Решение по делу № 04-15к/2012

Номер дела: 04-15к/2012
Дата публикации: 18 октября 2012, 11:52

РЕШЕНИЕ

 

«18» октября 2012 г.                                                                                                        г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «05» октября 2012 года

Полный текст решения изготовлен «18» октября 2012 года

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…/ (далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 04-15к/2012 по признакам нарушения ОАО «Калужская сбытовая компания» (юридический адрес: 248001, г. Калуга, пер. Суворова, д.8,; ИНН 4029030252) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии /…/,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступило заявление гр-на С.С.Е. (далее также Заявитель) на действия ОАО «Калужская сбытовая компания» (далее также ОАО «КСК», Ответчик) по ущемлению его интересов путем перераспределения  Ответчиком принадлежащей ему мощности без его согласия в пользу гр-на Ч.А.В. для энергоснабжения нежилого помещения магазина, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д.25.

В ходе проверки изложенных в заявлении доводов было установлено, что между гр-ном Ч.А.В. и ОАО «Калужская сбытовая компания» заключен договор энергоснабжения №2186/1-ГС от 21.12.2011г., согласно которому нежилое помещение №22, расположенное по вышеуказанному адресу, имеет присоединенную и заявленную к использованию мощность в размере 5 кВт.

Между тем энергоснабжение данного помещения осуществляется от ВРУ магазина, которое в свою очередь имеет технологическое присоединение к электросетевому хозяйству сетевой организации (в настоящее время ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Калугаэнерго»), что подтверждается договором №2186 технологического присоединения к электрическим сетям от 01.01.2006г. Присоединенная мощность указанного энергопринимающего устройства составляет 10 кВт. Потребителем по данному договору является гр-н С.С.Е.

В свою очередь между Заявителем и гр-ном Ч.А.В. отсутствует какая-либо договоренность о перераспределении присоединенной мощности.

Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела № 04-15к/2012 по признакам нарушения ОАО «Калужская сбытовая компания» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем перераспределения принадлежащей гр-ну С.С.Е. мощности без его согласия в пользу гр-на Ч.А.В. для энергоснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д. №25, повлекшие ущемление интересов Заявителя.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с Приказом Калужского УФАС России №184 от 08.10.2009г. ОАО «Калужская сбытовая компания» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов на розничном рынке купли-продажи электрической энергии в географических границах Калужской области. При этом, исходя из аналитического отчета по анализу состояния конкурентной среды на розничных рынках электрической энергии (мощности), ОАО «КСК» имеет долю 93% на территории Калужской области и 88% на территории г. Калуга, т.е. более 50 процентов.

Согласно пункту 3.6.5. Административного Регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007г. №5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

Таким образом, ОАО «Калужская сбытовая компания» занимает доминирующее положение на розничном рынке оказания услуг по купле-продаже электрической энергии в географических границах г. Калуги и Калужской области.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что действия ОАО «Калужская сбытовая компания», выразившиеся в перераспределении принадлежащей гр-ну С.С.Е. мощности без его согласия в пользу гр-на Ч.А.В. для энергоснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д. №25, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Изучив представленные в материалы дела документы и информацию, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.

Помещение магазина, пристроенного к трехэтажному киричному жилому дому, расположенному по адресу: г.  Калуга, ул. Дзержинского, д.25, надлежащим образом технологически присоединено к электросетевому хозяйству сетевой организации, что подтверждается договором №2186 технологического присоединения к электрическим сетям от 01.01.2006г., заключенным между МУП «Калужские городские коммунальные электрические сети» и С.С.Е., а также договором №2186-ГС поставки электрической энергии по одноставочному тарифу от 23.11.2005г., заключенным между ОАО «КСК» и С.С.Е.

При этом согласно Акту по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических устройств и сооружений на балансе и в эксплуатации сетевой организации находится ВЛ-0,4 кВ от ТП-140, а на балансе и в эксплуатации абонента (С.С.Е.) находится н/в кабель от ВЛ-0,4 кВ до ВРУ магазина, ВРУ и все электрооборудование магазина.

Исходя из договора №2186 технологического присоединения к электрическим сетям от 01.01.2006г., максимальная присоединенная мощность, составляла 10 кВт.

В соответствии с решением от 21.12.2010г. по делу №А23-3617/08Г-6-205 Арбитражным судом Калужской области произведен раздел помещений магазина, пристроенного к трехэтажному кирпичному жилому дому, расположенному по адресу: г.  Калуга, ул. Дзержинского, д.25, между собственниками указанных помещений Ч.А.В. и С.С.Е. При этом Ч.А.В. отошло помещение подвала общей площадью 78 кв.м. и помещение первого этажа площадью 41,4 кв.м., а С.С.Е. помещение второго этажа общей площадью 71,8 кв.м и часть помещения первого этажа площадью 36,9 кв.м.

Информация относительно раздела движимого имущества – н/в кабеля и ВРУ объекта, а также присоединенной мощности в судебном акте отсутствует. Данное обстоятельство свидетельствует, что указанные энергообъекты находятся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности С.С.Е., что подтверждается также письмом ОАО «МРСК Центра и Приволжья» №062-2/9757 от 31.10.2011г. Таким образом, ответственность за их содержание возложена именно на Заявителя.

