ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по делу №04-63а/2012

Номер дела: 04-63а/2012
Дата публикации: 18 сентября 2012, 17:06

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу №04-63а/2012

об административном правонарушении

 

«18» сентября 2012 года                                                      г. Калуга

 

Должностное лицо Калужского УФАС России, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 13.08.2012, составленный в отношении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», и другие материалы дела №04-63а/2012 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» /…/ (доверенность от 08.08.2012г.)

 

                                                           УСТАНОВИЛ:

 

07.10.2011г. Комиссией Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение о признании                   действий ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (далее также Общество, сетевая организация), выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем не исполнения своих обязательств по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр-на Г.В.В. (далее также потребитель), повлекшее ущемление интересов данного лица, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

Исходя из указанного решения следует, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в силу части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и неразрывно связанном с ним рынке оказания услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям.

 15.02.2010г. между гр-ном Г.В.В. и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» был заключен договор №10/7183-КЭ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. В соответствии с п.2.1.7. договора на осуществление технологического присоединения 28.06.2011г. гр-н Г.В.В. направил в ОАО «МРСК Центра и Приволжья» уведомление о готовности к проверке выполненных со своей стороны технических условий. Однако сетевая организация не произвела проверку выполнения потребителем технических условий ни в  указанное в уведомлении время, ни в другое согласованное с указанным лицом время.

07.07.2011г. гр-н Г.В.В. повторно уведомил ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о выполнении им технических условий по договору №10/7183-КЭ от 15.02.2010г., но сетевая организация вновь не выполнила свои обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в соответствии c Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок») юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Пунктом 18 Правил технологического присоединения определены основные  мероприятия по технологическому присоединению, которые включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

При этом, Постановлением Правительства от 01.03.2011 №129 в Правила технологического присоединения в виде соответствующих приложений включены Типовые договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Пунктом 6 Типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт  включительно) предусмотрено, что  проверка выполнения заявителем технических условий проводится сетевой организацией в течение определенного в уведомлении заявителя срока.

Согласно пункту 2.1.7 договора №10/7183-КЭ от 15.02.2010 г.  потребитель обязан сдать сетевой организации результат работ по выполнению технических условий, для чего способом, подтверждающим получение сетевой организацией, в срок не позднее пяти рабочих дней до даты сдачи направить уведомление о дате, времени и месте проведения проверки технических условий.

При этом указанный в договоре порядок проведения проверки был установлен сетевой организацией.

Гражданин Г.В.В. дважды уведомлял ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о необходимости проверки выполнения им технических условий (письмо вх. №1798 от 28.06.2011г. и письмо вх. №1871 от 07.07.2011 г.), однако в установленные уведомлениями сроки соответствующая проверка сетевой организацией не проводилась.

Между тем проверка выполнения гр-ном Г.В.В. технических условий была произведена ОАО «МРСК Центра и Приволжья» только 23.08.2011г. (спустя 2 месяца с момента направления гр-ном Г.В.В. соответствующего уведомления), после возбуждения Калужским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Исходя из объяснений ОАО «МРСК Центра и Приволжья» неисполнение сетевой организацией положения пункта 2.1.7 договора №10/7183-КЭ от 15.02.2010г. вызвано тем, что гражданином Г.В.В. технические условия со своей стороны исполнены не были, что подтверждается листом проверки выполнения технических условий от 23.08.2011 г. В связи с этим у потребителя отсутствовало право на направление в ОАО «МРСК Центра и Приволжья» уведомлений о проведении проверки выполнения технических условий. Кроме того, по мнению представителей сетевой организации не проведение проверки выполнения технических условий в установленный срок является нарушением договорных отношений, а не антимонопольного законодательства.

Рассмотрев указанные доводы ОАО «МРСК Центра и Приволжья», Комиссия Калужского УФАС России нашла их необоснованными по следующим обстоятельствам.

Исходя из положений пункта 18 Правил технологического присоединения, осуществление сетевой организацией проверки выполнения заявителем технических условий и осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям являются различными мероприятиями по технологическому присоединения и отделены друг от друга, в том числе по времени проведения. Таким образом, при проведении проверки выполнения заявителем технических условий сетевая организация лишь констатирует факт выполнения, либо не выполнения заявителем технических условий, что также подтверждается пунктом 2.1.8 договора №10/7183-КЭ от 15.02.2010г. согласно которому в случае возникновения у сетевой организации претензий к качеству выполнения заявителем технических условий, последний обязан их устранить.

