Постановление о назначении административного наказания по делу № 04-09а/2012 об административном правонарушении

Номер дела: 04-09а/2012
Дата публикации: 6 марта 2012, 11:52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу №04-09а/2012

об административном правонарушении

 

«05» марта 2012 года                                                                                                                                                                                                                             г. Калуга

 

Должностное лицо Калужского УФАС России /…/, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 09.12.2010, составленный в отношении должностного лица Государственного предприятия Калужской области «Автовокзал «Калуга» /…/ и другие материалы дела №04-09а/2012 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии /…/,

 

УСТАНОВИЛ:

 

28 июня 2011 года Комиссией Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение о признании действий ОАО «Русская страховая транспортная компания» (далее ОАО «РСТК», страховая компания) и ГП Калужской области «Автовокзал «Калуга» (далее ГП «Автовокзал «Калуга», автовокзал), выразившиеся в навязывании потенциальному пассажиру услуги добровольного страхования, которая не относится к договору перевозки, и в которой он не заинтересован, нарушающими пункт 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции).

Исходя из указанного решения следует, что в Калужское УФАС России поступили заявления от граждан /…/ о неправомерности действий ГП «Автовокзал «Калуга», выразившихся в продаже страховых полисов добровольного страхования совместно с автобусными билетами без их уведомления и получения предварительного согласия.

В рамках рассмотрения указанных заявлений сотрудниками Калужского УФАС России было установлено, что  между ОАО «Русская страховая транспортная компания» (далее – ОАО «РСТК») и ГП «Автовокзал «Калуга» заключен договор №40001ДСП-000018/11 о представительских услугах от 01.01.2011г., согласно которому автовокзал представляет интересы страховой компании перед застрахованными лицами, а страховая компания поручает автовокзалу, уполномоченному в качестве юридического лица, заключать договоры страхования через своих работников, которые являются страховыми агентами ОАО «РСТК».

При этом ГП «Автовокзал «Калуга» обязано информировать об услугах ОАО «РСТК» по страхованию пассажиров и соблюдать правило добровольности страхования пассажиров.

В целях подтверждения фактов, изложенных в заявлениях граждан, сотрудниками Калужского УФАС России была произведена закупка автобусных билетов в кассах ГП «Автовокзал «Калуга» (акты покупки автобусного билета от 27 и 28 апреля 2011г.), которая подтвердила продажу страховых полисов совместно с автобусными билетами без предварительного согласия или желания потенциального пассажира. Кассирами не были разъяснены порядок и условия такого страхования. Стоимость по каждой отдельной услуге покупателю не оглашалась, т.е. кассир сообщал покупателю итоговую сумму к оплате, включающую стоимость автобусного билета и полиса добровольного страхования.

Таким образом, при оказании услуг по продаже автобусных билетов кассирами в рамках исполнения ГП «Автовокзал «Калуга» и ОАО «РСТК» договора №40001ДСП-000018/11 о представительских услугах от 01.01.2011г. происходило навязывание потенциальному пассажиру услуг добровольного страхования, которые не относятся к предмету договора перевозки, и в которых потенциальный пассажир не заинтересован.

Порядок добровольного страхования (выдача страховых полисов одновременно с продажей проездных билетов) утвержден должностным лицом Калужского филиала ОАО «РСТК» /…/, что свидетельствует об осведомленности страховой компании о совершаемых работниками ГП «Автовокзал «Калуга» действиях.

Одновременно с Договором о представительских услугах между ОАО «РСТК» и кассирами ГП «Автовокзал «Калуга» заключены Агентские договоры, согласно которым ОАО «РСТК» поручает страховому агенту (кассиру), а страховой агент берет на себя обязательство совершать от имени и за счет ОАО «РСТК» юридические действия по заключению договоров добровольного страхования пассажиров, а ОАО «РСТК» обязуется уплатить страховому агенту вознаграждение за оказываемые услуги.

Согласно пункту 1 статьи 1005 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

В соответствии с ч.2 ст. 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен в том числе, путем вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса, подписанного страховщиком.

При этом пунктом 2.2.2.1. Агентских договоров, предусмотрена обязанность билетного кассира перед заключением договоров добровольного страхования пассажиров от несчастного случая (продажей полиса добровольного страхования пассажира) устно предложить потенциальному страхователю заключить договор страхования и его существенные условия (объект страхования, перечень страховых случаев, размер страхового тарифа, срок действия договора, порядок страховых выплат и др.), в том числе огласить отдельно стоимость полиса добровольного страхования, в случае его продажи при оформлении проездного билета на транспорт.

