Калужское УФАС России признало ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»

Дата публикации: 13 сентября 2010, 04:00

РЕШЕНИЕ

 

«10» сентября 2010 г.                                                                                                          г. Калуга 

Резолютивная часть решения объявлена «07» сентября 2010 года

Полный текст решения изготовлен «10» сентября 2010 года 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <.......>,

рассмотрев дело № 04-48/2010 по признакам нарушения ООО «Октан» (ул. Маркса, д.114 б, г. Обнинск, Калужская обл., 249030) и ООО «ТрансАЗС-Сервис» (ул. Курчатова, д.47, г. Обнинск, Калужская обл., 249032) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 01 апреля 2010 года в адрес Калужского УФАС России поступило обращение Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области о повышении розничных цен на нефтепродукты в марте 2010 года.

В рамках рассмотрения указанного обращения было установлено, что ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» в первом полугодии 2010 года производили единовременное повышение цен на основные виды бензина (Аи-76(80), Аи-92, Аи-95) и дизельное топливо на территории г. Обнинска Калужской области.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

Таким образом, в действиях ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» Калужским УФАС России были усмотрены признаки сговора хозяйствующих субъектов, выразившихся в единовременном установлении одинаковых цен на основные виды бензина (Аи-76(80), Аи-92, Аи-95) и дизельное топливо.

На основании изложенного, Приказом №122 от 06.07.2010г года в отношении  ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» было возбуждено дело №04-48/2010 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения согласованных действий хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят к установлению или поддержанию цен.

2. Из представленных ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» документов и сведений Комиссией Калужского УФАС России установлено следующее.

Розничные цены реализации нефтепродуктов у ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» с февраля 2010 года по июнь 2010 года устанавливались внутренними приказами. Динамика изменения розничных цен автомобильных бензинов представлена в следующих таблицах:

Аи95

Цена

рубль/литр

Номер и дата издания приказа

ООО «ТрансАЗС-Сервис»

ООО «Октан»

21,7

№85 от 02.02.2010

№006 от 02.02.2010

21,8

№87 от 18.03.2010

№010 от 18.03.2010

22,0

№88 от 22.03.2010

№012 от 22.03.2010

22,3

№89 от 31.03.2010

№015 от 31.03.2010

22,6

№90 от 21.04.2010

№018 от 21.04.2010

22,9

№91 от 30.04.2010

№021 от 30.04.2010

23,1

№92 от 12.05.2010

№022 от 12.05.2010

Аи92(93)

Цена

рубль/литр

Номер и дата издания приказа

ООО «ТрансАЗС-Сервис»

ООО «Октан»

20,7

№85 от 02.02.2010

№006 от 02.02.2010

21,0

№86 от 15.02.2010

№008 от 15.02.2010

21,2

№88 от 22.03.2010

№012 от 22.03.2010

21,4

№89 от 31.03.2010

№015 от 31.03.2010

21,5

№90 от 21.04.2010

№018 от 21.04.2010

21,9

№92 от 12.05.2010

№022 от 12.05.2010

Аи76(80)

Цена

рубль/литр

Номер и дата издания приказа

ООО «ТрансАЗС-Сервис»

ООО «Октан»

17,3

№86 от 15.02.2010

№008 от 15.02.2010

17,5

№87 от 18.03.2010

№010 от 18.03.2010

17,9

№88 от 22.03.2010

№012 от 22.03.2010

18,1

№89 от 31.03.2010

№015 от 31.03.2010

18,4

№90 от 21.04.2010

№018 от 21.04.2010

18,9

№92 от 12.05.2010

№022 от 12.05.2010

ДТ

Цена

рубль/литр

Номер и дата издания приказа

ООО «ТрансАЗС-Сервис»

ООО «Октан»

17,5

№85 от 02.02.2010

№006 от 02.02.2010

17,8

№92 от 12.05.2010

№022 от 12.05.2010

17,0

№93 от 15.06.2010

№025 от 15.06.2010

 

Как видно из вышеприведенных таблиц, ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» устанавливали (изменяли) цены на основные виды бензина (Аи-76(80), Аи-92, Аи-95) и дизельное топливо синхронно и единообразно.

3. Согласно пункту 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке. Из смысла данной нормы следует, что конкурирующие фирмы обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за получение потребителей, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе должны пресекаться.

В соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ «О защите конкуренции» под согласованными действиями хозяйствующих субъектов понимаются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

При этом квалифицирующее значение для установления указанного нарушения антимонопольного законодательства имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных и негативно влияющих на конкурентную среду согласованных действий на одном товарном рынке, относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.

Из вышеприведенных норм следует, что согласованные действия предполагают скоординированные и направленные действия хозяйствующих субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других, т.е. являются моделью группового поведения, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка и замещающие конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией. 

4. Причинами повышения цен на нефтепродукты согласно объяснениям представителя ООО «Октан» являлись повышение закупочных цен у оптовых поставщиков, а также изменение цен у конкурентов. Последнее обстоятельство объясняет синхронность изменения цен у ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис», что свидетельствует об отсутствии согласованных действий между указанными организациями. Кроме того, обе компании обладают одинаковыми условиями хозяйственной деятельности (примерно равное количество АЗС, персонала, наличие всех АЗС в аренде, кредиты и тд.) что влияет и на схожее формирование цен.

Основной причиной изменения цен у ООО «ТрансАЗС-Сервис», исходя из представленных объяснений, является изменение закупочных цен на нефтепродукты. Также на рост цен влияло общее повышение цен на розничном рынке реализации бензинов и дизельного топлива, повышение тарифов на электроэнергию, цен на аренду помещений, охрану и тд. Кроме того, в своей деятельности ООО «ТрансАЗС-Сервис» ориентируется на цены крупных нефтяных компаний, так как у данных организаций имеются аналитические и маркетинговые службы, которые у ООО «ТрансАЗС-Сервис» отсутствуют.