В свою очередь, указанный факт, а именно не выполнение гр-ном Г.В.В. технических условий, был зафиксирован ОАО «МРСК Центра и Приволжья» лишь 23 августа 2011 года, что подтверждается листом проверки технических условий от 23.08.2011г. Исходя из объяснений представителей сетевой организации, каких-либо действий по проверке выполнения потребителем технических условий в период с 06.07.2011г.  по 23.08.2011г. сетевой организацией совершено не было. Представители ОАО «МРСК Центра и Приволжья» не смогли  объяснить причину бездействия сетевой организации по не исполнению договорных обязательств, предусмотренных п.  2.3.2 Договора №10/7183-кэ от 15.02.2010г. В соответствии с указанным договором сетевая организация брала на себя обязательства принять от гр-на Г.В.В. результаты выполненных мероприятий и направить в случае необходимости мотивированные замечания с указанием сроков их устранения. В результате неисполнения сетевой организацией своих обязательств Г.В.В. был уведомлён о выявленных замечаниях по исполнению своей части технических условий не 06.07.2011г. и не 18.07.2011г. (как было указано в повторном уведомлении), а  только 23.08.2011г., т.е. после получения копии документов о возбуждении Калужским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России посчитала несостоятельным довод ОАО «МРСК Центра и Приволжья» об отсутствии необходимости осуществления проверки выполнения потребителем технических условий ввиду того, что сетевая организация не знала и не могла знать до выезда на место проведения проверки о выполнении или не выполнении технических условий со стороны потребителя.

По доводу ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о нарушении им договорных отношений, а не антимонопольного законодательства Комиссия Калужского УФАС России указала следующее.

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и ФЗ «О защите конкуренции»), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Антимонопольное законодательство формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Данное обстоятельство свидетельствует, что требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

Кроме того, положения о проведении сетевой организацией проверки выполнения заявителем технических условий не относятся исключительно к договорным отношениям, так как установлены действующим законодательством и подлежат обязательному включению в договор технологического присоединения в соответствии с Правилами технологического присоединения (пункт 18 Правил и пункт 6 Типового договора).

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России посчитала правомочным рассмотрение действий ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по неисполнению договорных обязательств по осуществлению технологического присоединения на соответствие их требованиям антимонопольного законодательства.

При этом Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» является единственной сетевой организацией, способной осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гр-ну Г.В.В., т.е. занимает по отношению к последнему доминирующее положение. Данный факт подтверждает и заключенный между данными лицами Договор № 10/7183-КЭ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 15.02.2010г.

При оценке таких действий, как злоупотребление доминирующим положением, необходимо определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Рассматриваемые действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья», по мнению Комиссии Калужского УФАС России, не могли быть признаны совершенными в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как были совершены только после принятия антимонопольным органом мер реагирования (направление документов о возбуждении антимонопольного дела). Кроме того, указанные действия налагают на потребителя неразумные ограничения и ставят в необоснованные условия реализации им своих прав, так как неоправданно затягивают процесс осуществления технологического присоединения. О данном факте свидетельствует и то обстоятельство, что после проведения ОАО «МРСК Центра и Приволжья» проверки выполнения гр-ном Г.В.В. технических условий и указания на выявленные замечания по исполнению технических условий, технологическое присоединение было осуществлено через 14 дней. Таким образом, в случае своевременного исполнения сетевой организацией своих обязательств, технологическое присоединение энергопринимающего объекта потребителя было бы осуществлено в значительно ранние сроки.

Данное обстоятельство свидетельствует, что действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по уклонению от проведения проверки выполнения гр-ном Г.В.В. технических условий, привели к необоснованному нарушению сроков осуществления технологического присоединения, ущемив право потребителя на получение услуги энергоснабжения.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья», не исполнив свои обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр-на Г.В.В. путем не проведения проверки выполнения последним технических условий, нарушило требования антимонопольного законодательства, тем самым злоупотребило своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

 

Частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

(Статья, пункт, наименование нормативного акта, предусматривающего ответственность за совершение данного правонарушения)

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения энергопринимающих устройств (жилого дома), принадлежащего гр-ну Г.В.В., т.е. д. Шопино, г. Калуга.

Временем административного правонарушения является период с которого у ОАО «МРСК Центра и Приволжья» возникла обязанность осуществить выполнения гр-ном Г.В.В. технических условий до момента осуществления сетевой организацией указанной проверки, т.е. период с 06.07.2011г.  по 23.08.2011г.

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» имело возможность для выполнения требований антимонопольного законодательства, однако не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья»», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, путем не проведения проверки выполнения гр-ном Г.В.В. технических условий, образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела представителем ОАО «МРСК Центра и Пириволжья» были представлены доводы по установлению размера штрафа и применении к указанному деянию малозначительности.

Между тем, с учетом характера административного правонарушения и обстоятельств дела, оснований для прекращения производства по делу по малозначительности не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

На момент совершения административного правонарушения статья 14.31 КоАП РФ действовала в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ.

