Соперничество по правилам часть 1

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Без торгов - ни шагу!

- Каков порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества? Имеются в виду и договора субаренды и перенайма.

- В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов. Исключение составляют случаи, установленные в частях 1-й и 4-й ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 2 статьи 615 Гражданского кодекса РФ арендатор с согласия хозяина вправе сдавать арендованное имущество в поднаем (суб-аренду) и передавать свои права и обязанности по договору другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование. По той же статье ГК РФ к договорам суб-аренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом. Поэтому заключение договоров субаренды, перенайма в отношении государственного или муниципального имущества также должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Табу на ограничения закона

-  При каких обстоятельствах дача согласия собственником на заключение договоров в отношении государственного или муниципального имущества, принадлежащего государственным и муниципальным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не будет нарушением закона?

- Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной и государственной власти субъектов РФ,  местного самоуправления, иных организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Передача подобного имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для него преимущественные условия в получении указанного имущества и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые могут захотеть приобрести вышеозначенные права в отношении этого имущества.

Передача прав владения и (или) пользования муниципальным или госимуществом на конкурсной основе, через конкурс или аукцион, позволяет обеспечить равный доступ к нему всех заинтересованных в приобретении прав лиц и препятствует ограничению, недопущению и устранению конкуренции.

Таким образом, когда собственник имущества соглашается на передачу имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов, это является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Собственник должен принимать решение о даче согласия на передачу этого имущества с соблюдением требований Закона о защите конкуренции, в том числе с учетом необходимости проведения торгов при передаче прав на такое имущество.

А школе - можно!

-  В каких случаях можно заключить договор с образовательными учреждениями, передающий  право владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом?

- Согласно п. 6 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов. Но есть одно условие: право на такое имущество должно предоставляться образовательным учреждениям, независимо от их организационно-правовых форм.

По части 1 ст. 11.1 ФЗ «Об образовании», государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций.

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

При этом согласно части 1-й статьи 12 ФЗ «Об образовании» образовательным является учреждение,  реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся. В соответствии с частями 2, 3 образовательное учреждение является юридическим лицом и может быть государственным, муниципальным, негосударственным. Действие законодательства РФ распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм.

Исходя из статьи 1-й ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом.

Таким образом, передача государственного или муниципального имущества без проведения торгов в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» может осуществляться только некоммерческим организациям, осуществляющим образовательную деятельность.