Решение по делу 04-21к/2012

Номер дела: 04-21к/2012
Дата публикации: 18 сентября 2012, 17:02

 

РЕШЕНИЕ

 

«18» сентября 2012г.                                                                                                      г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2012г.

Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2012г.

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе /…../,

рассмотрев дело №04-21к/2012 по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (юридический адрес - 603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33, ИНН 5260200603) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» /…../

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступило заявление (вх. №1886 от 10.05.2012г.)  от гражданина Ш.В.А. (далее также Заявитель), согласно которому ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (далее также ОАО «МРСК Центра и Приволжья», Общество, Сетевая организация, Ответчик) в установленный срок не исполнило свои обязательства по технологическому присоединению жилого дома гр-на Ш.В.А.

Исходя из материалов заявления, следует, что 29.09.2011г. между гр-ном Ш.В.А. и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» был заключен договор №11/5260-кэ/01 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого Сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя для электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Калужская область, Боровский район, д. Вашутино. Данным договором был определен 6 месячный срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям Сетевой организации.

На момент обращения гр-на Ш.В.А. в Калужское УФАС России с заявлением (10.05.2012г.) мероприятия по технологическому присоединению, определенные техническими условиями от 29.09.2011г. №11/5260-кэ/01, со стороны ОАО «МРСК Центра и Приволжья» выполнены не были.

 В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела №04-21к/2012 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра и Приволжья» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем несоблюдения сроков выполнения технических мероприятий при осуществлении технологического присоединения жилого дома, принадлежащего гр-ну Ш.В.А., а также незаконного включения в технические условия требований к установке прибора учета класса точности 1,0, повлекшие ущемление интересов данного лица.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»,  оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» является сетевой организацией, т.е. осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии, что подтверждается Реестром субъектов естественной монополии (Приказ ФСТ России от 27.06.2008г. №236-э), а также Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 17.05.2011г. №55-эк "О долгосрочных тарифах на услуги по передаче электрической энергии, необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования для ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Калугаэнерго", применяющего метод доходности инвестированного капитала". Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности принадлежащих ему электрических сетей.

Вместе с тем процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют  в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

На основании части 2 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

По смыслу указанных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только одна единственная сетевая организация, в которую обратилось заинтересованное лицо.

При этом наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельно рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения  баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора об осуществлении технологического присоединения сетевой организацией, в которую подана заявка, и обусловив возможность заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии необходимостью заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

С учетом положений, указанных выше, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и связанных с ним рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к  своим электрическим сетям.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что действия (или бездействия) ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по неисполнению своих обязательств по технологическому присоединению жилого дома гр-на Ш.В.А. в установленный срок, повлекшие за собой ущемление интересов Заявителя, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Такой порядок установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. №861 (далее – Правила технологического присоединения).

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Между гр-ном Ш.В.А. и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заключен договор №11/5260-кэ/01 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.09.2011г.

В соответствии с абзацем 11 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Так, согласно пункту 16 б) Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, физических лиц, не может превышать шести месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Указанный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен и пунктом 5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №11/5260-кэ/01 от 29.09.2011г., заключенного между ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и гр-ном Ш.В.А.

Таким образом, применительно к вышеуказанному договору технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя должно быть осуществлено до 29.03.2012г.

Согласно Акту №12/916 технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра и Приволжья» фактическое присоединение жилого дома гр-на Ш.В.А. к электрическим сетям сетевой организации было осуществлено только 09.08.2012г., т.е. с нарушением Ответчиком установленного 6 месячного срока.

Исходя из объяснений ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (письмо от 16.08.2012г. №062-2/8012), следует, что работы по строительству объектов электросетевого хозяйства, предусмотренные п.10.1 технических условий №062-2/8012 от 16.08.2012г., Ответчиком были закончены 23.07.2012г., о чем было сообщено Заявителю письмом от 23.07.2012г. №362/1354.  В свою очередь уведомление гр-на Ш.В.А. о выполнении своих обязанностей согласно техническим условиям №062-2/8012 от 16.08.2012г. Сетевой организацией  было получено только 16.08.2012г.

Таким образом, по мнению Ответчика, действия последнего не ущемили права гр-на Ш.В.А., поскольку мероприятия, предусмотренные п.10.1 технических условий, были выполнены Сетевой организацией до получения уведомления от Заявителя о готовности осуществить фактическое присоединение.

