Решение по делу № 05-09т/2012

Номер дела: № 05-09т/2012
Дата публикации: 26 декабря 2012, 10:11

ЗАО «Тандер» нарушило пункты 1, 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»».

Решением Комиссии Калужского УФАС России от «26» декабря 2012 г. в действиях ЗАО «Тандер» в части создания условий, которые ставят одного или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия) установлен факт нарушения п. 1, 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»».

 

РЕШЕНИЕ

 

 

«26» декабря 2012 г.                                                                                                    г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «12» декабря 2012 года

Полный текст решения изготовлен «09» ноября 2012 года 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

в отсутствии представителя ЗАО «Тандер», извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна,

рассмотрев дело № 05-09т/2012 по признакам нарушения ЗАО «Тандер» пунктов 1, 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступила информация Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ЗАО «Тандер».

В ходе проведения проверки Калужским УФАС России были получены договора поставки, заключенные между ЗАО «Тандер» и поставщиками, осуществляющих свою деятельность на территории Калужской области. При анализе представленных договоров было установлено, что хозяйствующие субъекты (контрагенты) ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф., ООО «Торговая Фирма «Дворцы», ИП В.И.Н., ООО «Чибис», ЗАО «ХП «Калужский хлеб», и ЗАО «Хлебокомбинат» поставляют ЗАО «Тандер» однородную продукцию (хлебобулочные изделия). При этом, условия договоров поставки, заключенных между ЗАО «Тандер» и контрагентами, осуществляющими деятельность на одном товарном рынке, т.е. являющимися конкурентами, имеют ряд значимых отличий.

Комиссия, проанализировав договорные отношения ЗАО «Тандер» с контрагентами (ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф., ООО «Торговая Фирма «Дворцы», ИП В.И.Н., ООО «Чибис», ЗАО «ХП «Калужский хлеб» и ЗАО «Хлебокомбинат»), пришла к выводам о том, что условия договоров поставки имеют ряд значимых отличий. Договоры, заключенные  ЗАО «Тандер»  с контрагентами (хозяйствующими субъектами, поставляющими хлебобулочные изделия) являются типовыми по форме и условиям, проект договора разработан ЗАО «Тандер». При этом условия взаиморасчетов по сумме сформированы для каждого контрагента, осуществляющего поставки однородных товаров, индивидуально.

Так в договорах поставки, заключенных между ЗАО «Тандер» и ЗАО «Хлебокомбинат», ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф. и ИП В.И.Н., не содержится условий предоставления премий от ежемесячного оборота при поставке товара в магазины покупателя (п. 1.2. Приложения № 5 коммерческих условий к договорам поставки). В договоре поставки, заключенных между ЗАО «Тандер» и ООО «Чибис» указанная премия составляет 5 % от ежемесячного оборота при поставке товара в магазины покупателя (п. 1.2. Приложения № 5 коммерческих условий к договорам поставки),  в договоре поставки, заключенного между ЗАО «Тандер» и ЗАО «ХП «Калужский хлеб» данная премия составляет 2 % от ежемесячного оборота при поставке товара в магазины покупателя (п. 1.2. Приложения № 5 коммерческих условий к договорам поставки), а в договоре поставки, заключенного между ЗАО «Тандер» и ООО «Торговая Фирма «Дворцы» все та же премия составляет 6,5 % от ежемесячного оборота при поставке товара в магазины покупателя (п. 1.2. Приложения № 5 коммерческих условий к договорам поставки).

Таким образом, субъекты одного товарного рынка поставлены в неравные условия деятельности, что имеет своим результатом негативные последствия для их общехозяйственной деятельности. Выборочный подход к принципу поставки однородной продукции, сформированный ЗАО «Тандер», ставит одних контрагентов в более выгодные условия осуществления предпринимательской деятельности перед другими.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

ЗАО «Тандер (зарегистрировано в качестве юридического лица ИМНС России   за основным государственным регистрационным номером. Является коммерческой организацией, хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации розничной торговой сети «МАГНИТ».