Указанные ответчиками причины единовременного повышения цен на нефтепродукты не признаются Комиссией Калужского УФАС России объективными по следующим обстоятельствам.

Исходя из представленных документов, ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» в период с февраля 2010 года по июнь 2010 года имели различных оптовых поставщиков нефтепродуктов. При этом, изменение оптовых цен нефтепродуктов поставляемых ответчикам происходило заметно чаще изменений розничных цен. Кроме того, изменение цены поставщиками, имеют индивидуальное проявление в каждой компании в разной степени, так у ответчиков в частности наблюдаются отличия, как по ценам оптовых поставок нефтепродуктов, так и по датам их установления *.

Об отсутствии строгой привязанности изменения розничной цены от оптовой говорит и тот факт, что не смотря на постоянное повышение оптовых цен ООО «ТрансАЗС-Сервис» с 17.04.2010 по 16.05.2010, а также с середины июня 2010 проводила акцию «Дачник» (приказ №90а от 17.04.2010), согласно которой розничные цены на все виды бензина и дизельного топлива в выходные и праздничные дни понижались на 20 копеек.

Согласно протоколам согласования арендной платы у ответчиков также наблюдаются заметные отличия в размерах арендной платы за аренду АЗС, на которых они осуществляют свою деятельность. Между тем, иные условия обращения товара на рынке, к которым можно отнести: налогообложение и тарифы на энергоносители в рассматриваемый период с февраля 2010 года по июнь 2010 года не изменялись, что свидетельствует об отсутствии объективных оснований для одновременного единообразного повышения розничных цен на нефтепродукты.

Необоснованными признаются и доводы ответчиков об изменении розничных цен в связи с изменением цен у конкурентов. Так, изучив динамику изменения розничных цен на нефтепродукты у хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории г. Обнинска Калужской области Комиссией Калужского УФАС России установлено, что синхронное и единообразное изменение цен с февраля 2010 года по июнь 2010 года происходило только у ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис». При этом, цены у ответчиков начинали действовать со следующего дня после издания соответствующего приказа. Таким образом, указанный способ ценообразования может производиться данными организациями только с предварительного согласования.

Также необходимо отметить, что близкая расположенность друг к другу АЗС, на которых осуществляют свою деятельность хозяйствующие субъекты (от 500 до 1000 метров) способствует тому, что изменение цен одним из них в сторону увеличения выгодно только в случае соответствующего ответного увеличения цен другим хозяйствующим субъектом. В противном случае инициатор увеличения цен рискует потерять рентабельность продаж за счет снижения их объемов, связанного с тем, что потребитель выберет продавца аналогичного товара, но с более низкой ценой.

5. В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 №220, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке не требуется.

Однако в целях определения товарного рынка, на котором осуществляют свою деятельность ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» по розничной реализации нефтепродуктов обозначим продуктовые и географические границы указанного товарного рынка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В качестве товара на рынках розничной реализации нефтепродуктов, выступают автомобильные бензины и дизельное топливо, продаваемые автозаправочными станциями (далее - АЗС).

Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) нефтепродукты относятся к подклассу 025000 (нефтепродукты. Альтернативные виды топлива), включающему бензины автомобильные (код ОКП 025110) и дизельное топливо (код ОКП 025130). Указанные нефтепродукты относятся к светлым нефтепродуктам, сходным по функциональному назначению и предназначенным для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Автомобильные бензины предназначены для поршневых двигателей с принудительным воспламенением и применяются в качестве моторного топлива для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002). Дизельное топливо предназначено для двигателей с воспламенением рабочей смеси от сжатия и применяется как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82). Замена бензинового двигателя дизельным и наоборот технически сложна и дорога.   В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов: АИ-76(80), АИ-92, АИ-95, АИ-98, дизельное топливо производится трех марок: Л (летнее), З (зимнее) и А (арктическое). 

По функциональному назначению заменителями бензина можно считать сжиженные углеводородные газы, но для работы на данном топливе необходимо переоборудование автомобиля на газомоторное топливо, что сопряжено с рядом факторов экономического и технологического характера. Таким образом, взаимозаменяемые товары не выявлены.

Географические границы рынка розничной реализации нефтепродуктов рынка определены с учетом места осуществления согласованных действий хозяйствующими субъектами, а также исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на данной территории.

Для определения географических границ выбран местный (локальный) рынок в границах муниципального образования: МО  «Городской округ «Город Обнинск».

 Закон Калужской области от 28.12.2004 №7-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории административно-территориальных единиц «Бабынинский район», «Боровский район», «Дзержинский район», «Жиздринский район», «Жуковский район», «Износковский район», «Козельский район», «Малоярославецкий район», «Мосальский район», «Ферзиковский район», «Хвастовичский район», «Город Калуга», «Город Обнинск», и наделении их статусом городского поселения, сельского поселения, городского округа, муниципального района» муниципальное образование «Городской округ «Город Обнинск» наделено статусом городского округа. Кроме того, указанным законом  определены  границы указанного муниципального образования.

Географические границы рынка целесообразно определять с точки зрения месторасположения АЗС.

С учетом вышеизложенного в данном исследовании географическими границами рынка розничной реализации нефтепродуктов является МО  «Городской округ «Город Обнинск».

6. Исходя из вышеизложенного Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что одновременное установление и поддержание на протяжении периода времени с января по июнь 2010 года одинакового уровня розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» на территории г. Обнинска Калужской области произошло не случайно, а было результатом согласованных действий, направленных на получение большего дохода и сокращение убытков.

