Правительство Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал» признаны нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Дата публикации: 16 февраля 2011, 20:45

 

РЕШЕНИЕ

«16» февраля 2011 года                                                                                       г. Калуга

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» февраля  2011 года.
        В полном объеме решение изготовлено «16» февраля  2011 года.  

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя Калужского УФАС России <……>, членов Комиссии -  начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России <……>, заместителя начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России   <……>,  специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля органов власти и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках Калужского УФАС России <……>.,           

в присутствии представителей Правительства Калужской области – <……> (доверенность от <……>),  <……> (доверенность <……>), министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области – <……> (доверенность от <……>), ООО «Калужский областной водоканал» - <……>  (доверенность <……>), <……>  (доверенность <……>), <……> (доверенность от <……> ), в отсутствии надлежащим образом уведомленных МУП «Ермолинские тепловые сети» и МУП «Тарусажилдорстрой-Заказчик»,

рассмотрев дело № 02-84/2010 по признакам нарушения Правительством Калужской области    части 1 статьи 15 и Правительством Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал»   статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключение противоречащего антимонопольному законодательству соглашения от 26.05.2008 № 36, Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

По поручению Прокуратуры Калужской области (вх. от 09.12.2010 № 4634) Калужским УФАС России проведена проверка  на предмет соответствия законодательству о защите конкуренции соглашений о сотрудничестве между Правительством Калужской области, ООО «Росводоканал», ООО «Калужский областной водоканал», по результатам которой установлено, что 26.05.2008 между Правительством Калужской области (далее – Правительство), ООО «Калужский областной водоканал» (далее – Общество, Водоканал) заключено соглашение   № 36   о сотрудничестве в организации эффективной системы водоснабжения и водоотведения в Калужской области   (далее – Соглашение).

Предметом указанного Соглашения является, сотрудничество сторон в целях эффективной организации водопроводно-канализационного хозяйства Калужской области, а также управления системами водоснабжения и водоотведения Калужской области, их реконструкции, развития и модернизации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калужской области, а также в соответствии с условиями заключенного Соглашения.

Оценив  условия данного Соглашения на предмет соответствия Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Калужским УФАС России на основании Приказа от 24.12.2010 № 296 возбужденно дело № 02-84/2010 по признакам нарушения Правительством Калужской области  части 1 статьи 15 и Правительством Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключение противоречащего антимонопольному законодательству соглашения от 26.05.2008 № 36.

Кроме того, в адрес Калужского УФАС России поступили заявления Муниципального унитарного предприятия «Ермолинские тепловые сети» (исх. 23.12.2010 № 212) и Муниципального унитарного предприятии «Тарусажилдорстрой-Заказчик» (исх. от 23.12.2010 № 1025) из содержания которых следует, что установление в соглашении обязанности регулирующего органа предусматривать норму прибыли для Водоканала не менее 3% от выручки от тарифов на водоснабжение и водоотведение противоречит действующему законодательству.

Полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела,  представленные  доказательства и оценив их в соответствии с действующем законодательством, а также заслушав лиц участвующих в рассмотрении дела № 02-84/2010, Комиссия Калужского УФАС России  приходит к следующему.

02.08.2005 года между Правительством Калужской области и ООО «Росводоканал» в рамках государственно-частного партнёрства  было заключено Соглашение № 35 о сотрудничестве. 

06.05.2008 подписано соглашение № 36 (новая редакция соглашения № 35) о сотрудничестве в организации эффективной системы водоснабжения и водоотведения в Калужской области, сторонами по которому выступили ООО «Калужский  областной водоканал» и Правительство Калужской области.

В соответствие с данным Соглашением ООО «Калужский  областной водоканал»  обязано бесперебойно предоставлять  услуги водоснабжения и водоотведения потребителям Калужской области, а также «обеспечить эффективную эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения Калужской области».

 Данное соглашение заключено по инициативе Общества, в соответствии с представленным им текстом, что подтверждается ответом Правительства от 31.01.2011 № 01-26/288-11  и не оспаривалось Водоканалом при рассмотрении дела.

С иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области, Правительством подобные соглашения не заключались, что подтверждено ответом Правительства (от 31.01.2011 № 01-26/288-11).

Так, пунктом 6.3 заключенного Соглашения закреплено, что до установления тарифов на товары и услуги водоснабжения и водоотведения Водоканал обязуется согласовать проект производственной программы с Правительством. При согласовании производственной программы Стороны, не ограничиваясь, обязуются включать в расходы по ее реализации:

-         стоимость капитального ремонта арендованных объектов (в соответствии с планом проведения капитальных ремонтов);

-         стоимость текущего ремонта арендованных объектов;

-          расходы по оплате труда работников Водоканала, установленные в соответствии с требованиями отраслевых тарифных соглашений;

-         расходы по страхованию арендованных объектов;

-         расходы по привлечению и обслуживанию заемных средств и выплаты основанной суммы задолженности.

Пунктом 6.4. Соглашения установлено, что после согласования производственной программы и расчетов тарифов Водоканал предоставляет производственную программу Регулирующему органу для установления тарифов.

А также, пунктом 6.5 Соглашения предусмотрено, что в целях реализации данного соглашения тарифы, установленные регулирующим органом, принимаются в срок, определенный законодательством, и должны покрывать экономически обоснованные затраты Водоканала, а также  предусматривать норму прибыли Водоканала в размере не менее 3% от выручки от тарифов на водоснабжение и водоотведение.

Порядок регулирования и установления тарифов для организаций коммунального комплекса определен Федеральным законом от 30.12.2004 №  210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

 В соответствии с частью 1 статьи 9  Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ  «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (ред. от 18.10.2007) регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

В соответствии с пунктом 1.5 Положения о министерстве конкурентной политики и тарифов Калужской области (далее – МКПиТ), утвержденного Постановлением Правительства Калужской области от 04.04.2007 № 88 «О министерстве конкурентной политики и тарифов Калужской области»  (далее – Положение о МКПиТ) МКПиТ  является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области на осуществление функций по государственному регулированию цен (тарифов) на товары, работы, услуги в случаях, установленных законодательством.