.Исходя из санкции статьи 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ) совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Рынком, на котором совершено административное правонарушение, является рынок оказания услуг по передаче электрической энергии и связанный с ним рынок услуг по технологическому присоединению (продуктовые границы) на территории Калужской области (географические границы).

Такое определение продуктовых и географических границ вызвано следующим.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, так как мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, оказание услуг по технологическому присоединению является составной частью рынка оказания услуг по передаче электрической энергии, что также подтверждено постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК.

В свою очередь передача электрической энергии невозможна без использования соответствующего электросетевого хозяйства сетевой организации. При этом в процессе передачи электроэнергии используется не один объект электросетевого хозяйства, а целый комплекс энергообъектов (трансформаторы, распределительные устройства, линии электропередач и т.д.) без применения которых конечный потребитель не может получать электрическую энергию.

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Калугаэнерго» оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Калужской области, а не только объектов, к которым потребители технологически присоединены.

Таким образом, технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к конкретной трансформаторной подстанции может обеспечить поставку электрической энергии только при  функционировании данной трансформаторной подстанции в составе комплекса энергетических объектов, используемых сетевой организацией при приёме электроэнергии на границе эксплуатационной ответственности от иной  сетевой организацией, включённой в единую энергетическую систему, до конечного потребителя.

Оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям представляет собой этап в едином технологическом процессе по оказанию услуг по передаче электрической энергии, относящихся к регулируемым видам деятельности, поэтому в соответствии с пунктом 4.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 №220, при определении географических границ товарного рынка также должна учитываться зона регулируемого ценообразования.

        На основании изложенного, границы товарного рынка были определены в соответствии с пунктом 4.7 Порядка исходя из наличия и расположения электросетевого хозяйства, используемого для обеспечения подачи электрической энергии на трансформаторные подстанции к которым осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих  устройств  потребителей.

 

В соответствии с представленными ОАО «МРСК Центра и Приволжья» сведениями установлено следующее:

/…/

Таким образом, размер административного штрафа для ОАО «МРСК Центра и Приволжья» должен составлять от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

/…/

 

Учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, считаю необходимым наложить на ОАО «МРСК Центра и Приволжья» административный штраф в наименьшем размере в пределах санкции, установленной статьей 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ), т.е. в размере 15010836 рублей.

Руководствуясь частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ

                                                        

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Привлечь ОАО «МРСК Центра и Приволжья» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ), и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере: 15010836 рублей (Пятнадцать миллионов десять тысяч восемьсот тридцать шесть рублей).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Код бюджетной классификации 161 1160 2010 01 6000140

Получатель УФК по Калужской области (Калужское УФАС России)

ИНН 4026003620 КПП 402701001

ОКАТО 29401000000

Расчетный счет: 40101810500000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Калужской области г.Калуга

БИК 042908001

Назначение платежа: административный штраф по делу №04-63а/2012 об административном правонарушении.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, надлежит направить в адрес Калужского УФАС России.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в порядке, установленном статьями 30.1-30.3 КоАП РФ.

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6888 [uid] => 5 [title] => ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по делу №04-63а/2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6888 [type] => solution [language] => ru [created] => 1350565598 [changed] => 1370529003 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529003 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу №04-63а/2012

об административном правонарушении

 

«18» сентября 2012 года                                                      г. Калуга

 

Должностное лицо Калужского УФАС России, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 13.08.2012, составленный в отношении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», и другие материалы дела №04-63а/2012 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» /…/ (доверенность от 08.08.2012г.)

 

                                                           УСТАНОВИЛ:

 

07.10.2011г. Комиссией Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение о признании                   действий ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (далее также Общество, сетевая организация), выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем не исполнения своих обязательств по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр-на Г.В.В. (далее также потребитель), повлекшее ущемление интересов данного лица, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

Исходя из указанного решения следует, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в силу части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и неразрывно связанном с ним рынке оказания услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям.

 15.02.2010г. между гр-ном Г.В.В. и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» был заключен договор №10/7183-КЭ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. В соответствии с п.2.1.7. договора на осуществление технологического присоединения 28.06.2011г. гр-н Г.В.В. направил в ОАО «МРСК Центра и Приволжья» уведомление о готовности к проверке выполненных со своей стороны технических условий. Однако сетевая организация не произвела проверку выполнения потребителем технических условий ни в  указанное в уведомлении время, ни в другое согласованное с указанным лицом время.