В силу требований статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно статье 22 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» стороны договора поставки, заключившие договор до 01.02.2010, должны были в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу Федерального закона № 381-ФЗ изменить условия договора, в случае, если такие условия не согласуются с Федеральным законом № 381-ФЗ, и применять эти условия с даты изменения договора, согласованной сторонами сделки.

Таким образом, для хозяйствующих субъектов ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф., ООО «Торговая Фирма «Дворцы», ИП В.И.Н., ООО «Чибис», ЗАО «ХП «Калужский хлеб», и ЗАО «Хлебокомбинат» были созданы не равные условия поставки ЗАО «Тандер» хлебобулочных изделий.

В статье 9 Федерального закона № 381-ФЗ установлены обязательные для сторон договора  поставки требования к организации и осуществлению торговой деятельности в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров. В соответствии с частями 3, 4 и 6 указанной статьи установлен порядок определения цены договора поставки.

В частности, цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров.

Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не должен учитываться при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.

В свою очередь, статьей 13 Федерального закона № 381-ФЗ установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети. В частности, в подпункте «б» пункта 1 части 1 для данных субъектов установлен запрет создавать дискриминационные условия, в том числе нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

Положениями частей 3, 4 и 6 статьи 9 Федерального закона № 381-ФЗ установлен порядок ценообразования договора поставки. В частности, установлено:

  1. каким образом должна определяться цена договора поставки – исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон;
  2. единственно допустимое в договоре поставки вознаграждение – вознаграждение в связи с приобретением определенного количества товара;
  3. лицо, которому выплачивается данное вознаграждение – хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность;
  4. условия выплаты данного вознаграждения – в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров;
  5. предельный размер данного вознаграждения – 10% от цены приобретенных продовольственных товаров;
  6. запрет на расчет цены товара с учетом согласованного размера вознаграждения.

Исследовав представленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия составляет основы конституционного строя. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15 Конституции РФ).

 В соответствии со статьей 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Договорные обязательства регулируются в соответствии со статьями 1 и 2 ГК РФ гражданским законодательством, которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора. Граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Указанные основные положения получили реализацию в статьях 421 и 422 ГК РФ. В соответствии с принципом свободы договора, определенным в части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В силу требований статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Законом, ограничивающим гражданские права и устанавливающим обязательные для сторон договора поставки правила, стал Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», вступивший в силу 01 февраля 2010 года.

Целью Федерального закона № 381-ФЗ в соответствии со статьей 1 является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации как основы конституционного строя путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности. Кроме того, целями закона являются обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, а также осуществляющих поставки товаров, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

Цели Федерального закона № 381-ФЗ достигаются путем установления требований к  организации и осуществлению торговой деятельности, а также путем антимонопольного регулирования в этой области.

С учетом вышеизложенного ЗАО «Тандер», включив в договоры поставки разные условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, необоснованно создало дискриминационные (неравные) условия осуществления предпринимательской деятельности для ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф., ООО «Торговая Фирма «Дворцы», ИП В.И.Н., ООО «Чибис», ЗАО «ХП «Калужский хлеб», и ЗАО «Хлебокомбинат». Создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети в силу пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона № 381-ФЗ дискриминационных условий запрещено.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 381-ФЗ государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».

Все вышеизложенное  свидетельствует о том, что ЗАО «Тандер» своими действиями, связанными с включением в договоры поставки молочной продукции разных условий, ущемляющих права и законные интересы поставщиков ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф., ООО «Торговая Фирма «Дворцы», ИП В.И.Н., ООО «Чибис», ЗАО «ХП «Калужский хлеб», и ЗАО «Хлебокомбинат»,  предоставляет ЗАО «Тандер» возможность препятствовать деятельности данных хозяйствующих  субъектов, и может привести к ограничению их конкурентоспособности, путем создания дискриминационных условий поставки продукции.

