Решение по делу № 04-24к/2012

Номер дела: 04-24к/2012
Дата публикации: 17 сентября 2012, 17:22

 

РЕШЕНИЕ

 

«17» сентября 2012г.                                                                                                                  г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «11» сентября 2012 года

Полный текст решения изготовлен «17» сентября 2012 года 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе /…../

в присутствии /…../,

рассмотрев дело №04-24к/2012 по признакам нарушения ООО «Красный комбинат» (ул. Садовая, д.15, г. Козельск, Калужская область, 249720) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 В адрес Калужского УФАС России поступило заявление ООО «Управляющая компания Козельского района» (вх. №2671 от 03.07.2012г.) (далее также ООО «УК Козельского района», Управляющая компания, Заявитель) с жалобой на действия ООО «Красный комбинат» (далее также Ответчик, Общество), выразившиеся в прекращении предоставления услуги по горячему водоснабжению (далее также ГВС) потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39,41.

Из материалов заявления следует, что ООО «Красный комбинат», в ведении которого находится котельная, оказывает услуги по горячему водоснабжению вышеуказанных многоквартирных жилых домов.

03.04.2012г. Ответчиком в адрес Управляющей компании было направлено письмо (исх.№142 от 03.04.2012г.), в котором было указано, что по окончании отопительного сезона подача горячей воды и тепловой энергии в жилые дома будет прекращена.

20.05.2012г. ООО «Красный комбинат» была прекращена подача ГВС в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41, что подтверждается актами ООО «Управляющая компания Козельского района» технического обследования вышеуказанных жилых домов (письмо №1227 от 20.07.2012г.).

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по экономически или технологически не обоснованному сокращению или прекращению производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4); а также создание препятствий доступу на товарных рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (пункт 9).

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела №04-24к/2012 по признакам нарушения ООО «Красный комбинат» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем прекращения предоставления услуги по горячему водоснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41, повлекшее ущемление интересов данных лиц.

ООО «Красный комбинат» осуществляет деятельность по теплоснабжению, а также оказанию услуг по горячему водоснабжению, что подтверждается Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 01.12.2011г. №406-эк «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «Красный комбинат» и Постановлением  Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 06.12.2011г. №475-эк «Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей ООО «Красный комбинат».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии относится к сфере естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Красный комбинат» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению в границах расположения принадлежащих ему сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения.

На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что действия ООО «Красный комбинат» по прекращению предоставления услуги горячего водоснабжения потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39,41, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

 Исходя из объяснений ООО «Красный комбинат», отключение  ГВС потребителям вызвано отсутствием договорных отношений на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения в 2012г. с ООО «Управляющая компания Козельского района», а также наличием задолженности у Заявителя за поставленную в апреле 2012г. горячую воду.

Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, заслушав представителей сторон, Комиссия Калужского УФАС России считает, что указанные Ответчиком доводы не могут являться основанием для прекращения оказания услуг горячего водоснабжения по следующим обстоятельствам.

Так, на момент отключения ООО «Красный комбинат» горячего водоснабжения действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 (далее Правила).

В соответствии с  пунктом 3 Правил под исполнителем понимается лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы, а под ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу исполнителю коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг.

Согласно подпункту «в» пункта 49 Правил в обязанности исполнителя входит заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (далее - договор ресурсоснабжения) или их производство.

Между тем, ни Правила, ни Гражданский Кодекс РФ не содержат требования о заключении договора энергоснабжения только в письменной форме.

В свою очередь частью 1 статьи 159 Гражданского кодекса РФ установлено, что сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.

При этом в силу части 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Таким образом, действующее законодательство РФ определяет, что договорные отношения в области энергоснабжения могут возникать и без заключения договора в письменной форме. При этом определяющими элементами таких отношений будут являться выставление ресурсоснабжающей организацией платы (счетов) за потребленную энергию и оплата ее абонентом.

Аналогичная позиция указана и Президиумом Высшего арбитражного суда РФ в информационном письме от 17.02.1998г. №30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», согласно которому наличие фактов поставки коммунального ресурса ресурсоснабжающей организацией и оплата данного ресурса исполнителем коммунальной услуги в отсутствие договора свидетельствуют о наличии отношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах.