07.07.2011г. гр-н Г.В.В. повторно уведомил ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о выполнении им технических условий по договору №10/7183-КЭ от 15.02.2010г., но сетевая организация вновь не выполнила свои обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в соответствии c Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок») юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Пунктом 18 Правил технологического присоединения определены основные  мероприятия по технологическому присоединению, которые включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

При этом, Постановлением Правительства от 01.03.2011 №129 в Правила технологического присоединения в виде соответствующих приложений включены Типовые договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Пунктом 6 Типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт  включительно) предусмотрено, что  проверка выполнения заявителем технических условий проводится сетевой организацией в течение определенного в уведомлении заявителя срока.

Согласно пункту 2.1.7 договора №10/7183-КЭ от 15.02.2010 г.  потребитель обязан сдать сетевой организации результат работ по выполнению технических условий, для чего способом, подтверждающим получение сетевой организацией, в срок не позднее пяти рабочих дней до даты сдачи направить уведомление о дате, времени и месте проведения проверки технических условий.

При этом указанный в договоре порядок проведения проверки был установлен сетевой организацией.

Гражданин Г.В.В. дважды уведомлял ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о необходимости проверки выполнения им технических условий (письмо вх. №1798 от 28.06.2011г. и письмо вх. №1871 от 07.07.2011 г.), однако в установленные уведомлениями сроки соответствующая проверка сетевой организацией не проводилась.

Между тем проверка выполнения гр-ном Г.В.В. технических условий была произведена ОАО «МРСК Центра и Приволжья» только 23.08.2011г. (спустя 2 месяца с момента направления гр-ном Г.В.В. соответствующего уведомления), после возбуждения Калужским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Исходя из объяснений ОАО «МРСК Центра и Приволжья» неисполнение сетевой организацией положения пункта 2.1.7 договора №10/7183-КЭ от 15.02.2010г. вызвано тем, что гражданином Г.В.В. технические условия со своей стороны исполнены не были, что подтверждается листом проверки выполнения технических условий от 23.08.2011 г. В связи с этим у потребителя отсутствовало право на направление в ОАО «МРСК Центра и Приволжья» уведомлений о проведении проверки выполнения технических условий. Кроме того, по мнению представителей сетевой организации не проведение проверки выполнения технических условий в установленный срок является нарушением договорных отношений, а не антимонопольного законодательства.

Рассмотрев указанные доводы ОАО «МРСК Центра и Приволжья», Комиссия Калужского УФАС России нашла их необоснованными по следующим обстоятельствам.

Исходя из положений пункта 18 Правил технологического присоединения, осуществление сетевой организацией проверки выполнения заявителем технических условий и осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям являются различными мероприятиями по технологическому присоединения и отделены друг от друга, в том числе по времени проведения. Таким образом, при проведении проверки выполнения заявителем технических условий сетевая организация лишь констатирует факт выполнения, либо не выполнения заявителем технических условий, что также подтверждается пунктом 2.1.8 договора №10/7183-КЭ от 15.02.2010г. согласно которому в случае возникновения у сетевой организации претензий к качеству выполнения заявителем технических условий, последний обязан их устранить.

В свою очередь, указанный факт, а именно не выполнение гр-ном Г.В.В. технических условий, был зафиксирован ОАО «МРСК Центра и Приволжья» лишь 23 августа 2011 года, что подтверждается листом проверки технических условий от 23.08.2011г. Исходя из объяснений представителей сетевой организации, каких-либо действий по проверке выполнения потребителем технических условий в период с 06.07.2011г.  по 23.08.2011г. сетевой организацией совершено не было. Представители ОАО «МРСК Центра и Приволжья» не смогли  объяснить причину бездействия сетевой организации по не исполнению договорных обязательств, предусмотренных п.  2.3.2 Договора №10/7183-кэ от 15.02.2010г. В соответствии с указанным договором сетевая организация брала на себя обязательства принять от гр-на Г.В.В. результаты выполненных мероприятий и направить в случае необходимости мотивированные замечания с указанием сроков их устранения. В результате неисполнения сетевой организацией своих обязательств Г.В.В. был уведомлён о выявленных замечаниях по исполнению своей части технических условий не 06.07.2011г. и не 18.07.2011г. (как было указано в повторном уведомлении), а  только 23.08.2011г., т.е. после получения копии документов о возбуждении Калужским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России посчитала несостоятельным довод ОАО «МРСК Центра и Приволжья» об отсутствии необходимости осуществления проверки выполнения потребителем технических условий ввиду того, что сетевая организация не знала и не могла знать до выезда на место проведения проверки о выполнении или не выполнении технических условий со стороны потребителя.

По доводу ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о нарушении им договорных отношений, а не антимонопольного законодательства Комиссия Калужского УФАС России указала следующее.