Доказательствами таких согласованных действий является следующее:

- действия ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» по установлению и поддержанию розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо совершены на одном товарном рынке розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива на территории г. Обнинска Калужской области;

- действия во временных масштабах совершены одновременно и неоднократно (11 фактов установления розничной цены реализации нефтепродуктов на одном и том же уровне);

- указанные действия не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Следствием поддержания одинакового уровня цен на бензины автомобильные и дизельное топливо является устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности при розничной реализации нефтепродуктов.

Таким образом, ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» допущено нарушение  пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в осуществлении  согласованных действий, которые привели к установлению и поддержанию цен на нефтепродукты.

Оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении  согласованных действий, которые привели к установлению и поддержанию цен на нефтепродукты.

2. Выдать ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Председатель Комиссии                                               <.......>

Члены Комиссии:                                                          <.......>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Калужской области.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

по Калужской области

 

пл. Старый Торг, 5,  г. Калуга, 248000

тел. (4842) 57-65-92, факс (4842) 57-65-92

to40@fas.gov.ru

 

 

_______________  №  ________________

 

На №  __________  от  ________________

 

     

 

 

 

ООО «Октан»

 

 

 

ул. Маркса, д.114 б, г. Обнинск, Калужская обл., 249030

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

«10» сентября 2010г.                                                                                                      г. Калуга

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <.......>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») и на основании решения по делу № 04-48/2010.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Октан» в 10-ти дневной срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», путем недопущения осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий по установлению и поддержанию одинаковых цен на автомобильные бензины и дизельное топливо на локальном рынке розничной реализации нефтепродуктов г. Обнинске Калужской области при отсутствии обстоятельств в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов.

2. В целях осуществления контроля за выполнением пункта 1 предписания ООО «Октан» надлежит представлять в Калужское УФАС России в срок до 13.12.2010 года информацию о каждом изменении розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо не позднее трех суток с момента такого изменения с указанием объективных причин.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        <.......>

Члены Комиссии:                                                                                                      <.......>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Калужской области.

 

   

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

по Калужской области

 

пл. Старый Торг, 5,  г. Калуга, 248000

тел. (4842) 57-65-92, факс (4842) 57-65-92

to40@fas.gov.ru

 

 

_______________  №  ________________

 

На №  __________  от  ________________

 

     

 

 

 

ООО «ТрансАЗС-Сервис»

 

 

 

ул. Курчатова, д.47, г. Обнинск, Калужская обл., 249032

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

«10» сентября 2010г.                                                                                                      г. Калуга

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <.......>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») и на основании решения по делу № 04-48/2010.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «ТрансАЗС-Сервис» в 10-ти дневной срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», путем недопущения осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий по установлению и поддержанию одинаковых цен на автомобильные бензины и дизельное топливо на локальном рынке розничной реализации нефтепродуктов г. Обнинске Калужской области при отсутствии обстоятельств в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов.

2. В целях осуществления контроля за выполнением пункта 1 предписания ООО «ТрансАЗС-Сервис» надлежит представлять в Калужское УФАС России в срок до 13.12.2010 года информацию о каждом изменении розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо не позднее трех суток с момента такого изменения с указанием объективных причин.  

 

Председатель Комиссии                                                                                           <.......>

Члены Комиссии:                                                                                                       <.......>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Калужской области.



*Перечень оптовых поставщиков и сведения о динамике изменения оптовых цен по каждому поставщику относятся к коммерческой тайне, не подлежащей разглашению, и будут указаны в приложении к решению.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6163 [uid] => 1 [title] => Калужское УФАС России признало ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6163 [type] => solution [language] => ru [created] => 1284321600 [changed] => 1370529003 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529003 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

«10» сентября 2010 г.                                                                                                          г. Калуга 

Резолютивная часть решения объявлена «07» сентября 2010 года

Полный текст решения изготовлен «10» сентября 2010 года 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <.......>,

рассмотрев дело № 04-48/2010 по признакам нарушения ООО «Октан» (ул. Маркса, д.114 б, г. Обнинск, Калужская обл., 249030) и ООО «ТрансАЗС-Сервис» (ул. Курчатова, д.47, г. Обнинск, Калужская обл., 249032) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 01 апреля 2010 года в адрес Калужского УФАС России поступило обращение Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области о повышении розничных цен на нефтепродукты в марте 2010 года.

В рамках рассмотрения указанного обращения было установлено, что ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» в первом полугодии 2010 года производили единовременное повышение цен на основные виды бензина (Аи-76(80), Аи-92, Аи-95) и дизельное топливо на территории г. Обнинска Калужской области.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

Таким образом, в действиях ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» Калужским УФАС России были усмотрены признаки сговора хозяйствующих субъектов, выразившихся в единовременном установлении одинаковых цен на основные виды бензина (Аи-76(80), Аи-92, Аи-95) и дизельное топливо.

На основании изложенного, Приказом №122 от 06.07.2010г года в отношении  ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» было возбуждено дело №04-48/2010 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения согласованных действий хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят к установлению или поддержанию цен.

2. Из представленных ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» документов и сведений Комиссией Калужского УФАС России установлено следующее.

