Решение по делу №05-06к/2013

Номер дела: №05-06к/2013
Дата публикации: 22 мая 2013, 14:48

РЕШЕНИЕ

 

 

«22» мая 2013 г.                                                                                                    г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «06» мая 2013 года

Полный текст решения изготовлен «22» мая 2013 года 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

в присутствии представителя ОАО "Седьмой Континент" <…>

рассмотрев дело № 05-06к/2013 по признакам нарушения ОАО "Седьмой (Континент" <…> части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В адрес Калужского УФАС России 21 декабря 2012 года из прокуратуры                г. Обнинска поступила информация о том, что на территории г. Обнинска в гипермаркете «Наш» (ОАО «Седьмой Континент») проходит акция по продаже шоколада «Альпен Голд» стоимостью 19 рублей 90 копеек. Данная акция проводилась в период 21 ноября 2012 года по 04 декабря 2012 года. На протяжении всего периода проведения указанной акции осуществлялась трансляция рекламного ролика о продаже шоколада «Альпен Голд» в СМИ «Первый канал Обнинск».

Из материалов дела следует, что ОАО "Седьмой Континент" зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном <…>

В ходе проведения проверки указанной информации Калужским УФАС России установлено, что шоколад «Альпен Голд» стоимостью 19 рублей 90 копеек находился на реализации в гипермаркете «Наш» (ОАО «Седьмой Континент») не весь период проведения акции (21 ноября 2012 года по 04 декабря 2012 года), в то время, как рекламный ролик в СМИ «Первый канал Обнинск» транслировался на протяжении всего времени указанной акции.

Представитель ОАО «Седьмой Континент» пояснил, что данная акция по продаже шоколада «Альпен Голд» проводилась на территории всей Российской Федерации, у ОАО «Седьмой Континент» имеются магазины не только в Москве и в Обнинске, но, например, и в Перьми, Рязани, Ярославле, Чилябенске. ОАО «Седьмой Континент» было закуплено огромное количество шоколада «Альпен Голд», а именно почти миллион сто тысяч штук, и примерно по всем магазинам, принадлежащим ОАО «Седьмой Континент», было распределено по десять тысяч шоколадок. Акция проводилась в срок с 21 ноября 2012 г. по 4 декабря 2012 г., в том числе и в гипермаркете «Наш», расположенном на территории города Обнинска. Реклама заказывалась централизованно, в Москве, и соответственно в каждом регионе, по телевидению она была распространена исходя из разницы во времени и промежутках в Перьми, Рязани, Обнинске на различных каналах. В рекламе при трансляции ролика было указано, что количество товара ограничено, и в магазине в Обнинске действительно этот шоколад закончился раньше намеченного времени, его разобрали за 3 дня, в то время как трансляция рекламы в СМИ «Первый канал Обнинск» была проплачена заранее и на весь период проведения акции.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Основным предназначением рекламы является привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 1 части 1 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции», целью настоящего Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно пункту 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из указанного определения следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией одновременно должны выполняться несколько условий, а именно:

-  действия должны совершаться хозяйствующим субъектом;

- действия должны быть направленными на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- действия должны противоречить положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести вред их деловой репутации.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимущества в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность получить субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое позволяет увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий, то есть действия хозяйствующего субъекта могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующему субъекту увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.

Термины «добропорядочность», «разумность», «справедливость» действующим законодательством не определены, в связи с чем указанные термины применяют в связи с их общим значением в русском языке. Так, термин «добропорядочный» обычно толкуется как приличный, достойный одобрения, порядочный, а термин «порядочный», в свою очередь – как честный и соответствующий принятым правилам поведения. Категории «разумность» и «справедливость» отражают различные моральные принципы.

Последним признаком недобросовестной конкуренции, указанным в ее определении, является причинение вреда другому хозяйствующему субъекту — конкуренту. Такой вред может выражаться в убытках, которые терпит конкурент, или в ущербе его деловой репутации. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками кроме реального ущерба понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При этом в обоих случаях для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно лишь возможности наступления таких последствий, и доказательств реального вреда не требуется.

Частью 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года» (ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 19 сентября 1968 г. № 3104-VII).

(1) Страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.

(2) Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

(3) В частности, подлежат запрету:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Следовательно, недобросовестной конкуренцией являются любые действия, противоречащие честным обычаям в промышленных и торговых делах.