Правительство Калужской области в соответствии со статьей 1 Закона Калужской области от 26.09.1996 № 51 является высшим исполнительным органом государственной власти Калужской области и из содержания статьи 4 данного закона не следует, что к вопросам ведения Правительства относится согласовании производственных программ организаций коммунального комплекса.

 Ни Федеральный закон  от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в т.ч. в ред. от 18.10.2007) ни  иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и Калужской области не наделяют Правительство Калужской области полномочиями по согласованию производственных программ организаций образующих инфраструктуру коммунального комплекса.

Однако, пунктом 6.3 заключенного Соглашения данное согласование предусмотрено, и лишь после согласования производственной программы и расчетов тарифов с Правительством Калужской области Водоканал предоставляет производственную программу Регулирующему органу для установления тарифов (пункт 6.4 Соглашения) осуществление такого согласование приводит или может привести к ограничению конкуренции, так как Правительство получает возможность влиять на устанавливаемые регулирующим органом тарифы для Общества, что предоставляет ему более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, а также может повлечь необоснованность устанавливаемых для Общества тарифов.

Исходя из содержания ответа Общества (исх. от 31.01.2011 № 485) следует, что тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения принимаются министерством конкурентной политики и тарифов в соответствии и в порядке установленным действующем законодательством, однако указанное

 Статьей 3 Федерального закона  от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»   определены  общие принципы регулирования тарифов и надбавок, в том числе: 

- достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;

- установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;

 - полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.

Под финансовыми потребностями организации коммунального комплекса понимаются, расчетные значения объема денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса по тарифам и надбавкам, которые необходимы для выполнения производственной программы и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры.

 Указанным Федеральным законом не предусмотрено установление определенной нормы прибыли  от выручки от тарифов на водоснабжение и водоотведение в размере фиксированного процента, вне зависимости от экономической обоснованности устанавливаемого тарифа, для отдельных хозяйствующих субъектов.

Устанавливаемые для хозяйствующих субъектов тарифы должны быть экономически обоснованными и соответствовать действующему законодательству, наличие Соглашения между хозяйствующим субъектом и органом власти  не должно создавать возможность для данного субъекта получения каких либо преимуществ при установлении и согласовании ему тарифов. 

Установление в соглашении критерия согласно которого для Водоканала должна быть предусмотрена норма прибыли в размере не менее 3% от выручки от тарифов на водоснабжение и водоотведение, с учетом определения конкретных расходов включаемых в устанавливаемый тариф (пункт 6.3 Соглашения) может привести к тому, что расчеты соответствующих тарифов будут экономически не обоснованными, что предоставляет Водоканалу более выгодные условия деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам и приводит (может привести) к ограничению  конкуренции на данном товарном рынке.

В результате вышеизложенных обстоятельств Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующим выводам:

1. Установление обязанности согласования с Правительством Калужской  области производственной программы (пункт 6.3 Соглашения) не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Калужской области и Правительство Калужской области не наделено полномочиями по согласованию производственных программ. Осуществление такого согласование приводит или может привести к ограничению конкуренции, так как Правительство получает возможность в одностороннем порядке влиять на устанавливаемые регулирующим органом тарифы для Общества, что предоставляет ему более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке.

2.  Закрепление положения, согласно которому установленные тарифы   должны предусматривать норму прибыли Водоканала в размере не менее 3% от выручки от тарифов на водоснабжение и водоотведение (пункт 6.5 Соглашения), приводит к ограничению конкуренции, так как указанная обязанность регулирующего органа не предусмотрена законодательством и применяется только в отношении одного хозяйствующего субъекта – ООО «Калужский областной водоканал».

    Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в т.ч. в ред. от 29.04.2008) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями,  осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые ими действия (бездействие), должны соответствовать положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Установленные в Соглашении условия, не предусмотренные действующим законодательством, могут влиять на необоснованность устанавливаемых  для Водоканала тарифов. Следовательно, данное Соглашение заключено  в противоречие антимонопольному законодательству, а его реализация приводит (может привести) к ограничению конкуренции, т.к. предоставляют Водоканалу преимущества, которые обеспечивают ему по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке.

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации  и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения   приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Соглашением, в соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Заключенное Соглашение подпадает под понятие, данное в статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  Наличие либо угроза наступления негативных последствий в результате заключения таких соглашений не является основополагающим фактом для признания соглашения не соответствующим антимонопольному законодательству  и не требует отдельного доказывания. Сам факт заключения соглашения, реализация которого может привести к ограничению конкуренции, является основанием для признания Соглашения нарушающим антимонопольное законодательство.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов (индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход) при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общих условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Вышеназванные положения Соглашения ограничивают конкуренцию на соответствующем товарном рынке, что подтверждено материалами дела, в том числе поступившими в адрес Калужского УФАС России заявлениями муниципальных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Калужской области.

Кроме того, в соответствии с приказом Калужского УФАС России от 05.02.2007 № 6 ООО «Калужский областной водоканал» внесен в реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на соответствующем рынке (распределение воды (41.00.2) более 35%. В настоящее время хозяйствующий субъект занимает долю более 65%.

            Оценив все вышеизложенные обстоятельства,  Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении ООО «Калужским областной водоканал» и Правительством Калужской области статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Совершенное ответчиками по делу деяние выразилось в заключении Соглашения, которое устанавливает иной порядок установления тарифов для организации коммунального комплекса и представляет Водоканалу преимущества при осуществлении хозяйственной деятельности, что приводит или может привести к ограничении конкуренции.  

