• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Информация об основных направлениях и результатах деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области за 2009 год.

Основной целью деятельности антимонопольных органов является защита и обеспечение развития конкуренции, создание условий для добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном или финансовом рынке.

Свобода конкуренции, за исключением отдельных случаев, определяемых экономической целесообразностью, является основополагающим условием эффективного как экономического, так и социального развития.

Защита конкуренции осуществляется посредством проведения антимонопольного регулирования, которое является важнейшим инструментом предупреждения угроз ограничения конкуренции, пресечения возникающих нарушений законодательства. Развитие конкуренции, в свою очередь, обеспечивается за счет создания условий для выхода на рынок новых участников, а также снижения административных барьеров.

В 2009 году Калужским УФАС России проводилась работа по реализации указанной цели деятельности антимонопольных органов, а также выполнению задач, стоящих перед Федеральной антимонопольной службой.

Выявление и оперативное пресечение действий хозяйствующих субъектов, а также действия и актов органов власти,  направленных на недопущение, ограничение, устранение  конкуренции осуществлялось Калужским УФАС России путем рассмотрения заявлений (жалоб), возбуждения дел о нарушении законодательства, проведения проверок на предмет соблюдения законодательства, проведения анализа рынков и регулярных мониторингов цен и др.

В 2009 году в адрес Калужского УФАС России поступило  97 заявлений  на действия хозяйствующих субъектов, а также органов  власти, нарушающие, по мнению заявителей, требования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

По сравнению с 2008 годом произошло незначительное увеличение количества заявлений, рассмотренных Калужским УФАС России  - на   4,5 %. Основное количество заявлений поступало в отчетном периоде от хозяйствующих субъектов. 

Наибольшее количество поступивших заявлений (65 заявлений) содержало  выводы заявителя о нарушении хозяйствующим субъектом статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, выразившиеся в:

- установлении, поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

- навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него;

- экономически или технологически необоснованные сокращение или прекращение производства товара;

- экономически или технологически не обоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками);

- нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а также иные нарушения.

По признакам нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в 2009 году Калужским УФАС России возбуждено 18 дел, из них на рынках: электро - теплоэнергии - 7 дел; газа - 5 дел; нефти и нефтепродуктов -  2 дела; жилищно-коммунального хозяйства - 1 дело, связи - 1 дело, прочие сферы деятельности на товарных рынках - 2 дела.

По результатам рассмотрения 3 дел Комиссией Калужского УФАС России вынесено решение о наличии в действиях хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в том числе по 2 делам – решение о нарушении лицом, занимающим доминирующее положение,  установленного порядка ценообразования.

В 2009 году Калужским УФАС России выявлено 8 фактов недобросовестной конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, выразившихся в продаже товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, а также в размещении рекламы на опорах знаков дорожного движения.

Так, по результатам рассмотрения 6 дел Калужским УФАС России действия хозяйствующих субъектов в связи с осуществлением продажи на территории Калужской области товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности (товарных знаков, иных средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг) признаны недобросовестной конкуренцией.

Действия 2 хозяйствующих субъектов, выразившиеся в распространении рекламы на опорах знаков дорожного движения, также признаны недобросовестной конкуренцией.

 Размещение рекламы на опорах знаков дорожного движения рассматривается антимонопольными органами как акт недобросовестной конкуренции исходя из следующего.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается. При этом, под рекламой, согласно статье 3 указанного Федерального закона, понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

В связи с размещением рекламы на опорах знаков дорожного движения, что запрещено действующим законодательством,   хозяйствующие субъекты получали  преимущества в осуществлении своей предпринимательской деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам, конкурирующим на одном товарном рынке, которое выражалось в привлечении повышенного внимания к объекту рекламирования со стороны потенциальных покупателей в связи с функциональным назначением знаков дорожного движения.

Значительное место в работе Калужского УФАС России в 2009 году  было отведено контролю за соблюдением антимонопольного законодательства со стороны органов власти различного уровня.