Кроме того, пунктом 6.2 Правил добровольного страхования пассажиров автомобильного транспорта от несчастных случаев №07-01/1 от 06.04.2001г. также предусмотрено, что основанием для заключения договора страхования является устное заявление Страхователя, сделанное представителю Страховщика при заключении договора перевозки (приобретении проездного билета).

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что Договор добровольного страхования оформляется одновременно с оформлением проездного документа билетными кассирами.

Сумма страхового взноса по добровольному страхованию, уплачиваемая пассажиром, в стоимость билета на проезд не включается и отражается в отдельном полисе-чеке. Номер полиса добровольного страхования соответствует номеру проданного билета.

Договор перевозки (продажа проездного билета) и Договор добровольного страхования оформляются одним и тем же лицом – билетным кассиром ГП «Автовокзал «Калуга». Согласно поступившим в антимонопольный орган заявлениям стоимость по каждой отдельной услуге покупателю (пассажиру) не оглашалась. Билетный кассир сообщал покупателю итоговую сумму, состоящую из стоимости автобусного билета и полиса добровольного страхования. Информация о том, что в стоимость автобусного билета включена стоимость добровольного страхования кассирами не озвучивалась. Продажа-покупка полисов добровольного страхования не озвучивалась ни одной из сторон товарно-денежных отношений, следовательно, покупатель оплачивал только тот товар, который им был заявлен при покупке.

Решением от 28.06.2011г. также установлено, что действия ОАО «РСТК» и ГП «Автовокзал «Калуга» по навязыванию потенциальному пассажиру услуги добровольного страхования, которая не относится к договору перевозки, и в которой он не заинтересован, отвечают требованиям статьи 8 ФЗ «О защите конкуренции» в части определения их согласованными.

Так, Комиссией Калужского УФАС России установлено, что навязывание потенциальному пассажиру услуг добровольного страхования является взаимовыгодным как для ГП «Автовокзал «Калуга», так и для ОАО «РСТК». Страховая компания получает большие страховые сборы и, соответственно, больший доход от своей страховой деятельности, а автовокзал, помимо материального стимулирования работников своей организации через агентские вознаграждения, также получает возможность использования денежных средств, поступивших в кассу Учреждения от продажи страховых полисов, до даты перечисления их на счет страховой компании (до 10 числа месяца, следующего за отчетным). Кроме того, Договором о представительских услугах предусмотрено, что ОАО «РСТК» выделяет денежные средства по заявке ГП «Автовокзал «Калуга» на проведение мероприятий по безопасности движения.

Действия по реализации полисов добровольного страхования пассажиров не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. ГП «Автовокзал «Калуга» и ОАО «РСТК» не являются по отношению друг к другу потенциальными приобретателями или потенциальными продавцами услуг, следовательно, согласованные действия не являются вертикальными.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 №220, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке не требуется. Кроме того, действия, прописанные в части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», прямо запрещены законом и не требуют, как это предусмотрено  для части 2 указанной статьи, установления признаков ограничения или устранения конкуренции.

Указанные хозяйствующие субъекты осуществляют различную уставную деятельность, но их согласованные действия фактически привели к объединению разных товаров (услуг), используя единый механизм реализации, направленный на общего покупателя. Разделение товаров (услуг) происходило только по требованию пассажиров. Выстроенная модель группового поведения и неинформированность  пассажиров позволила без усилий продвигать соответствующий товар, ущемляя интересы покупателей.

Таким образом, Комиссией Калужского УФАС России сделан вывод, что рассматриваемые действия страховой компании и автовокзала по организации продажи билетными кассирами ГП «Автовокзал «Калуга» полисов добровольного страхования от несчастного случая на время поездки (посредством оформления соответствующих полисов-чеков с использованием контрольно-кассовых машин ГП «Автовокзал «Калуга») и одновременным оформлением (на единой кассовой ленте и при единой нумерации чеков и автобусных билетов) договора перевозки (продажа проездного билета) и договора добровольного страхования (продажа полис-чека) без получения предварительного согласия пассажира являются согласованными действиями хозяйствующих субъектов на рынке страховых услуг города Калуги, которые приводят (в случае с /…/) или могут привести к навязыванию пассажирам условий, не относящихся к предмету договора перевозки, а именно к навязыванию договора добровольного страхования от несчастного случая на время поездки.

