказе.

Баранов также сообщил, что в прошлом году ФАС России начислило нарушителям 21,524 миллиарда рублей штрафов. Для сравнения: в 2010 году этот показатель был на уровне 6,052 миллиарда рублей. Эта разница связана с неравномерностью в сроках начисления крупных штрафов в отношении нефтяных компаний по трем волнам антимонопольных дел.

Глава ФАС рассказал, что в 2011 году регулятор начислил нарушителям штрафов на 21,524 млрд рублей (в 2010 году этот показатель составлял 6,052 млрд рублей). Возросшее количество штрафов Артемьев связывает в начислением крупных штрафов нефтяным компаниям по трем волнам антимонопольных дел в отношении них. По словам главы регулятора, за 3 года санкции нефтяным компаниям принесли в бюджет около 20 млрд рублей.

 

ФАС взялась за «священных коров». Игорь Баранов пообещал госкорпорациям оборотные штрафы

 

Госкорпорации и естественные монополии теперь будут контролировать не только по линии закона о защите конкуренции, но и по линии вступившего в силу 1 января этого года закона о закупках госкомпаний. Об этом сегодня заявил руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области Игорь Баранов. Он напомнил, что госкорпорации тратят на покупку товаров и услуг гораздо больше бюджетных денег, чем все органы власти вместе взятые.

 

Первого января в силу вступил 223-й закон, который обязал госкомпании и естественные монополии публиковать планы и процедуры своих закупок на едином государственном портале в Интернете. В ближайшее время правительство должно принять постановление, которое определит, какие виды товаров госкомпании обязаны будут покупать через электронные аукционы. «Нам всем доказывали, что все естественные монополии и госкорпорации - это государственные субъекты, и нечего лезть в эту сферу. Но все это от лукавого. Закон в итоге приняли, а ФАС уполномочили контролировать, как он соблюдается», - отметил Игорь Баранов.

 

Он оговорился, что 223-й закон не дает антимонопольщикам такие широкие полномочия, как 94-й закон о госзакупках. «Если строго следовать 223-му закону, ФАС должна просто следить, чтобы информация о закупках госкорпораций и естественных монополий размещалась на едином госпортале, - пояснил он. - Но если естественные монополии и государственные корпорации начнут нарушать конкурентное законодательство - безосновательно снимать компании с тендеров, что они любят делать, покупать товары у единственного поставщика, ставить «прокладки» между собой и конечными продавцами, в этом случае мы будем применять к ним нормы 135-го закона о защите конкуренции».

 

Баранов напомнил, что санкции там повыше и наказание предусматривает, в том числе и оборотные штрафы, которые накладываются на выручку компаний (от 1 до 15 процентов в зависимости от тяжести вины нарушителя). «Так что полный цикл контроля все равно будет сохраняться», - пообещал руководитель управления.

 

Он констатировал, что госкомпании чаще других нарушают антимонопольное законодательство. «Они уверены, что государство их защитит и поддержит, поэтому считают себя «священными коровами». Мы можем ужесточать санкции, в том числе и по оборотным штрафам, пока акционеры не начнут высказывать претензии к руководителям таких компаний. Но это мало что изменит. Пока не поменяется ментальность руководителей, ждать глобальных улучшений не стоит», - резюмировал руководитель УФАС.