Рассмотрев указанные доводы ОАО «МРСК Центра и Приволжья», Комиссия Калужского УФАС России не находит их обоснованными по следующим обстоятельствам.

Согласно техническим условиям №11/5260-кэ/01 от 29.09.2011г., являющимся приложением к соответствующему договору об осуществлении технологического присоединения, определен перечень мероприятий по технологическому присоединению, обязательных для выполнения Заявителем и Сетевой организацией. Так Сетевая организация осуществляет проектировку и строительство участка ВЛ-0,4кВ от существующей ВЛ-0,4кВ до земельного участка Заявителя протяженностью 500м (п.10.1 ТУ) и выполняет мероприятия по технологическому присоединению (п.10.2 ТУ). В свою очередь Заявителю необходимо осуществить монтаж вводного распределительного устройства на объекте электроснабжения (п.11.1 ТУ); строительство линейного ответвления проводим СИП от точки присоединения к сетевой организации (отпаечная опора от вновь построенной ВЛ-0,4кВ) до вводного распределительного устройства объекта (п.11.2 ТУ); установку узла расчетного учета электрической энергии и устройства, обеспечивающего контроль величины максимальной мощности на границе эксплуатационного раздела – отпаечной опоре 0,4 кВ (п.11.3 ТУ).

Исходя из указанных обстоятельств, следует, что гр-н Ш.В.А. мог выполнить работы, предусмотренные техническими условиями, только после выполнения ОАО «МРСК Центра и Приволжья» своих обязательств по строительству ВЛ-0,4кВ.  

В соответствии с пунктами 7 и 18 Правил технологического присоединения, пунктом 8 договора №11/5260-кэ/01 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.09.2011г., пунктом 11.5 технических условий проверка выполнения Заявителем технических условий возможна только после выполнения последним всех мероприятий, возложенных на него техническими условиями №11/5260-кэ/01 от 29.09.2011г.

Таким образом, Комиссией было установлено, что гр-н Ш.В.А. не имел возможности выполнить свою часть технических условий и уведомить Ответчика о необходимости проведения соответствующей проверки, так как со стороны Сетевой организации не были выполнены мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства.

Довод ОАО «МРСК Центра и Приволжья» об отсутствии со стороны Ответчика ущемления интересов гр-на Ш.В.А в связи с неисполнением последним технических условий также не может быть признан Комиссией Калужского УФАС России обоснованным по следующим обстоятельствам.

Исходя из объяснений Ответчика (письмо от 16.08.2012г. №062-2/8012), строительство ВЛ-0,4кВ, предусмотренное п.10.1 технических условий №11/5260-кэ/01 от 29.09.2011г., было закончено 23.07.2012г. Проверка выполнения гр-ном Ш.В.А технических условий осуществлена 09.08.2012г., в ходе которой замечаний к выполненным работам Заявителю указано не было. Фактическое присоединение жилого дома гр-на Ш.В.А. к электрическим сетям сетевой организации также было осуществлено 09.08.2012г.

Таким образом, технологическое присоединение жилого дома гр-на Ш.В.А. зависело только от выполнения сетевой организацией своей части технических условий.

Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России отмечает, что при оценке таких действий, как злоупотребление доминирующим положением, необходимо определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Рассматриваемые действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» не могут быть признаны совершенными в допустимых пределах осуществления гражданских прав, ввиду следующего.

Исходя из представленных Ответчиком документов (письмо от 16.08.2012г. №062-2/8012), следует, что выполнение Сетевой организацией мероприятий, предусмотренных техническими условиями, было начато только через 7 месяцев с момента заключения с Заявителем договора №11/5260-кэ/01 на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям от 29.09.2011г. Договор подряда №2012/1185кэ на осуществление работ по строительству ОАО «МРСК Центра и Приволжья» был заключен только 24.04.2012г. Само же строительство электросетевых объектов, предусмотренных п. 10.1 технических условий было закончено 08.08.2012г., что подтверждается актом №505 приемки законченного строительства.

Сетевая организация не уведомляла Заявителя о возникновении каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, не позволяющих исполнить договорные обязательства в установленный срок. Иной срок технологического присоединения сторонами не согласовывался, следовательно, гр-н Ш.В.А. обоснованно рассчитывал на получение электроэнергии в установленный договором срок.