21.12.2011г. между ОАО «Калужская сбытовая компания» и Ч.А.В. заключен договор №2186/1-ГС на энергоснабжение нежилого помещения №22 (общей площадью 78 кв.м.), расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д.25, согласно которому точка подключения и граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности потребителя расположена на ВРУ. Кроме того, в приложениях №1 и №6 к данному договору установлена присоединенная и планируемая (разрешенная) к использованию мощность в размере 5 кВт.

Исходя из пояснений Ответчика (письмо №1387 от 27.07.2012г.), указание в договоре №2186/1-ГС от 21.12.2011г. присоединенной мощности в размере 5 кВт вызвано следующим. Помещение №22 является неотъемлемой конструктивной частью целого здания магазина, пристроенного к трехэтажному жилому дому, которое имеет технологическое присоединение к электросетевому хозяйству сетевой организации. Электрооборудование здания относится к общему имуществу и принадлежит собственникам помещений данного здания. Соответственно, доли С.С.Е. и Ч.А.В. в праве общей собственности здания магазина, в том числе в праве на электрооборудование, обслуживающее принадлежащие им помещения, составляет по 50% каждому. Таким образом, после раздела имущества Ч.А.В. принадлежит доля в праве на получение электрической энергии и мощности в размере 50% от общей присоединенной мощности здания магазина.

Представители ОАО «КСК» не признали факт ограничения С.С.Е. в потребляемой мощности, ссылаясь на приложение №1 к договору №2186-ГС, согласно которому запланированная на 2012 год мощность составляла 16,7 кВт.

Указанные доводы Ответчика не могут быть признаны Комиссией Калужского УФАС России обоснованными по следующим обстоятельствам.

Под максимальной мощностью энергопринимающих устройств согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее Правила недискриминационного доступа), понимается наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии.

Таким образом, максимальная мощность энергопринимающих устройств определяется при осуществлении технологического присоединения указанного устройства к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

Исходя из Договора №2186 технологического присоединения к электрическим сетям от 01.01.2006г., максимальная мощность энергоустановок, расположенных по адресу: г.  Калуга, ул. Дзержинского, д.25, пристройка к трехэтажному жилому дому, составляет 10 кВт.

При этом точкой поставки электрической энергии, а соответственно и подачи мощности является место, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенное в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Таким образом, согласно Акту по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических устройств и сооружений  от 01.03.2005г., составленному между МУП «КГКЭС» и С.С.Е., точкой поставки электроэнергии нагрузкой (мощностью) 10 кВт является место соединения н/в кабеля Заявителя с ВЛ-0,4 кВ сетевой организации.

В свою очередь граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Ч.А.В., указанная в договоре энергоснабжения по одноставочному тарифу №2186/1-ГС от 21.12.2011г., установлена на ВРУ здания магазина, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, 25, т.е. вне зоны ответственности сетевой организации, осуществляющей передачу электрической энергии и мощности.

Согласно договору №2186 технологического присоединения к электрическим сетям от 01.01.2006г. указанное ВРУ находится в эксплуатации Заявителя, который и отвечает за его надлежащее состояние.

Исследовав представленные в материалы дела документы и сведения, Комиссией Калужского УФАС России установлено, что электрооборудование здания магазина  (питающий силовой кабель, вводное-распределительное устройство и внутридомовые сети), расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д.25, должно эксплуатироваться Потребителями в границах принадлежащих им помещений на правах собственности. В соответствии с пунктом 4 статьи 26  Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. Таким образом, в соответствии с указанной нормой при оформлении права собственности на часть энергопринимающих устройств собственники должны были определить границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также согласовать  предельные показатели потребляемой мощности.

Распределение обязанностей по содержанию внутридомовых сетей предусматривает обеспечение надёжности эксплуатации электроустановок, что в свою очередь предусматривает контроль потребляемой электрической мощности  присоединённых энергопринимающих устройств. Следовательно, после выделения в собственность помещений в натуре необходимо не только определить границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности внутридомовых электрических сетей, но и согласовать потребляемую мощность (в пределах ранее присоединённой), что подтверждается позицией ОАО «МРСК Центра и Приволжья», изложенной в служебной записке №КоЭ/001/123 от 09.06.2011г. и письме №40114/2294 от 05.08.2011.

Представленные в материалы дела документы (Договор №2186 технологического присоединения  от 01.01.2006г., письма МРСК №062-2/9757 от 31.10.2011  и №401-14/3591 от 30.11.2011) свидетельствуют о том, что к сетям сетевой организации непосредственно технологически присоединены энергообъекты С.С.Е. (пристройка к дому 25 по ул.Дзержинского, г.Калуга), которому выделено 10 кВт мощности. В рамках действующего договора №2186 технологического присоединения от 01.01.2006 г. дополнительная мощность сверх присоединенной (10 кВт) не выделялась, следовательно, опосредованное технологическое присоединение энергопринимающих устройств гр-на Ч.А.В предусматривает выделение мощности только из имеющихся 10 кВт, выделенных ранее гр-ну С.С.Е.

Заключая Договор энергоснабжения №2186/1-ГС от 21.12.2011 с Ч.А.В., гарантирующий поставщик согласовал планируемую к использованию гр-ном Ч.А.В. мощность – 5 кВт, не согласованную с собственником, электросетевое хозяйство (питающий силовой кабель) которого обеспечивает переток электрической энергии, поставляемой сетевой организацией.