При рассмотрении дела ответчиками по делу (Правительство Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал») не представлено документов, сведений, свидетельствующих о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, в связи, с чем основания для прекращения дела № 02-84/2010 на основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

С учетом установленных обстоятельств дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48,  частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения Правительством Калужской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  осуществлении действий  которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

            2. Признать факт нарушения Правительством Калужской области  и ООО «Калужский областной водоканал» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении   соглашения от 26.05.2008 № 36 пункты 6.3, 6.4, 6.5 которого противоречат антимонопольному законодательству и приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

            3. Выдать в отношении Правительства Калужской области  предписание о совершении действий направленных на обеспечении конкуренции, об изменении соглашения нарушающего антимонопольное законодательство, путем внесения изменений в пункты  6.3, 6.4, 6.5 соглашения от 26.05.2008 № 36 и приведения их в соответствие с антимонопольным законодательством.

            4. Выдать в отношении ООО «Калужский областной водоканал»  предписание о совершении действий направленных на обеспечении конкуренции, путем внесения изменений в пункты  6.3, 6.4, 6.5 соглашения от 26.05.2008 № 36 и приведения их в соответствие с антимонопольным законодательством.

 

Председатель Комиссии                

 

Члены Комиссии:                           

 

 

 

_____________

 

_____________

 

_____________

 

______________

 

 <……>

 

 <……>

 

 <……>

 

 <……>

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 1

 

«16» февраля 2011 г.                                                                                                    г. Калуга            

 Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя Калужского УФАС России Велема С.И., членов Комиссии -  начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России Гаранина В.А., заместителя начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России   Магера А.А.,  специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля органов власти и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках Калужского УФАС России Прысевой Ю.А.,             

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50, Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» на основании своего решения от «16» февраля 2011 года  по делу № 02-845/2010 о нарушении Правительством Калужской области части 1 статьи 15 и Правительством Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключение противоречащего антимонопольному законодательству соглашения от 26.05.2008 № 36,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

            Правительству Калужской области в срок до «02» марта 2011 года прекратить нарушение части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении действий  которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, а равно в заключении соглашения от 26.05.2008 № 36 пункты 6.3, 6.4, 6.5 которого противоречат антимонопольному законодательству и приводят или могут привести к ограничению конкуренции,

  а именно: совершить действия направленные на обеспечение конкуренции, об изменении соглашения нарушающего антимонопольное законодательство, путем внесения изменений в пункты  6.3, 6.4, 6.5 соглашения от 26.05.2008 № 36 и приведения их в соответствие с антимонопольным законодательством.

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии

                                  

<……>

Члены Комиссии:   

                                  

<……>

 

                                  

<……>

 

                                  

 <……>

 

           Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного

ПРЕДПИСАНИЕ № 2

 

«16» февраля 2011 г.                                                                                                    г. Калуга            

 Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя Калужского УФАС России <……>, членов Комиссии -  начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России <……>., заместителя начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России   <……>, специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля органов власти и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках Калужского УФАС России <……>,       

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50, Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» на основании своего решения от «16» февраля 2011 года  по делу № 02-845/2010 о нарушении Правительством Калужской области части 1 статьи 15 и Правительством Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключение противоречащего антимонопольному законодательству соглашения от 26.05.2008 № 36,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

            ООО «Калужский областной водоканал»  в срок до «02» марта 2011 года прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении  соглашения от 26.05.2008 № 36 пункты 6.3, 6.4, 6.5 которого противоречат антимонопольному законодательству и приводят или могут привести к ограничению конкуренции,

            а именно: совершить действия направленные на обеспечение конкуренции, путем внесения изменений в пункты  6.3, 6.4, 6.5 соглашения от 26.05.2008 № 36 и приведения их в соответствие с антимонопольным законодательством.

 

 

 О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии

                                  

<……>

Члены Комиссии:   

                                  

<……>

 

                                  

<……>

 

                                  

<……>

 

           Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 6210 [uid] => 1 [title] => Правительство Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал» признаны нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6210 [type] => solution [language] => ru [created] => 1297867504 [changed] => 1370529003 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529003 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

«16» февраля 2011 года                                                                                       г. Калуга

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» февраля  2011 года.
        В полном объеме решение изготовлено «16» февраля  2011 года.  

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя Калужского УФАС России <……>, членов Комиссии -  начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России <……>, заместителя начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России   <……>,  специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля органов власти и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках Калужского УФАС России <……>.,           

в присутствии представителей Правительства Калужской области – <……> (доверенность от <……>),  <……> (доверенность <……>), министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области – <……> (доверенность от <……>), ООО «Калужский областной водоканал» - <……>  (доверенность <……>), <……>  (доверенность <……>), <……> (доверенность от <……> ), в отсутствии надлежащим образом уведомленных МУП «Ермолинские тепловые сети» и МУП «Тарусажилдорстрой-Заказчик»,

рассмотрев дело № 02-84/2010 по признакам нарушения Правительством Калужской области    части 1 статьи 15 и Правительством Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал»   статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключение противоречащего антимонопольному законодательству соглашения от 26.05.2008 № 36, Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

По поручению Прокуратуры Калужской области (вх. от 09.12.2010 № 4634) Калужским УФАС России проведена проверка  на предмет соответствия законодательству о защите конкуренции соглашений о сотрудничестве между Правительством Калужской области, ООО «Росводоканал», ООО «Калужский областной водоканал», по результатам которой установлено, что 26.05.2008 между Правительством Калужской области (далее – Правительство), ООО «Калужский областной водоканал» (далее – Общество, Водоканал) заключено соглашение   № 36   о сотрудничестве в организации эффективной системы водоснабжения и водоотведения в Калужской области   (далее – Соглашение).

Предметом указанного Соглашения является, сотрудничество сторон в целях эффективной организации водопроводно-канализационного хозяйства Калужской области, а также управления системами водоснабжения и водоотведения Калужской области, их реконструкции, развития и модернизации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калужской области, а также в соответствии с условиями заключенного Соглашения.