На основании изложенного решением от 28.06.2011г. установлено, что ГП «Автовокзал «Калуга» и ОАО «РСТК»  допущено нарушение  пункта 5 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ), выразившееся в осуществлении  согласованных действий, которые привели к навязыванию потенциальному пассажиру услуги добровольного страхования, которая не относится к договору перевозки, и в которой он не заинтересован.

 

Частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий как в отношении юридических лиц, так в отношении должностных лиц.

На основании вышеизложенного, устанавливается событие административного правонарушения, ответственность  за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Временем совершения правонарушения является время реализации гр-нам /…/ проездных билетов вместе с полисами добровольного страхований, т.е. временем оказания указанным лицам страховых услуг которые не относятся к договору перевозки и в которых они не заинтересованы, а именно 19.01.2011г., 22.04.2011г., и 03.05.2011г. 

Местом совершения административного правонарушения является место осуществления реализации полисов добровольного страхования – г. Калуга, пл. Вокзальная, 3.

/…/

На момент совершения правонарушения должностным лицом ГП «Автовокзал «Калуга» являлся /…/

Таким образом, устанавливается субъект административного правонарушения должностное лицо ГП «Автовокзал «Калуга» /…/.

/…/ не предвидел возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя мог и должен был их предвидеть, соответственно правонарушение совершено по неосторожности.

Исходя из вышеизложенного, Силаевым /…/ совершено административное правонарушение, выразившееся в совершении в качестве должностного лица ГП «Автовокзал «Калуга» согласованных действий с ОАО «РСТК»  по навязыванию потенциальному пассажиру услуги добровольного страхования, которая не относится к договору перевозки, и в которой он не заинтересован,, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

 

С учетом характера административного правонарушения и обстоятельств дела, оснований для прекращения производства по делу по малозначительности не усматривается.

Учитывая характер совершенного правонарушения, форму вины, личность /…/, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, считаю необходимым наложить на /…/ административный штраф в наименьшем размере в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 14.32 КоАП.

Руководствуясь частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Привлечь /…/ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере: 20 000 (Двадцать тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Код бюджетной классификации 161 1160 2010 01 0000140

Получатель УФК по Калужской области (Калужское УФАС России)

ИНН 4026003620 КПП 402701001

ОКАТО 29401000000

Расчетный счет: 40101810500000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Калужской области г.Калуга

БИК 042908001

Назначение платежа: административный штраф по делу №04-09а/2012 об административном правонарушении.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, надлежит направить в адрес Калужского УФАС России.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в порядке, установленном статьями 30.1-30.3 КоАП РФ.

stdClass Object ( [vid] => 6737 [uid] => 5 [title] => Постановление о назначении административного наказания по делу № 04-09а/2012 об административном правонарушении [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6737 [type] => solution [language] => ru [created] => 1333094041 [changed] => 1370529003 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529003 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу №04-09а/2012

об административном правонарушении

 

«05» марта 2012 года                                                                                                                                                                                                                             г. Калуга

 

Должностное лицо Калужского УФАС России /…/, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 09.12.2010, составленный в отношении должностного лица Государственного предприятия Калужской области «Автовокзал «Калуга» /…/ и другие материалы дела №04-09а/2012 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии /…/,

 

УСТАНОВИЛ:

 

28 июня 2011 года Комиссией Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение о признании действий ОАО «Русская страховая транспортная компания» (далее ОАО «РСТК», страховая компания) и ГП Калужской области «Автовокзал «Калуга» (далее ГП «Автовокзал «Калуга», автовокзал), выразившиеся в навязывании потенциальному пассажиру услуги добровольного страхования, которая не относится к договору перевозки, и в которой он не заинтересован, нарушающими пункт 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции).

Исходя из указанного решения следует, что в Калужское УФАС России поступили заявления от граждан /…/ о неправомерности действий ГП «Автовокзал «Калуга», выразившихся в продаже страховых полисов добровольного страхования совместно с автобусными билетами без их уведомления и получения предварительного согласия.