Кроме того, вступившие в силу с 01.09.2012г. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, также указывают, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Из материалов дела следует, что ООО «Красный комбинат» ежемесячно выставляло счета ООО «Управляющая компания Козельского района» за услуги по отоплению и горячему водоснабжению, потребленные жителями многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41, тепловую энергию. На основании выставленных счетов Заявителем оплачивались поставленные коммунальные ресурсы.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что    установленные ресурсоснабжающей организацией взаимоотношения с Управляющей компанией  предоставляют право жителям многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41 потреблять предоставляемую ООО «Красный комбинат» тепловую энергию на законных основаниях.

Указанное обстоятельство также подтверждают и пункты 79 и 80 Правил, согласно которым отсутствие заключенного между потребителями (исполнителем) и ресурсоснабжающей организацией договора на приобретение коммунальных ресурсов не является основанием приостановления предоставления коммунальных услуг.

В свою очередь Комиссией Калужского УФАС России было установлено, что согласно Акта сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.05.2012г. у ООО «УК Козельского района» перед ООО «Красный комбинат» образовалась задолженность за потребленную в апреле 2012г. горячую воду.

Между тем, в силу подпункта «а» пункта 80 Правил, указанное обстоятельство также не является основанием для приостановления Ответчиком предоставления коммунальных услуг, так как у Заявителя отсутствовала неполная оплата  коммунальных услуг, под которой понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных, исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

 

В соответствии со ст.10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

С учетом изложенного, действия ООО «Красный комбинат» по прекращению предоставления услуг горячего водоснабжения жильцам многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41, по непредусмотренным действующим законодательствам основаниям квалифицируются Комиссией Калужского УФАС России как злоупотребление Ответчиком доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов указанных потребителей, и признаются нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пунктов 4 и 9 части 1 указанной статьи.

 

Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Калужского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Красный комбинат», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем прекращения предоставления услуги по горячему водоснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41, повлекшее ущемление интересов данных лиц, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пунктов 4 и 9 части 1 указанной статьи.

2. Выдать ООО «Красный комбинат» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем возобновления подачи теплоносителя в своих границах эксплуатационной ответственности для предоставления услуги по горячему водоснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41.

 

                                                                                  

 

       Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

 

«17» сентября 2012г.                                                                                                   г. Калуга

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе /…../,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), и на основании решения по делу №04-24к/2012

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

            1. ООО «Красный комбинат» в срок до 19.10.2012г. прекратить  нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пунктов 4 и 9 части 1 указанной статьи, путем возобновления подачи теплоносителя в своих границах эксплуатационной ответственности для предоставления услуги по горячему водоснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 22.10.2012г.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6892 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-24к/2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6892 [type] => solution [language] => ru [created] => 1350566620 [changed] => 1370529003 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529003 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

«17» сентября 2012г.                                                                                                                  г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «11» сентября 2012 года

Полный текст решения изготовлен «17» сентября 2012 года 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе /…../

в присутствии /…../,

рассмотрев дело №04-24к/2012 по признакам нарушения ООО «Красный комбинат» (ул. Садовая, д.15, г. Козельск, Калужская область, 249720) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 В адрес Калужского УФАС России поступило заявление ООО «Управляющая компания Козельского района» (вх. №2671 от 03.07.2012г.) (далее также ООО «УК Козельского района», Управляющая компания, Заявитель) с жалобой на действия ООО «Красный комбинат» (далее также Ответчик, Общество), выразившиеся в прекращении предоставления услуги по горячему водоснабжению (далее также ГВС) потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39,41.

Из материалов заявления следует, что ООО «Красный комбинат», в ведении которого находится котельная, оказывает услуги по горячему водоснабжению вышеуказанных многоквартирных жилых домов.

03.04.2012г. Ответчиком в адрес Управляющей компании было направлено письмо (исх.№142 от 03.04.2012г.), в котором было указано, что по окончании отопительного сезона подача горячей воды и тепловой энергии в жилые дома будет прекращена.

