Картель посажен на мель

5 декабря минувшего года президентом РФ был подписан «третий антимонопольный пакет» законов, предложенный ФАС России, а 7 января текущего года этот документ вступил в силу.

- В связи с этим внесены изменения в Закон «О защите конкуренции» и в Кодекс административных правонарушений РФ, - сообщил руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Калужской области Игорь Баранов на встрече с представителями региональных и местных средств массовой информации.

По словам главы Калужского УФАС, «третий пакет» не смягчает, не ужесточает нормы законодательства, а уточняет их, при этом унифицируя законодательство Российской Федерации с законодательством других стран – участнику Всемирной торговой организации (ВТО).

Теперь, уважаемые читатели, давайте рассмотрим некоторые положения нового документа. Например, в законодательстве впервые появляется определение картеля, под которым понимается незаконное соглашение между конкурентами на рынке. Реализация такого соглашения приводит или может привести к следующим последствиям: установление и поддержание цены (в том числе на торгах); раздел товарного рынка (по составу продавцов или по территориальному принципу); отказ от заключения договора с определенным покупателем (так называемый «бойкот»), прекращение, отказ от производства товаров при наличии спроса.

Игорь Баранов подчеркнул, что согласно «третьему антимонопольному пакету» за картельный сговор предусматривается уголовная ответственность по ст. 178 УК РФ, в то же время так называемые «согласованные действия» выводятся из-под данной статьи.

С принятием «пакета» ФАС России получает возможность делать предостережения хозяйствующим субъектам на рынке. Например, ФАС возбуждает большое количество дел по злоупотреблению доминирующим положением на рынке, из них примерно половина – отказ от заключения договора. При обнаружении подобной ситуации антимонопольное ведомство сможет направлять компании предостережение о недопустимости таких действий.

Дальше компания решает сама: или в течение 10 дней исправляет ситуацию, или ФАС в отношении нее возбуждает антимонопольное дело. Это позволит оперативнее устранять нарушения на рынке.

Далее. Происходит дальнейшее развитие определения монопольно высокой цены. Все больше начинают применяться самые современные методики и механизмы при анализе ценообразования монополиями. Главным является метод сопоставимых рынков, когда специалисты службы анализируют соответствующие цены в других странах. Если у отечественных монополистов цена выше, можно говорить о монопольно высокой цене. Вводится также обязательный ретроспективный метод, согласно которому необходимо учитывать, что происходило с ценами в последние годы. Ретроспективный метод распространяется на период не менее одного года. Согласитесь, нельзя на основании скачков цены в течение, скажем, всего одного месяца сделать вывод о монопольно высокой цене.

Вернемся еще раз к такому инструменту воздействия, как «предостережение антимонопольного органа». Его необходимо направлять тем лицам, кто своими публичными заявлениями может, так сказать, посылать ценовые сигналы. Классический вариант: представители компаний или отраслевых ассоциаций вдруг начинают рассказывать, что, дескать, с завтрашнего дня неминуемо должны повыситься цены на жилье. Подобные ценовые сигналы очень живо воспринимаются строительными компаниями, которые тут же и увеличивают стоимость квадратного метра. То же самое можно сказать о работниках нефтяной и газовой промышленности. Представители заинтересованных компаний любят рассказывать, как вырастут цены на бензин. Фактически это сигнал для проведения согласованных действий по увеличению цен. Данное вовремя предостережение должно отбить охоту к необоснованному повышению цен.

«Третий антимонопольный пакет» предусматривает закрепление в законе методики расчета административного штрафа, налагаемого на компании, нарушившие антимонопольное законодательство. Введена четкая градация отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств. Это позволит единообразно подходить антимонопольным органам и судам к определению размера наказания.

Журналисты поинтересовались у руководителя Калужского УФАС, изменится ли порядок выдачи справок и разрешений. Ведь и предпринимателям, и простым гражданам нередко приходится обращаться за этими документами в различные инстанции. Нередко за пустяковую справку приходится платить денежки. Из ответа стало понятно, что закон вводит прямой запрет на появление каких-либо оплат за выполнение каких-либо государственных услуг, если иное не установлено законодательством РФ. Если нет прямой записи в федеральном законе, акте правительства либо указе президента о том, что такая-то услуга разрешается и она может быть платной, она должна быть абсолютно бесплатной.