В рамках рассмотрения указанных заявлений сотрудниками Калужского УФАС России было установлено, что  между ОАО «Русская страховая транспортная компания» (далее – ОАО «РСТК») и ГП «Автовокзал «Калуга» заключен договор №40001ДСП-000018/11 о представительских услугах от 01.01.2011г., согласно которому автовокзал представляет интересы страховой компании перед застрахованными лицами, а страховая компания поручает автовокзалу, уполномоченному в качестве юридического лица, заключать договоры страхования через своих работников, которые являются страховыми агентами ОАО «РСТК».

При этом ГП «Автовокзал «Калуга» обязано информировать об услугах ОАО «РСТК» по страхованию пассажиров и соблюдать правило добровольности страхования пассажиров.

В целях подтверждения фактов, изложенных в заявлениях граждан, сотрудниками Калужского УФАС России была произведена закупка автобусных билетов в кассах ГП «Автовокзал «Калуга» (акты покупки автобусного билета от 27 и 28 апреля 2011г.), которая подтвердила продажу страховых полисов совместно с автобусными билетами без предварительного согласия или желания потенциального пассажира. Кассирами не были разъяснены порядок и условия такого страхования. Стоимость по каждой отдельной услуге покупателю не оглашалась, т.е. кассир сообщал покупателю итоговую сумму к оплате, включающую стоимость автобусного билета и полиса добровольного страхования.

Таким образом, при оказании услуг по продаже автобусных билетов кассирами в рамках исполнения ГП «Автовокзал «Калуга» и ОАО «РСТК» договора №40001ДСП-000018/11 о представительских услугах от 01.01.2011г. происходило навязывание потенциальному пассажиру услуг добровольного страхования, которые не относятся к предмету договора перевозки, и в которых потенциальный пассажир не заинтересован.

Порядок добровольного страхования (выдача страховых полисов одновременно с продажей проездных билетов) утвержден должностным лицом Калужского филиала ОАО «РСТК» /…/, что свидетельствует об осведомленности страховой компании о совершаемых работниками ГП «Автовокзал «Калуга» действиях.

Одновременно с Договором о представительских услугах между ОАО «РСТК» и кассирами ГП «Автовокзал «Калуга» заключены Агентские договоры, согласно которым ОАО «РСТК» поручает страховому агенту (кассиру), а страховой агент берет на себя обязательство совершать от имени и за счет ОАО «РСТК» юридические действия по заключению договоров добровольного страхования пассажиров, а ОАО «РСТК» обязуется уплатить страховому агенту вознаграждение за оказываемые услуги.

Согласно пункту 1 статьи 1005 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

В соответствии с ч.2 ст. 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен в том числе, путем вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса, подписанного страховщиком.

При этом пунктом 2.2.2.1. Агентских договоров, предусмотрена обязанность билетного кассира перед заключением договоров добровольного страхования пассажиров от несчастного случая (продажей полиса добровольного страхования пассажира) устно предложить потенциальному страхователю заключить договор страхования и его существенные условия (объект страхования, перечень страховых случаев, размер страхового тарифа, срок действия договора, порядок страховых выплат и др.), в том числе огласить отдельно стоимость полиса добровольного страхования, в случае его продажи при оформлении проездного билета на транспорт.

Кроме того, пунктом 6.2 Правил добровольного страхования пассажиров автомобильного транспорта от несчастных случаев №07-01/1 от 06.04.2001г. также предусмотрено, что основанием для заключения договора страхования является устное заявление Страхователя, сделанное представителю Страховщика при заключении договора перевозки (приобретении проездного билета).

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что Договор добровольного страхования оформляется одновременно с оформлением проездного документа билетными кассирами.

Сумма страхового взноса по добровольному страхованию, уплачиваемая пассажиром, в стоимость билета на проезд не включается и отражается в отдельном полисе-чеке. Номер полиса добровольного страхования соответствует номеру проданного билета.

Договор перевозки (продажа проездного билета) и Договор добровольного страхования оформляются одним и тем же лицом – билетным кассиром ГП «Автовокзал «Калуга». Согласно поступившим в антимонопольный орган заявлениям стоимость по каждой отдельной услуге покупателю (пассажиру) не оглашалась. Билетный кассир сообщал покупателю итоговую сумму, состоящую из стоимости автобусного билета и полиса добровольного страхования. Информация о том, что в стоимость автобусного билета включена стоимость добровольного страхования кассирами не озвучивалась. Продажа-покупка полисов добровольного страхования не озвучивалась ни одной из сторон товарно-денежных отношений, следовательно, покупатель оплачивал только тот товар, который им был заявлен при покупке.