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и ФЗ «О защите конкуренции»), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Антимонопольное законодательство формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Данное обстоятельство свидетельствует, что требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

Кроме того, положения о проведении сетевой организацией проверки выполнения заявителем технических условий не относятся исключительно к договорным отношениям, так как установлены действующим законодательством и подлежат обязательному включению в договор технологического присоединения в соответствии с Правилами технологического присоединения (пункт 18 Правил и пункт 6 Типового договора).

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России посчитала правомочным рассмотрение действий ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по неисполнению договорных обязательств по осуществлению технологического присоединения на соответствие их требованиям антимонопольного законодательства.

При этом Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» является единственной сетевой организацией, способной осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гр-ну Г.В.В., т.е. занимает по отношению к последнему доминирующее положение. Данный факт подтверждает и заключенный между данными лицами Договор № 10/7183-КЭ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 15.02.2010г.

При оценке таких действий, как злоупотребление доминирующим положением, необходимо определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Рассматриваемые действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья», по мнению Комиссии Калужского УФАС России, не могли быть признаны совершенными в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как были совершены только после принятия антимонопольным органом мер реагирования (направление документов о возбуждении антимонопольного дела). Кроме того, указанные действия налагают на потребителя неразумные ограничения и ставят в необоснованные условия реализации им своих прав, так как неоправданно затягивают процесс осуществления технологического присоединения. О данном факте свидетельствует и то обстоятельство, что после проведения ОАО «МРСК Центра и Приволжья» проверки выполнения гр-ном Г.В.В. технических условий и указания на выявленные замечания по исполнению технических условий, технологическое присоединение было осуществлено через 14 дней. Таким образом, в случае своевременного исполнения сетевой организацией своих обязательств, технологическое присоединение энергопринимающего объекта потребителя было бы осуществлено в значительно ранние сроки.

Данное обстоятельство свидетельствует, что действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по уклонению от проведения проверки выполнения гр-ном Г.В.В. технических условий, привели к необоснованному нарушению сроков осуществления технологического присоединения, ущемив право потребителя на получение услуги энергоснабжения.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья», не исполнив свои обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр-на Г.В.В. путем не проведения проверки выполнения последним технических условий, нарушило требования антимонопольного законодательства, тем самым злоупотребило своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

 

Частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

(Статья, пункт, наименование нормативного акта, предусматривающего ответственность за совершение данного правонарушения)

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения энергопринимающих устройств (жилого дома), принадлежащего гр-ну Г.В.В., т.е. д. Шопино, г. Калуга.

Временем административного правонарушения является период с которого у ОАО «МРСК Центра и Приволжья» возникла обязанность осуществить выполнения гр-ном Г.В.В. технических условий до момента осуществления сетевой организацией указанной проверки, т.е. период с 06.07.2011г.  по 23.08.2011г.

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» имело возможность для выполнения требований антимонопольного законодательства, однако не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья»», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, путем не проведения проверки выполнения гр-ном Г.В.В. технических условий, образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела представителем ОАО «МРСК Центра и Пириволжья» были представлены доводы по установлению размера штрафа и применении к указанному деянию малозначительности.

Между тем, с учетом характера административного правонарушения и обстоятельств дела, оснований для прекращения производства по делу по малозначительности не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

На момент совершения административного правонарушения статья 14.31 КоАП РФ действовала в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ.

.Исходя из санкции статьи 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ) совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Рынком, на котором совершено административное правонарушение, является рынок оказания услуг по передаче электрической энергии и связанный с ним рынок услуг по технологическому присоединению (продуктовые границы) на территории Калужской области (географические границы).

Такое определение продуктовых и географических границ вызвано следующим.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, так как мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, оказание услуг по технологическому присоединению является составной частью рынка оказания услуг по передаче электрической энергии, что также подтверждено постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК.

В свою очередь передача электрической энергии невозможна без использования соответствующего электросетевого хозяйства сетевой организации. При этом в процессе передачи электроэнергии используется не один объект электросетевого хозяйства, а целый комплекс энергообъектов (трансформаторы, распределительные устройства, линии электропередач и т.д.) без применения которых конечный потребитель не может получать электрическую энергию.

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Калугаэнерго» оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Калужской области, а не только объектов, к которым потребители технологически присоединены.

Таким образом, технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к конкретной трансформаторной подстанции может обеспечить поставку электрической энергии только при  функционировании данной трансформаторной подстанции в составе комплекса энергетических объектов, используемых сетевой организацией при приёме электроэнергии на границе эксплуатационной ответственности от иной  сетевой организацией, включённой в единую энергетическую систему, до конечного потребителя.

Оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям представляет собой этап в едином технологическом процессе по оказанию услуг по передаче электрической энергии, относящихся к регулируемым видам деятельности, поэтому в соответствии с пунктом 4.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 №220, при определении географических границ товарного рынка также должна учитываться зона регулируемого ценообразования.