Данные обстоятельства свидетельствуют о пренебрежительном отношении ОАО «МРСК Центра и Приволжья» к возложенной на него законом обязанности по соблюдению установленных сроков на осуществление технологического присоединения.

Таким образом, неосуществление Сетевой организацией технологического присоединения в установленный срок налагает на гр-на Ш.В.А. неразумные ограничения и ставит в необоснованные условия реализации им своих прав, так как неоправданно затягивает процесс осуществления технологического присоединения и ущемляет право Заявителя на получение услуги энергоснабжения.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России было установлено, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья», включив в  пункт 11.3 Технических условий требование о необходимости установки узла учета электрической энергии класса точности 1,0, также допустило ущемление интересов Заявителя, что подтверждается следующим.

 В соответствии с пунктом 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530 (далее – Основные положения функционирования розничных рынков), для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.

Пунктом 141 Основных положений функционирования розничных рынков предусмотрено, что для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше.

Заявитель в контексте пункта 141 Основных положений функционирования розничных рынков признается гражданином-потребителем, так как обратился в сетевую организацию за осуществлением технологического присоединения энергопринимающего устройства (жилого дома), используемого для бытовых нужд, не предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, сетевая организация,  указав в технических условиях требования к классу точности 1,0, лишило  гр-на Ш.В.А. возможности установки прибора учёта с классом точности 2,0 и выше, предусмотренным для учёта бытового потребления, тем самым ущемив его права.

Исходя из объяснений представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» указание в технических условиях класса точности прибора учета 1,0 является технической ошибкой (опечаткой), допущенной при составлении данных технических условий.

Между тем, Комиссия Калужского УФАС России не может признать данный довод объективным, так как в Основных положениях функционирования розничных рынков установлено, что для граждан-потребителей используются приборы учета класса точности 2,0 и выше, а в технических условиях №11/5260-кэ/01 от 29.09.2011г. какое-либо упоминание о такой возможности отсутствует.

Таким образом, включение Ответчиком в технические условия пункта, предусматривающего установку прибора учета электрической энергии классом точности 1,0 для бытового потребления, является неправомерным и не является заведомо обязательным для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также энергоснабжение которых предусматривается по одному источнику.

На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья», нарушив срок осуществления технологического присоединения жилого дома гр-на Ш.В.А., а также включив в технические условия необходимость установки прибора учета класса точности 1,0 нарушило требования антимонопольного законодательства, тем самым злоупотребило своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции» «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем несоблюдения сроков выполнения технических мероприятий при осуществлении технологического присоединения жилого дома, принадлежащего гр-ну Ш.В.А., а также незаконного включения в технические условия требований к установке прибора учета класса точности 1,0, повлекшие ущемление интересов данного лица, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. В связи с осуществлением технологического присоединения жилого дома, принадлежащего гр-ну Ш.В.А.,  предписание не выдавать.

 

                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 6885 [uid] => 5 [title] => Решение по делу 04-21к/2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6885 [type] => solution [language] => ru [created] => 1350565422 [changed] => 1370529003 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529003 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

«18» сентября 2012г.                                                                                                      г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2012г.

Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2012г.

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе /…../,

рассмотрев дело №04-21к/2012 по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (юридический адрес - 603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33, ИНН 5260200603) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» /…../

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступило заявление (вх. №1886 от 10.05.2012г.)  от гражданина Ш.В.А. (далее также Заявитель), согласно которому ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (далее также ОАО «МРСК Центра и Приволжья», Общество, Сетевая организация, Ответчик) в установленный срок не исполнило свои обязательства по технологическому присоединению жилого дома гр-на Ш.В.А.

Исходя из материалов заявления, следует, что 29.09.2011г. между гр-ном Ш.В.А. и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» был заключен договор №11/5260-кэ/01 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого Сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя для электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Калужская область, Боровский район, д. Вашутино. Данным договором был определен 6 месячный срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям Сетевой организации.

На момент обращения гр-на Ш.В.А. в Калужское УФАС России с заявлением (10.05.2012г.) мероприятия по технологическому присоединению, определенные техническими условиями от 29.09.2011г. №11/5260-кэ/01, со стороны ОАО «МРСК Центра и Приволжья» выполнены не были.

