Верховный суд РФ отменил норму, ограничивающую конкуренцию на рынке выполнения кадастровых работ Калужской области

Связанные персоны: Начальник управления Молчанов Артем Владимирович
 

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации удовлетворила требование Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), признав недействующей статью 1 Закона Калужской области №562-ОЗ1, которая устанавливала необоснованные преимущества региональному казенному предприятию «Бюро технической инвентаризации» (БТИ). 

В 2014 году Законодательным Собранием Калужской области приняты нормативные правовые акты, определившие полномочия БТИ. В них указано, что предприятие выполняет кадастровые работы, заказчиком которых являются органы исполнительной власти региона и подведомственные государственные учреждения в соответствии с нормами Закона о контрактной системе (44-ФЗ).

Таким образом, единственным поставщиком на осуществление этих работ определено Бюро технической инвентаризации. 

По мнению антимонопольной службы, такие действия являются нарушением Закона защите конкуренции» (ч.1 ст.15)4, противоречат положениям 44-ФЗ (п.6 ч.1 ст.93)2, а также Закону о государственном кадастре (ч.1 ст.29)3

ФАС России обратилась в суд с требованием признать недействующей статью 1 нормативно правового акта. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации решения нижестоящих инстанций отменила и признала выводы антимонопольного ведомства правомерными. 

«Несмотря на снижение количества нарушений органами власти антимонопольного законодательства, число таких нарушений остается достаточно большим. В последнее время это всё чаще связано с уходом от обязательности использования конкурентных процедур и созданием необоснованных преимуществ на рынке отдельным субъектам. Определение Верховного суда в отношении Закона Калужской области является ярким примером эффективности антимонопольного противодействия таким злоупотреблениям»,- сказал начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов.


Справка:

1. Закон Калужской области №562-ОЗ «О полномочиях казенного предприятия Калужской области «Бюро технической инвентаризации на выполнение кадастровых работ»;

2. Пункт 6 части 1 статьи 93 Федерального закона №44 «О контрактной системе…»: закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;

3. Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона №221 «О государственном кадастре недвижимости лицом, управомоченным на выполнение кадастровой работы (работ, в результате которых обеспечиваются подготовка документов, содержащих необходимые дл осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе) является кадастровый инженер. Из части 1 статьи 29 Закона о государственном кадастре следует, что кадастровым инженером является физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера, и который может выбрать формы организации своей кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом. 

4. Статья 15 Федерального закона №135 «О защите конкуренции» устанавливает запрет Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).