        На основании изложенного, границы товарного рынка были определены в соответствии с пунктом 4.7 Порядка исходя из наличия и расположения электросетевого хозяйства, используемого для обеспечения подачи электрической энергии на трансформаторные подстанции к которым осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих  устройств  потребителей.

 

В соответствии с представленными ОАО «МРСК Центра и Приволжья» сведениями установлено следующее:

/…/

Таким образом, размер административного штрафа для ОАО «МРСК Центра и Приволжья» должен составлять от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

/…/

 

Учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, считаю необходимым наложить на ОАО «МРСК Центра и Приволжья» административный штраф в наименьшем размере в пределах санкции, установленной статьей 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ), т.е. в размере 15010836 рублей.

Руководствуясь частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ

                                                        

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Привлечь ОАО «МРСК Центра и Приволжья» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ), и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере: 15010836 рублей (Пятнадцать миллионов десять тысяч восемьсот тридцать шесть рублей).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Код бюджетной классификации 161 1160 2010 01 6000140

Получатель УФК по Калужской области (Калужское УФАС России)

ИНН 4026003620 КПП 402701001

ОКАТО 29401000000

Расчетный счет: 40101810500000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Калужской области г.Калуга

БИК 042908001

Назначение платежа: административный штраф по делу №04-63а/2012 об административном правонарушении.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, надлежит направить в адрес Калужского УФАС России.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в порядке, установленном статьями 30.1-30.3 КоАП РФ.

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу №04-63а/2012

об административном правонарушении

 

«18» сентября 2012 года                                                      г. Калуга

 

Должностное лицо Калужского УФАС России, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 13.08.2012, составленный в отношении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», и другие материалы дела №04-63а/2012 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» /…/ (доверенность от 08.08.2012г.)

 

                                                           УСТАНОВИЛ:

 

07.10.2011г. Комиссией Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение о признании                   действий ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (далее также Общество, сетевая организация), выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем не исполнения своих обязательств по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр-на Г.В.В. (далее также потребитель), повлекшее ущемление интересов данного лица, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

Исходя из указанного решения следует, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в силу части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и неразрывно связанном с ним рынке оказания услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям.

 15.02.2010г. между гр-ном Г.В.В. и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» был заключен договор №10/7183-КЭ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. В соответствии с п.2.1.7. договора на осуществление технологического присоединения 28.06.2011г. гр-н Г.В.В. направил в ОАО «МРСК Центра и Приволжья» уведомление о готовности к проверке выполненных со своей стороны технических условий. Однако сетевая организация не произвела проверку выполнения потребителем технических условий ни в  указанное в уведомлении время, ни в другое согласованное с указанным лицом время.

07.07.2011г. гр-н Г.В.В. повторно уведомил ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о выполнении им технических условий по договору №10/7183-КЭ от 15.02.2010г., но сетевая организация вновь не выполнила свои обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в соответствии c Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок») юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Пунктом 18 Правил технологического присоединения определены основные  мероприятия по технологическому присоединению, которые включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

При этом, Постановлением Правительства от 01.03.2011 №129 в Правила технологического присоединения в виде соответствующих приложений включены Типовые договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Пунктом 6 Типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт  включительно) предусмотрено, что  проверка выполнения заявителем технических условий проводится сетевой организацией в течение определенного в уведомлении заявителя срока.

Согласно пункту 2.1.7 договора №10/7183-КЭ от 15.02.2010 г.  потребитель обязан сдать сетевой организации результат работ по выполнению технических условий, для чего способом, подтверждающим получение сетевой организацией, в срок не позднее пяти рабочих дней до даты сдачи направить уведомление о дате, времени и месте проведения проверки технических условий.

При этом указанный в договоре порядок проведения проверки был установлен сетевой организацией.

Гражданин Г.В.В. дважды уведомлял ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о необходимости проверки выполнения им технических условий (письмо вх. №1798 от 28.06.2011г. и письмо вх. №1871 от 07.07.2011 г.), однако в установленные уведомлениями сроки соответствующая проверка сетевой организацией не проводилась.

Между тем проверка выполнения гр-ном Г.В.В. технических условий была произведена ОАО «МРСК Центра и Приволжья» только 23.08.2011г. (спустя 2 месяца с момента направления гр-ном Г.В.В. соответствующего уведомления), после возбуждения Калужским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Исходя из объяснений ОАО «МРСК Центра и Приволжья» неисполнение сетевой организацией положения пункта 2.1.7 договора №10/7183-КЭ от 15.02.2010г. вызвано тем, что гражданином Г.В.В. технические условия со своей стороны исполнены не были, что подтверждается листом проверки выполнения технических условий от 23.08.2011 г. В связи с этим у потребителя отсутствовало право на направление в ОАО «МРСК Центра и Приволжья» уведомлений о проведении проверки выполнения технических условий. Кроме того, по мнению представителей сетевой организации не проведение проверки выполнения технических условий в установленный срок является нарушением договорных отношений, а не антимонопольного законодательства.

