Подарочная карта Банка Русский Стандарт не прошла антимонопольную авторизацию

Сегодня, 19 марта 2015 года, Комиссия ФАС России, в состав которой на паритетной основе входили сотрудники Центрального банка Российской Федерации, признала АО «Банк Русский Стандарт» нарушившим часть 2 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» (недобросовестная конкуренция).

 

Основанием для возбуждения дела послужило заявление Ассоциации «Национальный платежный совет», в котором сообщалось о приобретении АО «Банк Русский Стандарт» в 2011 году исключительного права на товарный знак (знак обслуживания) по свидетельству № 4410437 «Подарочная карта» в отношении услуг 36 класса МКТУ.

 

В ходе рассмотрения дела комиссия ФАС России установила, что на момент подачи ответчиком заявки на регистрацию товарного знака иные банки осуществляли деятельность по выпуску подарочных карт, причем о такой деятельности некоторых из них АО «Банк Русский Стандарт» информацией располагало. Кроме того, имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что обозначение «подарочная карта» уже на тот момент времени широко использовалось в СМИ и специалистами соответствующей отрасли.

 

Данное обстоятельство было также подтверждено впоследствии Роспатентом, который, отменяя в декабре 2014 года правовую охрану товарного знака «Подарочная карта» в части банковских услуг, пришел к выводу, что это обозначение изначально не обладало различительной способностью, поскольку представляло собой лексическую единицу, характерную для области расчетных операций в области банковской и торговой деятельности.

 

Большинство опрошенных ФАС России в процессе рассмотрения дела банков высказали позицию о том, что изменение в результате действий АО «Банк Русский Стандарт» обозначения «подарочная карта» на иное схожее наименование может снизить спрос на банковские услуги, оказываемые посредством подарочных карт, и, как следствие, может причинить убытки конкурентам ответчика.

 

В рамках рассмотрения дела было выявлено и фактическое причинение убытков некоторым из конкурентов АО «Банк Русский Стандарт» в результате направления им требований о прекращении использования товарного знака «Подарочная карта» и исполнения таких требований путем отзыва банками уже выпущенных подарочных карт и рекламных материалов.

 

По результатам рассмотрения дела комиссия ФАС России признала действия АО «Банк Русский Стандарт» нарушающими часть 2 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».

 



Услуги 36 класса МКТУ: выпуск кредитных карточек, обслуживание по дебетовым карточкам, обслуживание по кредитным карточкам, операции банковские через Интернет, перевод денежных средств в системе электронных расчетов

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляющих исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

 

Согласно статье 1483 Гражданского кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, в частности, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида и являющихся общепринятыми терминами.

 

В соответствии с частью 2 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

 

Под недобросовестной конкуренцией в соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.