Решение по делу № 04-71/2011 о нарушении антимонопольного законодательства

Сфера деятельности: Электроэнергетика
Номер дела: № 04-71/2011
Дата публикации: 19 октября 2011, 00:00

 

РЕШЕНИЕ

 

 

«19» октября  2011 г.                                                                                                          г. Калуга

 

 

Резолютивная часть решения объявлена «06» октября  2011 года

Полный текст решения изготовлен «19» октября  2011 года

 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе /…/ (далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 04-71/2011 по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (юридический адрес- 603950, г.Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33, ИНН 5260200603)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителей  ОАО «МРСК Центра и Приволжья» /…/ (по доверенности от 20.12.2010г.) и  /…/ (по доверенности  от 20.12.2010г.), в отсутствии представителя /…/ уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступило заявление (вх. №2877 от 28.07.2011г.)  /…/ (далее также Заявитель) о невыполнении  ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (далее по тексту ОАО «МРСК Центра и Приволжья», Сетевая организация, Ответчик) своих обязательств по рассмотрению заявки на осуществление технологического присоединения.

Исходя из указанного заявления, следует, что 19.04.2011 /…/ подало в ОАО «МРСК Центра и Приволжья»  заявку  на технологическое присоединение энергопринимающих устройств расположенных  по адресу Дзержинский район, п. Товарково, микрорайон Промышленный 3.

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства 27.12.2004 г. №861 (далее Правила) сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки. Между тем, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» направило заявителю проект договора на технологическое присоединение лишь 12.08.2011, что существенно нарушает сроки рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям, тем самым,  увеличивая сроки осуществления технологического присоединения и  ущемляя интересы заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исследовав представленные материалы, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела № 04-71/2011 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра и Приволжья» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем не рассмотрения заявки  /…/  на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, повлекшее ущемление интересов Заявителя.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»  оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» является сетевой организацией, т.е. осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии, что подтверждается Реестром субъектов естественной монополии (Приказ ФСТ России от 27.06.2008 № 236-э), а также Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 17 мая 2011 года №55-эк  "О долгосрочных тарифах на услуги по передаче электрической энергии, необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования для ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Калугаэнерго", применяющего метод доходности инвестированного капитала"

Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности принадлежащих ему электрических сетей.

Вместе с тем процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют  в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

На основании части 2 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

По смыслу указанных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только одна единственная сетевая организация, в которую обратилось заинтересованное лицо.

При этом наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельно рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора об осуществлении технологического присоединения сетевой организацией, в которую подана заявка, и обусловив возможность заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии необходимостью заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

С учетом положений, указанных выше, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и связанных с ним рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств  к  своим электрическим сетям.

 Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по не рассмотрению заявления /…/ на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, повлекшее ущемление интересов Заявителя, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в соответствии c Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок») юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Исходя из объяснений ОАО «МРСК Центра и Приволжья», следует, что не соблюдение сроков рассмотрения заявки /…/ было вызвано следующим. 19 апреля 2011 Заявитель подал в ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заявку на осуществление технологического  присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих /…/. В связи с тем, что для осуществления указанного технологического присоединения было необходимо сооружение новых распределительных сетей, строительство которых не включено в Инвестиционную программу, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» был организован переговорный процесс с Заявителем, основным вопросом которого являлся выбор одного из возможных вариантов технологического присоединения. Только после урегулирования указанного вопроса 11.08.2011 Сетевая организация смогла обратиться в орган регулирования для утверждения индивидуального тарифа на технологическое присоединение энергопринимающих устройств /…/. 20.09.2011г. после установления  Министерством конкурентной политики и тарифов платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту ОАО «МРСК Центра и Приволжья» направило Заявителю проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия.

Рассмотрев доводы ОАО «МРСК Центра и Приволжья», Комиссия Калужского УФАС России не находит их состоятельными по следующим обстоятельствам.

В соответствии с п.30 Правил технологическое  присоединение по индивидуальному проекту осуществляется только в случае отсутствия у сетевой организации технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке.

Критерии наличия технической возможности предусмотрены п.28 Правил, к которым в частности отнесены:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;

б) отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

В случае несоблюдения любого из указанных критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует (пункт 29 Правил).

Между тем,  в ходе рассмотрения дела Ответчик не представил Комиссии Калужского УФАС России сведений  о том, какой именно критерий наличия технической возможности технологического присоединения  отсутствовал по технологическому присоединению энергопринимающих объектов /…/.

