Постановление о назначении административного наказания по делу №04-52а/2012 об административном правонарушении

Номер дела: 04-52а/2012
Дата публикации: 6 августа 2012, 16:39

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу №04-52а/2012

об административном правонарушении

 

«26» июля 2012 года                                                                                                  г. Калуга

 

Должностное лицо Калужского УФАС России, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 18.06.2012, составленный в отношении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», и другие материалы дела №04-52а/2012 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» - /…./

 

                                                           УСТАНОВИЛ:

 

19.10.2011г. Комиссией Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение о признании                   действий ОАО «МРСК Центра и Приволжья», выразившихся в неисполнении в установленные законом сроки обязанностей ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по технологическому присоединению к электрическим сетям земельных участков, расположенных в д. Дылдино Боровского района Калужской области и д. Доброе Жуковского района Калужской области, принадлежащих гр-ну /…/, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

Исходя из указанного решения следует, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» является сетевой организацией, т.е. осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии, что подтверждается Реестром субъектов естественной монополии (Приказ ФСТ России от 27.06.2008г. № 236-э), а также Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 17.05.2011г. № 55-эк  "О долгосрочных тарифах на услуги по передаче электрической энергии, необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования для ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Калугаэнерго", применяющего метод доходности инвестированного капитала". 

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»,  оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности принадлежащих ему электрических сетей.

Вместе с тем процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют  в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

На основании части 2 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

По смыслу указанных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только одна единственная сетевая организация, в которую обратилось заинтересованное лицо.

При этом наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельно рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения  баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора об осуществлении технологического присоединения сетевой организацией, в которую подана заявка, и обусловив возможность заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии необходимостью заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

С учетом положений, указанных выше, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и связанных с ним рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к  своим электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в соответствии c Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Между гр-ном /…../ и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заключены договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 10/6678-КЭ, 10/6679-КЭ, 10/6680-КЭ, 10/6681-КЭ, 10/6682-КЭ, № 10/6683-КЭ от 30.12.2010г.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Так, согласно пункту 16 б) Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, физических лиц, не может превышать шести месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Указанный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен и пунктом 2.3.6 договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 10/6678-КЭ, 10/6679-КЭ, 10/6680-КЭ, 10/6681-КЭ, 10/6682-КЭ, 10/6683-КЭ от 30.12.2010г., заключенных между ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и гр-ном /…/ 

Таким образом, применительно к вышеуказанным договорам технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя должно быть осуществлено до 30.06.2011г.

В соответствии с абз. 11 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения.

Согласно техническим условиям № 10/6678-КЭ, 10/6679-КЭ, 10/6680-КЭ, 10/6681-КЭ, 10/6682-КЭ, 10/6683-КЭ от 30.12.2010г., являющимися приложениями к соответствующим договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, определен перечень мероприятий по технологическому присоединению, обязательных для выполнения Сетевой организацией. Согласно вышеуказанным техническим условиям точкой присоединения земельных участков, принадлежащих Заявителю, к электрическим сетям Ответчика является отпаечная опора проектируемой линии электропередачи ЛЭП-0,4кВ, расположенная на границе эксплуатационного раздела. Также согласно техническим условиям одним из обязательств Сетевой организации является строительство указанной ЛЭП-0,4кВ. В свою очередь Заявителю необходимо выполнить установку узла расчетного учета электрической энергии и устройства, обеспечивающего контроль величины максимальной мощности на отпаечной опоре проектируемой линии электропередачи ЛЭП 04,кВ.

Таким образом, гр-н /…./ мог выполнить свою часть технических условий только после строительства Сетевой организацией линии электропередачи. Однако, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» не выполнило перед данным лицом своих договорных обязательств по  технологическому  присоединению в установленный нормативно-правовыми актами шестимесячный срок, который истёк 30.06.2011 г.

Исходя из объяснений ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (исх. № 062-2/7140 от 20.09.2011г.), следует, что просрочка выполнения работ по строительству электрических сетей до земельных участков гр-на /…./ была допущена по вине подрядной организации, привлеченной для строительства ЛЭП в связи с большим объемом работ и загруженностью бригад, а также по причине форс-мажорных обстоятельств, сложившихся в течение зимы 2010-2011гг.