 В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела №04-21к/2012 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра и Приволжья» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем несоблюдения сроков выполнения технических мероприятий при осуществлении технологического присоединения жилого дома, принадлежащего гр-ну Ш.В.А., а также незаконного включения в технические условия требований к установке прибора учета класса точности 1,0, повлекшие ущемление интересов данного лица.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»,  оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» является сетевой организацией, т.е. осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии, что подтверждается Реестром субъектов естественной монополии (Приказ ФСТ России от 27.06.2008г. №236-э), а также Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 17.05.2011г. №55-эк "О долгосрочных тарифах на услуги по передаче электрической энергии, необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования для ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Калугаэнерго", применяющего метод доходности инвестированного капитала". Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности принадлежащих ему электрических сетей.

Вместе с тем процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют  в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

На основании части 2 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

По смыслу указанных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только одна единственная сетевая организация, в которую обратилось заинтересованное лицо.

При этом наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельно рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения  баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора об осуществлении технологического присоединения сетевой организацией, в которую подана заявка, и обусловив возможность заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии необходимостью заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

С учетом положений, указанных выше, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и связанных с ним рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к  своим электрическим сетям.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что действия (или бездействия) ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по неисполнению своих обязательств по технологическому присоединению жилого дома гр-на Ш.В.А. в установленный срок, повлекшие за собой ущемление интересов Заявителя, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Такой порядок установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. №861 (далее – Правила технологического присоединения).

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Между гр-ном Ш.В.А. и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заключен договор №11/5260-кэ/01 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.09.2011г.

В соответствии с абзацем 11 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Так, согласно пункту 16 б) Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, физических лиц, не может превышать шести месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Указанный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен и пунктом 5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №11/5260-кэ/01 от 29.09.2011г., заключенного между ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и гр-ном Ш.В.А.

Таким образом, применительно к вышеуказанному договору технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя должно быть осуществлено до 29.03.2012г.

Согласно Акту №12/916 технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра и Приволжья» фактическое присоединение жилого дома гр-на Ш.В.А. к электрическим сетям сетевой организации было осуществлено только 09.08.2012г., т.е. с нарушением Ответчиком установленного 6 месячного срока.

Исходя из объяснений ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (письмо от 16.08.2012г. №062-2/8012), следует, что работы по строительству объектов электросетевого хозяйства, предусмотренные п.10.1 технических условий №062-2/8012 от 16.08.2012г., Ответчиком были закончены 23.07.2012г., о чем было сообщено Заявителю письмом от 23.07.2012г. №362/1354.  В свою очередь уведомление гр-на Ш.В.А. о выполнении своих обязанностей согласно техническим условиям №062-2/8012 от 16.08.2012г. Сетевой организацией  было получено только 16.08.2012г.

Таким образом, по мнению Ответчика, действия последнего не ущемили права гр-на Ш.В.А., поскольку мероприятия, предусмотренные п.10.1 технических условий, были выполнены Сетевой организацией до получения уведомления от Заявителя о готовности осуществить фактическое присоединение.

Рассмотрев указанные доводы ОАО «МРСК Центра и Приволжья», Комиссия Калужского УФАС России не находит их обоснованными по следующим обстоятельствам.

Согласно техническим условиям №11/5260-кэ/01 от 29.09.2011г., являющимся приложением к соответствующему договору об осуществлении технологического присоединения, определен перечень мероприятий по технологическому присоединению, обязательных для выполнения Заявителем и Сетевой организацией. Так Сетевая организация осуществляет проектировку и строительство участка ВЛ-0,4кВ от существующей ВЛ-0,4кВ до земельного участка Заявителя протяженностью 500м (п.10.1 ТУ) и выполняет мероприятия по технологическому присоединению (п.10.2 ТУ). В свою очередь Заявителю необходимо осуществить монтаж вводного распределительного устройства на объекте электроснабжения (п.11.1 ТУ); строительство линейного ответвления проводим СИП от точки присоединения к сетевой организации (отпаечная опора от вновь построенной ВЛ-0,4кВ) до вводного распределительного устройства объекта (п.11.2 ТУ); установку узла расчетного учета электрической энергии и устройства, обеспечивающего контроль величины максимальной мощности на границе эксплуатационного раздела – отпаечной опоре 0,4 кВ (п.11.3 ТУ).