20.05.2012г. ООО «Красный комбинат» была прекращена подача ГВС в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41, что подтверждается актами ООО «Управляющая компания Козельского района» технического обследования вышеуказанных жилых домов (письмо №1227 от 20.07.2012г.).

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по экономически или технологически не обоснованному сокращению или прекращению производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4); а также создание препятствий доступу на товарных рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (пункт 9).

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела №04-24к/2012 по признакам нарушения ООО «Красный комбинат» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем прекращения предоставления услуги по горячему водоснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41, повлекшее ущемление интересов данных лиц.

ООО «Красный комбинат» осуществляет деятельность по теплоснабжению, а также оказанию услуг по горячему водоснабжению, что подтверждается Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 01.12.2011г. №406-эк «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «Красный комбинат» и Постановлением  Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 06.12.2011г. №475-эк «Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей ООО «Красный комбинат».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии относится к сфере естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Красный комбинат» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению в границах расположения принадлежащих ему сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения.

На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что действия ООО «Красный комбинат» по прекращению предоставления услуги горячего водоснабжения потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39,41, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

 Исходя из объяснений ООО «Красный комбинат», отключение  ГВС потребителям вызвано отсутствием договорных отношений на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения в 2012г. с ООО «Управляющая компания Козельского района», а также наличием задолженности у Заявителя за поставленную в апреле 2012г. горячую воду.

Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, заслушав представителей сторон, Комиссия Калужского УФАС России считает, что указанные Ответчиком доводы не могут являться основанием для прекращения оказания услуг горячего водоснабжения по следующим обстоятельствам.

Так, на момент отключения ООО «Красный комбинат» горячего водоснабжения действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 (далее Правила).

В соответствии с  пунктом 3 Правил под исполнителем понимается лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы, а под ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу исполнителю коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг.

Согласно подпункту «в» пункта 49 Правил в обязанности исполнителя входит заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (далее - договор ресурсоснабжения) или их производство.

Между тем, ни Правила, ни Гражданский Кодекс РФ не содержат требования о заключении договора энергоснабжения только в письменной форме.

В свою очередь частью 1 статьи 159 Гражданского кодекса РФ установлено, что сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.

При этом в силу части 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Таким образом, действующее законодательство РФ определяет, что договорные отношения в области энергоснабжения могут возникать и без заключения договора в письменной форме. При этом определяющими элементами таких отношений будут являться выставление ресурсоснабжающей организацией платы (счетов) за потребленную энергию и оплата ее абонентом.

Аналогичная позиция указана и Президиумом Высшего арбитражного суда РФ в информационном письме от 17.02.1998г. №30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», согласно которому наличие фактов поставки коммунального ресурса ресурсоснабжающей организацией и оплата данного ресурса исполнителем коммунальной услуги в отсутствие договора свидетельствуют о наличии отношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах.

Кроме того, вступившие в силу с 01.09.2012г. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, также указывают, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Из материалов дела следует, что ООО «Красный комбинат» ежемесячно выставляло счета ООО «Управляющая компания Козельского района» за услуги по отоплению и горячему водоснабжению, потребленные жителями многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41, тепловую энергию. На основании выставленных счетов Заявителем оплачивались поставленные коммунальные ресурсы.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что    установленные ресурсоснабжающей организацией взаимоотношения с Управляющей компанией  предоставляют право жителям многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41 потреблять предоставляемую ООО «Красный комбинат» тепловую энергию на законных основаниях.

Указанное обстоятельство также подтверждают и пункты 79 и 80 Правил, согласно которым отсутствие заключенного между потребителями (исполнителем) и ресурсоснабжающей организацией договора на приобретение коммунальных ресурсов не является основанием приостановления предоставления коммунальных услуг.

В свою очередь Комиссией Калужского УФАС России было установлено, что согласно Акта сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.05.2012г. у ООО «УК Козельского района» перед ООО «Красный комбинат» образовалась задолженность за потребленную в апреле 2012г. горячую воду.