Кроме того, по мнению сетевой организации, по договору технологического присоединения к электрическим сетям должно присоединяться энергопринимающее устройство, предназначенное для преобразования электрической энергии в другой вид энергии. В рамках заключенных договоров технологического присоединения потребитель осуществляет присоединение земельных участков, которые не являются энергопринимающими устройствами, следовательно, заключенные между ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и гр-ном /…./ договоры не влекут за собой тех последствий, на которые должны быть направлены.

Также стоимость технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гр-ну /…./ (550 рублей по каждому объекту) не соизмерима с  действительной стоимостью выполняемых Сетевой организацией работ.

Между тем, указанные доводы ОАО «МРСК Центра и Приволжья» не были приняты обоснованными по следующим обстоятельствам.

Договорами об осуществлении технологического присоединения, а также техническими условиями строительство линии электропередач возложены на Сетевую организацию. При этом пунктом 2.4.5 данных Договоров предусмотрено, что Ответчик вправе привлекать третьих лиц для выполнения своих обязательств, оставаясь при этом ответственным за их выполнение. Указанное положение полностью соответствует требованиям части 3 статьи 701 Гражданского Кодекса РФ, согласно которым генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком. 

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» со своей стороны не предприняло исчерпывающих мер по исполнению своих обязательств в установленные сроки путём привлечения к выполнению работ иных (или дополнительных) подрядных организаций. Ответчиком также не было представлено доказательств наступления форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), которые не позволили выполнить свои обязательства в установленные сроки.  Комиссией также установлено, что сетевая организация знала о наступлении неблагоприятных последствий в случае неисполнения договорных обязательств перед Заявителем, так как в соответствии с п. 4.3 Договоров сетевая организация несет ответственность за нарушение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Однако не предприняло мер по урегулированию с Заявителем вопроса продления сроков технологического присоединения.

Необоснованным признан и довод ОАО «МРСК Центра и Приволжья» об отсутствии у гр-на /…/ энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к сетям сетевой организации, так как договоры об осуществлении технологического присоединения заключались Сетевой организацией на основании соответствующих заявок, в которых в качестве объекта присоединения Заявителем были указаны земельные участки. Кроме того, в технических условиях присоединяемые объекты также обозначены как земельные участки. ОАО «МРСК Центра и Приволжья» еще на стадии обращения гр-на /…./ с заявлениями на осуществление технологического присоединения имело всю необходимую информацию об отсутствии  энергопринимающих устройств на указанных земельных участках, которые необходимо было присоединять. Таким образом, отсутствие в Заявках сведений об энергопринимающих устройствах не повлияло на рассмотрение сетевой организацией поступивших Заявок с последующим заключением договоров.

Заявленные ОАО «МРСК Центра и Приволжья» доводы о несоизмеримости стоимости технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гр-ну /…./, и фактическим затратам, понесенных Сетевой организацией на осуществление данного присоединения были признаны не обоснованными ввиду  следующего.

Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской обл. от 03.08.2010 N 39-эк «Об установлении ставок платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям» установлена плата за одно присоединение в размере 550 рублей для заявителей, подавших заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Указанное положение основано на пункте 17 Правил технологического присоединения, утверждённых постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861.

 Между тем, в соответствии с Постановлением министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 25.12.2010г. №362-эк фактически понесённые ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Калугаэнерго» расходы при осуществлении технологического присоединения Заявителей, определённых пунктом 17 Правил, возмещаются органом государственного регулирования тарифов путём учёта выпадающих доходов при расчёте тарифа на оказание услуги по передаче электрической энергии. Таким образом, порядок возмещения сетевой организации фактически понесённых затрат при осуществлении  технологического присоединения  относится к сфере тарифного регулирования и не принимается Комиссией в качестве аргумента, объясняющего нарушение сроков осуществления технологического присоединения.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья», не исполнив в установленный срок своих обязательств по технологическому присоединению земельных участков,  расположенных в д. Дылдино Боровского района Калужской области и д. Доброе Жуковского района Калужской области,  принадлежащих гр-ну /…./, нарушило требования антимонопольного законодательства, тем самым злоупотребив своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

 

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения энергопринимающих устройств (земельных участков), принадлежащих гр-ну /…….../, т.е. д. Дылдино Боровского района Калужской области и д. Доброе Жуковского района Калужской области.