Рассмотрев указанные доводы ОАО «МРСК Центра и Приволжья», Комиссия Калужского УФАС России нашла их необоснованными по следующим обстоятельствам.

Исходя из положений пункта 18 Правил технологического присоединения, осуществление сетевой организацией проверки выполнения заявителем технических условий и осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям являются различными мероприятиями по технологическому присоединения и отделены друг от друга, в том числе по времени проведения. Таким образом, при проведении проверки выполнения заявителем технических условий сетевая организация лишь констатирует факт выполнения, либо не выполнения заявителем технических условий, что также подтверждается пунктом 2.1.8 договора №10/7183-КЭ от 15.02.2010г. согласно которому в случае возникновения у сетевой организации претензий к качеству выполнения заявителем технических условий, последний обязан их устранить.

В свою очередь, указанный факт, а именно не выполнение гр-ном Г.В.В. технических условий, был зафиксирован ОАО «МРСК Центра и Приволжья» лишь 23 августа 2011 года, что подтверждается листом проверки технических условий от 23.08.2011г. Исходя из объяснений представителей сетевой организации, каких-либо действий по проверке выполнения потребителем технических условий в период с 06.07.2011г.  по 23.08.2011г. сетевой организацией совершено не было. Представители ОАО «МРСК Центра и Приволжья» не смогли  объяснить причину бездействия сетевой организации по не исполнению договорных обязательств, предусмотренных п.  2.3.2 Договора №10/7183-кэ от 15.02.2010г. В соответствии с указанным договором сетевая организация брала на себя обязательства принять от гр-на Г.В.В. результаты выполненных мероприятий и направить в случае необходимости мотивированные замечания с указанием сроков их устранения. В результате неисполнения сетевой организацией своих обязательств Г.В.В. был уведомлён о выявленных замечаниях по исполнению своей части технических условий не 06.07.2011г. и не 18.07.2011г. (как было указано в повторном уведомлении), а  только 23.08.2011г., т.е. после получения копии документов о возбуждении Калужским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России посчитала несостоятельным довод ОАО «МРСК Центра и Приволжья» об отсутствии необходимости осуществления проверки выполнения потребителем технических условий ввиду того, что сетевая организация не знала и не могла знать до выезда на место проведения проверки о выполнении или не выполнении технических условий со стороны потребителя.

По доводу ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о нарушении им договорных отношений, а не антимонопольного законодательства Комиссия Калужского УФАС России указала следующее.

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и ФЗ «О защите конкуренции»), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Антимонопольное законодательство формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Данное обстоятельство свидетельствует, что требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

Кроме того, положения о проведении сетевой организацией проверки выполнения заявителем технических условий не относятся исключительно к договорным отношениям, так как установлены действующим законодательством и подлежат обязательному включению в договор технологического присоединения в соответствии с Правилами технологического присоединения (пункт 18 Правил и пункт 6 Типового договора).

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России посчитала правомочным рассмотрение действий ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по неисполнению договорных обязательств по осуществлению технологического присоединения на соответствие их требованиям антимонопольного законодательства.

При этом Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» является единственной сетевой организацией, способной осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гр-ну Г.В.В., т.е. занимает по отношению к последнему доминирующее положение. Данный факт подтверждает и заключенный между данными лицами Договор № 10/7183-КЭ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 15.02.2010г.

При оценке таких действий, как злоупотребление доминирующим положением, необходимо определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Рассматриваемые действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья», по мнению Комиссии Калужского УФАС России, не могли быть признаны совершенными в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как были совершены только после принятия антимонопольным органом мер реагирования (направление документов о возбуждении антимонопольного дела). Кроме того, указанные действия налагают на потребителя неразумные ограничения и ставят в необоснованные условия реализации им своих прав, так как неоправданно затягивают процесс осуществления технологического присоединения. О данном факте свидетельствует и то обстоятельство, что после проведения ОАО «МРСК Центра и Приволжья» проверки выполнения гр-ном Г.В.В. технических условий и указания на выявленные замечания по исполнению технических условий, технологическое присоединение было осуществлено через 14 дней. Таким образом, в случае своевременного исполнения сетевой организацией своих обязательств, технологическое присоединение энергопринимающего объекта потребителя было бы осуществлено в значительно ранние сроки.