Контрагент, безусловно, участвует в определении условий договора поставки, но при этом не может в полной мере реализовать свое гражданское право на  выражение своей воли и ее согласование с другой стороной, поскольку проект договора разработан и предложен ЗАО «Тандер». В данном случае сложно говорить о равенстве сторон указанных  Договоров еще и потому, что  одной из сторон является субъект, являющийся одной из крупных торговых сетей на территории Калужской области, в связи с чем, последний имеет возможность оказывать решающее влияние на определение условий заключаемых им договоров.

Доказательства того, что ЗАО «Тандер» при заключении рассматриваемых договоров поставки были предложены равные условия относительно размеров премий и штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, отсутствуют.

На основании вышеизложенного Комиссия установила:

1. ЗАО «Тандер» при формировании условий договоров поставки хлебобулочных изделий с ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф., ООО «Торговая Фирма «Дворцы», ИП В.И.Н., ООО «Чибис», ЗАО «ХП «Калужский хлеб», и ЗАО «Хлебокомбинат» в части предоставления премий,  созданы условия, которые ставят одного или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия), что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 13 Федерального закона № 381-ФЗ.

2. В связи с тем, что состав административного правонарушения образует совокупность всех действий по заключению и исполнению договоров поставки, учитывая сложившуюся судебную практику и то, что ряд рассматриваемых договоров поставки были заключены до вступления в силу Федерального закона № 381-ФЗ, оснований для привлечения ЗАО «Тандер» к административной ответственности не имеется. Кроме того, указанные договоры, на момент рассмотрения дела № 05-09т/2012, были приведены в соответствие Федеральному закону № 381-ФЗ, либо расторгнуты.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, статьей 48, статьей 50 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать ЗАО «Тандер», нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

2. Выдать ЗАО «Тандер» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, для чего не создавать дискриминационные (неравные) условия осуществления предпринимательской деятельности для поставщиков ЗАО «Тандер» на территории Калужской области.

3. Прекратить рассмотрение дела в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ЗАО «Тандер».

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения действующего законодательства отсутствуют.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о недопущении нарушения антимонопольного законодательства

 

«26» декабря 2012 г.                                                                                                    г. Калуга

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») и на основании решения по делу № 05-09т/2012,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ЗАО «ТАНДЕР» не допускать действия, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, для чего не создавать дискриминационные (неравные) условия осуществления предпринимательской деятельности для поставщиков ЗАО «Тандер» на территории Калужской области.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до «15» января 2012 года.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7211 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 05-09т/2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7211 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358489582 [changed] => 1370529003 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529003 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ЗАО «Тандер» нарушило пункты 1, 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»».

Решением Комиссии Калужского УФАС России от «26» декабря 2012 г. в действиях ЗАО «Тандер» в части создания условий, которые ставят одного или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия) установлен факт нарушения п. 1, 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»».

 

РЕШЕНИЕ

 

 

«26» декабря 2012 г.                                                                                                    г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «12» декабря 2012 года

Полный текст решения изготовлен «09» ноября 2012 года 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

в отсутствии представителя ЗАО «Тандер», извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна,

рассмотрев дело № 05-09т/2012 по признакам нарушения ЗАО «Тандер» пунктов 1, 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступила информация Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ЗАО «Тандер».

В ходе проведения проверки Калужским УФАС России были получены договора поставки, заключенные между ЗАО «Тандер» и поставщиками, осуществляющих свою деятельность на территории Калужской области. При анализе представленных договоров было установлено, что хозяйствующие субъекты (контрагенты) ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф., ООО «Торговая Фирма «Дворцы», ИП В.И.Н., ООО «Чибис», ЗАО «ХП «Калужский хлеб», и ЗАО «Хлебокомбинат» поставляют ЗАО «Тандер» однородную продукцию (хлебобулочные изделия). При этом, условия договоров поставки, заключенных между ЗАО «Тандер» и контрагентами, осуществляющими деятельность на одном товарном рынке, т.е. являющимися конкурентами, имеют ряд значимых отличий.