Между тем, в силу подпункта «а» пункта 80 Правил, указанное обстоятельство также не является основанием для приостановления Ответчиком предоставления коммунальных услуг, так как у Заявителя отсутствовала неполная оплата  коммунальных услуг, под которой понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных, исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

 

В соответствии со ст.10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

С учетом изложенного, действия ООО «Красный комбинат» по прекращению предоставления услуг горячего водоснабжения жильцам многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41, по непредусмотренным действующим законодательствам основаниям квалифицируются Комиссией Калужского УФАС России как злоупотребление Ответчиком доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов указанных потребителей, и признаются нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пунктов 4 и 9 части 1 указанной статьи.

 

Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Калужского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Красный комбинат», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем прекращения предоставления услуги по горячему водоснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41, повлекшее ущемление интересов данных лиц, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пунктов 4 и 9 части 1 указанной статьи.

2. Выдать ООО «Красный комбинат» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем возобновления подачи теплоносителя в своих границах эксплуатационной ответственности для предоставления услуги по горячему водоснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41.

 

                                                                                  

 

       Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

 

«17» сентября 2012г.                                                                                                   г. Калуга

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе /…../,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), и на основании решения по делу №04-24к/2012

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

            1. ООО «Красный комбинат» в срок до 19.10.2012г. прекратить  нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пунктов 4 и 9 части 1 указанной статьи, путем возобновления подачи теплоносителя в своих границах эксплуатационной ответственности для предоставления услуги по горячему водоснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 22.10.2012г.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

«17» сентября 2012г.                                                                                                                  г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «11» сентября 2012 года

Полный текст решения изготовлен «17» сентября 2012 года 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе /…../

в присутствии /…../,

рассмотрев дело №04-24к/2012 по признакам нарушения ООО «Красный комбинат» (ул. Садовая, д.15, г. Козельск, Калужская область, 249720) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 В адрес Калужского УФАС России поступило заявление ООО «Управляющая компания Козельского района» (вх. №2671 от 03.07.2012г.) (далее также ООО «УК Козельского района», Управляющая компания, Заявитель) с жалобой на действия ООО «Красный комбинат» (далее также Ответчик, Общество), выразившиеся в прекращении предоставления услуги по горячему водоснабжению (далее также ГВС) потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39,41.

Из материалов заявления следует, что ООО «Красный комбинат», в ведении которого находится котельная, оказывает услуги по горячему водоснабжению вышеуказанных многоквартирных жилых домов.

03.04.2012г. Ответчиком в адрес Управляющей компании было направлено письмо (исх.№142 от 03.04.2012г.), в котором было указано, что по окончании отопительного сезона подача горячей воды и тепловой энергии в жилые дома будет прекращена.

20.05.2012г. ООО «Красный комбинат» была прекращена подача ГВС в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41, что подтверждается актами ООО «Управляющая компания Козельского района» технического обследования вышеуказанных жилых домов (письмо №1227 от 20.07.2012г.).

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по экономически или технологически не обоснованному сокращению или прекращению производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4); а также создание препятствий доступу на товарных рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (пункт 9).

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела №04-24к/2012 по признакам нарушения ООО «Красный комбинат» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем прекращения предоставления услуги по горячему водоснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41, повлекшее ущемление интересов данных лиц.

ООО «Красный комбинат» осуществляет деятельность по теплоснабжению, а также оказанию услуг по горячему водоснабжению, что подтверждается Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 01.12.2011г. №406-эк «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «Красный комбинат» и Постановлением  Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 06.12.2011г. №475-эк «Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей ООО «Красный комбинат».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии относится к сфере естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Красный комбинат» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению в границах расположения принадлежащих ему сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения.

На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что действия ООО «Красный комбинат» по прекращению предоставления услуги горячего водоснабжения потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39,41, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

 Исходя из объяснений ООО «Красный комбинат», отключение  ГВС потребителям вызвано отсутствием договорных отношений на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения в 2012г. с ООО «Управляющая компания Козельского района», а также наличием задолженности у Заявителя за поставленную в апреле 2012г. горячую воду.

Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, заслушав представителей сторон, Комиссия Калужского УФАС России считает, что указанные Ответчиком доводы не могут являться основанием для прекращения оказания услуг горячего водоснабжения по следующим обстоятельствам.