Розничные цены реализации нефтепродуктов у ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» с февраля 2010 года по июнь 2010 года устанавливались внутренними приказами. Динамика изменения розничных цен автомобильных бензинов представлена в следующих таблицах:

Аи95

Цена

рубль/литр

Номер и дата издания приказа

ООО «ТрансАЗС-Сервис»

ООО «Октан»

21,7

№85 от 02.02.2010

№006 от 02.02.2010

21,8

№87 от 18.03.2010

№010 от 18.03.2010

22,0

№88 от 22.03.2010

№012 от 22.03.2010

22,3

№89 от 31.03.2010

№015 от 31.03.2010

22,6

№90 от 21.04.2010

№018 от 21.04.2010

22,9

№91 от 30.04.2010

№021 от 30.04.2010

23,1

№92 от 12.05.2010

№022 от 12.05.2010

Аи92(93)

Цена

рубль/литр

Номер и дата издания приказа

ООО «ТрансАЗС-Сервис»

ООО «Октан»

20,7

№85 от 02.02.2010

№006 от 02.02.2010

21,0

№86 от 15.02.2010

№008 от 15.02.2010

21,2

№88 от 22.03.2010

№012 от 22.03.2010

21,4

№89 от 31.03.2010

№015 от 31.03.2010

21,5

№90 от 21.04.2010

№018 от 21.04.2010

21,9

№92 от 12.05.2010

№022 от 12.05.2010

Аи76(80)

Цена

рубль/литр

Номер и дата издания приказа

ООО «ТрансАЗС-Сервис»

ООО «Октан»

17,3

№86 от 15.02.2010

№008 от 15.02.2010

17,5

№87 от 18.03.2010

№010 от 18.03.2010

17,9

№88 от 22.03.2010

№012 от 22.03.2010

18,1

№89 от 31.03.2010

№015 от 31.03.2010

18,4

№90 от 21.04.2010

№018 от 21.04.2010

18,9

№92 от 12.05.2010

№022 от 12.05.2010

ДТ

Цена

рубль/литр

Номер и дата издания приказа

ООО «ТрансАЗС-Сервис»

ООО «Октан»

17,5

№85 от 02.02.2010

№006 от 02.02.2010

17,8

№92 от 12.05.2010

№022 от 12.05.2010

17,0

№93 от 15.06.2010

№025 от 15.06.2010

 

Как видно из вышеприведенных таблиц, ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» устанавливали (изменяли) цены на основные виды бензина (Аи-76(80), Аи-92, Аи-95) и дизельное топливо синхронно и единообразно.

3. Согласно пункту 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке. Из смысла данной нормы следует, что конкурирующие фирмы обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за получение потребителей, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе должны пресекаться.

В соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ «О защите конкуренции» под согласованными действиями хозяйствующих субъектов понимаются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

При этом квалифицирующее значение для установления указанного нарушения антимонопольного законодательства имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных и негативно влияющих на конкурентную среду согласованных действий на одном товарном рынке, относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.

Из вышеприведенных норм следует, что согласованные действия предполагают скоординированные и направленные действия хозяйствующих субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других, т.е. являются моделью группового поведения, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка и замещающие конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией. 

4. Причинами повышения цен на нефтепродукты согласно объяснениям представителя ООО «Октан» являлись повышение закупочных цен у оптовых поставщиков, а также изменение цен у конкурентов. Последнее обстоятельство объясняет синхронность изменения цен у ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис», что свидетельствует об отсутствии согласованных действий между указанными организациями. Кроме того, обе компании обладают одинаковыми условиями хозяйственной деятельности (примерно равное количество АЗС, персонала, наличие всех АЗС в аренде, кредиты и тд.) что влияет и на схожее формирование цен.

Основной причиной изменения цен у ООО «ТрансАЗС-Сервис», исходя из представленных объяснений, является изменение закупочных цен на нефтепродукты. Также на рост цен влияло общее повышение цен на розничном рынке реализации бензинов и дизельного топлива, повышение тарифов на электроэнергию, цен на аренду помещений, охрану и тд. Кроме того, в своей деятельности ООО «ТрансАЗС-Сервис» ориентируется на цены крупных нефтяных компаний, так как у данных организаций имеются аналитические и маркетинговые службы, которые у ООО «ТрансАЗС-Сервис» отсутствуют.

Указанные ответчиками причины единовременного повышения цен на нефтепродукты не признаются Комиссией Калужского УФАС России объективными по следующим обстоятельствам.

Исходя из представленных документов, ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» в период с февраля 2010 года по июнь 2010 года имели различных оптовых поставщиков нефтепродуктов. При этом, изменение оптовых цен нефтепродуктов поставляемых ответчикам происходило заметно чаще изменений розничных цен. Кроме того, изменение цены поставщиками, имеют индивидуальное проявление в каждой компании в разной степени, так у ответчиков в частности наблюдаются отличия, как по ценам оптовых поставок нефтепродуктов, так и по датам их установления *.

Об отсутствии строгой привязанности изменения розничной цены от оптовой говорит и тот факт, что не смотря на постоянное повышение оптовых цен ООО «ТрансАЗС-Сервис» с 17.04.2010 по 16.05.2010, а также с середины июня 2010 проводила акцию «Дачник» (приказ №90а от 17.04.2010), согласно которой розничные цены на все виды бензина и дизельного топлива в выходные и праздничные дни понижались на 20 копеек.

Согласно протоколам согласования арендной платы у ответчиков также наблюдаются заметные отличия в размерах арендной платы за аренду АЗС, на которых они осуществляют свою деятельность. Между тем, иные условия обращения товара на рынке, к которым можно отнести: налогообложение и тарифы на энергоносители в рассматриваемый период с февраля 2010 года по июнь 2010 года не изменялись, что свидетельствует об отсутствии объективных оснований для одновременного единообразного повышения розничных цен на нефтепродукты.