Комиссия, проанализировав договорные отношения ЗАО «Тандер» с контрагентами (ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф., ООО «Торговая Фирма «Дворцы», ИП В.И.Н., ООО «Чибис», ЗАО «ХП «Калужский хлеб» и ЗАО «Хлебокомбинат»), пришла к выводам о том, что условия договоров поставки имеют ряд значимых отличий. Договоры, заключенные  ЗАО «Тандер»  с контрагентами (хозяйствующими субъектами, поставляющими хлебобулочные изделия) являются типовыми по форме и условиям, проект договора разработан ЗАО «Тандер». При этом условия взаиморасчетов по сумме сформированы для каждого контрагента, осуществляющего поставки однородных товаров, индивидуально.

Так в договорах поставки, заключенных между ЗАО «Тандер» и ЗАО «Хлебокомбинат», ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф. и ИП В.И.Н., не содержится условий предоставления премий от ежемесячного оборота при поставке товара в магазины покупателя (п. 1.2. Приложения № 5 коммерческих условий к договорам поставки). В договоре поставки, заключенных между ЗАО «Тандер» и ООО «Чибис» указанная премия составляет 5 % от ежемесячного оборота при поставке товара в магазины покупателя (п. 1.2. Приложения № 5 коммерческих условий к договорам поставки),  в договоре поставки, заключенного между ЗАО «Тандер» и ЗАО «ХП «Калужский хлеб» данная премия составляет 2 % от ежемесячного оборота при поставке товара в магазины покупателя (п. 1.2. Приложения № 5 коммерческих условий к договорам поставки), а в договоре поставки, заключенного между ЗАО «Тандер» и ООО «Торговая Фирма «Дворцы» все та же премия составляет 6,5 % от ежемесячного оборота при поставке товара в магазины покупателя (п. 1.2. Приложения № 5 коммерческих условий к договорам поставки).

Таким образом, субъекты одного товарного рынка поставлены в неравные условия деятельности, что имеет своим результатом негативные последствия для их общехозяйственной деятельности. Выборочный подход к принципу поставки однородной продукции, сформированный ЗАО «Тандер», ставит одних контрагентов в более выгодные условия осуществления предпринимательской деятельности перед другими.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

ЗАО «Тандер (зарегистрировано в качестве юридического лица ИМНС России   за основным государственным регистрационным номером. Является коммерческой организацией, хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации розничной торговой сети «МАГНИТ».

В силу требований статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно статье 22 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» стороны договора поставки, заключившие договор до 01.02.2010, должны были в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу Федерального закона № 381-ФЗ изменить условия договора, в случае, если такие условия не согласуются с Федеральным законом № 381-ФЗ, и применять эти условия с даты изменения договора, согласованной сторонами сделки.

Таким образом, для хозяйствующих субъектов ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф., ООО «Торговая Фирма «Дворцы», ИП В.И.Н., ООО «Чибис», ЗАО «ХП «Калужский хлеб», и ЗАО «Хлебокомбинат» были созданы не равные условия поставки ЗАО «Тандер» хлебобулочных изделий.

В статье 9 Федерального закона № 381-ФЗ установлены обязательные для сторон договора  поставки требования к организации и осуществлению торговой деятельности в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров. В соответствии с частями 3, 4 и 6 указанной статьи установлен порядок определения цены договора поставки.

В частности, цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров.

Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не должен учитываться при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.