Так, в отчетном периоде действия и акты органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции были выявлены в сферах деятельности, связанных с осуществлением торговли, организации похоронного дела на территориях муниципальных образований,  при издании нормативных актов, устанавливающих размеры и порядок исчисления размеров арендной платы за пользование муниципальным имуществом,  а также освобождающих отдельные категории арендаторов от арендной платы.

В 2009 году Калужским УФАС России выявлено 24 нарушения статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в том числе 1 нарушение - необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта; 6 нарушений  - наделение хозяйствующих субъектов властными  функциями, 17 нарушений -  связанных с предоставлением преимущества муниципальным (государственным) предприятиям при установлении и исчислении размеров арендной платы за пользование муниципальным имуществом, а также  освобождение отдельных хозяйствующих субъектов от арендной платы.

В связи с добровольным устранением нарушений до принятия Комиссией Калужского УФАС России решения по существу  производство по 14 делам прекращено. По 7  делам признано нарушение статьи 15 указанного Федерального закона, выдано 8 предписаний об устранении нарушений.

По признакам нарушения статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции, выразившегося в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, в 2009 году Калужским УФАС России возбуждено 4 дела. По результатам рассмотрения Комиссией Калужского УФАС России приняты решения о наличии нарушения.

Новым в деятельности Калужского УФАС России по сравнению с предыдущими периодами  было рассмотрение дел, связанных с нарушением порядка предоставления прав в отношении государственного и муниципального имущества. В отчетном периоде возбуждено 10 дел по признакам нарушения статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения возбужденных дел, Комиссией Калужского УФАС России  по 3 делам признано нарушение статьи 17.1  Федерального закона «О защите конкуренции»,  в 2 случаях рассмотрение дела прекращено в связи с добровольным устранением нарушения.

Появление статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» вызвало неоднозначную реакцию со стороны органов власти Калужской области, а также представителей малого и среднего предпринимательства.

Согласно статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, за исключением установленных случаев, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Появление указанной статьи является составляющей комплекса мер, предусмотренных планом противодействия коррупции, и направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере. Данная норма направлена на единообразную регламентацию, унификацию использования государственного и муниципального имущества, передачи прав на это имущество.

 В связи со  вступлением в силу указанной статьи, в период конца 2008 – начала 2009 г.г. наметилась тенденция по приостановлению органами власти Калужской области, прежде всего органами местного самоуправления, процедур, связанных с предоставлением хозяйствующим субъектам в аренду помещений (заключению иных  договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества), что было, вероятнее всего, обусловлено неготовностью к проведению процедур торгов (отсутствие порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения указанных договоров; необходимость руководствоваться при проведении конкурсов Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а при проведении аукционов - Федеральным законом от 21.12.2001  178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также иными обстоятельствами).

 В настоящее время, в связи с внесением соответствующих изменений в статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в части расширения перечня случаев заключения договоров, предусматривающих  переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, без проведения торгов, а также в статью 53 указанного Федерального закона, разрешившую заключение договоров на новый срок с субъектами малого или среднего предпринимательства, ситуация стабилизировалась.

В 2009 году в адрес Калужского УФАС России поступило 21 ходатайство (заявление) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной помощи (преференций),  из них:  6 ходатайств (заявлений) подано органом исполнительной власти Калужской области (министерство экономического развития Калужской области), 15 ходатайств (заявлений) – органами местного самоуправления.

По результатам рассмотрения поступивших ходатайств (заявлений) 1 ходатайство (заявление) возвращено в связи с несоответствием предоставленных документов требованиям части 1 статьи 20  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,  в 13 случаях принято решение о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной помощи (преференции); 3 заявителям отказано в даче согласия на предоставление государственной или муниципальной помощи (преференции); в 4 случаях в адрес заявителя направлен ответ о том, что согласие антимонопольного органа на осуществление действий, согласие на совершение которых испрашивалось, не требуется, в связи с тем, что испрашивалось согласие антимонопольного органа на передачу имущества лицам, не являющимся хозяйствующими субъектами в понимании статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