Решением от 28.06.2011г. также установлено, что действия ОАО «РСТК» и ГП «Автовокзал «Калуга» по навязыванию потенциальному пассажиру услуги добровольного страхования, которая не относится к договору перевозки, и в которой он не заинтересован, отвечают требованиям статьи 8 ФЗ «О защите конкуренции» в части определения их согласованными.

Так, Комиссией Калужского УФАС России установлено, что навязывание потенциальному пассажиру услуг добровольного страхования является взаимовыгодным как для ГП «Автовокзал «Калуга», так и для ОАО «РСТК». Страховая компания получает большие страховые сборы и, соответственно, больший доход от своей страховой деятельности, а автовокзал, помимо материального стимулирования работников своей организации через агентские вознаграждения, также получает возможность использования денежных средств, поступивших в кассу Учреждения от продажи страховых полисов, до даты перечисления их на счет страховой компании (до 10 числа месяца, следующего за отчетным). Кроме того, Договором о представительских услугах предусмотрено, что ОАО «РСТК» выделяет денежные средства по заявке ГП «Автовокзал «Калуга» на проведение мероприятий по безопасности движения.

Действия по реализации полисов добровольного страхования пассажиров не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. ГП «Автовокзал «Калуга» и ОАО «РСТК» не являются по отношению друг к другу потенциальными приобретателями или потенциальными продавцами услуг, следовательно, согласованные действия не являются вертикальными.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 №220, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке не требуется. Кроме того, действия, прописанные в части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», прямо запрещены законом и не требуют, как это предусмотрено  для части 2 указанной статьи, установления признаков ограничения или устранения конкуренции.

Указанные хозяйствующие субъекты осуществляют различную уставную деятельность, но их согласованные действия фактически привели к объединению разных товаров (услуг), используя единый механизм реализации, направленный на общего покупателя. Разделение товаров (услуг) происходило только по требованию пассажиров. Выстроенная модель группового поведения и неинформированность  пассажиров позволила без усилий продвигать соответствующий товар, ущемляя интересы покупателей.

Таким образом, Комиссией Калужского УФАС России сделан вывод, что рассматриваемые действия страховой компании и автовокзала по организации продажи билетными кассирами ГП «Автовокзал «Калуга» полисов добровольного страхования от несчастного случая на время поездки (посредством оформления соответствующих полисов-чеков с использованием контрольно-кассовых машин ГП «Автовокзал «Калуга») и одновременным оформлением (на единой кассовой ленте и при единой нумерации чеков и автобусных билетов) договора перевозки (продажа проездного билета) и договора добровольного страхования (продажа полис-чека) без получения предварительного согласия пассажира являются согласованными действиями хозяйствующих субъектов на рынке страховых услуг города Калуги, которые приводят (в случае с /…/) или могут привести к навязыванию пассажирам условий, не относящихся к предмету договора перевозки, а именно к навязыванию договора добровольного страхования от несчастного случая на время поездки.

На основании изложенного решением от 28.06.2011г. установлено, что ГП «Автовокзал «Калуга» и ОАО «РСТК»  допущено нарушение  пункта 5 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ), выразившееся в осуществлении  согласованных действий, которые привели к навязыванию потенциальному пассажиру услуги добровольного страхования, которая не относится к договору перевозки, и в которой он не заинтересован.

 

Частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий как в отношении юридических лиц, так в отношении должностных лиц.

На основании вышеизложенного, устанавливается событие административного правонарушения, ответственность  за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Временем совершения правонарушения является время реализации гр-нам /…/ проездных билетов вместе с полисами добровольного страхований, т.е. временем оказания указанным лицам страховых услуг которые не относятся к договору перевозки и в которых они не заинтересованы, а именно 19.01.2011г., 22.04.2011г., и 03.05.2011г. 

Местом совершения административного правонарушения является место осуществления реализации полисов добровольного страхования – г. Калуга, пл. Вокзальная, 3.

/…/

На момент совершения правонарушения должностным лицом ГП «Автовокзал «Калуга» являлся /…/

Таким образом, устанавливается субъект административного правонарушения должностное лицо ГП «Автовокзал «Калуга» /…/.

/…/ не предвидел возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя мог и должен был их предвидеть, соответственно правонарушение совершено по неосторожности.