Так, на момент отключения ООО «Красный комбинат» горячего водоснабжения действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 (далее Правила).

В соответствии с  пунктом 3 Правил под исполнителем понимается лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы, а под ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу исполнителю коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг.

Согласно подпункту «в» пункта 49 Правил в обязанности исполнителя входит заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (далее - договор ресурсоснабжения) или их производство.

Между тем, ни Правила, ни Гражданский Кодекс РФ не содержат требования о заключении договора энергоснабжения только в письменной форме.

В свою очередь частью 1 статьи 159 Гражданского кодекса РФ установлено, что сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.

При этом в силу части 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Таким образом, действующее законодательство РФ определяет, что договорные отношения в области энергоснабжения могут возникать и без заключения договора в письменной форме. При этом определяющими элементами таких отношений будут являться выставление ресурсоснабжающей организацией платы (счетов) за потребленную энергию и оплата ее абонентом.

Аналогичная позиция указана и Президиумом Высшего арбитражного суда РФ в информационном письме от 17.02.1998г. №30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», согласно которому наличие фактов поставки коммунального ресурса ресурсоснабжающей организацией и оплата данного ресурса исполнителем коммунальной услуги в отсутствие договора свидетельствуют о наличии отношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах.

Кроме того, вступившие в силу с 01.09.2012г. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, также указывают, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Из материалов дела следует, что ООО «Красный комбинат» ежемесячно выставляло счета ООО «Управляющая компания Козельского района» за услуги по отоплению и горячему водоснабжению, потребленные жителями многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41, тепловую энергию. На основании выставленных счетов Заявителем оплачивались поставленные коммунальные ресурсы.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что    установленные ресурсоснабжающей организацией взаимоотношения с Управляющей компанией  предоставляют право жителям многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41 потреблять предоставляемую ООО «Красный комбинат» тепловую энергию на законных основаниях.

Указанное обстоятельство также подтверждают и пункты 79 и 80 Правил, согласно которым отсутствие заключенного между потребителями (исполнителем) и ресурсоснабжающей организацией договора на приобретение коммунальных ресурсов не является основанием приостановления предоставления коммунальных услуг.

В свою очередь Комиссией Калужского УФАС России было установлено, что согласно Акта сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.05.2012г. у ООО «УК Козельского района» перед ООО «Красный комбинат» образовалась задолженность за потребленную в апреле 2012г. горячую воду.

Между тем, в силу подпункта «а» пункта 80 Правил, указанное обстоятельство также не является основанием для приостановления Ответчиком предоставления коммунальных услуг, так как у Заявителя отсутствовала неполная оплата  коммунальных услуг, под которой понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных, исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

 

В соответствии со ст.10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

С учетом изложенного, действия ООО «Красный комбинат» по прекращению предоставления услуг горячего водоснабжения жильцам многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41, по непредусмотренным действующим законодательствам основаниям квалифицируются Комиссией Калужского УФАС России как злоупотребление Ответчиком доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов указанных потребителей, и признаются нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пунктов 4 и 9 части 1 указанной статьи.

 

Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Калужского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Красный комбинат», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем прекращения предоставления услуги по горячему водоснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41, повлекшее ущемление интересов данных лиц, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пунктов 4 и 9 части 1 указанной статьи.

2. Выдать ООО «Красный комбинат» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем возобновления подачи теплоносителя в своих границах эксплуатационной ответственности для предоставления услуги по горячему водоснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41.

 

                                                                                  

 

       Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

 

«17» сентября 2012г.                                                                                                   г. Калуга

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе /…../,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), и на основании решения по делу №04-24к/2012

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

            1. ООО «Красный комбинат» в срок до 19.10.2012г. прекратить  нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пунктов 4 и 9 части 1 указанной статьи, путем возобновления подачи теплоносителя в своих границах эксплуатационной ответственности для предоставления услуги по горячему водоснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Козельск, ул. Садовая, д. 19, 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37, 39, 41.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 22.10.2012г.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-24к/2012 [format] => [safe_value] => 04-24к/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-17 13:22:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-17 13:22:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1350566620 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калужское УФАС России )