В свою очередь, статьей 13 Федерального закона № 381-ФЗ установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети. В частности, в подпункте «б» пункта 1 части 1 для данных субъектов установлен запрет создавать дискриминационные условия, в том числе нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

Положениями частей 3, 4 и 6 статьи 9 Федерального закона № 381-ФЗ установлен порядок ценообразования договора поставки. В частности, установлено:

  1. каким образом должна определяться цена договора поставки – исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон;
  2. единственно допустимое в договоре поставки вознаграждение – вознаграждение в связи с приобретением определенного количества товара;
  3. лицо, которому выплачивается данное вознаграждение – хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность;
  4. условия выплаты данного вознаграждения – в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров;
  5. предельный размер данного вознаграждения – 10% от цены приобретенных продовольственных товаров;
  6. запрет на расчет цены товара с учетом согласованного размера вознаграждения.

Исследовав представленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия составляет основы конституционного строя. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15 Конституции РФ).

 В соответствии со статьей 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Договорные обязательства регулируются в соответствии со статьями 1 и 2 ГК РФ гражданским законодательством, которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора. Граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Указанные основные положения получили реализацию в статьях 421 и 422 ГК РФ. В соответствии с принципом свободы договора, определенным в части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В силу требований статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Законом, ограничивающим гражданские права и устанавливающим обязательные для сторон договора поставки правила, стал Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», вступивший в силу 01 февраля 2010 года.

Целью Федерального закона № 381-ФЗ в соответствии со статьей 1 является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации как основы конституционного строя путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности. Кроме того, целями закона являются обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, а также осуществляющих поставки товаров, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

Цели Федерального закона № 381-ФЗ достигаются путем установления требований к  организации и осуществлению торговой деятельности, а также путем антимонопольного регулирования в этой области.

С учетом вышеизложенного ЗАО «Тандер», включив в договоры поставки разные условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, необоснованно создало дискриминационные (неравные) условия осуществления предпринимательской деятельности для ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф., ООО «Торговая Фирма «Дворцы», ИП В.И.Н., ООО «Чибис», ЗАО «ХП «Калужский хлеб», и ЗАО «Хлебокомбинат». Создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети в силу пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона № 381-ФЗ дискриминационных условий запрещено.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 381-ФЗ государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».

Все вышеизложенное  свидетельствует о том, что ЗАО «Тандер» своими действиями, связанными с включением в договоры поставки молочной продукции разных условий, ущемляющих права и законные интересы поставщиков ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф., ООО «Торговая Фирма «Дворцы», ИП В.И.Н., ООО «Чибис», ЗАО «ХП «Калужский хлеб», и ЗАО «Хлебокомбинат»,  предоставляет ЗАО «Тандер» возможность препятствовать деятельности данных хозяйствующих  субъектов, и может привести к ограничению их конкурентоспособности, путем создания дискриминационных условий поставки продукции.

Контрагент, безусловно, участвует в определении условий договора поставки, но при этом не может в полной мере реализовать свое гражданское право на  выражение своей воли и ее согласование с другой стороной, поскольку проект договора разработан и предложен ЗАО «Тандер». В данном случае сложно говорить о равенстве сторон указанных  Договоров еще и потому, что  одной из сторон является субъект, являющийся одной из крупных торговых сетей на территории Калужской области, в связи с чем, последний имеет возможность оказывать решающее влияние на определение условий заключаемых им договоров.

Доказательства того, что ЗАО «Тандер» при заключении рассматриваемых договоров поставки были предложены равные условия относительно размеров премий и штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, отсутствуют.

На основании вышеизложенного Комиссия установила:

1. ЗАО «Тандер» при формировании условий договоров поставки хлебобулочных изделий с ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф., ООО «Торговая Фирма «Дворцы», ИП В.И.Н., ООО «Чибис», ЗАО «ХП «Калужский хлеб», и ЗАО «Хлебокомбинат» в части предоставления премий,  созданы условия, которые ставят одного или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия), что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 13 Федерального закона № 381-ФЗ.