Исходя из вышеизложенного, Силаевым /…/ совершено административное правонарушение, выразившееся в совершении в качестве должностного лица ГП «Автовокзал «Калуга» согласованных действий с ОАО «РСТК»  по навязыванию потенциальному пассажиру услуги добровольного страхования, которая не относится к договору перевозки, и в которой он не заинтересован,, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

 

С учетом характера административного правонарушения и обстоятельств дела, оснований для прекращения производства по делу по малозначительности не усматривается.

Учитывая характер совершенного правонарушения, форму вины, личность /…/, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, считаю необходимым наложить на /…/ административный штраф в наименьшем размере в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 14.32 КоАП.

Руководствуясь частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Привлечь /…/ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере: 20 000 (Двадцать тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Код бюджетной классификации 161 1160 2010 01 0000140

Получатель УФК по Калужской области (Калужское УФАС России)

ИНН 4026003620 КПП 402701001

ОКАТО 29401000000

Расчетный счет: 40101810500000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Калужской области г.Калуга

БИК 042908001

Назначение платежа: административный штраф по делу №04-09а/2012 об административном правонарушении.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, надлежит направить в адрес Калужского УФАС России.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в порядке, установленном статьями 30.1-30.3 КоАП РФ.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу №04-09а/2012

об административном правонарушении

 

«05» марта 2012 года                                                                                                                                                                                                                             г. Калуга

 

Должностное лицо Калужского УФАС России /…/, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 09.12.2010, составленный в отношении должностного лица Государственного предприятия Калужской области «Автовокзал «Калуга» /…/ и другие материалы дела №04-09а/2012 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии /…/,

 

УСТАНОВИЛ:

 

28 июня 2011 года Комиссией Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение о признании действий ОАО «Русская страховая транспортная компания» (далее ОАО «РСТК», страховая компания) и ГП Калужской области «Автовокзал «Калуга» (далее ГП «Автовокзал «Калуга», автовокзал), выразившиеся в навязывании потенциальному пассажиру услуги добровольного страхования, которая не относится к договору перевозки, и в которой он не заинтересован, нарушающими пункт 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции).

Исходя из указанного решения следует, что в Калужское УФАС России поступили заявления от граждан /…/ о неправомерности действий ГП «Автовокзал «Калуга», выразившихся в продаже страховых полисов добровольного страхования совместно с автобусными билетами без их уведомления и получения предварительного согласия.

В рамках рассмотрения указанных заявлений сотрудниками Калужского УФАС России было установлено, что  между ОАО «Русская страховая транспортная компания» (далее – ОАО «РСТК») и ГП «Автовокзал «Калуга» заключен договор №40001ДСП-000018/11 о представительских услугах от 01.01.2011г., согласно которому автовокзал представляет интересы страховой компании перед застрахованными лицами, а страховая компания поручает автовокзалу, уполномоченному в качестве юридического лица, заключать договоры страхования через своих работников, которые являются страховыми агентами ОАО «РСТК».

При этом ГП «Автовокзал «Калуга» обязано информировать об услугах ОАО «РСТК» по страхованию пассажиров и соблюдать правило добровольности страхования пассажиров.

В целях подтверждения фактов, изложенных в заявлениях граждан, сотрудниками Калужского УФАС России была произведена закупка автобусных билетов в кассах ГП «Автовокзал «Калуга» (акты покупки автобусного билета от 27 и 28 апреля 2011г.), которая подтвердила продажу страховых полисов совместно с автобусными билетами без предварительного согласия или желания потенциального пассажира. Кассирами не были разъяснены порядок и условия такого страхования. Стоимость по каждой отдельной услуге покупателю не оглашалась, т.е. кассир сообщал покупателю итоговую сумму к оплате, включающую стоимость автобусного билета и полиса добровольного страхования.

Таким образом, при оказании услуг по продаже автобусных билетов кассирами в рамках исполнения ГП «Автовокзал «Калуга» и ОАО «РСТК» договора №40001ДСП-000018/11 о представительских услугах от 01.01.2011г. происходило навязывание потенциальному пассажиру услуг добровольного страхования, которые не относятся к предмету договора перевозки, и в которых потенциальный пассажир не заинтересован.

Порядок добровольного страхования (выдача страховых полисов одновременно с продажей проездных билетов) утвержден должностным лицом Калужского филиала ОАО «РСТК» /…/, что свидетельствует об осведомленности страховой компании о совершаемых работниками ГП «Автовокзал «Калуга» действиях.