Оценив  условия данного Соглашения на предмет соответствия Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Калужским УФАС России на основании Приказа от 24.12.2010 № 296 возбужденно дело № 02-84/2010 по признакам нарушения Правительством Калужской области  части 1 статьи 15 и Правительством Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключение противоречащего антимонопольному законодательству соглашения от 26.05.2008 № 36.

Кроме того, в адрес Калужского УФАС России поступили заявления Муниципального унитарного предприятия «Ермолинские тепловые сети» (исх. 23.12.2010 № 212) и Муниципального унитарного предприятии «Тарусажилдорстрой-Заказчик» (исх. от 23.12.2010 № 1025) из содержания которых следует, что установление в соглашении обязанности регулирующего органа предусматривать норму прибыли для Водоканала не менее 3% от выручки от тарифов на водоснабжение и водоотведение противоречит действующему законодательству.

Полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела,  представленные  доказательства и оценив их в соответствии с действующем законодательством, а также заслушав лиц участвующих в рассмотрении дела № 02-84/2010, Комиссия Калужского УФАС России  приходит к следующему.

02.08.2005 года между Правительством Калужской области и ООО «Росводоканал» в рамках государственно-частного партнёрства  было заключено Соглашение № 35 о сотрудничестве. 

06.05.2008 подписано соглашение № 36 (новая редакция соглашения № 35) о сотрудничестве в организации эффективной системы водоснабжения и водоотведения в Калужской области, сторонами по которому выступили ООО «Калужский  областной водоканал» и Правительство Калужской области.

В соответствие с данным Соглашением ООО «Калужский  областной водоканал»  обязано бесперебойно предоставлять  услуги водоснабжения и водоотведения потребителям Калужской области, а также «обеспечить эффективную эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения Калужской области».

 Данное соглашение заключено по инициативе Общества, в соответствии с представленным им текстом, что подтверждается ответом Правительства от 31.01.2011 № 01-26/288-11  и не оспаривалось Водоканалом при рассмотрении дела.

С иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области, Правительством подобные соглашения не заключались, что подтверждено ответом Правительства (от 31.01.2011 № 01-26/288-11).

Так, пунктом 6.3 заключенного Соглашения закреплено, что до установления тарифов на товары и услуги водоснабжения и водоотведения Водоканал обязуется согласовать проект производственной программы с Правительством. При согласовании производственной программы Стороны, не ограничиваясь, обязуются включать в расходы по ее реализации:

-         стоимость капитального ремонта арендованных объектов (в соответствии с планом проведения капитальных ремонтов);

-         стоимость текущего ремонта арендованных объектов;

-          расходы по оплате труда работников Водоканала, установленные в соответствии с требованиями отраслевых тарифных соглашений;

-         расходы по страхованию арендованных объектов;

-         расходы по привлечению и обслуживанию заемных средств и выплаты основанной суммы задолженности.

Пунктом 6.4. Соглашения установлено, что после согласования производственной программы и расчетов тарифов Водоканал предоставляет производственную программу Регулирующему органу для установления тарифов.

А также, пунктом 6.5 Соглашения предусмотрено, что в целях реализации данного соглашения тарифы, установленные регулирующим органом, принимаются в срок, определенный законодательством, и должны покрывать экономически обоснованные затраты Водоканала, а также  предусматривать норму прибыли Водоканала в размере не менее 3% от выручки от тарифов на водоснабжение и водоотведение.

Порядок регулирования и установления тарифов для организаций коммунального комплекса определен Федеральным законом от 30.12.2004 №  210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

 В соответствии с частью 1 статьи 9  Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ  «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (ред. от 18.10.2007) регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

В соответствии с пунктом 1.5 Положения о министерстве конкурентной политики и тарифов Калужской области (далее – МКПиТ), утвержденного Постановлением Правительства Калужской области от 04.04.2007 № 88 «О министерстве конкурентной политики и тарифов Калужской области»  (далее – Положение о МКПиТ) МКПиТ  является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области на осуществление функций по государственному регулированию цен (тарифов) на товары, работы, услуги в случаях, установленных законодательством.

Правительство Калужской области в соответствии со статьей 1 Закона Калужской области от 26.09.1996 № 51 является высшим исполнительным органом государственной власти Калужской области и из содержания статьи 4 данного закона не следует, что к вопросам ведения Правительства относится согласовании производственных программ организаций коммунального комплекса.

 Ни Федеральный закон  от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в т.ч. в ред. от 18.10.2007) ни  иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и Калужской области не наделяют Правительство Калужской области полномочиями по согласованию производственных программ организаций образующих инфраструктуру коммунального комплекса.

Однако, пунктом 6.3 заключенного Соглашения данное согласование предусмотрено, и лишь после согласования производственной программы и расчетов тарифов с Правительством Калужской области Водоканал предоставляет производственную программу Регулирующему органу для установления тарифов (пункт 6.4 Соглашения) осуществление такого согласование приводит или может привести к ограничению конкуренции, так как Правительство получает возможность влиять на устанавливаемые регулирующим органом тарифы для Общества, что предоставляет ему более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, а также может повлечь необоснованность устанавливаемых для Общества тарифов.

Исходя из содержания ответа Общества (исх. от 31.01.2011 № 485) следует, что тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения принимаются министерством конкурентной политики и тарифов в соответствии и в порядке установленным действующем законодательством, однако указанное

 Статьей 3 Федерального закона  от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»   определены  общие принципы регулирования тарифов и надбавок, в том числе: 

- достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;

- установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;

 - полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.

Под финансовыми потребностями организации коммунального комплекса понимаются, расчетные значения объема денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса по тарифам и надбавкам, которые необходимы для выполнения производственной программы и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры.

 Указанным Федеральным законом не предусмотрено установление определенной нормы прибыли  от выручки от тарифов на водоснабжение и водоотведение в размере фиксированного процента, вне зависимости от экономической обоснованности устанавливаемого тарифа, для отдельных хозяйствующих субъектов.