В отчетном периоде согласие на предоставление муниципальной или государственной помощи (преференции)  антимонопольного органа испрашивалось в целях:

- защиты окружающей среды   - 3 ходатайства (заявления);

- охраны здоровья граждан - 1 ходатайство (заявление);

- развития культуры, искусства и сохранения культурного наследия - 4 ходатайства (заявления);

- поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства -  3 ходатайства (заявления);

- производства сельскохозяйственной продукции -  1 ходатайство (заявление);

- проведения научных исследований - 2  ходатайства (заявления);

- социальной защиты населения (социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения, социальное обслуживание населения) - 6 ходатайств (заявлений).

Необходимо обратить внимание на то, что с момента вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также внесений изменений в указанную статью количество обращений органов власти и органов местного самоуправления Калужской области о возможности предоставления государственного или муниципального имущества хозяйствующим субъектам в порядке предоставления государственной или муниципальной помощи (преференции) и соответственно количество ходатайств (заявлений) о предоставлении такой помощи хозяйствующим субъектам, поступивших в адрес Калужского УФАС России, увеличилось.

Причиной отказа Калужским УФАС России в удовлетворении поступающих ходатайств (заявлений) явилось несоответствие предоставляемой помощи целям, указанным в части 1 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции».

В отчетном периоде Калужским УФАС России возбуждено 6 дел по признакам нарушения статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной помощи (преференции). По результатам рассмотрения,  3 дела прекращено в связи с добровольным устранением нарушения, в 3 случаях признано нарушение и выданы предписания об устранении нарушений.

Помимо осуществления контроля за действиями хозяйствующих субъектов, а также действиями и актами органов власти на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства, создание условий для развития добросовестной конкуренции обеспечивается также и иными направлениями деятельности антимонопольных органов, в частности, осуществлением контроля  в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание для государственных и муниципальных нужд, а также контролем за соблюдением законодательства о рекламе.

В сфере контроля за размещением государственных и муниципальных заказов Калужским УФАС России проводилась работа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов, а также проведению плановых и внеплановых проверок.

В 2009 году  в адрес Калужского УФАС России поступило 146 жалоб участников размещения заказов на право заключения государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.

По результатам рассмотрения 33 жалобы были признаны обоснованными, в действиях заказчика, уполномоченного органа или комиссии по размещению заказа установлено нарушение требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», из них:

- 2 жалобы на действия при осуществлении размещения заказов для государственных нужд Калужской области;

- 7 жалоб на действия при осуществлении размещения заказов для муниципальных нужд;

- 24 жалобы на действия при проведении размещения заказов для федеральных государственных нужд.

По итогам рассмотрения жалоб выдано 56 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

Основная масса выявленных нарушений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» связанна с необоснованным допуском участника размещения заказа до участия в торгах, а также необоснованным отказом в допуске к участию в торгах.

В сфере контроля за соблюдением законодательства о рекламе  основное внимание в отчетном периоде уделялось рекламе медицинских услуг, рекламе алкогольной продукции, рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также  рекламе финансовых услуг, наносящих  значительный вред интересам граждан и обществу в целом.

По результатам проведенной работы возбуждено 35 дел  по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», по результатам рассмотрения 30 дел  установлено нарушение законодательства о рекламе и выдано 26 предписаний об устранении нарушений.

Нарушения выразились в отсутствии в рекламе финансовых услуг, всех условий, влияющих на сумму доходов клиентов, а, по сути, в «умалчивании» в рекламе тех условий, которые уменьшают сумму доходов, на которую рассчитывают клиенты кредитной организации под влиянием рекламы; были выявлены факты распространения рекламы медицинских услуг в отсутствие лицензии на осуществление видов деятельности, являющих объектом рекламирования, а также во многих выявленных случаях отсутствовали предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов; выявлены факты распространения рекламы без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, что не допускается в соответствии с требованиями Федерального закона «О рекламе».