Временем административного правонарушения является окончание 6 месячного срока на осуществление технологического присоединения, определенного договорами об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 10/6678-КЭ, 10/6679-КЭ, 10/6680-КЭ, 10/6681-КЭ, 10/6682-КЭ, 10/6683-КЭ от 30.12.2010г., т.е. 01.07.2011г.

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» имело возможность для выполнения требований антимонопольного законодательства, однако не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, путем неисполнения в установленные законом сроки обязанностей по технологическому присоединению к электрическим сетям земельных участков, расположенных в д. Дылдино Боровского района Калужской области и д. Доброе Жуковского района Калужской области, принадлежащих гр-ну /…../, образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

 

С учетом характера административного правонарушения и обстоятельств дела, оснований для прекращения производства по делу по малозначительности не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

На момент совершения административного правонарушения статья 14.31 КоАП РФ действовала в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ.

.Исходя из санкции статьи 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ) совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Рынком, на котором совершено административное правонарушение является рынок оказания услуг по передаче электрической энергии и связанный с ним рынок услуг по технологическому присоединению в границах осуществления своей деятельности ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Калугаэнерго».

В соответствии с представленными ОАО «МРСК Центра и Приволжья» сведениями установлено следующее:

- совокупный размер суммы выручки ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Калугаэнерго» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2010 год равен /…./ тыс. рублей;

- совокупный размер суммы выручки ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Калугаэнерго» за 2010 год полученных от оказания услуг по передаче электрической энергии и осуществления технологического присоединения равен /…./ тыс. рублей (/…/ от совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг).

Таким образом, размер административного штрафа для ОАО «МРСК Центра и Приволжья» должен составлять от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Три тысячных от /…/ тыс. рублей составляют /…/ рублей.

Три сотых от /…/ тыс. рублей составляют /…/  рублей.

Одна пятидесятая от /…/ тыс. рублей составляют /…/ тыс. рублей.

 

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» добровольно исполнило до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписание №1 Калужского УФАС России от 19.10.2011г. о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями №10/6683-КЭ от 30.12.2010г., что в силу статьи 4.2 КоАП РФ является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Учитывая характер совершенного правонарушения, форму вины, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, считаю необходимым наложить на ОАО «МРСК Центра и Приволжья» административный штраф в наименьшем размере в пределах санкции, установленной статьей 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ), т.е. в размере 15010836 рублей.

Руководствуясь частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ

                                                        

ПОСТАНОВИЛ:

 

Привлечь ОАО «МРСК Центра и Приволжья» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ), и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере: 15010836 рублей (Пятнадцать миллионов десять тысяч восемьсот тридцать шесть рублей).

stdClass Object ( [vid] => 6869 [uid] => 5 [title] => Постановление о назначении административного наказания по делу №04-52а/2012 об административном правонарушении [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6869 [type] => solution [language] => ru [created] => 1344256782 [changed] => 1370529003 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529003 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу №04-52а/2012

об административном правонарушении

 

«26» июля 2012 года                                                                                                  г. Калуга

 

Должностное лицо Калужского УФАС России, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 18.06.2012, составленный в отношении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», и другие материалы дела №04-52а/2012 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» - /…./

 

                                                           УСТАНОВИЛ:

 

19.10.2011г. Комиссией Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение о признании                   действий ОАО «МРСК Центра и Приволжья», выразившихся в неисполнении в установленные законом сроки обязанностей ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по технологическому присоединению к электрическим сетям земельных участков, расположенных в д. Дылдино Боровского района Калужской области и д. Доброе Жуковского района Калужской области, принадлежащих гр-ну /…/, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

Исходя из указанного решения следует, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» является сетевой организацией, т.е. осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии, что подтверждается Реестром субъектов естественной монополии (Приказ ФСТ России от 27.06.2008г. № 236-э), а также Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 17.05.2011г. № 55-эк  "О долгосрочных тарифах на услуги по передаче электрической энергии, необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования для ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Калугаэнерго", применяющего метод доходности инвестированного капитала". 

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»,  оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности принадлежащих ему электрических сетей.