Устанавливаемые для хозяйствующих субъектов тарифы должны быть экономически обоснованными и соответствовать действующему законодательству, наличие Соглашения между хозяйствующим субъектом и органом власти  не должно создавать возможность для данного субъекта получения каких либо преимуществ при установлении и согласовании ему тарифов. 

Установление в соглашении критерия согласно которого для Водоканала должна быть предусмотрена норма прибыли в размере не менее 3% от выручки от тарифов на водоснабжение и водоотведение, с учетом определения конкретных расходов включаемых в устанавливаемый тариф (пункт 6.3 Соглашения) может привести к тому, что расчеты соответствующих тарифов будут экономически не обоснованными, что предоставляет Водоканалу более выгодные условия деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам и приводит (может привести) к ограничению  конкуренции на данном товарном рынке.

В результате вышеизложенных обстоятельств Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующим выводам:

1. Установление обязанности согласования с Правительством Калужской  области производственной программы (пункт 6.3 Соглашения) не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Калужской области и Правительство Калужской области не наделено полномочиями по согласованию производственных программ. Осуществление такого согласование приводит или может привести к ограничению конкуренции, так как Правительство получает возможность в одностороннем порядке влиять на устанавливаемые регулирующим органом тарифы для Общества, что предоставляет ему более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке.

2.  Закрепление положения, согласно которому установленные тарифы   должны предусматривать норму прибыли Водоканала в размере не менее 3% от выручки от тарифов на водоснабжение и водоотведение (пункт 6.5 Соглашения), приводит к ограничению конкуренции, так как указанная обязанность регулирующего органа не предусмотрена законодательством и применяется только в отношении одного хозяйствующего субъекта – ООО «Калужский областной водоканал».

    Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в т.ч. в ред. от 29.04.2008) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями,  осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые ими действия (бездействие), должны соответствовать положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Установленные в Соглашении условия, не предусмотренные действующим законодательством, могут влиять на необоснованность устанавливаемых  для Водоканала тарифов. Следовательно, данное Соглашение заключено  в противоречие антимонопольному законодательству, а его реализация приводит (может привести) к ограничению конкуренции, т.к. предоставляют Водоканалу преимущества, которые обеспечивают ему по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке.

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации  и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения   приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Соглашением, в соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Заключенное Соглашение подпадает под понятие, данное в статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  Наличие либо угроза наступления негативных последствий в результате заключения таких соглашений не является основополагающим фактом для признания соглашения не соответствующим антимонопольному законодательству  и не требует отдельного доказывания. Сам факт заключения соглашения, реализация которого может привести к ограничению конкуренции, является основанием для признания Соглашения нарушающим антимонопольное законодательство.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов (индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход) при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общих условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Вышеназванные положения Соглашения ограничивают конкуренцию на соответствующем товарном рынке, что подтверждено материалами дела, в том числе поступившими в адрес Калужского УФАС России заявлениями муниципальных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Калужской области.

Кроме того, в соответствии с приказом Калужского УФАС России от 05.02.2007 № 6 ООО «Калужский областной водоканал» внесен в реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на соответствующем рынке (распределение воды (41.00.2) более 35%. В настоящее время хозяйствующий субъект занимает долю более 65%.

            Оценив все вышеизложенные обстоятельства,  Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении ООО «Калужским областной водоканал» и Правительством Калужской области статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Совершенное ответчиками по делу деяние выразилось в заключении Соглашения, которое устанавливает иной порядок установления тарифов для организации коммунального комплекса и представляет Водоканалу преимущества при осуществлении хозяйственной деятельности, что приводит или может привести к ограничении конкуренции.  

При рассмотрении дела ответчиками по делу (Правительство Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал») не представлено документов, сведений, свидетельствующих о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, в связи, с чем основания для прекращения дела № 02-84/2010 на основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

С учетом установленных обстоятельств дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48,  частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения Правительством Калужской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  осуществлении действий  которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

            2. Признать факт нарушения Правительством Калужской области  и ООО «Калужский областной водоканал» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении   соглашения от 26.05.2008 № 36 пункты 6.3, 6.4, 6.5 которого противоречат антимонопольному законодательству и приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

            3. Выдать в отношении Правительства Калужской области  предписание о совершении действий направленных на обеспечении конкуренции, об изменении соглашения нарушающего антимонопольное законодательство, путем внесения изменений в пункты  6.3, 6.4, 6.5 соглашения от 26.05.2008 № 36 и приведения их в соответствие с антимонопольным законодательством.

            4. Выдать в отношении ООО «Калужский областной водоканал»  предписание о совершении действий направленных на обеспечении конкуренции, путем внесения изменений в пункты  6.3, 6.4, 6.5 соглашения от 26.05.2008 № 36 и приведения их в соответствие с антимонопольным законодательством.

 

Председатель Комиссии                

 

Члены Комиссии:                           

 

 

 

_____________

 

_____________

 

_____________

 

______________

 

 <……>

 

 <……>

 

 <……>

 

 <……>

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 1

 

«16» февраля 2011 г.                                                                                                    г. Калуга            

 Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя Калужского УФАС России Велема С.И., членов Комиссии -  начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России Гаранина В.А., заместителя начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России   Магера А.А.,  специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля органов власти и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках Калужского УФАС России Прысевой Ю.А.,             

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50, Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» на основании своего решения от «16» февраля 2011 года  по делу № 02-845/2010 о нарушении Правительством Калужской области части 1 статьи 15 и Правительством Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключение противоречащего антимонопольному законодательству соглашения от 26.05.2008 № 36,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

            Правительству Калужской области в срок до «02» марта 2011 года прекратить нарушение части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении действий  которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, а равно в заключении соглашения от 26.05.2008 № 36 пункты 6.3, 6.4, 6.5 которого противоречат антимонопольному законодательству и приводят или могут привести к ограничению конкуренции,

  а именно: совершить действия направленные на обеспечение конкуренции, об изменении соглашения нарушающего антимонопольное законодательство, путем внесения изменений в пункты  6.3, 6.4, 6.5 соглашения от 26.05.2008 № 36 и приведения их в соответствие с антимонопольным законодательством.