В соответствии с пунктом 7.4 Договора энергоснабжения №2186/1-ГС от 21.12.2011 одним из существенных условий договора является величина максимальной мощности энергопринимающего устройства, присоединённого к электрической сети, с распределением указанной величины по каждой точке присоединения электрической сети, в отношении которой было осуществлено технологическое присоединение. Следовательно, согласование присоединённой мощности в точке присоединения внутридомовых сетей помещений принадлежащих гр-ну Ч.А.В., к ВРУ пристроенного здания является обязательным условием исполнения Договора энергоснабжения.

Таким образом, Комиссией сделан вывод о необходимости согласования между собственниками помещений границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также величин перераспределённой мощности в пределах выделенных ранее 10 кВт. Потребление электрической энергии в разделённых судом помещениях без исполнения обязательств по соблюдению ограничений, определённых Договором технологического присоединения, может привести к неисправности общего имущества ВРУ пристроенного здания или ущемить интересы гр-на С.С.Е., которому принадлежит питающий кабель и выделенная мощность в 10 кВт.

В связи с тем, что между собственниками не было достигнуто соглашение о согласовании границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по внутридомовым сетям, то гарантирующим поставщиком неправомерно осуществлено распределение выделенной ранее мощности, пропорционально распределённой между собственниками площади.

Кроме того, такое распределение мощности также является необоснованным, так как договор энергоснабжения №2186/1-ГС от 21.12.2011г. был заключен Ответчиком на электроснабжение помещения №22, площадь которого составляет 34% от общей площади здания магазина, т.е. менее половины. Однако ОАО «КСК» выделило гр-ну Ч.А.В. 50% от присоединенной мощности здания магазина.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. Однако ОАО «КСК» не воспользовалось своим правом и посчитало достаточным представленную сетевой организацией информацию, не содержащую сведений по точке поставки электрической энергии гр-ну Ч.А.В. – вводно-распределительного устройства (ВРУ) здания магазина. Заключение Договора энергоснабжения с гр-ном Ч.А.В. без соблюдения требований законодательства об электроэнергетике ущемляет права владельца питающего кабеля – С.С.Е., к которому технологически присоединены ВРУ и энергопринимающее устройство гр-на Ч.А.В., так как, во-первых: выделение 5 кВт мощности по Договору энергоснабжения осуществлено за счёт присоединенной мощности в размере 10 кВт в точке поставки электрической энергии сетевой организацией, а во-вторых: потребление гр-ном С.С.Е. выделенной ему мощности в размере 10 кВт может привести к превышению допустимой нагрузки на питающий кабель и ВРУ, что может повлечь причинение материального вреда.    

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

Таким образом, Ответчик, перераспределив принадлежащую гр-ну С.С.Е. мощность без его согласия в пользу гр-на Ч.А.В. для энергоснабжения нежилого помещения №22, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д. №25, злоупотребил своим доминирующим положением на рынке оказания услуг купли-продажи электрической энергии, т.е. допустил нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

 

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции» «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Калужская сбытовая компания», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем перераспределения принадлежащей гр-ну С.С.Е. мощности без его согласия в пользу гр-на Ч.А.В. для энергоснабжения нежилого помещения №22, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д. №25, повлекшие ущемление интересов С.С.Е., нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать в отношении ОАО «Калужская сбытовая компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем исключения из Приложений №1 и №6 Договора №2186/1-ГС энергоснабжения по одноставочному тарифу от 21.12.2011г.  показателей присоединенной и планируемой (разрешенной) к использованию мощности, не согласованных между гр-ном С.С.Е. и гр-ном Ч.А.В.

 

 

                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 6895 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-15к/2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6895 [type] => solution [language] => ru [created] => 1350892391 [changed] => 1370529003 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529003 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

«18» октября 2012 г.                                                                                                        г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «05» октября 2012 года

Полный текст решения изготовлен «18» октября 2012 года

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…/ (далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 04-15к/2012 по признакам нарушения ОАО «Калужская сбытовая компания» (юридический адрес: 248001, г. Калуга, пер. Суворова, д.8,; ИНН 4029030252) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии /…/,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступило заявление гр-на С.С.Е. (далее также Заявитель) на действия ОАО «Калужская сбытовая компания» (далее также ОАО «КСК», Ответчик) по ущемлению его интересов путем перераспределения  Ответчиком принадлежащей ему мощности без его согласия в пользу гр-на Ч.А.В. для энергоснабжения нежилого помещения магазина, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д.25.

В ходе проверки изложенных в заявлении доводов было установлено, что между гр-ном Ч.А.В. и ОАО «Калужская сбытовая компания» заключен договор энергоснабжения №2186/1-ГС от 21.12.2011г., согласно которому нежилое помещение №22, расположенное по вышеуказанному адресу, имеет присоединенную и заявленную к использованию мощность в размере 5 кВт.

Между тем энергоснабжение данного помещения осуществляется от ВРУ магазина, которое в свою очередь имеет технологическое присоединение к электросетевому хозяйству сетевой организации (в настоящее время ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Калугаэнерго»), что подтверждается договором №2186 технологического присоединения к электрическим сетям от 01.01.2006г. Присоединенная мощность указанного энергопринимающего устройства составляет 10 кВт. Потребителем по данному договору является гр-н С.С.Е.

В свою очередь между Заявителем и гр-ном Ч.А.В. отсутствует какая-либо договоренность о перераспределении присоединенной мощности.

Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела № 04-15к/2012 по признакам нарушения ОАО «Калужская сбытовая компания» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем перераспределения принадлежащей гр-ну С.С.Е. мощности без его согласия в пользу гр-на Ч.А.В. для энергоснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д. №25, повлекшие ущемление интересов Заявителя.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с Приказом Калужского УФАС России №184 от 08.10.2009г. ОАО «Калужская сбытовая компания» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов на розничном рынке купли-продажи электрической энергии в географических границах Калужской области. При этом, исходя из аналитического отчета по анализу состояния конкурентной среды на розничных рынках электрической энергии (мощности), ОАО «КСК» имеет долю 93% на территории Калужской области и 88% на территории г. Калуга, т.е. более 50 процентов.

Согласно пункту 3.6.5. Административного Регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007г. №5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

Таким образом, ОАО «Калужская сбытовая компания» занимает доминирующее положение на розничном рынке оказания услуг по купле-продаже электрической энергии в географических границах г. Калуги и Калужской области.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что действия ОАО «Калужская сбытовая компания», выразившиеся в перераспределении принадлежащей гр-ну С.С.Е. мощности без его согласия в пользу гр-на Ч.А.В. для энергоснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д. №25, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Изучив представленные в материалы дела документы и информацию, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.

Помещение магазина, пристроенного к трехэтажному киричному жилому дому, расположенному по адресу: г.  Калуга, ул. Дзержинского, д.25, надлежащим образом технологически присоединено к электросетевому хозяйству сетевой организации, что подтверждается договором №2186 технологического присоединения к электрическим сетям от 01.01.2006г., заключенным между МУП «Калужские городские коммунальные электрические сети» и С.С.Е., а также договором №2186-ГС поставки электрической энергии по одноставочному тарифу от 23.11.2005г., заключенным между ОАО «КСК» и С.С.Е.

При этом согласно Акту по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических устройств и сооружений на балансе и в эксплуатации сетевой организации находится ВЛ-0,4 кВ от ТП-140, а на балансе и в эксплуатации абонента (С.С.Е.) находится н/в кабель от ВЛ-0,4 кВ до ВРУ магазина, ВРУ и все электрооборудование магазина.

Исходя из договора №2186 технологического присоединения к электрическим сетям от 01.01.2006г., максимальная присоединенная мощность, составляла 10 кВт.

В соответствии с решением от 21.12.2010г. по делу №А23-3617/08Г-6-205 Арбитражным судом Калужской области произведен раздел помещений магазина, пристроенного к трехэтажному кирпичному жилому дому, расположенному по адресу: г.  Калуга, ул. Дзержинского, д.25, между собственниками указанных помещений Ч.А.В. и С.С.Е. При этом Ч.А.В. отошло помещение подвала общей площадью 78 кв.м. и помещение первого этажа площадью 41,4 кв.м., а С.С.Е. помещение второго этажа общей площадью 71,8 кв.м и часть помещения первого этажа площадью 36,9 кв.м.

Информация относительно раздела движимого имущества – н/в кабеля и ВРУ объекта, а также присоединенной мощности в судебном акте отсутствует. Данное обстоятельство свидетельствует, что указанные энергообъекты находятся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности С.С.Е., что подтверждается также письмом ОАО «МРСК Центра и Приволжья» №062-2/9757 от 31.10.2011г. Таким образом, ответственность за их содержание возложена именно на Заявителя.

21.12.2011г. между ОАО «Калужская сбытовая компания» и Ч.А.В. заключен договор №2186/1-ГС на энергоснабжение нежилого помещения №22 (общей площадью 78 кв.м.), расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д.25, согласно которому точка подключения и граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности потребителя расположена на ВРУ. Кроме того, в приложениях №1 и №6 к данному договору установлена присоединенная и планируемая (разрешенная) к использованию мощность в размере 5 кВт.

Исходя из пояснений Ответчика (письмо №1387 от 27.07.2012г.), указание в договоре №2186/1-ГС от 21.12.2011г. присоединенной мощности в размере 5 кВт вызвано следующим. Помещение №22 является неотъемлемой конструктивной частью целого здания магазина, пристроенного к трехэтажному жилому дому, которое имеет технологическое присоединение к электросетевому хозяйству сетевой организации. Электрооборудование здания относится к общему имуществу и принадлежит собственникам помещений данного здания. Соответственно, доли С.С.Е. и Ч.А.В. в праве общей собственности здания магазина, в том числе в праве на электрооборудование, обслуживающее принадлежащие им помещения, составляет по 50% каждому. Таким образом, после раздела имущества Ч.А.В. принадлежит доля в праве на получение электрической энергии и мощности в размере 50% от общей присоединенной мощности здания магазина.

Представители ОАО «КСК» не признали факт ограничения С.С.Е. в потребляемой мощности, ссылаясь на приложение №1 к договору №2186-ГС, согласно которому запланированная на 2012 год мощность составляла 16,7 кВт.

Указанные доводы Ответчика не могут быть признаны Комиссией Калужского УФАС России обоснованными по следующим обстоятельствам.

Под максимальной мощностью энергопринимающих устройств согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее Правила недискриминационного доступа), понимается наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии.