Пунктом  30.1 Правил предусмотрено, что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Комиссия Калужского УФАС России отмечает, что указанная норма не предусматривает возможность отсрочки срока направления сетевой организацией заявления об установлении платы за технологическое присоединение, в том числе и по основаниям ведения с Заявителями каких-либо переговоров.

Из объяснений  генерального директора /…/  /…/ следует, что несоблюдение Ответчиком установленных законом сроков рассмотрения заявки на осуществление технологического ущемило интересы Заявителя, необоснованно затянув процесс осуществления технологического присоединения.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» нарушив сроки рассмотрения заявки /…/ на осуществление технологического присоединения злоупотребило своим доминирующим положением, ущемив своими действиями интересы Заявителя.

Между тем в рамках рассмотрения дела было установлено, что 20.09.2011г. Ответчиком в адрес /…/ был направлен проект договора на осуществление технологического присоединения, согласно пункту 2.3.6 которого срок выполнения Сетевой организацией мероприятий по фактическому присоединению установлен не позднее 15 апреля 2013 года и включает в себя период просрочки рассмотрения заявки на осуществление технологического присоединения, а также направления в регулирующий орган заявления об установлении платы за технологическое присоединение.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья»  добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства, а также его последствия, в связи с чем, Комиссия Калужского УФАС России усматривает основание для прекращения дела.

 

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» выразившиеся в злоупотреблении доминирующем положением путем нарушения сроков рассмотрения заявления /…/ на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, повлекшее ущемление интересов данного лица, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрения дела № 04-71/2011 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра и Приволжья»   в связи добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

 

 

 

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6630 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-71/2011 о нарушении антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6630 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326269886 [changed] => 1370529003 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529003 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

 

«19» октября  2011 г.                                                                                                          г. Калуга

 

 

Резолютивная часть решения объявлена «06» октября  2011 года

Полный текст решения изготовлен «19» октября  2011 года

 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе /…/ (далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 04-71/2011 по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (юридический адрес- 603950, г.Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33, ИНН 5260200603)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителей  ОАО «МРСК Центра и Приволжья» /…/ (по доверенности от 20.12.2010г.) и  /…/ (по доверенности  от 20.12.2010г.), в отсутствии представителя /…/ уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступило заявление (вх. №2877 от 28.07.2011г.)  /…/ (далее также Заявитель) о невыполнении  ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (далее по тексту ОАО «МРСК Центра и Приволжья», Сетевая организация, Ответчик) своих обязательств по рассмотрению заявки на осуществление технологического присоединения.

Исходя из указанного заявления, следует, что 19.04.2011 /…/ подало в ОАО «МРСК Центра и Приволжья»  заявку  на технологическое присоединение энергопринимающих устройств расположенных  по адресу Дзержинский район, п. Товарково, микрорайон Промышленный 3.

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства 27.12.2004 г. №861 (далее Правила) сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки. Между тем, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» направило заявителю проект договора на технологическое присоединение лишь 12.08.2011, что существенно нарушает сроки рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям, тем самым,  увеличивая сроки осуществления технологического присоединения и  ущемляя интересы заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исследовав представленные материалы, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела № 04-71/2011 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра и Приволжья» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем не рассмотрения заявки  /…/  на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, повлекшее ущемление интересов Заявителя.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»  оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» является сетевой организацией, т.е. осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии, что подтверждается Реестром субъектов естественной монополии (Приказ ФСТ России от 27.06.2008 № 236-э), а также Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 17 мая 2011 года №55-эк  "О долгосрочных тарифах на услуги по передаче электрической энергии, необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования для ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Калугаэнерго", применяющего метод доходности инвестированного капитала"

Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности принадлежащих ему электрических сетей.

Вместе с тем процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют  в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

На основании части 2 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

По смыслу указанных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только одна единственная сетевая организация, в которую обратилось заинтересованное лицо.

При этом наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельно рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора об осуществлении технологического присоединения сетевой организацией, в которую подана заявка, и обусловив возможность заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии необходимостью заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

С учетом положений, указанных выше, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и связанных с ним рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств  к  своим электрическим сетям.

 Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по не рассмотрению заявления /…/ на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, повлекшее ущемление интересов Заявителя, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в соответствии c Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок») юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Исходя из объяснений ОАО «МРСК Центра и Приволжья», следует, что не соблюдение сроков рассмотрения заявки /…/ было вызвано следующим. 19 апреля 2011 Заявитель подал в ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заявку на осуществление технологического  присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих /…/. В связи с тем, что для осуществления указанного технологического присоединения было необходимо сооружение новых распределительных сетей, строительство которых не включено в Инвестиционную программу, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» был организован переговорный процесс с Заявителем, основным вопросом которого являлся выбор одного из возможных вариантов технологического присоединения. Только после урегулирования указанного вопроса 11.08.2011 Сетевая организация смогла обратиться в орган регулирования для утверждения индивидуального тарифа на технологическое присоединение энергопринимающих устройств /…/. 20.09.2011г. после установления  Министерством конкурентной политики и тарифов платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту ОАО «МРСК Центра и Приволжья» направило Заявителю проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия.

Рассмотрев доводы ОАО «МРСК Центра и Приволжья», Комиссия Калужского УФАС России не находит их состоятельными по следующим обстоятельствам.

В соответствии с п.30 Правил технологическое  присоединение по индивидуальному проекту осуществляется только в случае отсутствия у сетевой организации технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке.

Критерии наличия технической возможности предусмотрены п.28 Правил, к которым в частности отнесены:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;

б) отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

В случае несоблюдения любого из указанных критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует (пункт 29 Правил).

Между тем,  в ходе рассмотрения дела Ответчик не представил Комиссии Калужского УФАС России сведений  о том, какой именно критерий наличия технической возможности технологического присоединения  отсутствовал по технологическому присоединению энергопринимающих объектов /…/.

Пунктом  30.1 Правил предусмотрено, что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Комиссия Калужского УФАС России отмечает, что указанная норма не предусматривает возможность отсрочки срока направления сетевой организацией заявления об установлении платы за технологическое присоединение, в том числе и по основаниям ведения с Заявителями каких-либо переговоров.

Из объяснений  генерального директора /…/  /…/ следует, что несоблюдение Ответчиком установленных законом сроков рассмотрения заявки на осуществление технологического ущемило интересы Заявителя, необоснованно затянув процесс осуществления технологического присоединения.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» нарушив сроки рассмотрения заявки /…/ на осуществление технологического присоединения злоупотребило своим доминирующим положением, ущемив своими действиями интересы Заявителя.

Между тем в рамках рассмотрения дела было установлено, что 20.09.2011г. Ответчиком в адрес /…/ был направлен проект договора на осуществление технологического присоединения, согласно пункту 2.3.6 которого срок выполнения Сетевой организацией мероприятий по фактическому присоединению установлен не позднее 15 апреля 2013 года и включает в себя период просрочки рассмотрения заявки на осуществление технологического присоединения, а также направления в регулирующий орган заявления об установлении платы за технологическое присоединение.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья»  добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства, а также его последствия, в связи с чем, Комиссия Калужского УФАС России усматривает основание для прекращения дела.

 

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» выразившиеся в злоупотреблении доминирующем положением путем нарушения сроков рассмотрения заявления /…/ на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, повлекшее ущемление интересов данного лица, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрения дела № 04-71/2011 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра и Приволжья»   в связи добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

 

 

 

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

 

«19» октября  2011 г.                                                                                                          г. Калуга

 

 

Резолютивная часть решения объявлена «06» октября  2011 года

Полный текст решения изготовлен «19» октября  2011 года

 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе /…/ (далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 04-71/2011 по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (юридический адрес- 603950, г.Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33, ИНН 5260200603)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителей  ОАО «МРСК Центра и Приволжья» /…/ (по доверенности от 20.12.2010г.) и  /…/ (по доверенности  от 20.12.2010г.), в отсутствии представителя /…/ уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступило заявление (вх. №2877 от 28.07.2011г.)  /…/ (далее также Заявитель) о невыполнении  ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (далее по тексту ОАО «МРСК Центра и Приволжья», Сетевая организация, Ответчик) своих обязательств по рассмотрению заявки на осуществление технологического присоединения.

Исходя из указанного заявления, следует, что 19.04.2011 /…/ подало в ОАО «МРСК Центра и Приволжья»  заявку  на технологическое присоединение энергопринимающих устройств расположенных  по адресу Дзержинский район, п. Товарково, микрорайон Промышленный 3.