     

2.Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках

 

Одним из направлений деятельности Калужского УФАС России является проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных  рынках Калужской области с целью определения уровня концентрации и положения на нем хозяйствующих субъектов, установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов, с последующим их включением в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, а также определения долей хозяйствующих субъектов на товарных рынках.

Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на этом рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень экономических и административных барьеров для входа на рынок.

В 2009 году Калужским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на 6 товарных рынках:

- рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими  товарами;

- рынок розничной реализации электрической энергии (мощности);

- рынок розничной реализации нефтепродуктов.

- рынок по управлению многоквартирными домами в городских округах Калужской области;

- рынок нерудных строительных материалов;

- рынок похоронных услуг;

       

2.1.Рынок розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

   

Анализ  состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами осуществлялся в целях установления доминирующего положения  на локальных рынках (в границах городских округов и муниципальных районов) аптечных сетей и одиночных аптечных учреждений, осуществляющих деятельность на территории Калужской области.

В задачи исследования входило: определение состава хозяйствующих субъектов; определение объемов товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов; определение уровня концентрации товарных рынков; выявление барьеров входа новых хозяйствующих субъектов на локальные товарные рынки и факторов, влияющих на процесс развития конкуренции.

Географические границы рынка  определялись с точки зрения месторасположения аптечных учреждений, наличия поставщиков, которые имеют возможность поставлять товар внутри данной территории и возможностью потребителей приобретать товар на соответствующей территории, не испытывая затруднений и не неся чрезмерных затрат.

Для покупателей месторасположение аптечных учреждений имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом денежных средств и времени.

Анализ конкурентной среды на указанном рынке проводился в географических границах муниципальных районов Калужской области  (23 муниципальных района) и двух городских округов (г.Калуга и г.Обнинск).

На момент проведения анализа на территории Калужской области розничную торговлю лекарственными средствами осуществляли 375 аптечных учреждений (аптек и аптечных пунктов) Из них 10,15 % относились к государственной и муниципальной форме собственности, остальные 89,85 % являлись частными.

Наибольшее количество аптечных учреждений действуют в наиболее крупных муниципальных образованиях области (Боровский район, Козельский район, Дзержинский район, Малоярославецкий район, Людиновский район, Кировский район, г. Обнинск,

г. Калуга).

 Обобщенный анализ состояния конкурентной среды в географических границах муниципальных районов и городских округов Калужской области  позволил сделать следующие выводы:

1. Концентрация населения и платежеспособного спроса в крупных городах приводит к неравномерному размещению аптечных учреждений в муниципальных образованиях Калужской области. Это, в свою очередь, влечет за собой неравномерный уровень конкуренции (вплоть до отсутствия конкурентной среды) на различных по численности населения рынках.

В крупных муниципальных образованиях действуют примерно в 4 раза больше хозяйствующих субъектов, чем в муниципальных образованиях с  численностью населения от 3 до 8 тыс. человек.

Была установлена прямая зависимость между величиной муниципального образования по численности населения и уровнем концентрации рынка услуг по розничной продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

В муниципальных образованиях, где численность населения от 3 до 8 тыс. человек коэффициент концентрации составил  100%, поскольку  там осуществляют деятельность 1-3 хозяйствующих субъекта.

В большинстве районов Калужской области коэффициент рыночной концентрации превышает 70 % барьер, то есть рынок имеет высокий уровень концентрации.

Лишь в муниципальном образовании «Город Калуга» рынок имеет низкий уровень концентрации и развитую конкурентную среду.

2. В ряде муниципальных образований количество аптечных учреждений находится в диспропорции к количеству проживающего там населения. Принято считать, что норма соотношения численности населения и количества аптечных учреждений – 4-5 тыс. человек на 1 аптеку.