2. В связи с тем, что состав административного правонарушения образует совокупность всех действий по заключению и исполнению договоров поставки, учитывая сложившуюся судебную практику и то, что ряд рассматриваемых договоров поставки были заключены до вступления в силу Федерального закона № 381-ФЗ, оснований для привлечения ЗАО «Тандер» к административной ответственности не имеется. Кроме того, указанные договоры, на момент рассмотрения дела № 05-09т/2012, были приведены в соответствие Федеральному закону № 381-ФЗ, либо расторгнуты.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, статьей 48, статьей 50 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать ЗАО «Тандер», нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

2. Выдать ЗАО «Тандер» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, для чего не создавать дискриминационные (неравные) условия осуществления предпринимательской деятельности для поставщиков ЗАО «Тандер» на территории Калужской области.

3. Прекратить рассмотрение дела в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ЗАО «Тандер».

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения действующего законодательства отсутствуют.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о недопущении нарушения антимонопольного законодательства

 

«26» декабря 2012 г.                                                                                                    г. Калуга

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») и на основании решения по делу № 05-09т/2012,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ЗАО «ТАНДЕР» не допускать действия, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, для чего не создавать дискриминационные (неравные) условия осуществления предпринимательской деятельности для поставщиков ЗАО «Тандер» на территории Калужской области.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до «15» января 2012 года.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ЗАО «Тандер» нарушило пункты 1, 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»».

Решением Комиссии Калужского УФАС России от «26» декабря 2012 г. в действиях ЗАО «Тандер» в части создания условий, которые ставят одного или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия) установлен факт нарушения п. 1, 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»».

 

РЕШЕНИЕ

 

 

«26» декабря 2012 г.                                                                                                    г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «12» декабря 2012 года

Полный текст решения изготовлен «09» ноября 2012 года 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

в отсутствии представителя ЗАО «Тандер», извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна,

рассмотрев дело № 05-09т/2012 по признакам нарушения ЗАО «Тандер» пунктов 1, 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступила информация Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ЗАО «Тандер».

В ходе проведения проверки Калужским УФАС России были получены договора поставки, заключенные между ЗАО «Тандер» и поставщиками, осуществляющих свою деятельность на территории Калужской области. При анализе представленных договоров было установлено, что хозяйствующие субъекты (контрагенты) ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф., ООО «Торговая Фирма «Дворцы», ИП В.И.Н., ООО «Чибис», ЗАО «ХП «Калужский хлеб», и ЗАО «Хлебокомбинат» поставляют ЗАО «Тандер» однородную продукцию (хлебобулочные изделия). При этом, условия договоров поставки, заключенных между ЗАО «Тандер» и контрагентами, осуществляющими деятельность на одном товарном рынке, т.е. являющимися конкурентами, имеют ряд значимых отличий.

Комиссия, проанализировав договорные отношения ЗАО «Тандер» с контрагентами (ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф., ООО «Торговая Фирма «Дворцы», ИП В.И.Н., ООО «Чибис», ЗАО «ХП «Калужский хлеб» и ЗАО «Хлебокомбинат»), пришла к выводам о том, что условия договоров поставки имеют ряд значимых отличий. Договоры, заключенные  ЗАО «Тандер»  с контрагентами (хозяйствующими субъектами, поставляющими хлебобулочные изделия) являются типовыми по форме и условиям, проект договора разработан ЗАО «Тандер». При этом условия взаиморасчетов по сумме сформированы для каждого контрагента, осуществляющего поставки однородных товаров, индивидуально.

Так в договорах поставки, заключенных между ЗАО «Тандер» и ЗАО «Хлебокомбинат», ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф. и ИП В.И.Н., не содержится условий предоставления премий от ежемесячного оборота при поставке товара в магазины покупателя (п. 1.2. Приложения № 5 коммерческих условий к договорам поставки). В договоре поставки, заключенных между ЗАО «Тандер» и ООО «Чибис» указанная премия составляет 5 % от ежемесячного оборота при поставке товара в магазины покупателя (п. 1.2. Приложения № 5 коммерческих условий к договорам поставки),  в договоре поставки, заключенного между ЗАО «Тандер» и ЗАО «ХП «Калужский хлеб» данная премия составляет 2 % от ежемесячного оборота при поставке товара в магазины покупателя (п. 1.2. Приложения № 5 коммерческих условий к договорам поставки), а в договоре поставки, заключенного между ЗАО «Тандер» и ООО «Торговая Фирма «Дворцы» все та же премия составляет 6,5 % от ежемесячного оборота при поставке товара в магазины покупателя (п. 1.2. Приложения № 5 коммерческих условий к договорам поставки).