Исходя из указанных обстоятельств, следует, что гр-н Ш.В.А. мог выполнить работы, предусмотренные техническими условиями, только после выполнения ОАО «МРСК Центра и Приволжья» своих обязательств по строительству ВЛ-0,4кВ.  

В соответствии с пунктами 7 и 18 Правил технологического присоединения, пунктом 8 договора №11/5260-кэ/01 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.09.2011г., пунктом 11.5 технических условий проверка выполнения Заявителем технических условий возможна только после выполнения последним всех мероприятий, возложенных на него техническими условиями №11/5260-кэ/01 от 29.09.2011г.

Таким образом, Комиссией было установлено, что гр-н Ш.В.А. не имел возможности выполнить свою часть технических условий и уведомить Ответчика о необходимости проведения соответствующей проверки, так как со стороны Сетевой организации не были выполнены мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства.

Довод ОАО «МРСК Центра и Приволжья» об отсутствии со стороны Ответчика ущемления интересов гр-на Ш.В.А в связи с неисполнением последним технических условий также не может быть признан Комиссией Калужского УФАС России обоснованным по следующим обстоятельствам.

Исходя из объяснений Ответчика (письмо от 16.08.2012г. №062-2/8012), строительство ВЛ-0,4кВ, предусмотренное п.10.1 технических условий №11/5260-кэ/01 от 29.09.2011г., было закончено 23.07.2012г. Проверка выполнения гр-ном Ш.В.А технических условий осуществлена 09.08.2012г., в ходе которой замечаний к выполненным работам Заявителю указано не было. Фактическое присоединение жилого дома гр-на Ш.В.А. к электрическим сетям сетевой организации также было осуществлено 09.08.2012г.

Таким образом, технологическое присоединение жилого дома гр-на Ш.В.А. зависело только от выполнения сетевой организацией своей части технических условий.

Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России отмечает, что при оценке таких действий, как злоупотребление доминирующим положением, необходимо определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Рассматриваемые действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» не могут быть признаны совершенными в допустимых пределах осуществления гражданских прав, ввиду следующего.

Исходя из представленных Ответчиком документов (письмо от 16.08.2012г. №062-2/8012), следует, что выполнение Сетевой организацией мероприятий, предусмотренных техническими условиями, было начато только через 7 месяцев с момента заключения с Заявителем договора №11/5260-кэ/01 на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям от 29.09.2011г. Договор подряда №2012/1185кэ на осуществление работ по строительству ОАО «МРСК Центра и Приволжья» был заключен только 24.04.2012г. Само же строительство электросетевых объектов, предусмотренных п. 10.1 технических условий было закончено 08.08.2012г., что подтверждается актом №505 приемки законченного строительства.

Сетевая организация не уведомляла Заявителя о возникновении каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, не позволяющих исполнить договорные обязательства в установленный срок. Иной срок технологического присоединения сторонами не согласовывался, следовательно, гр-н Ш.В.А. обоснованно рассчитывал на получение электроэнергии в установленный договором срок.

Данные обстоятельства свидетельствуют о пренебрежительном отношении ОАО «МРСК Центра и Приволжья» к возложенной на него законом обязанности по соблюдению установленных сроков на осуществление технологического присоединения.

Таким образом, неосуществление Сетевой организацией технологического присоединения в установленный срок налагает на гр-на Ш.В.А. неразумные ограничения и ставит в необоснованные условия реализации им своих прав, так как неоправданно затягивает процесс осуществления технологического присоединения и ущемляет право Заявителя на получение услуги энергоснабжения.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России было установлено, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья», включив в  пункт 11.3 Технических условий требование о необходимости установки узла учета электрической энергии класса точности 1,0, также допустило ущемление интересов Заявителя, что подтверждается следующим.

 В соответствии с пунктом 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530 (далее – Основные положения функционирования розничных рынков), для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.

Пунктом 141 Основных положений функционирования розничных рынков предусмотрено, что для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше.

Заявитель в контексте пункта 141 Основных положений функционирования розничных рынков признается гражданином-потребителем, так как обратился в сетевую организацию за осуществлением технологического присоединения энергопринимающего устройства (жилого дома), используемого для бытовых нужд, не предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, сетевая организация,  указав в технических условиях требования к классу точности 1,0, лишило  гр-на Ш.В.А. возможности установки прибора учёта с классом точности 2,0 и выше, предусмотренным для учёта бытового потребления, тем самым ущемив его права.

