Решение по делу № 04-12к/2012

Номер дела: 04-12к/2012
Дата публикации: 18 сентября 2012, 16:59

 

РЕШЕНИЕ

 

«18» сентября 2012 г.                                                                                                          г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «10» сентября 2012 года

Полный текст решения изготовлен «18» сентября 2012 года 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…/ (далее – Комиссия Калужского УФАС России),

в присутствии /…/,

рассмотрев дело №04-12к/2012 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Калуга части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступило заявление гр-ки С.Н.А. (далее также Заявитель) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» (далее также Ответчик) по нарушению порядка оплаты потребителями услуги газоснабжения.

Из указанного заявления следует, что согласно выставляемым квитанциям об оплате природного газа ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» производит расчеты с потребителями за месяц, не соответствующий месяцу фактического потребления услуг. Так, в 2010-2011гг. в квитанциях указывалась дата снятия показаний прибора учета на месяц вперед, а не фактическая дата показаний счетчика. При этом оплата потребленного природного газа должна быть произведена ранее указанной в квитанции поставщиком даты показаний счетчика. Следовательно, ООО «Газпром межрегионгаз Калуга», выставляя квитанции об оплате услуг, не обладало сведениями об объеме природного газа, потребленного абонентом. С 2012 года дата снятия показаний приборов учета стала проставляться в квитанциях самостоятельно потребителями услуг. Однако, ресурсоснабжающая организация вместо указанной абонентом даты снятия показаний прибора учета учитывает дату оплаты потребителем природного газа, что приводит к неверному определению расчетного месяца и, соответственно, стоимости оказанных услуг. Данное обстоятельство, по мнению Заявителя, позволяет ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» получать необоснованный доход путем применения повышенных тарифов за расчетные месяцы, когда такие тарифы еще не вступили в действие.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела № 04-12к/2012 по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка расчета платы за услуги по газоснабжению.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Приказом Калужского УФАС России от 30.05.2001 г. № 117 ООО «Калугарегионгаз» (с 24.02.2011г. ООО «Газпром межрегионгаз Калуга») включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара, а именно услуг по газоснабжению природным газом, в размере более чем 35 процентов, и имеет долю на данном рынке более 65 процентов в границах Калужской области.

Исходя из пункта 3.6.5 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России №5 от 17.01.2007г., определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов, и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по газоснабжению природным газом в географических границах Калужской области.

Исходя из вышеизложенного, действия ООО «Газпром межрегионгаз Калуга», выразившиеся в нарушении порядка расчета платы за услуги по газоснабжению, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» предусмотрено, что  при оценке таких действий, как злоупотребление доминирующим положением, необходимо определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Изучив материалы дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемые действия ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» не могут быть признаны совершенными в допустимых пределах осуществления гражданских прав.

Так, в соответствии с пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Согласно пункту 40 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное. Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступления расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту.

Пунктом 5.3 Договора №18-7-335854 купли-продажи природного газа от 01.01.2004г., заключенного между ООО «Калугарегионгаз» и гр-кой С.Н.А., установлено, что расчеты за природный газ производятся Покупателем до 25-го числа месяца, следующего за месяцем подачи газа.

Таким образом, в связи с необходимостью оплаты гр-кой С.Н.А. природного газа до 25 числа месяца, следующего за месяцем подачи газа, Заявитель имел возможность указать показания прибора учета только на конец предшествующего внесению такой оплаты месяца.

Между тем, определение Ответчиком расчетного месяца, не соответствующего сведениям, указанным Заявителем в квитанциях на оплату природного газа, приводит к необоснованному увеличению платы за потребленный газ в случаях вступления в действие новых тарифов, что подтверждают квитанции от 14.01.2011г., от 14.02.2011г., от 07.04.2011, от 10.05.2011г., от 23.07.2012г. и от 24.08.2012г.

Так в квитанции от 14.01.2011г. гр-кой С.Н.А. указаны показания прибора учета на дату 31.12.2010г., т.е. определен объем потребления природного газа в декабре 2010 года. Между тем, из квитанции от 14.02.2011г. следует, что к указанному Заявителем объему потребленного газа применен не декабрьский, а январский (повышенный) тариф.