Вместе с тем процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют  в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

На основании части 2 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

По смыслу указанных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только одна единственная сетевая организация, в которую обратилось заинтересованное лицо.

При этом наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельно рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения  баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора об осуществлении технологического присоединения сетевой организацией, в которую подана заявка, и обусловив возможность заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии необходимостью заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

С учетом положений, указанных выше, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и связанных с ним рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к  своим электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в соответствии c Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Между гр-ном /…../ и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заключены договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 10/6678-КЭ, 10/6679-КЭ, 10/6680-КЭ, 10/6681-КЭ, 10/6682-КЭ, № 10/6683-КЭ от 30.12.2010г.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Так, согласно пункту 16 б) Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, физических лиц, не может превышать шести месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Указанный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен и пунктом 2.3.6 договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 10/6678-КЭ, 10/6679-КЭ, 10/6680-КЭ, 10/6681-КЭ, 10/6682-КЭ, 10/6683-КЭ от 30.12.2010г., заключенных между ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и гр-ном /…/ 

Таким образом, применительно к вышеуказанным договорам технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя должно быть осуществлено до 30.06.2011г.

В соответствии с абз. 11 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения.

Согласно техническим условиям № 10/6678-КЭ, 10/6679-КЭ, 10/6680-КЭ, 10/6681-КЭ, 10/6682-КЭ, 10/6683-КЭ от 30.12.2010г., являющимися приложениями к соответствующим договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, определен перечень мероприятий по технологическому присоединению, обязательных для выполнения Сетевой организацией. Согласно вышеуказанным техническим условиям точкой присоединения земельных участков, принадлежащих Заявителю, к электрическим сетям Ответчика является отпаечная опора проектируемой линии электропередачи ЛЭП-0,4кВ, расположенная на границе эксплуатационного раздела. Также согласно техническим условиям одним из обязательств Сетевой организации является строительство указанной ЛЭП-0,4кВ. В свою очередь Заявителю необходимо выполнить установку узла расчетного учета электрической энергии и устройства, обеспечивающего контроль величины максимальной мощности на отпаечной опоре проектируемой линии электропередачи ЛЭП 04,кВ.

Таким образом, гр-н /…./ мог выполнить свою часть технических условий только после строительства Сетевой организацией линии электропередачи. Однако, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» не выполнило перед данным лицом своих договорных обязательств по  технологическому  присоединению в установленный нормативно-правовыми актами шестимесячный срок, который истёк 30.06.2011 г.

Исходя из объяснений ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (исх. № 062-2/7140 от 20.09.2011г.), следует, что просрочка выполнения работ по строительству электрических сетей до земельных участков гр-на /…./ была допущена по вине подрядной организации, привлеченной для строительства ЛЭП в связи с большим объемом работ и загруженностью бригад, а также по причине форс-мажорных обстоятельств, сложившихся в течение зимы 2010-2011гг.

Кроме того, по мнению сетевой организации, по договору технологического присоединения к электрическим сетям должно присоединяться энергопринимающее устройство, предназначенное для преобразования электрической энергии в другой вид энергии. В рамках заключенных договоров технологического присоединения потребитель осуществляет присоединение земельных участков, которые не являются энергопринимающими устройствами, следовательно, заключенные между ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и гр-ном /…./ договоры не влекут за собой тех последствий, на которые должны быть направлены.

Также стоимость технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гр-ну /…./ (550 рублей по каждому объекту) не соизмерима с  действительной стоимостью выполняемых Сетевой организацией работ.

Между тем, указанные доводы ОАО «МРСК Центра и Приволжья» не были приняты обоснованными по следующим обстоятельствам.

Договорами об осуществлении технологического присоединения, а также техническими условиями строительство линии электропередач возложены на Сетевую организацию. При этом пунктом 2.4.5 данных Договоров предусмотрено, что Ответчик вправе привлекать третьих лиц для выполнения своих обязательств, оставаясь при этом ответственным за их выполнение. Указанное положение полностью соответствует требованиям части 3 статьи 701 Гражданского Кодекса РФ, согласно которым генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком. 