Таким образом, максимальная мощность энергопринимающих устройств определяется при осуществлении технологического присоединения указанного устройства к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

Исходя из Договора №2186 технологического присоединения к электрическим сетям от 01.01.2006г., максимальная мощность энергоустановок, расположенных по адресу: г.  Калуга, ул. Дзержинского, д.25, пристройка к трехэтажному жилому дому, составляет 10 кВт.

При этом точкой поставки электрической энергии, а соответственно и подачи мощности является место, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенное в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Таким образом, согласно Акту по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических устройств и сооружений  от 01.03.2005г., составленному между МУП «КГКЭС» и С.С.Е., точкой поставки электроэнергии нагрузкой (мощностью) 10 кВт является место соединения н/в кабеля Заявителя с ВЛ-0,4 кВ сетевой организации.

В свою очередь граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Ч.А.В., указанная в договоре энергоснабжения по одноставочному тарифу №2186/1-ГС от 21.12.2011г., установлена на ВРУ здания магазина, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, 25, т.е. вне зоны ответственности сетевой организации, осуществляющей передачу электрической энергии и мощности.

Согласно договору №2186 технологического присоединения к электрическим сетям от 01.01.2006г. указанное ВРУ находится в эксплуатации Заявителя, который и отвечает за его надлежащее состояние.

Исследовав представленные в материалы дела документы и сведения, Комиссией Калужского УФАС России установлено, что электрооборудование здания магазина  (питающий силовой кабель, вводное-распределительное устройство и внутридомовые сети), расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д.25, должно эксплуатироваться Потребителями в границах принадлежащих им помещений на правах собственности. В соответствии с пунктом 4 статьи 26  Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. Таким образом, в соответствии с указанной нормой при оформлении права собственности на часть энергопринимающих устройств собственники должны были определить границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также согласовать  предельные показатели потребляемой мощности.

Распределение обязанностей по содержанию внутридомовых сетей предусматривает обеспечение надёжности эксплуатации электроустановок, что в свою очередь предусматривает контроль потребляемой электрической мощности  присоединённых энергопринимающих устройств. Следовательно, после выделения в собственность помещений в натуре необходимо не только определить границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности внутридомовых электрических сетей, но и согласовать потребляемую мощность (в пределах ранее присоединённой), что подтверждается позицией ОАО «МРСК Центра и Приволжья», изложенной в служебной записке №КоЭ/001/123 от 09.06.2011г. и письме №40114/2294 от 05.08.2011.

Представленные в материалы дела документы (Договор №2186 технологического присоединения  от 01.01.2006г., письма МРСК №062-2/9757 от 31.10.2011  и №401-14/3591 от 30.11.2011) свидетельствуют о том, что к сетям сетевой организации непосредственно технологически присоединены энергообъекты С.С.Е. (пристройка к дому 25 по ул.Дзержинского, г.Калуга), которому выделено 10 кВт мощности. В рамках действующего договора №2186 технологического присоединения от 01.01.2006 г. дополнительная мощность сверх присоединенной (10 кВт) не выделялась, следовательно, опосредованное технологическое присоединение энергопринимающих устройств гр-на Ч.А.В предусматривает выделение мощности только из имеющихся 10 кВт, выделенных ранее гр-ну С.С.Е.

Заключая Договор энергоснабжения №2186/1-ГС от 21.12.2011 с Ч.А.В., гарантирующий поставщик согласовал планируемую к использованию гр-ном Ч.А.В. мощность – 5 кВт, не согласованную с собственником, электросетевое хозяйство (питающий силовой кабель) которого обеспечивает переток электрической энергии, поставляемой сетевой организацией.

В соответствии с пунктом 7.4 Договора энергоснабжения №2186/1-ГС от 21.12.2011 одним из существенных условий договора является величина максимальной мощности энергопринимающего устройства, присоединённого к электрической сети, с распределением указанной величины по каждой точке присоединения электрической сети, в отношении которой было осуществлено технологическое присоединение. Следовательно, согласование присоединённой мощности в точке присоединения внутридомовых сетей помещений принадлежащих гр-ну Ч.А.В., к ВРУ пристроенного здания является обязательным условием исполнения Договора энергоснабжения.

Таким образом, Комиссией сделан вывод о необходимости согласования между собственниками помещений границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также величин перераспределённой мощности в пределах выделенных ранее 10 кВт. Потребление электрической энергии в разделённых судом помещениях без исполнения обязательств по соблюдению ограничений, определённых Договором технологического присоединения, может привести к неисправности общего имущества ВРУ пристроенного здания или ущемить интересы гр-на С.С.Е., которому принадлежит питающий кабель и выделенная мощность в 10 кВт.

В связи с тем, что между собственниками не было достигнуто соглашение о согласовании границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по внутридомовым сетям, то гарантирующим поставщиком неправомерно осуществлено распределение выделенной ранее мощности, пропорционально распределённой между собственниками площади.