Аналогичная ситуация следует и из квитанций от 07.04.2011г. и от 10.05.2011г., а также от 23.07.2012г. и от 24.08.2012г., согласно которым к объему природного газа, потребленного гр-кой С.Н.А. в марте 2011г. и июне 2012г., Ответчик применил тарифы, вступившие в силу с апреля 2011г. и июля 2012г. соответственно.

Необоснованными являются и действия ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» по указанию в квитанциях даты внесения потребителем оплаты за природный газ, как сведения о последних показаниях счетчика на момент печати квитанции.

Из платежных документов видно, что гр-ка С.Н.А. указывала при внесении платы за природный газ сведения о дате снятия показаний прибора учета. Между тем, Ответчик, игнорируя указанные сведения, вносил в квитанцию в качестве такой даты дату последней оплаты потребителем природного газа.  

Указанные действия ставят гр-ку С.Н.А. в необоснованные условия реализации своих прав, а также налагают на данное лицо неразумные ограничения.

В силу того, что ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» является единственным поставщиком природного газа на территории Калужской области, у Заявителя отсутствует какая-либо альтернатива в выборе ресурсоснабжающей организации в целях удовлетворения своих потребностей в данном виде ресурса.

Калужское УФАС России также отмечает, что нарушение ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» порядка расчета платы за услуги по газоснабжению также установлено Решением Арбитражного суда Калужской области от 30.03.2012г. по делу №А23-21/2012, а также Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012г. по тому же делу, однако Ответчик, после вступления в силу указанных судебных актов, продолжил совершать аналогичные действия, что свидетельствует о наличии в его действиях злоупотребления своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по газоснабжению природным газом.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Исходя из вышеизложенного, ООО «Газпром межрегионгаз Калуга», нарушив порядок расчета платы за услуги по газоснабжению, допустило нарушение требований антимонопольного законодательства, тем самым злоупотребило своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по газоснабжению природным газом.

Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Калужского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать действия ООО «Газпром межрегионгаз Калуга», выразившиеся в нарушении порядка расчета платы за услуги по газоснабжению, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2.Выдать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

                                                                                                                                                                           

                                                                                      

 

       Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

«18» сентября 2012г.                                                                                                        г. Калуга

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…/, 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») и на основании решения по делу № 04-12к/2012.

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» в срок до «19» октября 2012 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», путём приведения лицевого счета абонента С.Н.А. в соответствие с ее  показаниями, указанных в квитанциях на оплату природного газа за 2011 – 2012 годы.

 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Калужское УФАС России в срок до «25» октября 2012 года путем направления соответствующих документов, свидетельствующих о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

                                                                 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа частью 2.2. статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

stdClass Object ( [vid] => 6884 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-12к/2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6884 [type] => solution [language] => ru [created] => 1350565282 [changed] => 1370529003 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529003 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

«18» сентября 2012 г.                                                                                                          г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «10» сентября 2012 года

Полный текст решения изготовлен «18» сентября 2012 года 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…/ (далее – Комиссия Калужского УФАС России),

в присутствии /…/,

рассмотрев дело №04-12к/2012 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Калуга части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступило заявление гр-ки С.Н.А. (далее также Заявитель) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» (далее также Ответчик) по нарушению порядка оплаты потребителями услуги газоснабжения.