Таким образом, субъекты одного товарного рынка поставлены в неравные условия деятельности, что имеет своим результатом негативные последствия для их общехозяйственной деятельности. Выборочный подход к принципу поставки однородной продукции, сформированный ЗАО «Тандер», ставит одних контрагентов в более выгодные условия осуществления предпринимательской деятельности перед другими.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

ЗАО «Тандер (зарегистрировано в качестве юридического лица ИМНС России   за основным государственным регистрационным номером. Является коммерческой организацией, хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации розничной торговой сети «МАГНИТ».

В силу требований статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно статье 22 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» стороны договора поставки, заключившие договор до 01.02.2010, должны были в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу Федерального закона № 381-ФЗ изменить условия договора, в случае, если такие условия не согласуются с Федеральным законом № 381-ФЗ, и применять эти условия с даты изменения договора, согласованной сторонами сделки.

Таким образом, для хозяйствующих субъектов ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф., ООО «Торговая Фирма «Дворцы», ИП В.И.Н., ООО «Чибис», ЗАО «ХП «Калужский хлеб», и ЗАО «Хлебокомбинат» были созданы не равные условия поставки ЗАО «Тандер» хлебобулочных изделий.

В статье 9 Федерального закона № 381-ФЗ установлены обязательные для сторон договора  поставки требования к организации и осуществлению торговой деятельности в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров. В соответствии с частями 3, 4 и 6 указанной статьи установлен порядок определения цены договора поставки.

В частности, цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров.

Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не должен учитываться при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.

В свою очередь, статьей 13 Федерального закона № 381-ФЗ установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети. В частности, в подпункте «б» пункта 1 части 1 для данных субъектов установлен запрет создавать дискриминационные условия, в том числе нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

Положениями частей 3, 4 и 6 статьи 9 Федерального закона № 381-ФЗ установлен порядок ценообразования договора поставки. В частности, установлено:

  1. каким образом должна определяться цена договора поставки – исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон;
  2. единственно допустимое в договоре поставки вознаграждение – вознаграждение в связи с приобретением определенного количества товара;
  3. лицо, которому выплачивается данное вознаграждение – хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность;
  4. условия выплаты данного вознаграждения – в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров;
  5. предельный размер данного вознаграждения – 10% от цены приобретенных продовольственных товаров;
  6. запрет на расчет цены товара с учетом согласованного размера вознаграждения.

Исследовав представленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия составляет основы конституционного строя. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15 Конституции РФ).

 В соответствии со статьей 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Договорные обязательства регулируются в соответствии со статьями 1 и 2 ГК РФ гражданским законодательством, которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора. Граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Указанные основные положения получили реализацию в статьях 421 и 422 ГК РФ. В соответствии с принципом свободы договора, определенным в части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В силу требований статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Законом, ограничивающим гражданские права и устанавливающим обязательные для сторон договора поставки правила, стал Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», вступивший в силу 01 февраля 2010 года.

Целью Федерального закона № 381-ФЗ в соответствии со статьей 1 является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации как основы конституционного строя путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности. Кроме того, целями закона являются обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, а также осуществляющих поставки товаров, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

Цели Федерального закона № 381-ФЗ достигаются путем установления требований к  организации и осуществлению торговой деятельности, а также путем антимонопольного регулирования в этой области.

