• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Публичные обсуждения 21.05.2020 года. Отвечаем на вопросы.

21 мая 2020 года состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Калужского УФАС России.

По итогам мероприятия участникам предлагалось заполнить специальную анкету, в одном из пунктов которой можно задать вопросы о правоприменительной практике, возникающие при осуществлении  государственного надзора за соблюдением антимонопольного законодательства.

Сегодня мы отвечаем на поставленные вопросы.

 

1.

Вопрос:

Поставщик просрочил поставку товара. Обязан Заказчик предъявить к Поставщику санкции за каждый день просрочки и штраф за ненадлежащее исполнение договора. Либо достаточно ограничиться наложением пеня? Можно использовать удержания (штрафы, пеня) с обеспечения исполнения договора, либо Поставщик самостоятельно перечисляет определенные суммы на счет Заказчика?

Ответ:

Статьей 33 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 №1042 предусмотрено, что за просрочку исполнения обязательств начисляется только пеня. Штраф может быть наложен только за факты неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств. По вопросу удержания штрафа с обеспечения исполнения контракта можно выделить следующее. 44-ФЗ не регламентирует такой порядок. Однако из судебной практики следует, что такие действия заказчика можно считать правомерными если данное условие было включено к контракт.

 

2.

Вопрос:

Согласно ч.3 ст.96 Федерального закона о контрактной системе, исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Вопрос: Как отсчитывать срок исполнения обязательств? С момента исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), или с момента исполнения обязательств заказчиком и оплаты поставленного товара (работ, услуг).

Ответ:

В данном случае при получении банковской гарантии целесообразно руководствоваться предельными сроками исполнения обязательств, установленными заказчиком в проекте контракта.

 

3.

Вопрос:

Каким образом в проекте контракта указывать условие о цене: только с НДС или можно и вариативные формулировки? Если только с НДС, то как потом прописать в контракте, если выиграет упрощенец ( НДС - 0% или без НДС)?

Ответ:

В соответствии с Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 19.03.2020 N АПЛ20-49 следует, что на заказчика действующим законодательством не возложена обязанность в  установлении в проекте контракта вариативного условия о цене контракта "включая НДС/НДС не облагается". Таким образом, заказчики самостоятельно выбирают условие о цене контракта для включения в проект контракта.

 

4.

Вопрос:

В случае предоставления участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, учитываются контракты по сумме исполнения или по цене контракта (например, если был расторгнут по соглашению сторон)? 

Ответ:

Исходя из смысла пункта 8.1 ст.96 44-ФЗ, при применении данного требования необходимо учитывать сумму исполнения контракта.

 

5.

Вопрос:

Является ли основанием для изменения условий контракта по ч.65 ст.112 ФЗ-44 невозможность исполнения подрядчиком обязательств по контракту при выявлении им убытков при исполнении контракта на условиях, при которых был заключен контракт до распространения коронавирусной инфекции (например, по осуществлению перевозок. Подрядчик стал перевозить меньше пассажиров, а затраты остались на прежнем уровне.)?

Ответ:

Положения ч.65 ст.112 44-ФЗ возможно применить, в случае если имеется прямая взаимосвязь между распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV и условиями исполнения контракта (например: значительное уменьшение пассажиропотока).

 

6.

Вопрос:

Если изменяли контракт по ч.65 ст.112 44-ФЗ, списание неустоек не может быть осуществлено?

Ответ:

Порядок списания заказчиком неустойки по государственным контрактам, в том числе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 №783 в редакции Постановления Правительства РФ от 26.04.2020 №591.

 

7.

Вопрос:

В совместном письме Минфина России, МЧС России, ФАС России от 03.04.2020 установлено, что подрядчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что неисполнение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. В данном случае списание неустоек проводить не нужно?

Ответ:

вышеуказанное письмо не говорит о списании неустойки. Такие случаи списания неустойки предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 №783.

 

8.

Вопрос:

Каким образом стороны по контрактам должны подтверждать возникновение обстоятельств непреодолимой силы? Достаточно ли ссылок только на официальные документы органов власти, устанавливающие запреты/ограничения, или необходимо еще что-то?

Ответ:

К признакам непреодолимой силы, содержащимся в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Из правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 21.06.2012 N 3352/12, следует, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость. Таким образом, вопрос о признании сложившихся обстоятельств непреодолимой силой, в том числе о подтверждающих ее документов, необходимо решать в каждом случае индивидуально.

 

9.

Вопрос:

В соответствии с ч.65 ст.112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Правильно ли я понимаю, что изменение контракта допускается только по цене и сроку? Изменить, к примеру, объем оказываемых услуг (являющихся предметом контракта) не представляется возможным?

Ответ:

частью 65 статьи 112 44-ФЗ предусмотрено изменение только сроков и (или) цены контракта и (или) размера аванса. Все остальные изменения осуществляются в рамках статьи 95 44-ФЗ.

 

10.

Вопрос:

Должна ли организация, участвующая в торгах по 44-ФЗ, прикладывать в составе заявки лицензию на осуществление медицинской деятельности, дающей право оказывать услуг по месту оказания услуг, определенному заказчиком

Ответ:

Согласно действующему законодательству медицинская деятельность осуществляется по адресу, указанному в лицензии. Соответственно, если участник закупки не имеет права оказывать деятельность по месту оказания услуг, определенному заказчиком, то его действия могут содержать признаки нарушения статьи 14.8 135-ФЗ.