Из указанного заявления следует, что согласно выставляемым квитанциям об оплате природного газа ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» производит расчеты с потребителями за месяц, не соответствующий месяцу фактического потребления услуг. Так, в 2010-2011гг. в квитанциях указывалась дата снятия показаний прибора учета на месяц вперед, а не фактическая дата показаний счетчика. При этом оплата потребленного природного газа должна быть произведена ранее указанной в квитанции поставщиком даты показаний счетчика. Следовательно, ООО «Газпром межрегионгаз Калуга», выставляя квитанции об оплате услуг, не обладало сведениями об объеме природного газа, потребленного абонентом. С 2012 года дата снятия показаний приборов учета стала проставляться в квитанциях самостоятельно потребителями услуг. Однако, ресурсоснабжающая организация вместо указанной абонентом даты снятия показаний прибора учета учитывает дату оплаты потребителем природного газа, что приводит к неверному определению расчетного месяца и, соответственно, стоимости оказанных услуг. Данное обстоятельство, по мнению Заявителя, позволяет ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» получать необоснованный доход путем применения повышенных тарифов за расчетные месяцы, когда такие тарифы еще не вступили в действие.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела № 04-12к/2012 по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка расчета платы за услуги по газоснабжению.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Приказом Калужского УФАС России от 30.05.2001 г. № 117 ООО «Калугарегионгаз» (с 24.02.2011г. ООО «Газпром межрегионгаз Калуга») включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара, а именно услуг по газоснабжению природным газом, в размере более чем 35 процентов, и имеет долю на данном рынке более 65 процентов в границах Калужской области.

Исходя из пункта 3.6.5 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России №5 от 17.01.2007г., определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов, и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по газоснабжению природным газом в географических границах Калужской области.

Исходя из вышеизложенного, действия ООО «Газпром межрегионгаз Калуга», выразившиеся в нарушении порядка расчета платы за услуги по газоснабжению, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» предусмотрено, что  при оценке таких действий, как злоупотребление доминирующим положением, необходимо определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Изучив материалы дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемые действия ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» не могут быть признаны совершенными в допустимых пределах осуществления гражданских прав.

Так, в соответствии с пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Согласно пункту 40 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное. Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступления расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту.

Пунктом 5.3 Договора №18-7-335854 купли-продажи природного газа от 01.01.2004г., заключенного между ООО «Калугарегионгаз» и гр-кой С.Н.А., установлено, что расчеты за природный газ производятся Покупателем до 25-го числа месяца, следующего за месяцем подачи газа.

Таким образом, в связи с необходимостью оплаты гр-кой С.Н.А. природного газа до 25 числа месяца, следующего за месяцем подачи газа, Заявитель имел возможность указать показания прибора учета только на конец предшествующего внесению такой оплаты месяца.

Между тем, определение Ответчиком расчетного месяца, не соответствующего сведениям, указанным Заявителем в квитанциях на оплату природного газа, приводит к необоснованному увеличению платы за потребленный газ в случаях вступления в действие новых тарифов, что подтверждают квитанции от 14.01.2011г., от 14.02.2011г., от 07.04.2011, от 10.05.2011г., от 23.07.2012г. и от 24.08.2012г.

Так в квитанции от 14.01.2011г. гр-кой С.Н.А. указаны показания прибора учета на дату 31.12.2010г., т.е. определен объем потребления природного газа в декабре 2010 года. Между тем, из квитанции от 14.02.2011г. следует, что к указанному Заявителем объему потребленного газа применен не декабрьский, а январский (повышенный) тариф.

Аналогичная ситуация следует и из квитанций от 07.04.2011г. и от 10.05.2011г., а также от 23.07.2012г. и от 24.08.2012г., согласно которым к объему природного газа, потребленного гр-кой С.Н.А. в марте 2011г. и июне 2012г., Ответчик применил тарифы, вступившие в силу с апреля 2011г. и июля 2012г. соответственно.

Необоснованными являются и действия ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» по указанию в квитанциях даты внесения потребителем оплаты за природный газ, как сведения о последних показаниях счетчика на момент печати квитанции.

Из платежных документов видно, что гр-ка С.Н.А. указывала при внесении платы за природный газ сведения о дате снятия показаний прибора учета. Между тем, Ответчик, игнорируя указанные сведения, вносил в квитанцию в качестве такой даты дату последней оплаты потребителем природного газа.  

Указанные действия ставят гр-ку С.Н.А. в необоснованные условия реализации своих прав, а также налагают на данное лицо неразумные ограничения.

В силу того, что ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» является единственным поставщиком природного газа на территории Калужской области, у Заявителя отсутствует какая-либо альтернатива в выборе ресурсоснабжающей организации в целях удовлетворения своих потребностей в данном виде ресурса.