Кроме того, такое распределение мощности также является необоснованным, так как договор энергоснабжения №2186/1-ГС от 21.12.2011г. был заключен Ответчиком на электроснабжение помещения №22, площадь которого составляет 34% от общей площади здания магазина, т.е. менее половины. Однако ОАО «КСК» выделило гр-ну Ч.А.В. 50% от присоединенной мощности здания магазина.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. Однако ОАО «КСК» не воспользовалось своим правом и посчитало достаточным представленную сетевой организацией информацию, не содержащую сведений по точке поставки электрической энергии гр-ну Ч.А.В. – вводно-распределительного устройства (ВРУ) здания магазина. Заключение Договора энергоснабжения с гр-ном Ч.А.В. без соблюдения требований законодательства об электроэнергетике ущемляет права владельца питающего кабеля – С.С.Е., к которому технологически присоединены ВРУ и энергопринимающее устройство гр-на Ч.А.В., так как, во-первых: выделение 5 кВт мощности по Договору энергоснабжения осуществлено за счёт присоединенной мощности в размере 10 кВт в точке поставки электрической энергии сетевой организацией, а во-вторых: потребление гр-ном С.С.Е. выделенной ему мощности в размере 10 кВт может привести к превышению допустимой нагрузки на питающий кабель и ВРУ, что может повлечь причинение материального вреда.    

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

Таким образом, Ответчик, перераспределив принадлежащую гр-ну С.С.Е. мощность без его согласия в пользу гр-на Ч.А.В. для энергоснабжения нежилого помещения №22, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д. №25, злоупотребил своим доминирующим положением на рынке оказания услуг купли-продажи электрической энергии, т.е. допустил нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

 

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции» «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Калужская сбытовая компания», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем перераспределения принадлежащей гр-ну С.С.Е. мощности без его согласия в пользу гр-на Ч.А.В. для энергоснабжения нежилого помещения №22, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д. №25, повлекшие ущемление интересов С.С.Е., нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать в отношении ОАО «Калужская сбытовая компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем исключения из Приложений №1 и №6 Договора №2186/1-ГС энергоснабжения по одноставочному тарифу от 21.12.2011г.  показателей присоединенной и планируемой (разрешенной) к использованию мощности, не согласованных между гр-ном С.С.Е. и гр-ном Ч.А.В.

 

 

                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

«18» октября 2012 г.                                                                                                        г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «05» октября 2012 года

Полный текст решения изготовлен «18» октября 2012 года

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…/ (далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 04-15к/2012 по признакам нарушения ОАО «Калужская сбытовая компания» (юридический адрес: 248001, г. Калуга, пер. Суворова, д.8,; ИНН 4029030252) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии /…/,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступило заявление гр-на С.С.Е. (далее также Заявитель) на действия ОАО «Калужская сбытовая компания» (далее также ОАО «КСК», Ответчик) по ущемлению его интересов путем перераспределения  Ответчиком принадлежащей ему мощности без его согласия в пользу гр-на Ч.А.В. для энергоснабжения нежилого помещения магазина, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д.25.

В ходе проверки изложенных в заявлении доводов было установлено, что между гр-ном Ч.А.В. и ОАО «Калужская сбытовая компания» заключен договор энергоснабжения №2186/1-ГС от 21.12.2011г., согласно которому нежилое помещение №22, расположенное по вышеуказанному адресу, имеет присоединенную и заявленную к использованию мощность в размере 5 кВт.

Между тем энергоснабжение данного помещения осуществляется от ВРУ магазина, которое в свою очередь имеет технологическое присоединение к электросетевому хозяйству сетевой организации (в настоящее время ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Калугаэнерго»), что подтверждается договором №2186 технологического присоединения к электрическим сетям от 01.01.2006г. Присоединенная мощность указанного энергопринимающего устройства составляет 10 кВт. Потребителем по данному договору является гр-н С.С.Е.

В свою очередь между Заявителем и гр-ном Ч.А.В. отсутствует какая-либо договоренность о перераспределении присоединенной мощности.

Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела № 04-15к/2012 по признакам нарушения ОАО «Калужская сбытовая компания» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем перераспределения принадлежащей гр-ну С.С.Е. мощности без его согласия в пользу гр-на Ч.А.В. для энергоснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д. №25, повлекшие ущемление интересов Заявителя.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с Приказом Калужского УФАС России №184 от 08.10.2009г. ОАО «Калужская сбытовая компания» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов на розничном рынке купли-продажи электрической энергии в географических границах Калужской области. При этом, исходя из аналитического отчета по анализу состояния конкурентной среды на розничных рынках электрической энергии (мощности), ОАО «КСК» имеет долю 93% на территории Калужской области и 88% на территории г. Калуга, т.е. более 50 процентов.

Согласно пункту 3.6.5. Административного Регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007г. №5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

Таким образом, ОАО «Калужская сбытовая компания» занимает доминирующее положение на розничном рынке оказания услуг по купле-продаже электрической энергии в географических границах г. Калуги и Калужской области.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что действия ОАО «Калужская сбытовая компания», выразившиеся в перераспределении принадлежащей гр-ну С.С.Е. мощности без его согласия в пользу гр-на Ч.А.В. для энергоснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д. №25, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Изучив представленные в материалы дела документы и информацию, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.

Помещение магазина, пристроенного к трехэтажному киричному жилому дому, расположенному по адресу: г.  Калуга, ул. Дзержинского, д.25, надлежащим образом технологически присоединено к электросетевому хозяйству сетевой организации, что подтверждается договором №2186 технологического присоединения к электрическим сетям от 01.01.2006г., заключенным между МУП «Калужские городские коммунальные электрические сети» и С.С.Е., а также договором №2186-ГС поставки электрической энергии по одноставочному тарифу от 23.11.2005г., заключенным между ОАО «КСК» и С.С.Е.