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» со своей стороны не предприняло исчерпывающих мер по исполнению своих обязательств в установленные сроки путём привлечения к выполнению работ иных (или дополнительных) подрядных организаций. Ответчиком также не было представлено доказательств наступления форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), которые не позволили выполнить свои обязательства в установленные сроки.  Комиссией также установлено, что сетевая организация знала о наступлении неблагоприятных последствий в случае неисполнения договорных обязательств перед Заявителем, так как в соответствии с п. 4.3 Договоров сетевая организация несет ответственность за нарушение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Однако не предприняло мер по урегулированию с Заявителем вопроса продления сроков технологического присоединения.

Необоснованным признан и довод ОАО «МРСК Центра и Приволжья» об отсутствии у гр-на /…/ энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к сетям сетевой организации, так как договоры об осуществлении технологического присоединения заключались Сетевой организацией на основании соответствующих заявок, в которых в качестве объекта присоединения Заявителем были указаны земельные участки. Кроме того, в технических условиях присоединяемые объекты также обозначены как земельные участки. ОАО «МРСК Центра и Приволжья» еще на стадии обращения гр-на /…./ с заявлениями на осуществление технологического присоединения имело всю необходимую информацию об отсутствии  энергопринимающих устройств на указанных земельных участках, которые необходимо было присоединять. Таким образом, отсутствие в Заявках сведений об энергопринимающих устройствах не повлияло на рассмотрение сетевой организацией поступивших Заявок с последующим заключением договоров.

Заявленные ОАО «МРСК Центра и Приволжья» доводы о несоизмеримости стоимости технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гр-ну /…./, и фактическим затратам, понесенных Сетевой организацией на осуществление данного присоединения были признаны не обоснованными ввиду  следующего.

Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской обл. от 03.08.2010 N 39-эк «Об установлении ставок платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям» установлена плата за одно присоединение в размере 550 рублей для заявителей, подавших заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Указанное положение основано на пункте 17 Правил технологического присоединения, утверждённых постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861.

 Между тем, в соответствии с Постановлением министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 25.12.2010г. №362-эк фактически понесённые ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Калугаэнерго» расходы при осуществлении технологического присоединения Заявителей, определённых пунктом 17 Правил, возмещаются органом государственного регулирования тарифов путём учёта выпадающих доходов при расчёте тарифа на оказание услуги по передаче электрической энергии. Таким образом, порядок возмещения сетевой организации фактически понесённых затрат при осуществлении  технологического присоединения  относится к сфере тарифного регулирования и не принимается Комиссией в качестве аргумента, объясняющего нарушение сроков осуществления технологического присоединения.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья», не исполнив в установленный срок своих обязательств по технологическому присоединению земельных участков,  расположенных в д. Дылдино Боровского района Калужской области и д. Доброе Жуковского района Калужской области,  принадлежащих гр-ну /…./, нарушило требования антимонопольного законодательства, тем самым злоупотребив своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

 

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения энергопринимающих устройств (земельных участков), принадлежащих гр-ну /…….../, т.е. д. Дылдино Боровского района Калужской области и д. Доброе Жуковского района Калужской области.

Временем административного правонарушения является окончание 6 месячного срока на осуществление технологического присоединения, определенного договорами об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 10/6678-КЭ, 10/6679-КЭ, 10/6680-КЭ, 10/6681-КЭ, 10/6682-КЭ, 10/6683-КЭ от 30.12.2010г., т.е. 01.07.2011г.

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» имело возможность для выполнения требований антимонопольного законодательства, однако не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, путем неисполнения в установленные законом сроки обязанностей по технологическому присоединению к электрическим сетям земельных участков, расположенных в д. Дылдино Боровского района Калужской области и д. Доброе Жуковского района Калужской области, принадлежащих гр-ну /…../, образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

 

С учетом характера административного правонарушения и обстоятельств дела, оснований для прекращения производства по делу по малозначительности не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

На момент совершения административного правонарушения статья 14.31 КоАП РФ действовала в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ.

.Исходя из санкции статьи 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ) совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Рынком, на котором совершено административное правонарушение является рынок оказания услуг по передаче электрической энергии и связанный с ним рынок услуг по технологическому присоединению в границах осуществления своей деятельности ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Калугаэнерго».