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии

                                  

<……>

Члены Комиссии:   

                                  

<……>

 

                                  

<……>

 

                                  

 <……>

 

           Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного

ПРЕДПИСАНИЕ № 2

 

«16» февраля 2011 г.                                                                                                    г. Калуга            

 Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя Калужского УФАС России <……>, членов Комиссии -  начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России <……>., заместителя начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России   <……>, специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля органов власти и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках Калужского УФАС России <……>,       

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50, Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» на основании своего решения от «16» февраля 2011 года  по делу № 02-845/2010 о нарушении Правительством Калужской области части 1 статьи 15 и Правительством Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключение противоречащего антимонопольному законодательству соглашения от 26.05.2008 № 36,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

            ООО «Калужский областной водоканал»  в срок до «02» марта 2011 года прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении  соглашения от 26.05.2008 № 36 пункты 6.3, 6.4, 6.5 которого противоречат антимонопольному законодательству и приводят или могут привести к ограничению конкуренции,

            а именно: совершить действия направленные на обеспечение конкуренции, путем внесения изменений в пункты  6.3, 6.4, 6.5 соглашения от 26.05.2008 № 36 и приведения их в соответствие с антимонопольным законодательством.

 

 

 О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии

                                  

<……>

Члены Комиссии:   

                                  

<……>

 

                                  

<……>

 

                                  

<……>

 

           Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

«16» февраля 2011 года                                                                                       г. Калуга

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» февраля  2011 года.
        В полном объеме решение изготовлено «16» февраля  2011 года.  

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя Калужского УФАС России <……>, членов Комиссии -  начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России <……>, заместителя начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России   <……>,  специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля органов власти и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках Калужского УФАС России <……>.,           

в присутствии представителей Правительства Калужской области – <……> (доверенность от <……>),  <……> (доверенность <……>), министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области – <……> (доверенность от <……>), ООО «Калужский областной водоканал» - <……>  (доверенность <……>), <……>  (доверенность <……>), <……> (доверенность от <……> ), в отсутствии надлежащим образом уведомленных МУП «Ермолинские тепловые сети» и МУП «Тарусажилдорстрой-Заказчик»,

рассмотрев дело № 02-84/2010 по признакам нарушения Правительством Калужской области    части 1 статьи 15 и Правительством Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал»   статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключение противоречащего антимонопольному законодательству соглашения от 26.05.2008 № 36, Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

По поручению Прокуратуры Калужской области (вх. от 09.12.2010 № 4634) Калужским УФАС России проведена проверка  на предмет соответствия законодательству о защите конкуренции соглашений о сотрудничестве между Правительством Калужской области, ООО «Росводоканал», ООО «Калужский областной водоканал», по результатам которой установлено, что 26.05.2008 между Правительством Калужской области (далее – Правительство), ООО «Калужский областной водоканал» (далее – Общество, Водоканал) заключено соглашение   № 36   о сотрудничестве в организации эффективной системы водоснабжения и водоотведения в Калужской области   (далее – Соглашение).

Предметом указанного Соглашения является, сотрудничество сторон в целях эффективной организации водопроводно-канализационного хозяйства Калужской области, а также управления системами водоснабжения и водоотведения Калужской области, их реконструкции, развития и модернизации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калужской области, а также в соответствии с условиями заключенного Соглашения.

Оценив  условия данного Соглашения на предмет соответствия Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Калужским УФАС России на основании Приказа от 24.12.2010 № 296 возбужденно дело № 02-84/2010 по признакам нарушения Правительством Калужской области  части 1 статьи 15 и Правительством Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключение противоречащего антимонопольному законодательству соглашения от 26.05.2008 № 36.

Кроме того, в адрес Калужского УФАС России поступили заявления Муниципального унитарного предприятия «Ермолинские тепловые сети» (исх. 23.12.2010 № 212) и Муниципального унитарного предприятии «Тарусажилдорстрой-Заказчик» (исх. от 23.12.2010 № 1025) из содержания которых следует, что установление в соглашении обязанности регулирующего органа предусматривать норму прибыли для Водоканала не менее 3% от выручки от тарифов на водоснабжение и водоотведение противоречит действующему законодательству.

Полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела,  представленные  доказательства и оценив их в соответствии с действующем законодательством, а также заслушав лиц участвующих в рассмотрении дела № 02-84/2010, Комиссия Калужского УФАС России  приходит к следующему.

02.08.2005 года между Правительством Калужской области и ООО «Росводоканал» в рамках государственно-частного партнёрства  было заключено Соглашение № 35 о сотрудничестве. 

06.05.2008 подписано соглашение № 36 (новая редакция соглашения № 35) о сотрудничестве в организации эффективной системы водоснабжения и водоотведения в Калужской области, сторонами по которому выступили ООО «Калужский  областной водоканал» и Правительство Калужской области.

В соответствие с данным Соглашением ООО «Калужский  областной водоканал»  обязано бесперебойно предоставлять  услуги водоснабжения и водоотведения потребителям Калужской области, а также «обеспечить эффективную эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения Калужской области».

 Данное соглашение заключено по инициативе Общества, в соответствии с представленным им текстом, что подтверждается ответом Правительства от 31.01.2011 № 01-26/288-11  и не оспаривалось Водоканалом при рассмотрении дела.

С иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области, Правительством подобные соглашения не заключались, что подтверждено ответом Правительства (от 31.01.2011 № 01-26/288-11).

Так, пунктом 6.3 заключенного Соглашения закреплено, что до установления тарифов на товары и услуги водоснабжения и водоотведения Водоканал обязуется согласовать проект производственной программы с Правительством. При согласовании производственной программы Стороны, не ограничиваясь, обязуются включать в расходы по ее реализации:

-         стоимость капитального ремонта арендованных объектов (в соответствии с планом проведения капитальных ремонтов);

-         стоимость текущего ремонта арендованных объектов;

-          расходы по оплате труда работников Водоканала, установленные в соответствии с требованиями отраслевых тарифных соглашений;

-         расходы по страхованию арендованных объектов;

-         расходы по привлечению и обслуживанию заемных средств и выплаты основанной суммы задолженности.