С учетом вышеизложенного ЗАО «Тандер», включив в договоры поставки разные условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, необоснованно создало дискриминационные (неравные) условия осуществления предпринимательской деятельности для ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф., ООО «Торговая Фирма «Дворцы», ИП В.И.Н., ООО «Чибис», ЗАО «ХП «Калужский хлеб», и ЗАО «Хлебокомбинат». Создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети в силу пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона № 381-ФЗ дискриминационных условий запрещено.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 381-ФЗ государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».

Все вышеизложенное  свидетельствует о том, что ЗАО «Тандер» своими действиями, связанными с включением в договоры поставки молочной продукции разных условий, ущемляющих права и законные интересы поставщиков ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф., ООО «Торговая Фирма «Дворцы», ИП В.И.Н., ООО «Чибис», ЗАО «ХП «Калужский хлеб», и ЗАО «Хлебокомбинат»,  предоставляет ЗАО «Тандер» возможность препятствовать деятельности данных хозяйствующих  субъектов, и может привести к ограничению их конкурентоспособности, путем создания дискриминационных условий поставки продукции.

Контрагент, безусловно, участвует в определении условий договора поставки, но при этом не может в полной мере реализовать свое гражданское право на  выражение своей воли и ее согласование с другой стороной, поскольку проект договора разработан и предложен ЗАО «Тандер». В данном случае сложно говорить о равенстве сторон указанных  Договоров еще и потому, что  одной из сторон является субъект, являющийся одной из крупных торговых сетей на территории Калужской области, в связи с чем, последний имеет возможность оказывать решающее влияние на определение условий заключаемых им договоров.

Доказательства того, что ЗАО «Тандер» при заключении рассматриваемых договоров поставки были предложены равные условия относительно размеров премий и штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, отсутствуют.

На основании вышеизложенного Комиссия установила:

1. ЗАО «Тандер» при формировании условий договоров поставки хлебобулочных изделий с ОАО «Людиновский хлебокомбинат», ООО «Хлебзавод №1», ОАО «Хлебокомбинат», ИП К.Н.Ф., ООО «Торговая Фирма «Дворцы», ИП В.И.Н., ООО «Чибис», ЗАО «ХП «Калужский хлеб», и ЗАО «Хлебокомбинат» в части предоставления премий,  созданы условия, которые ставят одного или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия), что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 13 Федерального закона № 381-ФЗ.

2. В связи с тем, что состав административного правонарушения образует совокупность всех действий по заключению и исполнению договоров поставки, учитывая сложившуюся судебную практику и то, что ряд рассматриваемых договоров поставки были заключены до вступления в силу Федерального закона № 381-ФЗ, оснований для привлечения ЗАО «Тандер» к административной ответственности не имеется. Кроме того, указанные договоры, на момент рассмотрения дела № 05-09т/2012, были приведены в соответствие Федеральному закону № 381-ФЗ, либо расторгнуты.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, статьей 48, статьей 50 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать ЗАО «Тандер», нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

2. Выдать ЗАО «Тандер» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, для чего не создавать дискриминационные (неравные) условия осуществления предпринимательской деятельности для поставщиков ЗАО «Тандер» на территории Калужской области.

3. Прекратить рассмотрение дела в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ЗАО «Тандер».

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения действующего законодательства отсутствуют.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о недопущении нарушения антимонопольного законодательства

 

«26» декабря 2012 г.                                                                                                    г. Калуга

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») и на основании решения по делу № 05-09т/2012,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ЗАО «ТАНДЕР» не допускать действия, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, для чего не создавать дискриминационные (неравные) условия осуществления предпринимательской деятельности для поставщиков ЗАО «Тандер» на территории Калужской области.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до «15» января 2012 года.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 05-09т/2012 [format] => [safe_value] => № 05-09т/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе». К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

 

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,

  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе,

  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

  •  
  •  
 

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (Глава 2.1 (ст.14.1-14.8) Федерального закона "О защите конкуренции").

 

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

 

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

 

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-26 06:11:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-26 06:11:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358489582 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калужское УФАС России )