В соответствии с представленными ОАО «МРСК Центра и Приволжья» сведениями установлено следующее:

- совокупный размер суммы выручки ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Калугаэнерго» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2010 год равен /…./ тыс. рублей;

- совокупный размер суммы выручки ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Калугаэнерго» за 2010 год полученных от оказания услуг по передаче электрической энергии и осуществления технологического присоединения равен /…./ тыс. рублей (/…/ от совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг).

Таким образом, размер административного штрафа для ОАО «МРСК Центра и Приволжья» должен составлять от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Три тысячных от /…/ тыс. рублей составляют /…/ рублей.

Три сотых от /…/ тыс. рублей составляют /…/  рублей.

Одна пятидесятая от /…/ тыс. рублей составляют /…/ тыс. рублей.

 

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» добровольно исполнило до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписание №1 Калужского УФАС России от 19.10.2011г. о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями №10/6683-КЭ от 30.12.2010г., что в силу статьи 4.2 КоАП РФ является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Учитывая характер совершенного правонарушения, форму вины, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, считаю необходимым наложить на ОАО «МРСК Центра и Приволжья» административный штраф в наименьшем размере в пределах санкции, установленной статьей 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ), т.е. в размере 15010836 рублей.

Руководствуясь частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ

                                                        

ПОСТАНОВИЛ:

 

Привлечь ОАО «МРСК Центра и Приволжья» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ), и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере: 15010836 рублей (Пятнадцать миллионов десять тысяч восемьсот тридцать шесть рублей).

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу №04-52а/2012

об административном правонарушении

 

«26» июля 2012 года                                                                                                  г. Калуга

 

Должностное лицо Калужского УФАС России, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 18.06.2012, составленный в отношении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», и другие материалы дела №04-52а/2012 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» - /…./

 

                                                           УСТАНОВИЛ:

 

19.10.2011г. Комиссией Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение о признании                   действий ОАО «МРСК Центра и Приволжья», выразившихся в неисполнении в установленные законом сроки обязанностей ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по технологическому присоединению к электрическим сетям земельных участков, расположенных в д. Дылдино Боровского района Калужской области и д. Доброе Жуковского района Калужской области, принадлежащих гр-ну /…/, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

Исходя из указанного решения следует, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» является сетевой организацией, т.е. осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии, что подтверждается Реестром субъектов естественной монополии (Приказ ФСТ России от 27.06.2008г. № 236-э), а также Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 17.05.2011г. № 55-эк  "О долгосрочных тарифах на услуги по передаче электрической энергии, необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования для ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Калугаэнерго", применяющего метод доходности инвестированного капитала". 

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»,  оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности принадлежащих ему электрических сетей.

Вместе с тем процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют  в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

На основании части 2 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

По смыслу указанных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только одна единственная сетевая организация, в которую обратилось заинтересованное лицо.

При этом наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельно рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения  баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора об осуществлении технологического присоединения сетевой организацией, в которую подана заявка, и обусловив возможность заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии необходимостью заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

С учетом положений, указанных выше, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и связанных с ним рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к  своим электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в соответствии c Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Между гр-ном /…../ и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заключены договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 10/6678-КЭ, 10/6679-КЭ, 10/6680-КЭ, 10/6681-КЭ, 10/6682-КЭ, № 10/6683-КЭ от 30.12.2010г.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Так, согласно пункту 16 б) Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, физических лиц, не может превышать шести месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Указанный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен и пунктом 2.3.6 договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 10/6678-КЭ, 10/6679-КЭ, 10/6680-КЭ, 10/6681-КЭ, 10/6682-КЭ, 10/6683-КЭ от 30.12.2010г., заключенных между ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и гр-ном /…/ 

Таким образом, применительно к вышеуказанным договорам технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя должно быть осуществлено до 30.06.2011г.

В соответствии с абз. 11 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения.