Одновременно с Договором о представительских услугах между ОАО «РСТК» и кассирами ГП «Автовокзал «Калуга» заключены Агентские договоры, согласно которым ОАО «РСТК» поручает страховому агенту (кассиру), а страховой агент берет на себя обязательство совершать от имени и за счет ОАО «РСТК» юридические действия по заключению договоров добровольного страхования пассажиров, а ОАО «РСТК» обязуется уплатить страховому агенту вознаграждение за оказываемые услуги.

Согласно пункту 1 статьи 1005 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

В соответствии с ч.2 ст. 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен в том числе, путем вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса, подписанного страховщиком.

При этом пунктом 2.2.2.1. Агентских договоров, предусмотрена обязанность билетного кассира перед заключением договоров добровольного страхования пассажиров от несчастного случая (продажей полиса добровольного страхования пассажира) устно предложить потенциальному страхователю заключить договор страхования и его существенные условия (объект страхования, перечень страховых случаев, размер страхового тарифа, срок действия договора, порядок страховых выплат и др.), в том числе огласить отдельно стоимость полиса добровольного страхования, в случае его продажи при оформлении проездного билета на транспорт.

Кроме того, пунктом 6.2 Правил добровольного страхования пассажиров автомобильного транспорта от несчастных случаев №07-01/1 от 06.04.2001г. также предусмотрено, что основанием для заключения договора страхования является устное заявление Страхователя, сделанное представителю Страховщика при заключении договора перевозки (приобретении проездного билета).

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что Договор добровольного страхования оформляется одновременно с оформлением проездного документа билетными кассирами.

Сумма страхового взноса по добровольному страхованию, уплачиваемая пассажиром, в стоимость билета на проезд не включается и отражается в отдельном полисе-чеке. Номер полиса добровольного страхования соответствует номеру проданного билета.

Договор перевозки (продажа проездного билета) и Договор добровольного страхования оформляются одним и тем же лицом – билетным кассиром ГП «Автовокзал «Калуга». Согласно поступившим в антимонопольный орган заявлениям стоимость по каждой отдельной услуге покупателю (пассажиру) не оглашалась. Билетный кассир сообщал покупателю итоговую сумму, состоящую из стоимости автобусного билета и полиса добровольного страхования. Информация о том, что в стоимость автобусного билета включена стоимость добровольного страхования кассирами не озвучивалась. Продажа-покупка полисов добровольного страхования не озвучивалась ни одной из сторон товарно-денежных отношений, следовательно, покупатель оплачивал только тот товар, который им был заявлен при покупке.

Решением от 28.06.2011г. также установлено, что действия ОАО «РСТК» и ГП «Автовокзал «Калуга» по навязыванию потенциальному пассажиру услуги добровольного страхования, которая не относится к договору перевозки, и в которой он не заинтересован, отвечают требованиям статьи 8 ФЗ «О защите конкуренции» в части определения их согласованными.

Так, Комиссией Калужского УФАС России установлено, что навязывание потенциальному пассажиру услуг добровольного страхования является взаимовыгодным как для ГП «Автовокзал «Калуга», так и для ОАО «РСТК». Страховая компания получает большие страховые сборы и, соответственно, больший доход от своей страховой деятельности, а автовокзал, помимо материального стимулирования работников своей организации через агентские вознаграждения, также получает возможность использования денежных средств, поступивших в кассу Учреждения от продажи страховых полисов, до даты перечисления их на счет страховой компании (до 10 числа месяца, следующего за отчетным). Кроме того, Договором о представительских услугах предусмотрено, что ОАО «РСТК» выделяет денежные средства по заявке ГП «Автовокзал «Калуга» на проведение мероприятий по безопасности движения.

Действия по реализации полисов добровольного страхования пассажиров не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. ГП «Автовокзал «Калуга» и ОАО «РСТК» не являются по отношению друг к другу потенциальными приобретателями или потенциальными продавцами услуг, следовательно, согласованные действия не являются вертикальными.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 №220, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке не требуется. Кроме того, действия, прописанные в части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», прямо запрещены законом и не требуют, как это предусмотрено  для части 2 указанной статьи, установления признаков ограничения или устранения конкуренции.

Указанные хозяйствующие субъекты осуществляют различную уставную деятельность, но их согласованные действия фактически привели к объединению разных товаров (услуг), используя единый механизм реализации, направленный на общего покупателя. Разделение товаров (услуг) происходило только по требованию пассажиров. Выстроенная модель группового поведения и неинформированность  пассажиров позволила без усилий продвигать соответствующий товар, ущемляя интересы покупателей.