При этом согласно Акту по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических устройств и сооружений на балансе и в эксплуатации сетевой организации находится ВЛ-0,4 кВ от ТП-140, а на балансе и в эксплуатации абонента (С.С.Е.) находится н/в кабель от ВЛ-0,4 кВ до ВРУ магазина, ВРУ и все электрооборудование магазина.

Исходя из договора №2186 технологического присоединения к электрическим сетям от 01.01.2006г., максимальная присоединенная мощность, составляла 10 кВт.

В соответствии с решением от 21.12.2010г. по делу №А23-3617/08Г-6-205 Арбитражным судом Калужской области произведен раздел помещений магазина, пристроенного к трехэтажному кирпичному жилому дому, расположенному по адресу: г.  Калуга, ул. Дзержинского, д.25, между собственниками указанных помещений Ч.А.В. и С.С.Е. При этом Ч.А.В. отошло помещение подвала общей площадью 78 кв.м. и помещение первого этажа площадью 41,4 кв.м., а С.С.Е. помещение второго этажа общей площадью 71,8 кв.м и часть помещения первого этажа площадью 36,9 кв.м.

Информация относительно раздела движимого имущества – н/в кабеля и ВРУ объекта, а также присоединенной мощности в судебном акте отсутствует. Данное обстоятельство свидетельствует, что указанные энергообъекты находятся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности С.С.Е., что подтверждается также письмом ОАО «МРСК Центра и Приволжья» №062-2/9757 от 31.10.2011г. Таким образом, ответственность за их содержание возложена именно на Заявителя.

21.12.2011г. между ОАО «Калужская сбытовая компания» и Ч.А.В. заключен договор №2186/1-ГС на энергоснабжение нежилого помещения №22 (общей площадью 78 кв.м.), расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д.25, согласно которому точка подключения и граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности потребителя расположена на ВРУ. Кроме того, в приложениях №1 и №6 к данному договору установлена присоединенная и планируемая (разрешенная) к использованию мощность в размере 5 кВт.

Исходя из пояснений Ответчика (письмо №1387 от 27.07.2012г.), указание в договоре №2186/1-ГС от 21.12.2011г. присоединенной мощности в размере 5 кВт вызвано следующим. Помещение №22 является неотъемлемой конструктивной частью целого здания магазина, пристроенного к трехэтажному жилому дому, которое имеет технологическое присоединение к электросетевому хозяйству сетевой организации. Электрооборудование здания относится к общему имуществу и принадлежит собственникам помещений данного здания. Соответственно, доли С.С.Е. и Ч.А.В. в праве общей собственности здания магазина, в том числе в праве на электрооборудование, обслуживающее принадлежащие им помещения, составляет по 50% каждому. Таким образом, после раздела имущества Ч.А.В. принадлежит доля в праве на получение электрической энергии и мощности в размере 50% от общей присоединенной мощности здания магазина.

Представители ОАО «КСК» не признали факт ограничения С.С.Е. в потребляемой мощности, ссылаясь на приложение №1 к договору №2186-ГС, согласно которому запланированная на 2012 год мощность составляла 16,7 кВт.

Указанные доводы Ответчика не могут быть признаны Комиссией Калужского УФАС России обоснованными по следующим обстоятельствам.

Под максимальной мощностью энергопринимающих устройств согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее Правила недискриминационного доступа), понимается наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии.

Таким образом, максимальная мощность энергопринимающих устройств определяется при осуществлении технологического присоединения указанного устройства к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

Исходя из Договора №2186 технологического присоединения к электрическим сетям от 01.01.2006г., максимальная мощность энергоустановок, расположенных по адресу: г.  Калуга, ул. Дзержинского, д.25, пристройка к трехэтажному жилому дому, составляет 10 кВт.

При этом точкой поставки электрической энергии, а соответственно и подачи мощности является место, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенное в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Таким образом, согласно Акту по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических устройств и сооружений  от 01.03.2005г., составленному между МУП «КГКЭС» и С.С.Е., точкой поставки электроэнергии нагрузкой (мощностью) 10 кВт является место соединения н/в кабеля Заявителя с ВЛ-0,4 кВ сетевой организации.

В свою очередь граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Ч.А.В., указанная в договоре энергоснабжения по одноставочному тарифу №2186/1-ГС от 21.12.2011г., установлена на ВРУ здания магазина, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, 25, т.е. вне зоны ответственности сетевой организации, осуществляющей передачу электрической энергии и мощности.

Согласно договору №2186 технологического присоединения к электрическим сетям от 01.01.2006г. указанное ВРУ находится в эксплуатации Заявителя, который и отвечает за его надлежащее состояние.

Исследовав представленные в материалы дела документы и сведения, Комиссией Калужского УФАС России установлено, что электрооборудование здания магазина  (питающий силовой кабель, вводное-распределительное устройство и внутридомовые сети), расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д.25, должно эксплуатироваться Потребителями в границах принадлежащих им помещений на правах собственности. В соответствии с пунктом 4 статьи 26  Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. Таким образом, в соответствии с указанной нормой при оформлении права собственности на часть энергопринимающих устройств собственники должны были определить границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также согласовать  предельные показатели потребляемой мощности.