Согласно техническим условиям № 10/6678-КЭ, 10/6679-КЭ, 10/6680-КЭ, 10/6681-КЭ, 10/6682-КЭ, 10/6683-КЭ от 30.12.2010г., являющимися приложениями к соответствующим договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, определен перечень мероприятий по технологическому присоединению, обязательных для выполнения Сетевой организацией. Согласно вышеуказанным техническим условиям точкой присоединения земельных участков, принадлежащих Заявителю, к электрическим сетям Ответчика является отпаечная опора проектируемой линии электропередачи ЛЭП-0,4кВ, расположенная на границе эксплуатационного раздела. Также согласно техническим условиям одним из обязательств Сетевой организации является строительство указанной ЛЭП-0,4кВ. В свою очередь Заявителю необходимо выполнить установку узла расчетного учета электрической энергии и устройства, обеспечивающего контроль величины максимальной мощности на отпаечной опоре проектируемой линии электропередачи ЛЭП 04,кВ.

Таким образом, гр-н /…./ мог выполнить свою часть технических условий только после строительства Сетевой организацией линии электропередачи. Однако, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» не выполнило перед данным лицом своих договорных обязательств по  технологическому  присоединению в установленный нормативно-правовыми актами шестимесячный срок, который истёк 30.06.2011 г.

Исходя из объяснений ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (исх. № 062-2/7140 от 20.09.2011г.), следует, что просрочка выполнения работ по строительству электрических сетей до земельных участков гр-на /…./ была допущена по вине подрядной организации, привлеченной для строительства ЛЭП в связи с большим объемом работ и загруженностью бригад, а также по причине форс-мажорных обстоятельств, сложившихся в течение зимы 2010-2011гг.

Кроме того, по мнению сетевой организации, по договору технологического присоединения к электрическим сетям должно присоединяться энергопринимающее устройство, предназначенное для преобразования электрической энергии в другой вид энергии. В рамках заключенных договоров технологического присоединения потребитель осуществляет присоединение земельных участков, которые не являются энергопринимающими устройствами, следовательно, заключенные между ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и гр-ном /…./ договоры не влекут за собой тех последствий, на которые должны быть направлены.

Также стоимость технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гр-ну /…./ (550 рублей по каждому объекту) не соизмерима с  действительной стоимостью выполняемых Сетевой организацией работ.

Между тем, указанные доводы ОАО «МРСК Центра и Приволжья» не были приняты обоснованными по следующим обстоятельствам.

Договорами об осуществлении технологического присоединения, а также техническими условиями строительство линии электропередач возложены на Сетевую организацию. При этом пунктом 2.4.5 данных Договоров предусмотрено, что Ответчик вправе привлекать третьих лиц для выполнения своих обязательств, оставаясь при этом ответственным за их выполнение. Указанное положение полностью соответствует требованиям части 3 статьи 701 Гражданского Кодекса РФ, согласно которым генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком. 

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» со своей стороны не предприняло исчерпывающих мер по исполнению своих обязательств в установленные сроки путём привлечения к выполнению работ иных (или дополнительных) подрядных организаций. Ответчиком также не было представлено доказательств наступления форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), которые не позволили выполнить свои обязательства в установленные сроки.  Комиссией также установлено, что сетевая организация знала о наступлении неблагоприятных последствий в случае неисполнения договорных обязательств перед Заявителем, так как в соответствии с п. 4.3 Договоров сетевая организация несет ответственность за нарушение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Однако не предприняло мер по урегулированию с Заявителем вопроса продления сроков технологического присоединения.

Необоснованным признан и довод ОАО «МРСК Центра и Приволжья» об отсутствии у гр-на /…/ энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к сетям сетевой организации, так как договоры об осуществлении технологического присоединения заключались Сетевой организацией на основании соответствующих заявок, в которых в качестве объекта присоединения Заявителем были указаны земельные участки. Кроме того, в технических условиях присоединяемые объекты также обозначены как земельные участки. ОАО «МРСК Центра и Приволжья» еще на стадии обращения гр-на /…./ с заявлениями на осуществление технологического присоединения имело всю необходимую информацию об отсутствии  энергопринимающих устройств на указанных земельных участках, которые необходимо было присоединять. Таким образом, отсутствие в Заявках сведений об энергопринимающих устройствах не повлияло на рассмотрение сетевой организацией поступивших Заявок с последующим заключением договоров.

Заявленные ОАО «МРСК Центра и Приволжья» доводы о несоизмеримости стоимости технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гр-ну /…./, и фактическим затратам, понесенных Сетевой организацией на осуществление данного присоединения были признаны не обоснованными ввиду  следующего.

Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской обл. от 03.08.2010 N 39-эк «Об установлении ставок платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям» установлена плата за одно присоединение в размере 550 рублей для заявителей, подавших заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Указанное положение основано на пункте 17 Правил технологического присоединения, утверждённых постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861.

 Между тем, в соответствии с Постановлением министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 25.12.2010г. №362-эк фактически понесённые ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Калугаэнерго» расходы при осуществлении технологического присоединения Заявителей, определённых пунктом 17 Правил, возмещаются органом государственного регулирования тарифов путём учёта выпадающих доходов при расчёте тарифа на оказание услуги по передаче электрической энергии. Таким образом, порядок возмещения сетевой организации фактически понесённых затрат при осуществлении  технологического присоединения  относится к сфере тарифного регулирования и не принимается Комиссией в качестве аргумента, объясняющего нарушение сроков осуществления технологического присоединения.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья», не исполнив в установленный срок своих обязательств по технологическому присоединению земельных участков,  расположенных в д. Дылдино Боровского района Калужской области и д. Доброе Жуковского района Калужской области,  принадлежащих гр-ну /…./, нарушило требования антимонопольного законодательства, тем самым злоупотребив своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

 

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения энергопринимающих устройств (земельных участков), принадлежащих гр-ну /…….../, т.е. д. Дылдино Боровского района Калужской области и д. Доброе Жуковского района Калужской области.

Временем административного правонарушения является окончание 6 месячного срока на осуществление технологического присоединения, определенного договорами об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 10/6678-КЭ, 10/6679-КЭ, 10/6680-КЭ, 10/6681-КЭ, 10/6682-КЭ, 10/6683-КЭ от 30.12.2010г., т.е. 01.07.2011г.

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» имело возможность для выполнения требований антимонопольного законодательства, однако не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, путем неисполнения в установленные законом сроки обязанностей по технологическому присоединению к электрическим сетям земельных участков, расположенных в д. Дылдино Боровского района Калужской области и д. Доброе Жуковского района Калужской области, принадлежащих гр-ну /…../, образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

 

С учетом характера административного правонарушения и обстоятельств дела, оснований для прекращения производства по делу по малозначительности не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

На момент совершения административного правонарушения статья 14.31 КоАП РФ действовала в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ.

.Исходя из санкции статьи 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ) совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Рынком, на котором совершено административное правонарушение является рынок оказания услуг по передаче электрической энергии и связанный с ним рынок услуг по технологическому присоединению в границах осуществления своей деятельности ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Калугаэнерго».

В соответствии с представленными ОАО «МРСК Центра и Приволжья» сведениями установлено следующее:

- совокупный размер суммы выручки ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Калугаэнерго» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2010 год равен /…./ тыс. рублей;

- совокупный размер суммы выручки ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Калугаэнерго» за 2010 год полученных от оказания услуг по передаче электрической энергии и осуществления технологического присоединения равен /…./ тыс. рублей (/…/ от совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг).

Таким образом, размер административного штрафа для ОАО «МРСК Центра и Приволжья» должен составлять от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Три тысячных от /…/ тыс. рублей составляют /…/ рублей.

Три сотых от /…/ тыс. рублей составляют /…/  рублей.

Одна пятидесятая от /…/ тыс. рублей составляют /…/ тыс. рублей.

 

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» добровольно исполнило до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписание №1 Калужского УФАС России от 19.10.2011г. о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями №10/6683-КЭ от 30.12.2010г., что в силу статьи 4.2 КоАП РФ является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Учитывая характер совершенного правонарушения, форму вины, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, считаю необходимым наложить на ОАО «МРСК Центра и Приволжья» административный штраф в наименьшем размере в пределах санкции, установленной статьей 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ), т.е. в размере 15010836 рублей.

Руководствуясь частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ

                                                        

ПОСТАНОВИЛ:

 

Привлечь ОАО «МРСК Центра и Приволжья» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ), и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере: 15010836 рублей (Пятнадцать миллионов десять тысяч восемьсот тридцать шесть рублей).

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-52а/2012 [format] => [safe_value] => 04-52а/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-06 12:39:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-06 12:39:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1344256782 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калужское УФАС России )