 

 

Таблица 1. Соотношение численности населения и количества аптечных учреждений

 

меньше 4 тыс. чел. (высокая плотность аптечных учреждений)

от 4-5 тыс. чел. (норма)

более 5 тыс. чел. (недостаток аптечных учреждений)

 

МО «Бабынинский район», МО «Барятинский район», МО «Боровский район», МО «Думиничский район»,  МО «Жуковский район», МО «Город Калуга», МО «Город Киров и Кировский район», МО «Город Киров и Кировский район», МО «Город Киров и Кировский район»,  МО «Козельский район», МО «Город Людиново и Людиновский район»,   МО «Малоярославецкий район», МО «Медынский район», МО «Мещовский район»,  МО «Мосальский район»,   МО «Перемышльский район», МО «Сухиничский район», МО «Тарусский район»,  МО «Ульяновский район»,  МО «Хвастовичский район», МО «Юхновский район», МО «Город Обнинск»

МО «Износковский район»,

МО «Куйбышевский район»

 

МО «Ферзиковский район»

 

3. К положительным тенденциям, происходящим на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами можно отнести: рост количества аптечных учреждений (отмечается в 10 муниципальных образованиях); расширение ассортимента предлагаемой продукции (отмечается во всех муниципальных образованиях); появление в продаже больше относительно дешевых лекарств (отмечается в большинстве муниципальных образований); усиление конкуренции между аптечными учреждениями, что стимулирует их к повышению качества оказываемых услуг; расширение ассортимента парафармацевтической продукции, в том числе и сопутствующих товаров.

  К негативным явлениям можно отнести следующие: постоянный рост цен на лекарственные средства;  ухудшение обеспечения населения лекарственными средствами, в том числе льготных категорий граждан (отмечается практически во всех муниципальных образованиях); недостаток квалифицированных специалистов (отмечают многие муниципальные образования); удаленность аптечных учреждений от населенных пунктов отмечается в муниципальных образованиях, где аптечные учреждения расположены в районных центрах; увеличение цен на импортные лекарственные средства (отмечается во всех муниципальных образованиях).

4. Процессы развития конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в существенной степени зависят от существующих барьеров входа на фармацевтический рынок, снижение которых может заинтересовать многих новых хозяйствующих субъектов. Барьеры входа на рынок являются качественными показателями структуры товарного рынка.

Можно выделить административные и экономические барьеры:

- уровень устанавливаемых торговых надбавок не позволяет использовать дифференцированную систему ценообразования и вынуждает применять предельную наценку (30%)  при формировании розничных цен практически на все лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

- проверки, действия контролирующих органов;

- усложненный процесс регистрации и согласований;

- низкая платежеспособность населения, особенно в сельской местности, сочетающаяся с постоянным ростом цен на лекарственные средства;

- аптечные учреждения, имеющие долю на рынке более 35%, оказывают существенное влияние на конъюнктуру рынка. Одиночные аптечные учреждения в условиях конкуренции оказываются малорентабельны;

- недостаток собственных оборотных средств на фоне обострения финансового кризиса постепенно приводит к снижению товарооборота;

- проблемы с помещениями для торговли, в том числе: высокие капитальные затраты на приобретение помещений в собственность, длительный процесс перевода жилого помещение в нежилое, высокий уровень арендной платы, нестабильность арендных отношений.

С трудностями входа на рынок сталкиваются как на этапе создания аптечного бизнеса, его регистрации (лицензирование, поиск помещений, дефицит кадров и. др.), так и в процессе деятельности и развития (контролирующие органы, система установления  торговых надбавок, доминирование на рынке крупных хозяйствующих субъектов и др.)

Эти проблемы заслуживают особенного внимания, так как именно увеличение на рынке аптечных услуг количества хозяйствующих субъектов способствует снижению его концентрации.

По результатам проведенного Калужским УФАС России анализа рынка услуг  розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в отношении  ряда хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Калужской области, принято решение о  включении  сведений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

 

Таблица 2. Сведения о хозяйствующих субъектах, занимающих на рынке  розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами долю более 35%

 

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Место нахождения

Доля хозяйствующего субъекта на  рынке (интервальное значение),%

 

Географические

границы рынка

ООО «Вереск»

249100, Калужская область, г.Таруса, ул. Октябрьская, д. 2/1

>36

МО «Тарусский район»

ИП Свиридова  Е.А.