Калужское УФАС России также отмечает, что нарушение ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» порядка расчета платы за услуги по газоснабжению также установлено Решением Арбитражного суда Калужской области от 30.03.2012г. по делу №А23-21/2012, а также Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012г. по тому же делу, однако Ответчик, после вступления в силу указанных судебных актов, продолжил совершать аналогичные действия, что свидетельствует о наличии в его действиях злоупотребления своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по газоснабжению природным газом.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Исходя из вышеизложенного, ООО «Газпром межрегионгаз Калуга», нарушив порядок расчета платы за услуги по газоснабжению, допустило нарушение требований антимонопольного законодательства, тем самым злоупотребило своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по газоснабжению природным газом.

Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Калужского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать действия ООО «Газпром межрегионгаз Калуга», выразившиеся в нарушении порядка расчета платы за услуги по газоснабжению, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2.Выдать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

                                                                                                                                                                           

                                                                                      

 

       Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

«18» сентября 2012г.                                                                                                        г. Калуга

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…/, 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») и на основании решения по делу № 04-12к/2012.

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» в срок до «19» октября 2012 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», путём приведения лицевого счета абонента С.Н.А. в соответствие с ее  показаниями, указанных в квитанциях на оплату природного газа за 2011 – 2012 годы.

 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Калужское УФАС России в срок до «25» октября 2012 года путем направления соответствующих документов, свидетельствующих о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

                                                                 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа частью 2.2. статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

«18» сентября 2012 г.                                                                                                          г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «10» сентября 2012 года

Полный текст решения изготовлен «18» сентября 2012 года 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…/ (далее – Комиссия Калужского УФАС России),

в присутствии /…/,

рассмотрев дело №04-12к/2012 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Калуга части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступило заявление гр-ки С.Н.А. (далее также Заявитель) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» (далее также Ответчик) по нарушению порядка оплаты потребителями услуги газоснабжения.

Из указанного заявления следует, что согласно выставляемым квитанциям об оплате природного газа ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» производит расчеты с потребителями за месяц, не соответствующий месяцу фактического потребления услуг. Так, в 2010-2011гг. в квитанциях указывалась дата снятия показаний прибора учета на месяц вперед, а не фактическая дата показаний счетчика. При этом оплата потребленного природного газа должна быть произведена ранее указанной в квитанции поставщиком даты показаний счетчика. Следовательно, ООО «Газпром межрегионгаз Калуга», выставляя квитанции об оплате услуг, не обладало сведениями об объеме природного газа, потребленного абонентом. С 2012 года дата снятия показаний приборов учета стала проставляться в квитанциях самостоятельно потребителями услуг. Однако, ресурсоснабжающая организация вместо указанной абонентом даты снятия показаний прибора учета учитывает дату оплаты потребителем природного газа, что приводит к неверному определению расчетного месяца и, соответственно, стоимости оказанных услуг. Данное обстоятельство, по мнению Заявителя, позволяет ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» получать необоснованный доход путем применения повышенных тарифов за расчетные месяцы, когда такие тарифы еще не вступили в действие.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела № 04-12к/2012 по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка расчета платы за услуги по газоснабжению.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Приказом Калужского УФАС России от 30.05.2001 г. № 117 ООО «Калугарегионгаз» (с 24.02.2011г. ООО «Газпром межрегионгаз Калуга») включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара, а именно услуг по газоснабжению природным газом, в размере более чем 35 процентов, и имеет долю на данном рынке более 65 процентов в границах Калужской области.

Исходя из пункта 3.6.5 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России №5 от 17.01.2007г., определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов, и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по газоснабжению природным газом в географических границах Калужской области.

Исходя из вышеизложенного, действия ООО «Газпром межрегионгаз Калуга», выразившиеся в нарушении порядка расчета платы за услуги по газоснабжению, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» предусмотрено, что  при оценке таких действий, как злоупотребление доминирующим положением, необходимо определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Изучив материалы дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемые действия ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» не могут быть признаны совершенными в допустимых пределах осуществления гражданских прав.

Так, в соответствии с пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Согласно пункту 40 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное. Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступления расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту.