Пунктом 6.4. Соглашения установлено, что после согласования производственной программы и расчетов тарифов Водоканал предоставляет производственную программу Регулирующему органу для установления тарифов.

А также, пунктом 6.5 Соглашения предусмотрено, что в целях реализации данного соглашения тарифы, установленные регулирующим органом, принимаются в срок, определенный законодательством, и должны покрывать экономически обоснованные затраты Водоканала, а также  предусматривать норму прибыли Водоканала в размере не менее 3% от выручки от тарифов на водоснабжение и водоотведение.

Порядок регулирования и установления тарифов для организаций коммунального комплекса определен Федеральным законом от 30.12.2004 №  210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

 В соответствии с частью 1 статьи 9  Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ  «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (ред. от 18.10.2007) регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

В соответствии с пунктом 1.5 Положения о министерстве конкурентной политики и тарифов Калужской области (далее – МКПиТ), утвержденного Постановлением Правительства Калужской области от 04.04.2007 № 88 «О министерстве конкурентной политики и тарифов Калужской области»  (далее – Положение о МКПиТ) МКПиТ  является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области на осуществление функций по государственному регулированию цен (тарифов) на товары, работы, услуги в случаях, установленных законодательством.

Правительство Калужской области в соответствии со статьей 1 Закона Калужской области от 26.09.1996 № 51 является высшим исполнительным органом государственной власти Калужской области и из содержания статьи 4 данного закона не следует, что к вопросам ведения Правительства относится согласовании производственных программ организаций коммунального комплекса.

 Ни Федеральный закон  от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в т.ч. в ред. от 18.10.2007) ни  иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и Калужской области не наделяют Правительство Калужской области полномочиями по согласованию производственных программ организаций образующих инфраструктуру коммунального комплекса.

Однако, пунктом 6.3 заключенного Соглашения данное согласование предусмотрено, и лишь после согласования производственной программы и расчетов тарифов с Правительством Калужской области Водоканал предоставляет производственную программу Регулирующему органу для установления тарифов (пункт 6.4 Соглашения) осуществление такого согласование приводит или может привести к ограничению конкуренции, так как Правительство получает возможность влиять на устанавливаемые регулирующим органом тарифы для Общества, что предоставляет ему более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, а также может повлечь необоснованность устанавливаемых для Общества тарифов.

Исходя из содержания ответа Общества (исх. от 31.01.2011 № 485) следует, что тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения принимаются министерством конкурентной политики и тарифов в соответствии и в порядке установленным действующем законодательством, однако указанное

 Статьей 3 Федерального закона  от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»   определены  общие принципы регулирования тарифов и надбавок, в том числе: 

- достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;

- установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;

 - полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.

Под финансовыми потребностями организации коммунального комплекса понимаются, расчетные значения объема денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса по тарифам и надбавкам, которые необходимы для выполнения производственной программы и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры.

 Указанным Федеральным законом не предусмотрено установление определенной нормы прибыли  от выручки от тарифов на водоснабжение и водоотведение в размере фиксированного процента, вне зависимости от экономической обоснованности устанавливаемого тарифа, для отдельных хозяйствующих субъектов.

Устанавливаемые для хозяйствующих субъектов тарифы должны быть экономически обоснованными и соответствовать действующему законодательству, наличие Соглашения между хозяйствующим субъектом и органом власти  не должно создавать возможность для данного субъекта получения каких либо преимуществ при установлении и согласовании ему тарифов. 

Установление в соглашении критерия согласно которого для Водоканала должна быть предусмотрена норма прибыли в размере не менее 3% от выручки от тарифов на водоснабжение и водоотведение, с учетом определения конкретных расходов включаемых в устанавливаемый тариф (пункт 6.3 Соглашения) может привести к тому, что расчеты соответствующих тарифов будут экономически не обоснованными, что предоставляет Водоканалу более выгодные условия деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам и приводит (может привести) к ограничению  конкуренции на данном товарном рынке.

В результате вышеизложенных обстоятельств Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующим выводам:

1. Установление обязанности согласования с Правительством Калужской  области производственной программы (пункт 6.3 Соглашения) не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Калужской области и Правительство Калужской области не наделено полномочиями по согласованию производственных программ. Осуществление такого согласование приводит или может привести к ограничению конкуренции, так как Правительство получает возможность в одностороннем порядке влиять на устанавливаемые регулирующим органом тарифы для Общества, что предоставляет ему более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке.

2.  Закрепление положения, согласно которому установленные тарифы   должны предусматривать норму прибыли Водоканала в размере не менее 3% от выручки от тарифов на водоснабжение и водоотведение (пункт 6.5 Соглашения), приводит к ограничению конкуренции, так как указанная обязанность регулирующего органа не предусмотрена законодательством и применяется только в отношении одного хозяйствующего субъекта – ООО «Калужский областной водоканал».

    Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в т.ч. в ред. от 29.04.2008) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями,  осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые ими действия (бездействие), должны соответствовать положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Установленные в Соглашении условия, не предусмотренные действующим законодательством, могут влиять на необоснованность устанавливаемых  для Водоканала тарифов. Следовательно, данное Соглашение заключено  в противоречие антимонопольному законодательству, а его реализация приводит (может привести) к ограничению конкуренции, т.к. предоставляют Водоканалу преимущества, которые обеспечивают ему по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке.