ОАО "Седьмой Континент" распространяло рекламу гипермаркета «НАШ» на «Первом канале Обнинска», в которой указывалось о проведении акции по продаже шоколада «Альпен Голд» стоимостью 19 рублей 90 копеек. Указанная реклама транслировалась в период с 21.11.2012 г. по 04.12.2012 г., однако шоколад «Альпен Голд» стоимостью 19 рублей 90 копеек находился на реализации не весь период проведения акции, а только до 30 ноября 2012 года, в связи с чем, в период с 30.11.2012 г. по 04.12.2012 г.  ОАО "Седьмой Континент" получало преимущество в своей деятельности в виде незаконного привлечения клиентов путем распространения рекламы, не соответствующей действительности, чем совершило действия, противоречащие честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Согласно ответа Администрации города Обнинска вх. № 2070 от 29.04.201г. следует, что помимо гипермаркета «Наш» (ОАО «Седьмой Континент») на территории г. Обнинска продажу продуктов питания осуществляют более ста предприятий розничной торговли.

В связи с тем, что рынок розничной реализации продуктов питания на территории г. Обнинска является конкурентным, приток определенной части потребителей в гипермаркета «Наш», принадлежащий ОАО «Седьмой Континент», способствует оттоку таких потребителей от магазинов продуктов питания других хозяйствующих субъектов - конкурентов, что влечет либо может повлечь наступление для последних соответствующих убытков.

Таким образом, привлекая потребителей продуктов питания путем распространения рекламы не соответствующей действительности, ОАО «Седьмой Континент» ущемляет права и законные интересы других хозяйствующих субъектов – конкурентов, осуществляющих свою деятельность на рынке розничной реализации продуктов питания на территории г. Обнинска, тем самым совершает акт недобросовестной конкуренции по отношению к последним.

Изучив имеющиеся в материалах дела документы и сведения, выслушав доводы Ответчика, Комиссия приходит к выводу, что ОАО "Седьмой Континент" получает преимущество в своей деятельности в виде действий по незаконному привлечению клиентов путем распространения рекламы, не соответствующей действительности, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причиняют или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, в том числе в виде упущенной выгоды, в связи с чем, в действиях ОАО "Седьмой Континент" усматривается недобросовестная конкуренция, то есть нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», а также статьи 10.bis «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года».

Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.

Учитывая, что акция по продаже шоколада «Альпен Голд» стоимостью 19 рублей 90 копеек проводилась в период с 21 ноября 2012 года по 04 декабря 2012 года, основания для выдачи предписания ОАО «Седьмой Континент» отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 «О защите конкуренции», статьей 10.bis «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года», Комиссия Калужского УФАС России,

     

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Седьмой Континент» недобросовестной конкуренцией, то есть нарушающими часть 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», а также нарушающими статью 10.bis «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд. 

stdClass Object ( [vid] => 7452 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №05-06к/2013 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7452 [type] => solution [language] => ru [created] => 1388141364 [changed] => 1388141364 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1388141364 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

 

«22» мая 2013 г.                                                                                                    г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «06» мая 2013 года

Полный текст решения изготовлен «22» мая 2013 года 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

в присутствии представителя ОАО "Седьмой Континент" <…>

рассмотрев дело № 05-06к/2013 по признакам нарушения ОАО "Седьмой (Континент" <…> части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В адрес Калужского УФАС России 21 декабря 2012 года из прокуратуры                г. Обнинска поступила информация о том, что на территории г. Обнинска в гипермаркете «Наш» (ОАО «Седьмой Континент») проходит акция по продаже шоколада «Альпен Голд» стоимостью 19 рублей 90 копеек. Данная акция проводилась в период 21 ноября 2012 года по 04 декабря 2012 года. На протяжении всего периода проведения указанной акции осуществлялась трансляция рекламного ролика о продаже шоколада «Альпен Голд» в СМИ «Первый канал Обнинск».

Из материалов дела следует, что ОАО "Седьмой Континент" зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном <…>

В ходе проведения проверки указанной информации Калужским УФАС России установлено, что шоколад «Альпен Голд» стоимостью 19 рублей 90 копеек находился на реализации в гипермаркете «Наш» (ОАО «Седьмой Континент») не весь период проведения акции (21 ноября 2012 года по 04 декабря 2012 года), в то время, как рекламный ролик в СМИ «Первый канал Обнинск» транслировался на протяжении всего времени указанной акции.