Исходя из объяснений представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» указание в технических условиях класса точности прибора учета 1,0 является технической ошибкой (опечаткой), допущенной при составлении данных технических условий.

Между тем, Комиссия Калужского УФАС России не может признать данный довод объективным, так как в Основных положениях функционирования розничных рынков установлено, что для граждан-потребителей используются приборы учета класса точности 2,0 и выше, а в технических условиях №11/5260-кэ/01 от 29.09.2011г. какое-либо упоминание о такой возможности отсутствует.

Таким образом, включение Ответчиком в технические условия пункта, предусматривающего установку прибора учета электрической энергии классом точности 1,0 для бытового потребления, является неправомерным и не является заведомо обязательным для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также энергоснабжение которых предусматривается по одному источнику.

На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья», нарушив срок осуществления технологического присоединения жилого дома гр-на Ш.В.А., а также включив в технические условия необходимость установки прибора учета класса точности 1,0 нарушило требования антимонопольного законодательства, тем самым злоупотребило своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции» «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем несоблюдения сроков выполнения технических мероприятий при осуществлении технологического присоединения жилого дома, принадлежащего гр-ну Ш.В.А., а также незаконного включения в технические условия требований к установке прибора учета класса точности 1,0, повлекшие ущемление интересов данного лица, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. В связи с осуществлением технологического присоединения жилого дома, принадлежащего гр-ну Ш.В.А.,  предписание не выдавать.

 

                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

«18» сентября 2012г.                                                                                                      г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2012г.

Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2012г.

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе /…../,

рассмотрев дело №04-21к/2012 по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (юридический адрес - 603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33, ИНН 5260200603) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» /…../

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступило заявление (вх. №1886 от 10.05.2012г.)  от гражданина Ш.В.А. (далее также Заявитель), согласно которому ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (далее также ОАО «МРСК Центра и Приволжья», Общество, Сетевая организация, Ответчик) в установленный срок не исполнило свои обязательства по технологическому присоединению жилого дома гр-на Ш.В.А.

Исходя из материалов заявления, следует, что 29.09.2011г. между гр-ном Ш.В.А. и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» был заключен договор №11/5260-кэ/01 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого Сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя для электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Калужская область, Боровский район, д. Вашутино. Данным договором был определен 6 месячный срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям Сетевой организации.

На момент обращения гр-на Ш.В.А. в Калужское УФАС России с заявлением (10.05.2012г.) мероприятия по технологическому присоединению, определенные техническими условиями от 29.09.2011г. №11/5260-кэ/01, со стороны ОАО «МРСК Центра и Приволжья» выполнены не были.

 В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела №04-21к/2012 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра и Приволжья» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем несоблюдения сроков выполнения технических мероприятий при осуществлении технологического присоединения жилого дома, принадлежащего гр-ну Ш.В.А., а также незаконного включения в технические условия требований к установке прибора учета класса точности 1,0, повлекшие ущемление интересов данного лица.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»,  оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» является сетевой организацией, т.е. осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии, что подтверждается Реестром субъектов естественной монополии (Приказ ФСТ России от 27.06.2008г. №236-э), а также Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 17.05.2011г. №55-эк "О долгосрочных тарифах на услуги по передаче электрической энергии, необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования для ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Калугаэнерго", применяющего метод доходности инвестированного капитала". Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности принадлежащих ему электрических сетей.

Вместе с тем процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют  в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

На основании части 2 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

По смыслу указанных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только одна единственная сетевая организация, в которую обратилось заинтересованное лицо.

При этом наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельно рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения  баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора об осуществлении технологического присоединения сетевой организацией, в которую подана заявка, и обусловив возможность заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии необходимостью заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

С учетом положений, указанных выше, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и связанных с ним рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к  своим электрическим сетям.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что действия (или бездействия) ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по неисполнению своих обязательств по технологическому присоединению жилого дома гр-на Ш.В.А. в установленный срок, повлекшие за собой ущемление интересов Заявителя, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Такой порядок установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. №861 (далее – Правила технологического присоединения).

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Между гр-ном Ш.В.А. и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заключен договор №11/5260-кэ/01 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.09.2011г.