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации  и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения   приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Соглашением, в соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Заключенное Соглашение подпадает под понятие, данное в статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  Наличие либо угроза наступления негативных последствий в результате заключения таких соглашений не является основополагающим фактом для признания соглашения не соответствующим антимонопольному законодательству  и не требует отдельного доказывания. Сам факт заключения соглашения, реализация которого может привести к ограничению конкуренции, является основанием для признания Соглашения нарушающим антимонопольное законодательство.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов (индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход) при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общих условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Вышеназванные положения Соглашения ограничивают конкуренцию на соответствующем товарном рынке, что подтверждено материалами дела, в том числе поступившими в адрес Калужского УФАС России заявлениями муниципальных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Калужской области.

Кроме того, в соответствии с приказом Калужского УФАС России от 05.02.2007 № 6 ООО «Калужский областной водоканал» внесен в реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на соответствующем рынке (распределение воды (41.00.2) более 35%. В настоящее время хозяйствующий субъект занимает долю более 65%.

            Оценив все вышеизложенные обстоятельства,  Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении ООО «Калужским областной водоканал» и Правительством Калужской области статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Совершенное ответчиками по делу деяние выразилось в заключении Соглашения, которое устанавливает иной порядок установления тарифов для организации коммунального комплекса и представляет Водоканалу преимущества при осуществлении хозяйственной деятельности, что приводит или может привести к ограничении конкуренции.  

При рассмотрении дела ответчиками по делу (Правительство Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал») не представлено документов, сведений, свидетельствующих о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, в связи, с чем основания для прекращения дела № 02-84/2010 на основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

С учетом установленных обстоятельств дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48,  частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения Правительством Калужской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  осуществлении действий  которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

            2. Признать факт нарушения Правительством Калужской области  и ООО «Калужский областной водоканал» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении   соглашения от 26.05.2008 № 36 пункты 6.3, 6.4, 6.5 которого противоречат антимонопольному законодательству и приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

            3. Выдать в отношении Правительства Калужской области  предписание о совершении действий направленных на обеспечении конкуренции, об изменении соглашения нарушающего антимонопольное законодательство, путем внесения изменений в пункты  6.3, 6.4, 6.5 соглашения от 26.05.2008 № 36 и приведения их в соответствие с антимонопольным законодательством.

            4. Выдать в отношении ООО «Калужский областной водоканал»  предписание о совершении действий направленных на обеспечении конкуренции, путем внесения изменений в пункты  6.3, 6.4, 6.5 соглашения от 26.05.2008 № 36 и приведения их в соответствие с антимонопольным законодательством.

 

Председатель Комиссии                

 

Члены Комиссии:                           

 

 

 

_____________

 

_____________

 

_____________

 

______________

 

 <……>

 

 <……>

 

 <……>

 

 <……>

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 1

 

«16» февраля 2011 г.                                                                                                    г. Калуга            

 Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя Калужского УФАС России Велема С.И., членов Комиссии -  начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России Гаранина В.А., заместителя начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России   Магера А.А.,  специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля органов власти и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках Калужского УФАС России Прысевой Ю.А.,             

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50, Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» на основании своего решения от «16» февраля 2011 года  по делу № 02-845/2010 о нарушении Правительством Калужской области части 1 статьи 15 и Правительством Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключение противоречащего антимонопольному законодательству соглашения от 26.05.2008 № 36,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

            Правительству Калужской области в срок до «02» марта 2011 года прекратить нарушение части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении действий  которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, а равно в заключении соглашения от 26.05.2008 № 36 пункты 6.3, 6.4, 6.5 которого противоречат антимонопольному законодательству и приводят или могут привести к ограничению конкуренции,

  а именно: совершить действия направленные на обеспечение конкуренции, об изменении соглашения нарушающего антимонопольное законодательство, путем внесения изменений в пункты  6.3, 6.4, 6.5 соглашения от 26.05.2008 № 36 и приведения их в соответствие с антимонопольным законодательством.

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии

                                  

<……>

Члены Комиссии:   

                                  

<……>

 

                                  

<……>

 

                                  

 <……>

 

           Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного

ПРЕДПИСАНИЕ № 2

 

«16» февраля 2011 г.                                                                                                    г. Калуга            

 Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя Калужского УФАС России <……>, членов Комиссии -  начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России <……>., заместителя начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России   <……>, специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля органов власти и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках Калужского УФАС России <……>,       

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50, Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» на основании своего решения от «16» февраля 2011 года  по делу № 02-845/2010 о нарушении Правительством Калужской области части 1 статьи 15 и Правительством Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключение противоречащего антимонопольному законодательству соглашения от 26.05.2008 № 36,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

            ООО «Калужский областной водоканал»  в срок до «02» марта 2011 года прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении  соглашения от 26.05.2008 № 36 пункты 6.3, 6.4, 6.5 которого противоречат антимонопольному законодательству и приводят или могут привести к ограничению конкуренции,

            а именно: совершить действия направленные на обеспечение конкуренции, путем внесения изменений в пункты  6.3, 6.4, 6.5 соглашения от 26.05.2008 № 36 и приведения их в соответствие с антимонопольным законодательством.

 

 

 О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии

                                  

<……>

Члены Комиссии:   

                                  

<……>

 

                                  

<……>

 

                                  

<……>

 

           Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 Наличие либо угроза наступления негативных последствий в результате заключения  соглашений между органами власти и хозяйствующими субъектами является не основополагающим фактом для признания соглашения не соответствующим антимонопольному законодательству  и не требует отдельного доказывания. Сам факт заключения соглашения, реализация которого может привести к ограничению конкуренции, является основанием для признания Соглашения нарушающим антимонопольное законодательство.

[format] => full_html [safe_value] =>

 Наличие либо угроза наступления негативных последствий в результате заключения  соглашений между органами власти и хозяйствующими субъектами является не основополагающим фактом для признания соглашения не соответствующим антимонопольному законодательству  и не требует отдельного доказывания. Сам факт заключения соглашения, реализация которого может привести к ограничению конкуренции, является основанием для признания Соглашения нарушающим антимонопольное законодательство.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-02-16 17:45:04 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-02-16 17:45:04 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322109741 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калужское УФАС России )