Рекламная кампания МТС-Банка не прошла экзамен на достоверность

13 февраля 2015 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) признала ненадлежащей рекламу ОАО «МТС-Банк».

В период с января по ноябрь 2014 года в регионах присутствия банка проходила рекламная кампания финансовых услуг банка: вкладов и кредитов, банковских карт ОАО «МТС-Банк» с указанием условий предоставления финансовых услуг.

1. Реклама вклада «Горячий» ОАО «МТС-Банк» распространялась с сентября по октябрь 2014 года посредством стикеров (размером 20х40 см и 30х40 см) в метрополитене г. Москвы, а также на рекламных конструкциях (щиты размером 6х3 м) в различных городах на территории Российской Федерации, в том числе в г. Москва, Екатеринбург, Новосибирск и пр.

В рекламе вклада «Горячий» ОАО «МТС-Банк» крупным шрифтом сообщалось:

«Вклад «Горячий». до 12% годовых. МТС БАНК 8 800 250 05 20 www.mtsbank.ru».

Текст с иными условиями вклада, влияющими на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, выполнен мелким нечитаемым шрифтом белого цвета на голубом фоне. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях вкладов, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Указание в рекламе вкладов лишь отдельного условия (процентная ставка) само по себе не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой услуге, получить достаточные сведения об этой услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о сумме дохода, который получат лица, воспользовавшиеся услугой.

Таким образом, в рекламе вклада «Горячий» усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Реклама «Вклады МТС-Банка. Рост под защитой» ОАО «МТС-Банк» распространялась с января по октябрь 2014 года посредством буклетов в офисах банка ОАО «МТС-Банк».

В рекламных буклетах «Вклады МТС-Банка. Рост под защитой» содержится информация по следующим вкладам: «Высокий доход - Регион», «Накопительный – Регион», «Мобильный», «Пенсионный – Регион», «Корпоративный», «Удобный – Регион», «Мультивалютный - Регион», «Инвестиционный».

В информации о вкладе «Инвестиционный» указывается срок размещения (31, 91, 181 день), минимальная сумма первоначального взноса (500 000 рублей), информация о пополнении вклада (не предусмотрено), выплате процентов (в конце срока вклада на текущий счет) и пр. При этом размер процентной ставки не указывается.

Соответственно, при указании части условий по вкладу потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях вклада, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Аналогичное нарушение (отсутствие процентной ставки) содержится в информации по вкладам «Высокий доход - Регион», «Накопительный – Регион», «Мобильный», «Пенсионный – Регион», «Корпоративный», «Удобный – Регион», «Мультивалютный - Регион», «Инвестиционный», размещенной в рекламном буклете «Вклады МТС-Банка.

С учетом изложенного, в рекламе «Вклады МТС-Банка. Рост под защитой» содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

4. Реклама «Кредиты наличными. Обретай реальность» ОАО «МТС-Банк» распространялась с января по октябрь 2014 года посредством буклетов во всех офисах ОАО «МТС-Банк».

В рекламе «Кредиты наличными. Обретай реальность» указывается величина процентной ставки по кредиту «для всех клиентов» от 17,9% до 34,9%, сумма кредита от 20 000 до 1 000 000 рублей, для «клиентов с положительной кредитной историей» предусмотрена возможность получения кредита на сумму от 20 000 до 1 500 000 рублей с процентной ставкой 17,9%. В рекламе также указан срок кредитования - от 3 до 60 месяцев.

В рекламном буклете «Кредиты наличными. Обретай реальность» (на последней его странице), распространявшемся в период с января по октябрь 2014 года, указывается, что тарифы действительны на 7.07.2014 года.

Согласно Каталогу тариф, предусматривающий условия кредитования заемщиков с положительной кредитной историей по процентной ставке 17,9% годовых на сумму кредита от 20 000 до 1 500 000 рублей, утратил силу с 30.04.2014.

Таким образом, в рекламном буклете сообщаются не соответствующие действительности условия кредита.

С учетом изложенного, в рекламе потребительского кредита «Кредиты наличными. Обретай реальность» содержатся признаки нарушения пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

5. Реклама банковских карт ОАО «МТС-Банк»: «МТС Деньги», «Студенческая», «Трансаэро – МТС Банк», «Топливная» распространялась с января по ноябрь 2014 г.

Во всех рекламных материалах банковской карты «МТС Деньги» указывалось на возврат денежных средств в размере 3% годовых в случае оплаты покупок картой. 

При этом рекламные изображения и тексты, в частности утверждение «Не важно, что Вы покупаете – 3% на мобильный Вам в подарок», дают основания потребителям полагать, что вознаграждение за использование карты «МТС Деньги» при оплате товаров и услуг будет начисляться во всех случаях.

Вместе с тем при оплате товаров и услуг картой «МТС Деньги» в ряде случаев клиент банка не получит обещанного в рекламе вознаграждения.

Однако сведений об этих ограничениях при начислении вознаграждений в рекламе не приводится, а также и не указывается источник получения таких сведений.

Вознаграждение за совершение покупок и максимальный размер вознаграждения предусмотрено также при использовании банковских карт «Студенческая», «Трансаэро – МТС Банк», «Топливная». О размере соответствующего вознаграждения сообщается в рекламе этих банковских продуктов, однако умалчивается об ограничениях при начислении вознаграждения (нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

В рекламе банковской карты «МТС Деньги», в частности в буклетах, указывается кредитный лимит – до 600000 рублей, и процентная ставка по кредиту – от 23 % годовых. При этом в сноске, поясняющей размер процентной ставки, сообщается о том, что процентная ставка по кредиту составляет 23, 35, 47, 55 % годовых. 

Условие о кредитном лимите и процентной ставке по кредиту являются условиями, влияющими на полную стоимость кредита и расходы по нему, следовательно, в рекламе банковской карты «МТС Деньги» должны быть указаны все остальные условия, влияющие на полную стоимость кредита и расходы по нему в соответствии с требованиями пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Однако условия, на которых предоставляется или от которых зависит размер процентной ставки по кредиту 35, 47, 55 % годовых, в рекламе не сообщаются.

В рекламных буклетах кредитных карт «Топливная» и «Трансаэро – МТС Банк» при указании размера кредитного лимита и периода беспроцентного кредитования не указываются остальные условия, влияющие на полную стоимость кредита и расходы по нему, в частности не указывается процентная ставка по кредиту. 

Таким образом, в рекламе банковских карт «МТС Деньги», «Студенческая», «Трансаэро – МТС Банк», «Топливная» усматриваются признаки нарушения части пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

Справка:

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых или финансовых услуг не должны умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.