Представитель ОАО «Седьмой Континент» пояснил, что данная акция по продаже шоколада «Альпен Голд» проводилась на территории всей Российской Федерации, у ОАО «Седьмой Континент» имеются магазины не только в Москве и в Обнинске, но, например, и в Перьми, Рязани, Ярославле, Чилябенске. ОАО «Седьмой Континент» было закуплено огромное количество шоколада «Альпен Голд», а именно почти миллион сто тысяч штук, и примерно по всем магазинам, принадлежащим ОАО «Седьмой Континент», было распределено по десять тысяч шоколадок. Акция проводилась в срок с 21 ноября 2012 г. по 4 декабря 2012 г., в том числе и в гипермаркете «Наш», расположенном на территории города Обнинска. Реклама заказывалась централизованно, в Москве, и соответственно в каждом регионе, по телевидению она была распространена исходя из разницы во времени и промежутках в Перьми, Рязани, Обнинске на различных каналах. В рекламе при трансляции ролика было указано, что количество товара ограничено, и в магазине в Обнинске действительно этот шоколад закончился раньше намеченного времени, его разобрали за 3 дня, в то время как трансляция рекламы в СМИ «Первый канал Обнинск» была проплачена заранее и на весь период проведения акции.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Основным предназначением рекламы является привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 1 части 1 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции», целью настоящего Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно пункту 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из указанного определения следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией одновременно должны выполняться несколько условий, а именно:

-  действия должны совершаться хозяйствующим субъектом;

- действия должны быть направленными на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- действия должны противоречить положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести вред их деловой репутации.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимущества в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность получить субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое позволяет увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий, то есть действия хозяйствующего субъекта могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующему субъекту увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.

Термины «добропорядочность», «разумность», «справедливость» действующим законодательством не определены, в связи с чем указанные термины применяют в связи с их общим значением в русском языке. Так, термин «добропорядочный» обычно толкуется как приличный, достойный одобрения, порядочный, а термин «порядочный», в свою очередь – как честный и соответствующий принятым правилам поведения. Категории «разумность» и «справедливость» отражают различные моральные принципы.

Последним признаком недобросовестной конкуренции, указанным в ее определении, является причинение вреда другому хозяйствующему субъекту — конкуренту. Такой вред может выражаться в убытках, которые терпит конкурент, или в ущербе его деловой репутации. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками кроме реального ущерба понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При этом в обоих случаях для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно лишь возможности наступления таких последствий, и доказательств реального вреда не требуется.

Частью 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года» (ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 19 сентября 1968 г. № 3104-VII).

(1) Страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.

(2) Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

(3) В частности, подлежат запрету:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Следовательно, недобросовестной конкуренцией являются любые действия, противоречащие честным обычаям в промышленных и торговых делах.

ОАО "Седьмой Континент" распространяло рекламу гипермаркета «НАШ» на «Первом канале Обнинска», в которой указывалось о проведении акции по продаже шоколада «Альпен Голд» стоимостью 19 рублей 90 копеек. Указанная реклама транслировалась в период с 21.11.2012 г. по 04.12.2012 г., однако шоколад «Альпен Голд» стоимостью 19 рублей 90 копеек находился на реализации не весь период проведения акции, а только до 30 ноября 2012 года, в связи с чем, в период с 30.11.2012 г. по 04.12.2012 г.  ОАО "Седьмой Континент" получало преимущество в своей деятельности в виде незаконного привлечения клиентов путем распространения рекламы, не соответствующей действительности, чем совершило действия, противоречащие честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Согласно ответа Администрации города Обнинска вх. № 2070 от 29.04.201г. следует, что помимо гипермаркета «Наш» (ОАО «Седьмой Континент») на территории г. Обнинска продажу продуктов питания осуществляют более ста предприятий розничной торговли.

В связи с тем, что рынок розничной реализации продуктов питания на территории г. Обнинска является конкурентным, приток определенной части потребителей в гипермаркета «Наш», принадлежащий ОАО «Седьмой Континент», способствует оттоку таких потребителей от магазинов продуктов питания других хозяйствующих субъектов - конкурентов, что влечет либо может повлечь наступление для последних соответствующих убытков.