В соответствии с абзацем 11 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Так, согласно пункту 16 б) Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, физических лиц, не может превышать шести месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Указанный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен и пунктом 5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №11/5260-кэ/01 от 29.09.2011г., заключенного между ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и гр-ном Ш.В.А.

Таким образом, применительно к вышеуказанному договору технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя должно быть осуществлено до 29.03.2012г.

Согласно Акту №12/916 технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра и Приволжья» фактическое присоединение жилого дома гр-на Ш.В.А. к электрическим сетям сетевой организации было осуществлено только 09.08.2012г., т.е. с нарушением Ответчиком установленного 6 месячного срока.

Исходя из объяснений ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (письмо от 16.08.2012г. №062-2/8012), следует, что работы по строительству объектов электросетевого хозяйства, предусмотренные п.10.1 технических условий №062-2/8012 от 16.08.2012г., Ответчиком были закончены 23.07.2012г., о чем было сообщено Заявителю письмом от 23.07.2012г. №362/1354.  В свою очередь уведомление гр-на Ш.В.А. о выполнении своих обязанностей согласно техническим условиям №062-2/8012 от 16.08.2012г. Сетевой организацией  было получено только 16.08.2012г.

Таким образом, по мнению Ответчика, действия последнего не ущемили права гр-на Ш.В.А., поскольку мероприятия, предусмотренные п.10.1 технических условий, были выполнены Сетевой организацией до получения уведомления от Заявителя о готовности осуществить фактическое присоединение.

Рассмотрев указанные доводы ОАО «МРСК Центра и Приволжья», Комиссия Калужского УФАС России не находит их обоснованными по следующим обстоятельствам.

Согласно техническим условиям №11/5260-кэ/01 от 29.09.2011г., являющимся приложением к соответствующему договору об осуществлении технологического присоединения, определен перечень мероприятий по технологическому присоединению, обязательных для выполнения Заявителем и Сетевой организацией. Так Сетевая организация осуществляет проектировку и строительство участка ВЛ-0,4кВ от существующей ВЛ-0,4кВ до земельного участка Заявителя протяженностью 500м (п.10.1 ТУ) и выполняет мероприятия по технологическому присоединению (п.10.2 ТУ). В свою очередь Заявителю необходимо осуществить монтаж вводного распределительного устройства на объекте электроснабжения (п.11.1 ТУ); строительство линейного ответвления проводим СИП от точки присоединения к сетевой организации (отпаечная опора от вновь построенной ВЛ-0,4кВ) до вводного распределительного устройства объекта (п.11.2 ТУ); установку узла расчетного учета электрической энергии и устройства, обеспечивающего контроль величины максимальной мощности на границе эксплуатационного раздела – отпаечной опоре 0,4 кВ (п.11.3 ТУ).

Исходя из указанных обстоятельств, следует, что гр-н Ш.В.А. мог выполнить работы, предусмотренные техническими условиями, только после выполнения ОАО «МРСК Центра и Приволжья» своих обязательств по строительству ВЛ-0,4кВ.  

В соответствии с пунктами 7 и 18 Правил технологического присоединения, пунктом 8 договора №11/5260-кэ/01 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.09.2011г., пунктом 11.5 технических условий проверка выполнения Заявителем технических условий возможна только после выполнения последним всех мероприятий, возложенных на него техническими условиями №11/5260-кэ/01 от 29.09.2011г.

Таким образом, Комиссией было установлено, что гр-н Ш.В.А. не имел возможности выполнить свою часть технических условий и уведомить Ответчика о необходимости проведения соответствующей проверки, так как со стороны Сетевой организации не были выполнены мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства.

Довод ОАО «МРСК Центра и Приволжья» об отсутствии со стороны Ответчика ущемления интересов гр-на Ш.В.А в связи с неисполнением последним технических условий также не может быть признан Комиссией Калужского УФАС России обоснованным по следующим обстоятельствам.

Исходя из объяснений Ответчика (письмо от 16.08.2012г. №062-2/8012), строительство ВЛ-0,4кВ, предусмотренное п.10.1 технических условий №11/5260-кэ/01 от 29.09.2011г., было закончено 23.07.2012г. Проверка выполнения гр-ном Ш.В.А технических условий осуществлена 09.08.2012г., в ходе которой замечаний к выполненным работам Заявителю указано не было. Фактическое присоединение жилого дома гр-на Ш.В.А. к электрическим сетям сетевой организации также было осуществлено 09.08.2012г.