Необоснованными признаются и доводы ответчиков об изменении розничных цен в связи с изменением цен у конкурентов. Так, изучив динамику изменения розничных цен на нефтепродукты у хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории г. Обнинска Калужской области Комиссией Калужского УФАС России установлено, что синхронное и единообразное изменение цен с февраля 2010 года по июнь 2010 года происходило только у ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис». При этом, цены у ответчиков начинали действовать со следующего дня после издания соответствующего приказа. Таким образом, указанный способ ценообразования может производиться данными организациями только с предварительного согласования.

Также необходимо отметить, что близкая расположенность друг к другу АЗС, на которых осуществляют свою деятельность хозяйствующие субъекты (от 500 до 1000 метров) способствует тому, что изменение цен одним из них в сторону увеличения выгодно только в случае соответствующего ответного увеличения цен другим хозяйствующим субъектом. В противном случае инициатор увеличения цен рискует потерять рентабельность продаж за счет снижения их объемов, связанного с тем, что потребитель выберет продавца аналогичного товара, но с более низкой ценой.

5. В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 №220, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке не требуется.

Однако в целях определения товарного рынка, на котором осуществляют свою деятельность ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» по розничной реализации нефтепродуктов обозначим продуктовые и географические границы указанного товарного рынка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В качестве товара на рынках розничной реализации нефтепродуктов, выступают автомобильные бензины и дизельное топливо, продаваемые автозаправочными станциями (далее - АЗС).

Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) нефтепродукты относятся к подклассу 025000 (нефтепродукты. Альтернативные виды топлива), включающему бензины автомобильные (код ОКП 025110) и дизельное топливо (код ОКП 025130). Указанные нефтепродукты относятся к светлым нефтепродуктам, сходным по функциональному назначению и предназначенным для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Автомобильные бензины предназначены для поршневых двигателей с принудительным воспламенением и применяются в качестве моторного топлива для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002). Дизельное топливо предназначено для двигателей с воспламенением рабочей смеси от сжатия и применяется как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82). Замена бензинового двигателя дизельным и наоборот технически сложна и дорога.   В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов: АИ-76(80), АИ-92, АИ-95, АИ-98, дизельное топливо производится трех марок: Л (летнее), З (зимнее) и А (арктическое). 

По функциональному назначению заменителями бензина можно считать сжиженные углеводородные газы, но для работы на данном топливе необходимо переоборудование автомобиля на газомоторное топливо, что сопряжено с рядом факторов экономического и технологического характера. Таким образом, взаимозаменяемые товары не выявлены.

Географические границы рынка розничной реализации нефтепродуктов рынка определены с учетом места осуществления согласованных действий хозяйствующими субъектами, а также исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на данной территории.

Для определения географических границ выбран местный (локальный) рынок в границах муниципального образования: МО  «Городской округ «Город Обнинск».

 Закон Калужской области от 28.12.2004 №7-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории административно-территориальных единиц «Бабынинский район», «Боровский район», «Дзержинский район», «Жиздринский район», «Жуковский район», «Износковский район», «Козельский район», «Малоярославецкий район», «Мосальский район», «Ферзиковский район», «Хвастовичский район», «Город Калуга», «Город Обнинск», и наделении их статусом городского поселения, сельского поселения, городского округа, муниципального района» муниципальное образование «Городской округ «Город Обнинск» наделено статусом городского округа. Кроме того, указанным законом  определены  границы указанного муниципального образования.

Географические границы рынка целесообразно определять с точки зрения месторасположения АЗС.

С учетом вышеизложенного в данном исследовании географическими границами рынка розничной реализации нефтепродуктов является МО  «Городской округ «Город Обнинск».

6. Исходя из вышеизложенного Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что одновременное установление и поддержание на протяжении периода времени с января по июнь 2010 года одинакового уровня розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» на территории г. Обнинска Калужской области произошло не случайно, а было результатом согласованных действий, направленных на получение большего дохода и сокращение убытков.

Доказательствами таких согласованных действий является следующее:

- действия ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» по установлению и поддержанию розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо совершены на одном товарном рынке розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива на территории г. Обнинска Калужской области;

- действия во временных масштабах совершены одновременно и неоднократно (11 фактов установления розничной цены реализации нефтепродуктов на одном и том же уровне);

- указанные действия не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Следствием поддержания одинакового уровня цен на бензины автомобильные и дизельное топливо является устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности при розничной реализации нефтепродуктов.

Таким образом, ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» допущено нарушение  пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в осуществлении  согласованных действий, которые привели к установлению и поддержанию цен на нефтепродукты.

Оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении  согласованных действий, которые привели к установлению и поддержанию цен на нефтепродукты.

2. Выдать ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Председатель Комиссии                                               <.......>

Члены Комиссии:                                                          <.......>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Калужской области.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

по Калужской области

 

пл. Старый Торг, 5,  г. Калуга, 248000

тел. (4842) 57-65-92, факс (4842) 57-65-92

to40@fas.gov.ru

 

 

_______________  №  ________________

 

На №  __________  от  ________________

 

     

 

 

 

ООО «Октан»

 

 

 

ул. Маркса, д.114 б, г. Обнинск, Калужская обл., 249030

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

«10» сентября 2010г.                                                                                                      г. Калуга

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <.......>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») и на основании решения по делу № 04-48/2010.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Октан» в 10-ти дневной срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», путем недопущения осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий по установлению и поддержанию одинаковых цен на автомобильные бензины и дизельное топливо на локальном рынке розничной реализации нефтепродуктов г. Обнинске Калужской области при отсутствии обстоятельств в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов.

2. В целях осуществления контроля за выполнением пункта 1 предписания ООО «Октан» надлежит представлять в Калужское УФАС России в срок до 13.12.2010 года информацию о каждом изменении розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо не позднее трех суток с момента такого изменения с указанием объективных причин.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        <.......>

Члены Комиссии:                                                                                                      <.......>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Калужской области.

