Право без исключений

60 «нефтяных» дел

- Игорь Юрьевич, как вы объясните региональный  топливный  кризис, каковы меры, принимаемые ФАС России в связи со сложившейся ситуацией? Контролируется ли ФАС России рост цен на бензин?

- В апреле 2011 года, по данным ФАС России, информационно-аналитических агентств, информации участников рынка и СМИ, на внутреннем рынке нефтепродуктов наблюдалось отсутствие предложения моторных топлив, что привело к очередному повышению цен. На внутреннем рынке снова образовался дефицит товара, в том числе из-за неготовности ряда НПЗ к требованиям технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Изменение в оптовом сегменте оказывает влияние на региональные розничные и оптовые рынки.

Как показывает практика, при повышении цен НПЗ увеличиваются цены в мелкооптовом  и розничном сегментах, но при их понижении такая динамика не наблюдается.  В 2008-2009 гг. в рамках дел о нарушении антимонопольного законодательства со стороны крупнейших нефтяных компаний им были выданы предписания обеспечить недискриминационный доступ к первой продаже нефтепродуктов с НПЗ. Независимые хозяйствующие субъекты на текущий момент поставлены в неравное положение по сравнению со сбытовыми обществами ВИНК:

- основная часть нефтебаз принадлежит ВИНКам,

- отсутствует возможность приобретать продукт с НПЗ, так как ВИНКами введены жесткие требования к независимым участникам рынка,

- в силу специфики структуры сбытовых обществ ВИНКов (реализация и мелким оптом, и в розницу в рамках одного хозсубъекта без договора купли-продажи) существует возможность перераспределения доходов и затрат с одного вида деятельности на другой.

Для эффективного функционирования рынков нефтепродуктов необходимо принятие ряда мер структурного характера, предложенных в законопроекте ФАС России «Об обороте моторных топлив», что создаст возможность формирования конкурентных рынков (мелкого опта и розницы) в региональном разрезе.

В рамках формирования справедливого ценообразования в регионах принимаются меры антимонопольного реагирования. УФАС России проводятся проверки сложившейся ситуации на региональных рынках нефтепродуктов.

Территориальные органы ФАС России проводят мониторинг ситуации в регионах и возбуждают дела в отношении как сбытовых обществ ВИНК, так и независимых субъектов в части установления монопольно высоких цен на розничном сегменте на основании получения необоснованной высокой маржи при неизменных затратах. На текущий момент территориальные органы ФАС России уже возбудили более 60 дел в отношении нефтяных компаний, в том числе и сбытовых структур ВИНКов.

Этим торгуй, этим не торгуй!

- Уже больше года как вступил в силу Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Каким образом ФАС России осуществляет контроль за его соблюдением? Назовите наиболее значимые дела, возбужденные ФАС России в отношении хозяйствующих субъектов и органов власти за нарушения данного закона.

- Только 1 августа 2010-го, менее года назад, закончился переходный период закона о торговле. Компании к этому времени должны были привести в соответствие требованиям договора поставки торговых сетей с поставщиками продовольственных товаров. В процессе контрольных мероприятий антимонопольный орган проанализировал более 7000 договоров поставки продовольственных товаров, которые содержали положения, не соответствующие закону о торговле.

Наибольшее количество нарушений связано с включением в договор поставки дискриминационных условий, превышением установленного размера вознаграждения, установлением отсрочек платежей. Учитывая результаты мониторинга переходного периода, мы считаем, что с внесением изменений 381-й закон положительно повлиял на договорные отношения торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров.

- В настоящее время сложной является ситуация на рынке ритуальных услуг.  Планируется ли внесение изменений в действующее законодательство с целью урегулирования ситуации на данном рынке? Если да, то какие? И к какому результату эти изменения должны привести?

- Мы разработали предложения о внесении изменений в закон «О погребении и похоронном деле», согласно которым предполагается устранение монопольного положения специализированных служб по вопросам похоронного дела и предоставление возможности входа на рынок других хозсубъектов. Наши  предложения направлены на исключение избыточных полномочий органов местного самоуправления, устранение барьеров для создания частных кладбищ, введение института саморегулирования, а также регламентацию процедуры повторного использования бесхозного земельного участка под захоронение.

Предполагается, что такие изменения в антимонопольном законодательстве будут препятствовать навязыванию ритуальных услуг, предоставлению недостоверной информации о порядке организации похоронного дела, в том числе о стоимости, и главное, будут соблюдаться интересы всех лиц, чьи интересы затронуты такой деятельностью, а также государства, общества и природы.

Закон должен измениться

- Какие  изменения ФАС России намеревается внести в антимонопольное законодательство? И какие из них вы считаете первоочередными?

- 28 июня этого года президиум Правительства РФ одобрил «третий антимонопольный пакет» поправок. В нем планируется сократить перечень безусловных запретов (per se) и распространять их только на горизонтальные соглашения (картели). Также предполагается уточнить применение уголовной ответственности за антиконкурентные соглашения и понятие запрещенной координации экономической деятельности.

Планируется уточнить требования к согласованным действиям хозяйствующих субъектов. Согласованными действиями будут признаваться действия хозяйствующих субъектов, публично заявивших о планируемом поведении на рынке. Кроме того, будет вводиться минимальная доля товарного рынка, которую должны занимать участвующие в согласованных действиях хозяйствующие субъекты.

«Третий антимонопольный пакет» законов предполагает применение фиксированных административных штрафов за нарушения в виде злоупотребления доминирующим положением, которые не привели к ограничению конкуренции. Однако это правило не будет распространяться на действия субъектов естественных монополий, в отношении которых должны применяться «оборотные штрафы».

Изменения коснутся и 6-й статьи закона «О защите конкуренции». В частности, цена, сформированная на бирже при соблюдении правил биржевой торговли, не будет считаться монопольно высокой.

Законопроект предусматривает право Правительства РФ определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий.

Важным новшеством станет появление в законодательстве механизма административного обжалования торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Мы предлагаем уточнить порядок предоставления государственного и муниципального имущества. В том числе исключить обязательное проведение торгов при заключении договоров субаренды имущества лицами, получившими такое имущество на торгах.

Давно назрела необходимость предусмотреть в законе особенности смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Считаю, что принятие законопроекта позволит повысить эффективность применения основных институтов антимонопольного регулирования в России.

(Окончание следует.)