Таким образом, привлекая потребителей продуктов питания путем распространения рекламы не соответствующей действительности, ОАО «Седьмой Континент» ущемляет права и законные интересы других хозяйствующих субъектов – конкурентов, осуществляющих свою деятельность на рынке розничной реализации продуктов питания на территории г. Обнинска, тем самым совершает акт недобросовестной конкуренции по отношению к последним.

Изучив имеющиеся в материалах дела документы и сведения, выслушав доводы Ответчика, Комиссия приходит к выводу, что ОАО "Седьмой Континент" получает преимущество в своей деятельности в виде действий по незаконному привлечению клиентов путем распространения рекламы, не соответствующей действительности, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причиняют или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, в том числе в виде упущенной выгоды, в связи с чем, в действиях ОАО "Седьмой Континент" усматривается недобросовестная конкуренция, то есть нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», а также статьи 10.bis «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года».

Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.

Учитывая, что акция по продаже шоколада «Альпен Голд» стоимостью 19 рублей 90 копеек проводилась в период с 21 ноября 2012 года по 04 декабря 2012 года, основания для выдачи предписания ОАО «Седьмой Континент» отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 «О защите конкуренции», статьей 10.bis «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года», Комиссия Калужского УФАС России,

     

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Седьмой Континент» недобросовестной конкуренцией, то есть нарушающими часть 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», а также нарушающими статью 10.bis «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд. 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

 

«22» мая 2013 г.                                                                                                    г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «06» мая 2013 года

Полный текст решения изготовлен «22» мая 2013 года 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

в присутствии представителя ОАО "Седьмой Континент" <…>

рассмотрев дело № 05-06к/2013 по признакам нарушения ОАО "Седьмой (Континент" <…> части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В адрес Калужского УФАС России 21 декабря 2012 года из прокуратуры                г. Обнинска поступила информация о том, что на территории г. Обнинска в гипермаркете «Наш» (ОАО «Седьмой Континент») проходит акция по продаже шоколада «Альпен Голд» стоимостью 19 рублей 90 копеек. Данная акция проводилась в период 21 ноября 2012 года по 04 декабря 2012 года. На протяжении всего периода проведения указанной акции осуществлялась трансляция рекламного ролика о продаже шоколада «Альпен Голд» в СМИ «Первый канал Обнинск».

Из материалов дела следует, что ОАО "Седьмой Континент" зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном <…>

В ходе проведения проверки указанной информации Калужским УФАС России установлено, что шоколад «Альпен Голд» стоимостью 19 рублей 90 копеек находился на реализации в гипермаркете «Наш» (ОАО «Седьмой Континент») не весь период проведения акции (21 ноября 2012 года по 04 декабря 2012 года), в то время, как рекламный ролик в СМИ «Первый канал Обнинск» транслировался на протяжении всего времени указанной акции.

Представитель ОАО «Седьмой Континент» пояснил, что данная акция по продаже шоколада «Альпен Голд» проводилась на территории всей Российской Федерации, у ОАО «Седьмой Континент» имеются магазины не только в Москве и в Обнинске, но, например, и в Перьми, Рязани, Ярославле, Чилябенске. ОАО «Седьмой Континент» было закуплено огромное количество шоколада «Альпен Голд», а именно почти миллион сто тысяч штук, и примерно по всем магазинам, принадлежащим ОАО «Седьмой Континент», было распределено по десять тысяч шоколадок. Акция проводилась в срок с 21 ноября 2012 г. по 4 декабря 2012 г., в том числе и в гипермаркете «Наш», расположенном на территории города Обнинска. Реклама заказывалась централизованно, в Москве, и соответственно в каждом регионе, по телевидению она была распространена исходя из разницы во времени и промежутках в Перьми, Рязани, Обнинске на различных каналах. В рекламе при трансляции ролика было указано, что количество товара ограничено, и в магазине в Обнинске действительно этот шоколад закончился раньше намеченного времени, его разобрали за 3 дня, в то время как трансляция рекламы в СМИ «Первый канал Обнинск» была проплачена заранее и на весь период проведения акции.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Основным предназначением рекламы является привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 1 части 1 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции», целью настоящего Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно пункту 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из указанного определения следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией одновременно должны выполняться несколько условий, а именно:

-  действия должны совершаться хозяйствующим субъектом;

- действия должны быть направленными на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- действия должны противоречить положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести вред их деловой репутации.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимущества в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность получить субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое позволяет увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий, то есть действия хозяйствующего субъекта могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующему субъекту увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.