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства 27.12.2004 г. №861 (далее Правила) сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки. Между тем, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» направило заявителю проект договора на технологическое присоединение лишь 12.08.2011, что существенно нарушает сроки рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям, тем самым,  увеличивая сроки осуществления технологического присоединения и  ущемляя интересы заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исследовав представленные материалы, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела № 04-71/2011 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра и Приволжья» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем не рассмотрения заявки  /…/  на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, повлекшее ущемление интересов Заявителя.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»  оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

ОАО «МРСК Центра и Приволжья» является сетевой организацией, т.е. осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии, что подтверждается Реестром субъектов естественной монополии (Приказ ФСТ России от 27.06.2008 № 236-э), а также Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 17 мая 2011 года №55-эк  "О долгосрочных тарифах на услуги по передаче электрической энергии, необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования для ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Калугаэнерго", применяющего метод доходности инвестированного капитала"

Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности принадлежащих ему электрических сетей.

Вместе с тем процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют  в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

На основании части 2 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

По смыслу указанных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только одна единственная сетевая организация, в которую обратилось заинтересованное лицо.

При этом наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельно рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора об осуществлении технологического присоединения сетевой организацией, в которую подана заявка, и обусловив возможность заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии необходимостью заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

С учетом положений, указанных выше, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и связанных с ним рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств  к  своим электрическим сетям.

 Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по не рассмотрению заявления /…/ на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, повлекшее ущемление интересов Заявителя, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в соответствии c Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок») юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Исходя из объяснений ОАО «МРСК Центра и Приволжья», следует, что не соблюдение сроков рассмотрения заявки /…/ было вызвано следующим. 19 апреля 2011 Заявитель подал в ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заявку на осуществление технологического  присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих /…/. В связи с тем, что для осуществления указанного технологического присоединения было необходимо сооружение новых распределительных сетей, строительство которых не включено в Инвестиционную программу, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» был организован переговорный процесс с Заявителем, основным вопросом которого являлся выбор одного из возможных вариантов технологического присоединения. Только после урегулирования указанного вопроса 11.08.2011 Сетевая организация смогла обратиться в орган регулирования для утверждения индивидуального тарифа на технологическое присоединение энергопринимающих устройств /…/. 20.09.2011г. после установления  Министерством конкурентной политики и тарифов платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту ОАО «МРСК Центра и Приволжья» направило Заявителю проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия.

Рассмотрев доводы ОАО «МРСК Центра и Приволжья», Комиссия Калужского УФАС России не находит их состоятельными по следующим обстоятельствам.

В соответствии с п.30 Правил технологическое  присоединение по индивидуальному проекту осуществляется только в случае отсутствия у сетевой организации технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке.

Критерии наличия технической возможности предусмотрены п.28 Правил, к которым в частности отнесены:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;

б) отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

В случае несоблюдения любого из указанных критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует (пункт 29 Правил).

Между тем,  в ходе рассмотрения дела Ответчик не представил Комиссии Калужского УФАС России сведений  о том, какой именно критерий наличия технической возможности технологического присоединения  отсутствовал по технологическому присоединению энергопринимающих объектов /…/.

Пунктом  30.1 Правил предусмотрено, что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Комиссия Калужского УФАС России отмечает, что указанная норма не предусматривает возможность отсрочки срока направления сетевой организацией заявления об установлении платы за технологическое присоединение, в том числе и по основаниям ведения с Заявителями каких-либо переговоров.

Из объяснений  генерального директора /…/  /…/ следует, что несоблюдение Ответчиком установленных законом сроков рассмотрения заявки на осуществление технологического ущемило интересы Заявителя, необоснованно затянув процесс осуществления технологического присоединения.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» нарушив сроки рассмотрения заявки /…/ на осуществление технологического присоединения злоупотребило своим доминирующим положением, ущемив своими действиями интересы Заявителя.

Между тем в рамках рассмотрения дела было установлено, что 20.09.2011г. Ответчиком в адрес /…/ был направлен проект договора на осуществление технологического присоединения, согласно пункту 2.3.6 которого срок выполнения Сетевой организацией мероприятий по фактическому присоединению установлен не позднее 15 апреля 2013 года и включает в себя период просрочки рассмотрения заявки на осуществление технологического присоединения, а также направления в регулирующий орган заявления об установлении платы за технологическое присоединение.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья»  добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства, а также его последствия, в связи с чем, Комиссия Калужского УФАС России усматривает основание для прекращения дела.

 

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» выразившиеся в злоупотреблении доминирующем положением путем нарушения сроков рассмотрения заявления /…/ на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, повлекшее ущемление интересов данного лица, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрения дела № 04-71/2011 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра и Приволжья»   в связи добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

 

 

 

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 04-71/2011 [format] => [safe_value] => № 04-71/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-18 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-18 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326269886 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калужское УФАС России )