Пунктом 5.3 Договора №18-7-335854 купли-продажи природного газа от 01.01.2004г., заключенного между ООО «Калугарегионгаз» и гр-кой С.Н.А., установлено, что расчеты за природный газ производятся Покупателем до 25-го числа месяца, следующего за месяцем подачи газа.

Таким образом, в связи с необходимостью оплаты гр-кой С.Н.А. природного газа до 25 числа месяца, следующего за месяцем подачи газа, Заявитель имел возможность указать показания прибора учета только на конец предшествующего внесению такой оплаты месяца.

Между тем, определение Ответчиком расчетного месяца, не соответствующего сведениям, указанным Заявителем в квитанциях на оплату природного газа, приводит к необоснованному увеличению платы за потребленный газ в случаях вступления в действие новых тарифов, что подтверждают квитанции от 14.01.2011г., от 14.02.2011г., от 07.04.2011, от 10.05.2011г., от 23.07.2012г. и от 24.08.2012г.

Так в квитанции от 14.01.2011г. гр-кой С.Н.А. указаны показания прибора учета на дату 31.12.2010г., т.е. определен объем потребления природного газа в декабре 2010 года. Между тем, из квитанции от 14.02.2011г. следует, что к указанному Заявителем объему потребленного газа применен не декабрьский, а январский (повышенный) тариф.

Аналогичная ситуация следует и из квитанций от 07.04.2011г. и от 10.05.2011г., а также от 23.07.2012г. и от 24.08.2012г., согласно которым к объему природного газа, потребленного гр-кой С.Н.А. в марте 2011г. и июне 2012г., Ответчик применил тарифы, вступившие в силу с апреля 2011г. и июля 2012г. соответственно.

Необоснованными являются и действия ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» по указанию в квитанциях даты внесения потребителем оплаты за природный газ, как сведения о последних показаниях счетчика на момент печати квитанции.

Из платежных документов видно, что гр-ка С.Н.А. указывала при внесении платы за природный газ сведения о дате снятия показаний прибора учета. Между тем, Ответчик, игнорируя указанные сведения, вносил в квитанцию в качестве такой даты дату последней оплаты потребителем природного газа.  

Указанные действия ставят гр-ку С.Н.А. в необоснованные условия реализации своих прав, а также налагают на данное лицо неразумные ограничения.

В силу того, что ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» является единственным поставщиком природного газа на территории Калужской области, у Заявителя отсутствует какая-либо альтернатива в выборе ресурсоснабжающей организации в целях удовлетворения своих потребностей в данном виде ресурса.

Калужское УФАС России также отмечает, что нарушение ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» порядка расчета платы за услуги по газоснабжению также установлено Решением Арбитражного суда Калужской области от 30.03.2012г. по делу №А23-21/2012, а также Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012г. по тому же делу, однако Ответчик, после вступления в силу указанных судебных актов, продолжил совершать аналогичные действия, что свидетельствует о наличии в его действиях злоупотребления своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по газоснабжению природным газом.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Исходя из вышеизложенного, ООО «Газпром межрегионгаз Калуга», нарушив порядок расчета платы за услуги по газоснабжению, допустило нарушение требований антимонопольного законодательства, тем самым злоупотребило своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по газоснабжению природным газом.

Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Калужского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать действия ООО «Газпром межрегионгаз Калуга», выразившиеся в нарушении порядка расчета платы за услуги по газоснабжению, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2.Выдать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

                                                                                                                                                                           

                                                                                      

 

       Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

«18» сентября 2012г.                                                                                                        г. Калуга

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…/, 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») и на основании решения по делу № 04-12к/2012.

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» в срок до «19» октября 2012 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», путём приведения лицевого счета абонента С.Н.А. в соответствие с ее  показаниями, указанных в квитанциях на оплату природного газа за 2011 – 2012 годы.

 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Калужское УФАС России в срок до «25» октября 2012 года путем направления соответствующих документов, свидетельствующих о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

                                                                 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа частью 2.2. статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-12к/2012 [format] => [safe_value] => 04-12к/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-18 12:59:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-18 12:59:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1350565282 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калужское УФАС России )