Распределение обязанностей по содержанию внутридомовых сетей предусматривает обеспечение надёжности эксплуатации электроустановок, что в свою очередь предусматривает контроль потребляемой электрической мощности  присоединённых энергопринимающих устройств. Следовательно, после выделения в собственность помещений в натуре необходимо не только определить границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности внутридомовых электрических сетей, но и согласовать потребляемую мощность (в пределах ранее присоединённой), что подтверждается позицией ОАО «МРСК Центра и Приволжья», изложенной в служебной записке №КоЭ/001/123 от 09.06.2011г. и письме №40114/2294 от 05.08.2011.

Представленные в материалы дела документы (Договор №2186 технологического присоединения  от 01.01.2006г., письма МРСК №062-2/9757 от 31.10.2011  и №401-14/3591 от 30.11.2011) свидетельствуют о том, что к сетям сетевой организации непосредственно технологически присоединены энергообъекты С.С.Е. (пристройка к дому 25 по ул.Дзержинского, г.Калуга), которому выделено 10 кВт мощности. В рамках действующего договора №2186 технологического присоединения от 01.01.2006 г. дополнительная мощность сверх присоединенной (10 кВт) не выделялась, следовательно, опосредованное технологическое присоединение энергопринимающих устройств гр-на Ч.А.В предусматривает выделение мощности только из имеющихся 10 кВт, выделенных ранее гр-ну С.С.Е.

Заключая Договор энергоснабжения №2186/1-ГС от 21.12.2011 с Ч.А.В., гарантирующий поставщик согласовал планируемую к использованию гр-ном Ч.А.В. мощность – 5 кВт, не согласованную с собственником, электросетевое хозяйство (питающий силовой кабель) которого обеспечивает переток электрической энергии, поставляемой сетевой организацией.

В соответствии с пунктом 7.4 Договора энергоснабжения №2186/1-ГС от 21.12.2011 одним из существенных условий договора является величина максимальной мощности энергопринимающего устройства, присоединённого к электрической сети, с распределением указанной величины по каждой точке присоединения электрической сети, в отношении которой было осуществлено технологическое присоединение. Следовательно, согласование присоединённой мощности в точке присоединения внутридомовых сетей помещений принадлежащих гр-ну Ч.А.В., к ВРУ пристроенного здания является обязательным условием исполнения Договора энергоснабжения.

Таким образом, Комиссией сделан вывод о необходимости согласования между собственниками помещений границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также величин перераспределённой мощности в пределах выделенных ранее 10 кВт. Потребление электрической энергии в разделённых судом помещениях без исполнения обязательств по соблюдению ограничений, определённых Договором технологического присоединения, может привести к неисправности общего имущества ВРУ пристроенного здания или ущемить интересы гр-на С.С.Е., которому принадлежит питающий кабель и выделенная мощность в 10 кВт.

В связи с тем, что между собственниками не было достигнуто соглашение о согласовании границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по внутридомовым сетям, то гарантирующим поставщиком неправомерно осуществлено распределение выделенной ранее мощности, пропорционально распределённой между собственниками площади.

Кроме того, такое распределение мощности также является необоснованным, так как договор энергоснабжения №2186/1-ГС от 21.12.2011г. был заключен Ответчиком на электроснабжение помещения №22, площадь которого составляет 34% от общей площади здания магазина, т.е. менее половины. Однако ОАО «КСК» выделило гр-ну Ч.А.В. 50% от присоединенной мощности здания магазина.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. Однако ОАО «КСК» не воспользовалось своим правом и посчитало достаточным представленную сетевой организацией информацию, не содержащую сведений по точке поставки электрической энергии гр-ну Ч.А.В. – вводно-распределительного устройства (ВРУ) здания магазина. Заключение Договора энергоснабжения с гр-ном Ч.А.В. без соблюдения требований законодательства об электроэнергетике ущемляет права владельца питающего кабеля – С.С.Е., к которому технологически присоединены ВРУ и энергопринимающее устройство гр-на Ч.А.В., так как, во-первых: выделение 5 кВт мощности по Договору энергоснабжения осуществлено за счёт присоединенной мощности в размере 10 кВт в точке поставки электрической энергии сетевой организацией, а во-вторых: потребление гр-ном С.С.Е. выделенной ему мощности в размере 10 кВт может привести к превышению допустимой нагрузки на питающий кабель и ВРУ, что может повлечь причинение материального вреда.    

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

Таким образом, Ответчик, перераспределив принадлежащую гр-ну С.С.Е. мощность без его согласия в пользу гр-на Ч.А.В. для энергоснабжения нежилого помещения №22, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д. №25, злоупотребил своим доминирующим положением на рынке оказания услуг купли-продажи электрической энергии, т.е. допустил нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

 

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции» «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Калужская сбытовая компания», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем перераспределения принадлежащей гр-ну С.С.Е. мощности без его согласия в пользу гр-на Ч.А.В. для энергоснабжения нежилого помещения №22, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дзержинского, д. №25, повлекшие ущемление интересов С.С.Е., нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать в отношении ОАО «Калужская сбытовая компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем исключения из Приложений №1 и №6 Договора №2186/1-ГС энергоснабжения по одноставочному тарифу от 21.12.2011г.  показателей присоединенной и планируемой (разрешенной) к использованию мощности, не согласованных между гр-ном С.С.Е. и гр-ном Ч.А.В.

 

 

                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-15к/2012 [format] => [safe_value] => 04-15к/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-18 07:52:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-18 07:52:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1350892391 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калужское УФАС России )