Термины «добропорядочность», «разумность», «справедливость» действующим законодательством не определены, в связи с чем указанные термины применяют в связи с их общим значением в русском языке. Так, термин «добропорядочный» обычно толкуется как приличный, достойный одобрения, порядочный, а термин «порядочный», в свою очередь – как честный и соответствующий принятым правилам поведения. Категории «разумность» и «справедливость» отражают различные моральные принципы.

Последним признаком недобросовестной конкуренции, указанным в ее определении, является причинение вреда другому хозяйствующему субъекту — конкуренту. Такой вред может выражаться в убытках, которые терпит конкурент, или в ущербе его деловой репутации. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками кроме реального ущерба понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При этом в обоих случаях для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно лишь возможности наступления таких последствий, и доказательств реального вреда не требуется.

Частью 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года» (ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 19 сентября 1968 г. № 3104-VII).

(1) Страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.

(2) Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

(3) В частности, подлежат запрету:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Следовательно, недобросовестной конкуренцией являются любые действия, противоречащие честным обычаям в промышленных и торговых делах.

ОАО "Седьмой Континент" распространяло рекламу гипермаркета «НАШ» на «Первом канале Обнинска», в которой указывалось о проведении акции по продаже шоколада «Альпен Голд» стоимостью 19 рублей 90 копеек. Указанная реклама транслировалась в период с 21.11.2012 г. по 04.12.2012 г., однако шоколад «Альпен Голд» стоимостью 19 рублей 90 копеек находился на реализации не весь период проведения акции, а только до 30 ноября 2012 года, в связи с чем, в период с 30.11.2012 г. по 04.12.2012 г.  ОАО "Седьмой Континент" получало преимущество в своей деятельности в виде незаконного привлечения клиентов путем распространения рекламы, не соответствующей действительности, чем совершило действия, противоречащие честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Согласно ответа Администрации города Обнинска вх. № 2070 от 29.04.201г. следует, что помимо гипермаркета «Наш» (ОАО «Седьмой Континент») на территории г. Обнинска продажу продуктов питания осуществляют более ста предприятий розничной торговли.

В связи с тем, что рынок розничной реализации продуктов питания на территории г. Обнинска является конкурентным, приток определенной части потребителей в гипермаркета «Наш», принадлежащий ОАО «Седьмой Континент», способствует оттоку таких потребителей от магазинов продуктов питания других хозяйствующих субъектов - конкурентов, что влечет либо может повлечь наступление для последних соответствующих убытков.

Таким образом, привлекая потребителей продуктов питания путем распространения рекламы не соответствующей действительности, ОАО «Седьмой Континент» ущемляет права и законные интересы других хозяйствующих субъектов – конкурентов, осуществляющих свою деятельность на рынке розничной реализации продуктов питания на территории г. Обнинска, тем самым совершает акт недобросовестной конкуренции по отношению к последним.

Изучив имеющиеся в материалах дела документы и сведения, выслушав доводы Ответчика, Комиссия приходит к выводу, что ОАО "Седьмой Континент" получает преимущество в своей деятельности в виде действий по незаконному привлечению клиентов путем распространения рекламы, не соответствующей действительности, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причиняют или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, в том числе в виде упущенной выгоды, в связи с чем, в действиях ОАО "Седьмой Континент" усматривается недобросовестная конкуренция, то есть нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», а также статьи 10.bis «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года».

Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.

Учитывая, что акция по продаже шоколада «Альпен Голд» стоимостью 19 рублей 90 копеек проводилась в период с 21 ноября 2012 года по 04 декабря 2012 года, основания для выдачи предписания ОАО «Седьмой Континент» отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 «О защите конкуренции», статьей 10.bis «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года», Комиссия Калужского УФАС России,

     

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Седьмой Континент» недобросовестной конкуренцией, то есть нарушающими часть 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», а также нарушающими статью 10.bis «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд. 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №05-06к/2013 [format] => [safe_value] => №05-06к/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-22 10:48:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-22 10:48:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1388141364 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калужское УФАС России )