 

   

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

по Калужской области

 

пл. Старый Торг, 5,  г. Калуга, 248000

тел. (4842) 57-65-92, факс (4842) 57-65-92

to40@fas.gov.ru

 

 

_______________  №  ________________

 

На №  __________  от  ________________

 

     

 

 

 

ООО «ТрансАЗС-Сервис»

 

 

 

ул. Курчатова, д.47, г. Обнинск, Калужская обл., 249032

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

«10» сентября 2010г.                                                                                                      г. Калуга

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <.......>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») и на основании решения по делу № 04-48/2010.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «ТрансАЗС-Сервис» в 10-ти дневной срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», путем недопущения осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий по установлению и поддержанию одинаковых цен на автомобильные бензины и дизельное топливо на локальном рынке розничной реализации нефтепродуктов г. Обнинске Калужской области при отсутствии обстоятельств в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов.

2. В целях осуществления контроля за выполнением пункта 1 предписания ООО «ТрансАЗС-Сервис» надлежит представлять в Калужское УФАС России в срок до 13.12.2010 года информацию о каждом изменении розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо не позднее трех суток с момента такого изменения с указанием объективных причин.  

 

Председатель Комиссии                                                                                           <.......>

Члены Комиссии:                                                                                                       <.......>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Калужской области.



*Перечень оптовых поставщиков и сведения о динамике изменения оптовых цен по каждому поставщику относятся к коммерческой тайне, не подлежащей разглашению, и будут указаны в приложении к решению.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

«10» сентября 2010 г.                                                                                                          г. Калуга 

Резолютивная часть решения объявлена «07» сентября 2010 года

Полный текст решения изготовлен «10» сентября 2010 года 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <.......>,

рассмотрев дело № 04-48/2010 по признакам нарушения ООО «Октан» (ул. Маркса, д.114 б, г. Обнинск, Калужская обл., 249030) и ООО «ТрансАЗС-Сервис» (ул. Курчатова, д.47, г. Обнинск, Калужская обл., 249032) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 01 апреля 2010 года в адрес Калужского УФАС России поступило обращение Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области о повышении розничных цен на нефтепродукты в марте 2010 года.

В рамках рассмотрения указанного обращения было установлено, что ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» в первом полугодии 2010 года производили единовременное повышение цен на основные виды бензина (Аи-76(80), Аи-92, Аи-95) и дизельное топливо на территории г. Обнинска Калужской области.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

Таким образом, в действиях ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» Калужским УФАС России были усмотрены признаки сговора хозяйствующих субъектов, выразившихся в единовременном установлении одинаковых цен на основные виды бензина (Аи-76(80), Аи-92, Аи-95) и дизельное топливо.

На основании изложенного, Приказом №122 от 06.07.2010г года в отношении  ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» было возбуждено дело №04-48/2010 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения согласованных действий хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят к установлению или поддержанию цен.

2. Из представленных ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» документов и сведений Комиссией Калужского УФАС России установлено следующее.

Розничные цены реализации нефтепродуктов у ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» с февраля 2010 года по июнь 2010 года устанавливались внутренними приказами. Динамика изменения розничных цен автомобильных бензинов представлена в следующих таблицах:

Аи95

Цена

рубль/литр

Номер и дата издания приказа

ООО «ТрансАЗС-Сервис»

ООО «Октан»

21,7

№85 от 02.02.2010

№006 от 02.02.2010

21,8

№87 от 18.03.2010

№010 от 18.03.2010

22,0

№88 от 22.03.2010

№012 от 22.03.2010

22,3

№89 от 31.03.2010

№015 от 31.03.2010

22,6

№90 от 21.04.2010

№018 от 21.04.2010

22,9

№91 от 30.04.2010

№021 от 30.04.2010

23,1

№92 от 12.05.2010

№022 от 12.05.2010

Аи92(93)

Цена

рубль/литр

Номер и дата издания приказа

ООО «ТрансАЗС-Сервис»

ООО «Октан»

20,7

№85 от 02.02.2010

№006 от 02.02.2010

21,0

№86 от 15.02.2010

№008 от 15.02.2010

21,2

№88 от 22.03.2010

№012 от 22.03.2010

21,4

№89 от 31.03.2010

№015 от 31.03.2010

21,5

№90 от 21.04.2010

№018 от 21.04.2010

21,9

№92 от 12.05.2010

№022 от 12.05.2010

Аи76(80)

Цена

рубль/литр

Номер и дата издания приказа

ООО «ТрансАЗС-Сервис»

ООО «Октан»

17,3

№86 от 15.02.2010

№008 от 15.02.2010

17,5

№87 от 18.03.2010

№010 от 18.03.2010

17,9

№88 от 22.03.2010

№012 от 22.03.2010

18,1

№89 от 31.03.2010

№015 от 31.03.2010

18,4

№90 от 21.04.2010

№018 от 21.04.2010

18,9

№92 от 12.05.2010

№022 от 12.05.2010

ДТ

Цена

рубль/литр

Номер и дата издания приказа

ООО «ТрансАЗС-Сервис»

ООО «Октан»

17,5

№85 от 02.02.2010

№006 от 02.02.2010

17,8

№92 от 12.05.2010

№022 от 12.05.2010

17,0

№93 от 15.06.2010

№025 от 15.06.2010

 

Как видно из вышеприведенных таблиц, ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» устанавливали (изменяли) цены на основные виды бензина (Аи-76(80), Аи-92, Аи-95) и дизельное топливо синхронно и единообразно.

3. Согласно пункту 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке. Из смысла данной нормы следует, что конкурирующие фирмы обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за получение потребителей, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе должны пресекаться.

В соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ «О защите конкуренции» под согласованными действиями хозяйствующих субъектов понимаются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

При этом квалифицирующее значение для установления указанного нарушения антимонопольного законодательства имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных и негативно влияющих на конкурентную среду согласованных действий на одном товарном рынке, относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.

Из вышеприведенных норм следует, что согласованные действия предполагают скоординированные и направленные действия хозяйствующих субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других, т.е. являются моделью группового поведения, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка и замещающие конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией. 

4. Причинами повышения цен на нефтепродукты согласно объяснениям представителя ООО «Октан» являлись повышение закупочных цен у оптовых поставщиков, а также изменение цен у конкурентов. Последнее обстоятельство объясняет синхронность изменения цен у ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис», что свидетельствует об отсутствии согласованных действий между указанными организациями. Кроме того, обе компании обладают одинаковыми условиями хозяйственной деятельности (примерно равное количество АЗС, персонала, наличие всех АЗС в аренде, кредиты и тд.) что влияет и на схожее формирование цен.

Основной причиной изменения цен у ООО «ТрансАЗС-Сервис», исходя из представленных объяснений, является изменение закупочных цен на нефтепродукты. Также на рост цен влияло общее повышение цен на розничном рынке реализации бензинов и дизельного топлива, повышение тарифов на электроэнергию, цен на аренду помещений, охрану и тд. Кроме того, в своей деятельности ООО «ТрансАЗС-Сервис» ориентируется на цены крупных нефтяных компаний, так как у данных организаций имеются аналитические и маркетинговые службы, которые у ООО «ТрансАЗС-Сервис» отсутствуют.

Указанные ответчиками причины единовременного повышения цен на нефтепродукты не признаются Комиссией Калужского УФАС России объективными по следующим обстоятельствам.

Исходя из представленных документов, ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» в период с февраля 2010 года по июнь 2010 года имели различных оптовых поставщиков нефтепродуктов. При этом, изменение оптовых цен нефтепродуктов поставляемых ответчикам происходило заметно чаще изменений розничных цен. Кроме того, изменение цены поставщиками, имеют индивидуальное проявление в каждой компании в разной степени, так у ответчиков в частности наблюдаются отличия, как по ценам оптовых поставок нефтепродуктов, так и по датам их установления *.

Об отсутствии строгой привязанности изменения розничной цены от оптовой говорит и тот факт, что не смотря на постоянное повышение оптовых цен ООО «ТрансАЗС-Сервис» с 17.04.2010 по 16.05.2010, а также с середины июня 2010 проводила акцию «Дачник» (приказ №90а от 17.04.2010), согласно которой розничные цены на все виды бензина и дизельного топлива в выходные и праздничные дни понижались на 20 копеек.

Согласно протоколам согласования арендной платы у ответчиков также наблюдаются заметные отличия в размерах арендной платы за аренду АЗС, на которых они осуществляют свою деятельность. Между тем, иные условия обращения товара на рынке, к которым можно отнести: налогообложение и тарифы на энергоносители в рассматриваемый период с февраля 2010 года по июнь 2010 года не изменялись, что свидетельствует об отсутствии объективных оснований для одновременного единообразного повышения розничных цен на нефтепродукты.

Необоснованными признаются и доводы ответчиков об изменении розничных цен в связи с изменением цен у конкурентов. Так, изучив динамику изменения розничных цен на нефтепродукты у хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории г. Обнинска Калужской области Комиссией Калужского УФАС России установлено, что синхронное и единообразное изменение цен с февраля 2010 года по июнь 2010 года происходило только у ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис». При этом, цены у ответчиков начинали действовать со следующего дня после издания соответствующего приказа. Таким образом, указанный способ ценообразования может производиться данными организациями только с предварительного согласования.

Также необходимо отметить, что близкая расположенность друг к другу АЗС, на которых осуществляют свою деятельность хозяйствующие субъекты (от 500 до 1000 метров) способствует тому, что изменение цен одним из них в сторону увеличения выгодно только в случае соответствующего ответного увеличения цен другим хозяйствующим субъектом. В противном случае инициатор увеличения цен рискует потерять рентабельность продаж за счет снижения их объемов, связанного с тем, что потребитель выберет продавца аналогичного товара, но с более низкой ценой.

5. В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 №220, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке не требуется.

Однако в целях определения товарного рынка, на котором осуществляют свою деятельность ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» по розничной реализации нефтепродуктов обозначим продуктовые и географические границы указанного товарного рынка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В качестве товара на рынках розничной реализации нефтепродуктов, выступают автомобильные бензины и дизельное топливо, продаваемые автозаправочными станциями (далее - АЗС).

Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) нефтепродукты относятся к подклассу 025000 (нефтепродукты. Альтернативные виды топлива), включающему бензины автомобильные (код ОКП 025110) и дизельное топливо (код ОКП 025130). Указанные нефтепродукты относятся к светлым нефтепродуктам, сходным по функциональному назначению и предназначенным для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Автомобильные бензины предназначены для поршневых двигателей с принудительным воспламенением и применяются в качестве моторного топлива для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002). Дизельное топливо предназначено для двигателей с воспламенением рабочей смеси от сжатия и применяется как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82). Замена бензинового двигателя дизельным и наоборот технически сложна и дорога.   В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов: АИ-76(80), АИ-92, АИ-95, АИ-98, дизельное топливо производится трех марок: Л (летнее), З (зимнее) и А (арктическое). 

По функциональному назначению заменителями бензина можно считать сжиженные углеводородные газы, но для работы на данном топливе необходимо переоборудование автомобиля на газомоторное топливо, что сопряжено с рядом факторов экономического и технологического характера. Таким образом, взаимозаменяемые товары не выявлены.