Таким образом, Комиссией Калужского УФАС России сделан вывод, что рассматриваемые действия страховой компании и автовокзала по организации продажи билетными кассирами ГП «Автовокзал «Калуга» полисов добровольного страхования от несчастного случая на время поездки (посредством оформления соответствующих полисов-чеков с использованием контрольно-кассовых машин ГП «Автовокзал «Калуга») и одновременным оформлением (на единой кассовой ленте и при единой нумерации чеков и автобусных билетов) договора перевозки (продажа проездного билета) и договора добровольного страхования (продажа полис-чека) без получения предварительного согласия пассажира являются согласованными действиями хозяйствующих субъектов на рынке страховых услуг города Калуги, которые приводят (в случае с /…/) или могут привести к навязыванию пассажирам условий, не относящихся к предмету договора перевозки, а именно к навязыванию договора добровольного страхования от несчастного случая на время поездки.

На основании изложенного решением от 28.06.2011г. установлено, что ГП «Автовокзал «Калуга» и ОАО «РСТК»  допущено нарушение  пункта 5 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ), выразившееся в осуществлении  согласованных действий, которые привели к навязыванию потенциальному пассажиру услуги добровольного страхования, которая не относится к договору перевозки, и в которой он не заинтересован.

 

Частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий как в отношении юридических лиц, так в отношении должностных лиц.

На основании вышеизложенного, устанавливается событие административного правонарушения, ответственность  за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Временем совершения правонарушения является время реализации гр-нам /…/ проездных билетов вместе с полисами добровольного страхований, т.е. временем оказания указанным лицам страховых услуг которые не относятся к договору перевозки и в которых они не заинтересованы, а именно 19.01.2011г., 22.04.2011г., и 03.05.2011г. 

Местом совершения административного правонарушения является место осуществления реализации полисов добровольного страхования – г. Калуга, пл. Вокзальная, 3.

/…/

На момент совершения правонарушения должностным лицом ГП «Автовокзал «Калуга» являлся /…/

Таким образом, устанавливается субъект административного правонарушения должностное лицо ГП «Автовокзал «Калуга» /…/.

/…/ не предвидел возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя мог и должен был их предвидеть, соответственно правонарушение совершено по неосторожности.

Исходя из вышеизложенного, Силаевым /…/ совершено административное правонарушение, выразившееся в совершении в качестве должностного лица ГП «Автовокзал «Калуга» согласованных действий с ОАО «РСТК»  по навязыванию потенциальному пассажиру услуги добровольного страхования, которая не относится к договору перевозки, и в которой он не заинтересован,, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

 

С учетом характера административного правонарушения и обстоятельств дела, оснований для прекращения производства по делу по малозначительности не усматривается.

Учитывая характер совершенного правонарушения, форму вины, личность /…/, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, считаю необходимым наложить на /…/ административный штраф в наименьшем размере в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 14.32 КоАП.

Руководствуясь частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Привлечь /…/ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере: 20 000 (Двадцать тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Код бюджетной классификации 161 1160 2010 01 0000140

Получатель УФК по Калужской области (Калужское УФАС России)

ИНН 4026003620 КПП 402701001

ОКАТО 29401000000

Расчетный счет: 40101810500000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Калужской области г.Калуга

БИК 042908001

Назначение платежа: административный штраф по делу №04-09а/2012 об административном правонарушении.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, надлежит направить в адрес Калужского УФАС России.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в порядке, установленном статьями 30.1-30.3 КоАП РФ.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-09а/2012 [format] => [safe_value] => 04-09а/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Калужское УФАС России привлекло должностное лицо ГП «Автовокзал «Калуга» к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ

Калужским УФАС России, в соответствии с Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, на должностное лицо ГП «Автовокзал «Калуга» в соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложен штраф в размере 20000 (Двадцать тысяч) рублей.

[format] => full_html [safe_value] =>

Калужское УФАС России привлекло должностное лицо ГП «Автовокзал «Калуга» к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ

Калужским УФАС России, в соответствии с Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, на должностное лицо ГП «Автовокзал «Калуга» в соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложен штраф в размере 20000 (Двадцать тысяч) рублей.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-06 07:52:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-06 07:52:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1333094041 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калужское УФАС России )