Данное обстоятельство свидетельствует, что действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по уклонению от проведения проверки выполнения гр-ном Г.В.В. технических условий, привели к необоснованному нарушению сроков осуществления технологического присоединения, ущемив право потребителя на получение услуги энергоснабжения.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья», не исполнив свои обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр-на Г.В.В. путем не проведения проверки выполнения последним технических условий, нарушило требования антимонопольного законодательства, тем самым злоупотребило своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

 

Частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

(Статья, пункт, наименование нормативного акта, предусматривающего ответственность за совершение данного правонарушения)

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения энергопринимающих устройств (жилого дома), принадлежащего гр-ну Г.В.В., т.е. д. Шопино, г. Калуга.

Временем административного правонарушения является период с которого у ОАО «МРСК Центра и Приволжья» возникла обязанность осуществить выполнения гр-ном Г.В.В. технических условий до момента осуществления сетевой организацией указанной проверки, т.е. период с 06.07.2011г.  по 23.08.2011г.

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» имело возможность для выполнения требований антимонопольного законодательства, однако не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья»», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, путем не проведения проверки выполнения гр-ном Г.В.В. технических условий, образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела представителем ОАО «МРСК Центра и Пириволжья» были представлены доводы по установлению размера штрафа и применении к указанному деянию малозначительности.

Между тем, с учетом характера административного правонарушения и обстоятельств дела, оснований для прекращения производства по делу по малозначительности не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

На момент совершения административного правонарушения статья 14.31 КоАП РФ действовала в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ.

.Исходя из санкции статьи 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ) совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Рынком, на котором совершено административное правонарушение, является рынок оказания услуг по передаче электрической энергии и связанный с ним рынок услуг по технологическому присоединению (продуктовые границы) на территории Калужской области (географические границы).

Такое определение продуктовых и географических границ вызвано следующим.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, так как мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, оказание услуг по технологическому присоединению является составной частью рынка оказания услуг по передаче электрической энергии, что также подтверждено постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК.

В свою очередь передача электрической энергии невозможна без использования соответствующего электросетевого хозяйства сетевой организации. При этом в процессе передачи электроэнергии используется не один объект электросетевого хозяйства, а целый комплекс энергообъектов (трансформаторы, распределительные устройства, линии электропередач и т.д.) без применения которых конечный потребитель не может получать электрическую энергию.

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Калугаэнерго» оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Калужской области, а не только объектов, к которым потребители технологически присоединены.

Таким образом, технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к конкретной трансформаторной подстанции может обеспечить поставку электрической энергии только при  функционировании данной трансформаторной подстанции в составе комплекса энергетических объектов, используемых сетевой организацией при приёме электроэнергии на границе эксплуатационной ответственности от иной  сетевой организацией, включённой в единую энергетическую систему, до конечного потребителя.

Оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям представляет собой этап в едином технологическом процессе по оказанию услуг по передаче электрической энергии, относящихся к регулируемым видам деятельности, поэтому в соответствии с пунктом 4.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 №220, при определении географических границ товарного рынка также должна учитываться зона регулируемого ценообразования.

        На основании изложенного, границы товарного рынка были определены в соответствии с пунктом 4.7 Порядка исходя из наличия и расположения электросетевого хозяйства, используемого для обеспечения подачи электрической энергии на трансформаторные подстанции к которым осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих  устройств  потребителей.

 

В соответствии с представленными ОАО «МРСК Центра и Приволжья» сведениями установлено следующее:

/…/

Таким образом, размер административного штрафа для ОАО «МРСК Центра и Приволжья» должен составлять от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

/…/

 

Учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, считаю необходимым наложить на ОАО «МРСК Центра и Приволжья» административный штраф в наименьшем размере в пределах санкции, установленной статьей 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ), т.е. в размере 15010836 рублей.

Руководствуясь частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ

                                                        

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Привлечь ОАО «МРСК Центра и Приволжья» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ), и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере: 15010836 рублей (Пятнадцать миллионов десять тысяч восемьсот тридцать шесть рублей).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Код бюджетной классификации 161 1160 2010 01 6000140

Получатель УФК по Калужской области (Калужское УФАС России)

ИНН 4026003620 КПП 402701001

ОКАТО 29401000000

Расчетный счет: 40101810500000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Калужской области г.Калуга

БИК 042908001

Назначение платежа: административный штраф по делу №04-63а/2012 об административном правонарушении.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, надлежит направить в адрес Калужского УФАС России.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в порядке, установленном статьями 30.1-30.3 КоАП РФ.

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-63а/2012 [format] => [safe_value] => 04-63а/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-18 13:06:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-18 13:06:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1350565598 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калужское УФАС России )