Географические границы рынка розничной реализации нефтепродуктов рынка определены с учетом места осуществления согласованных действий хозяйствующими субъектами, а также исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на данной территории.

Для определения географических границ выбран местный (локальный) рынок в границах муниципального образования: МО  «Городской округ «Город Обнинск».

 Закон Калужской области от 28.12.2004 №7-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории административно-территориальных единиц «Бабынинский район», «Боровский район», «Дзержинский район», «Жиздринский район», «Жуковский район», «Износковский район», «Козельский район», «Малоярославецкий район», «Мосальский район», «Ферзиковский район», «Хвастовичский район», «Город Калуга», «Город Обнинск», и наделении их статусом городского поселения, сельского поселения, городского округа, муниципального района» муниципальное образование «Городской округ «Город Обнинск» наделено статусом городского округа. Кроме того, указанным законом  определены  границы указанного муниципального образования.

Географические границы рынка целесообразно определять с точки зрения месторасположения АЗС.

С учетом вышеизложенного в данном исследовании географическими границами рынка розничной реализации нефтепродуктов является МО  «Городской округ «Город Обнинск».

6. Исходя из вышеизложенного Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что одновременное установление и поддержание на протяжении периода времени с января по июнь 2010 года одинакового уровня розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» на территории г. Обнинска Калужской области произошло не случайно, а было результатом согласованных действий, направленных на получение большего дохода и сокращение убытков.

Доказательствами таких согласованных действий является следующее:

- действия ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» по установлению и поддержанию розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо совершены на одном товарном рынке розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива на территории г. Обнинска Калужской области;

- действия во временных масштабах совершены одновременно и неоднократно (11 фактов установления розничной цены реализации нефтепродуктов на одном и том же уровне);

- указанные действия не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Следствием поддержания одинакового уровня цен на бензины автомобильные и дизельное топливо является устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности при розничной реализации нефтепродуктов.

Таким образом, ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» допущено нарушение  пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в осуществлении  согласованных действий, которые привели к установлению и поддержанию цен на нефтепродукты.

Оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении  согласованных действий, которые привели к установлению и поддержанию цен на нефтепродукты.

2. Выдать ООО «Октан» и ООО «ТрансАЗС-Сервис» предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Председатель Комиссии                                               <.......>

Члены Комиссии:                                                          <.......>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Калужской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

по Калужской области

 

пл. Старый Торг, 5,  г. Калуга, 248000

тел. (4842) 57-65-92, факс (4842) 57-65-92

to40@fas.gov.ru

 

 

_______________  №  ________________

 

На №  __________  от  ________________

 

     

 

 

 

ООО «Октан»

 

 

 

ул. Маркса, д.114 б, г. Обнинск, Калужская обл., 249030

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

«10» сентября 2010г.                                                                                                      г. Калуга

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <.......>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») и на основании решения по делу № 04-48/2010.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Октан» в 10-ти дневной срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», путем недопущения осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий по установлению и поддержанию одинаковых цен на автомобильные бензины и дизельное топливо на локальном рынке розничной реализации нефтепродуктов г. Обнинске Калужской области при отсутствии обстоятельств в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов.

2. В целях осуществления контроля за выполнением пункта 1 предписания ООО «Октан» надлежит представлять в Калужское УФАС России в срок до 13.12.2010 года информацию о каждом изменении розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо не позднее трех суток с момента такого изменения с указанием объективных причин.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        <.......>

Члены Комиссии:                                                                                                      <.......>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Калужской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

по Калужской области

 

пл. Старый Торг, 5,  г. Калуга, 248000

тел. (4842) 57-65-92, факс (4842) 57-65-92

to40@fas.gov.ru

 

 

_______________  №  ________________

 

На №  __________  от  ________________

 

     

 

 

 

ООО «ТрансАЗС-Сервис»

 

 

 

ул. Курчатова, д.47, г. Обнинск, Калужская обл., 249032

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

«10» сентября 2010г.                                                                                                      г. Калуга

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <.......>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») и на основании решения по делу № 04-48/2010.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «ТрансАЗС-Сервис» в 10-ти дневной срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», путем недопущения осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий по установлению и поддержанию одинаковых цен на автомобильные бензины и дизельное топливо на локальном рынке розничной реализации нефтепродуктов г. Обнинске Калужской области при отсутствии обстоятельств в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов.

2. В целях осуществления контроля за выполнением пункта 1 предписания ООО «ТрансАЗС-Сервис» надлежит представлять в Калужское УФАС России в срок до 13.12.2010 года информацию о каждом изменении розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо не позднее трех суток с момента такого изменения с указанием объективных причин. 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                           <.......>

Члены Комиссии:                                                                                                       <.......>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Калужской области.




*Перечень оптовых поставщиков и сведения о динамике изменения оптовых цен по каждому поставщику относятся к коммерческой тайне, не подлежащей разглашению, и будут указаны в приложении к решению.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Действия ООО «Октан» и МУП «ТрансАЗС-Сервис», выразившиеся в осуществлении  согласованных действий, которые привели к установлению и поддержанию цен на рынке розничной реализации нефтепродуктов, признаны нарушающими пункт 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции».

[format] => full_html [safe_value] =>

Действия ООО «Октан» и МУП «ТрансАЗС-Сервис», выразившиеся в осуществлении  согласованных действий, которые привели к установлению и поддержанию цен на рынке розничной реализации нефтепродуктов, признаны нарушающими пункт 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

см. также:

Форма № 1-МОН

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-09-13 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-09-13 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322109741 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калужское УФАС России )