Таким образом, технологическое присоединение жилого дома гр-на Ш.В.А. зависело только от выполнения сетевой организацией своей части технических условий.

Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России отмечает, что при оценке таких действий, как злоупотребление доминирующим положением, необходимо определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Рассматриваемые действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» не могут быть признаны совершенными в допустимых пределах осуществления гражданских прав, ввиду следующего.

Исходя из представленных Ответчиком документов (письмо от 16.08.2012г. №062-2/8012), следует, что выполнение Сетевой организацией мероприятий, предусмотренных техническими условиями, было начато только через 7 месяцев с момента заключения с Заявителем договора №11/5260-кэ/01 на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям от 29.09.2011г. Договор подряда №2012/1185кэ на осуществление работ по строительству ОАО «МРСК Центра и Приволжья» был заключен только 24.04.2012г. Само же строительство электросетевых объектов, предусмотренных п. 10.1 технических условий было закончено 08.08.2012г., что подтверждается актом №505 приемки законченного строительства.

Сетевая организация не уведомляла Заявителя о возникновении каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, не позволяющих исполнить договорные обязательства в установленный срок. Иной срок технологического присоединения сторонами не согласовывался, следовательно, гр-н Ш.В.А. обоснованно рассчитывал на получение электроэнергии в установленный договором срок.

Данные обстоятельства свидетельствуют о пренебрежительном отношении ОАО «МРСК Центра и Приволжья» к возложенной на него законом обязанности по соблюдению установленных сроков на осуществление технологического присоединения.

Таким образом, неосуществление Сетевой организацией технологического присоединения в установленный срок налагает на гр-на Ш.В.А. неразумные ограничения и ставит в необоснованные условия реализации им своих прав, так как неоправданно затягивает процесс осуществления технологического присоединения и ущемляет право Заявителя на получение услуги энергоснабжения.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России было установлено, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья», включив в  пункт 11.3 Технических условий требование о необходимости установки узла учета электрической энергии класса точности 1,0, также допустило ущемление интересов Заявителя, что подтверждается следующим.

 В соответствии с пунктом 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530 (далее – Основные положения функционирования розничных рынков), для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.

Пунктом 141 Основных положений функционирования розничных рынков предусмотрено, что для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше.

Заявитель в контексте пункта 141 Основных положений функционирования розничных рынков признается гражданином-потребителем, так как обратился в сетевую организацию за осуществлением технологического присоединения энергопринимающего устройства (жилого дома), используемого для бытовых нужд, не предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, сетевая организация,  указав в технических условиях требования к классу точности 1,0, лишило  гр-на Ш.В.А. возможности установки прибора учёта с классом точности 2,0 и выше, предусмотренным для учёта бытового потребления, тем самым ущемив его права.

Исходя из объяснений представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» указание в технических условиях класса точности прибора учета 1,0 является технической ошибкой (опечаткой), допущенной при составлении данных технических условий.

Между тем, Комиссия Калужского УФАС России не может признать данный довод объективным, так как в Основных положениях функционирования розничных рынков установлено, что для граждан-потребителей используются приборы учета класса точности 2,0 и выше, а в технических условиях №11/5260-кэ/01 от 29.09.2011г. какое-либо упоминание о такой возможности отсутствует.

Таким образом, включение Ответчиком в технические условия пункта, предусматривающего установку прибора учета электрической энергии классом точности 1,0 для бытового потребления, является неправомерным и не является заведомо обязательным для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также энергоснабжение которых предусматривается по одному источнику.

На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья», нарушив срок осуществления технологического присоединения жилого дома гр-на Ш.В.А., а также включив в технические условия необходимость установки прибора учета класса точности 1,0 нарушило требования антимонопольного законодательства, тем самым злоупотребило своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции» «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем несоблюдения сроков выполнения технических мероприятий при осуществлении технологического присоединения жилого дома, принадлежащего гр-ну Ш.В.А., а также незаконного включения в технические условия требований к установке прибора учета класса точности 1,0, повлекшие ущемление интересов данного лица, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. В связи с осуществлением технологического присоединения жилого дома, принадлежащего гр-ну Ш.В.А.,  предписание не выдавать.

 

                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-21к/2012 [format] => [safe_value] => 04-21к/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-18 13:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-18 13:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1350565422 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калужское УФАС России )