248000, г. Калуга,

ул. Первомайская

>39

МО «Медынский район»

ООО «КЗ-МедТехуслуги»

249440, Калужская область, г. Киров, пл. Заводская, д.2

>40

МО «Город Киров и Кировский район»

ООО «Кедр»

249000, Калужская область, Боровский район, г. Балабаново, ул.50 лет Октября, д.2/1, офис 82

>49

МО «Боровский район»

ООО «Сфера»

249650, Калужская область, с. Барятино, ул. Елкина, д. 2

>35

МО «Барятинский район»

ИП Шилов А.А.

249240, Калужская область, г. Мещовск, ул. Володарского

>37

МО «Мещовский район»

ОАО Хвастовичская районная аптека»

249360, Калужская область, с. Хвастовичи, ул. Талалушкина,

д.4

100

МО «Хвастовичский район»

ОАО «Сухиничская аптека»

249270, Калужская область, г. Сухиничи, ул. Ленина, д. 55

>98

МО «Сухиничский район»

ГП Калужской области «Калугафармация»

248000, г. Калуга, ул. Театральная, д. 34

>65

>46

>82

>38

>70

> 82

>95

100

>53

>57

>42

>40

100

>40

МО «Бабынинский район»

МО «Барятинский район»

МО «Спас-Деменский район» МО «Юхновский район»

МО «Думиничский район»

МО «Жиздринский район»

МО «Износковский район»

МО «Куйбышевский район»

МО «Мещовский район»

МО «Мосальский район»

МО «Перемышльский район»

МО «Ульяновский район»

МО «Ферзиковский район»

МО  «Город Калуга»

 

 2.2. Рынок розничной реализации электрической энергии (мощности)

 

Сфера электроэнергетики является одной из наиболее распространенных сфер деятельности, в которой выявляются признаки нарушений антимонопольного законодательства. Специфика нарушений антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики в основном касается деятельности электросетевых компаний, осуществляющих естественно-монопольный вид деятельности. Нарушения связаны преимущественно с отказом или уклонением от заключения договора на передачу электроэнергии, а также с навязыванием невыгодных или не относящихся к предмету договора условий при заключении договора на оказание услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям.

Анализ состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии осуществлялся в целях установления доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков), осуществляющих деятельность на территории Калужской области. Временным интервалом исследования розничного рынка купли-продажи электрической энергии являлся 2008 год.

Розничные рынки электрической энергии - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.

Участники розничного рынка – это сбытовые организации, выступающие поставщиками на данном рынке, электросетевые организации и потребители электрической энергии.

Поставку электрической энергии на территории Калужской области в пределах расположения электрических сетей в 2008 году осуществляли:

- ОАО «Калужская сбытовая компания» (пер. Суворова, д. 8, г. Калуга, 248001) – с 01.09.2006 имеет статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Калужской области.

- ООО «Облэнергосбыт» (пер. Суворова, д. 8а, г. Калуга, 248001).

- ООО «Каскад-Энергосбыт» (ул. Механизаторов, д. 38, г. Калуга, 248008).

- ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» (пер. Капранова, д. 3, г. Москва, 123242).

Объемы поставки электрической энергии потребителям, географические границы товарного рынка и доли на нем хозяйствующих субъектов представлены в таблицах.

 

Таблица 1. Доли хозяйствующих субъектов на рынке купли-продажи электрической энергии в географических границах Калужской области

 

 

№№ п/п

Наименование энергосбытовой организации

Географические границы товарного рынка

Объемы поставки электроэнергии

Доля

(%)

HHI (индекс рыночной концентрации)

1

ОАО «Калужская сбытовая компания»

Калужская область

 

3273,1 млн.кВт/ч

92

       8464

2

ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»

Калужская область

299,84 млн. кВт/ч

    8

        64

 

 

                Итого

 

3572,94 млн. кВт/ч

   100

        8528

 

Таблица 2. Доли хозяйствующих субъектов на рынке купли-продажи электрической энергии в географических границах г. Калуги

 

 

№ п/п

Наименование энергосбытовой организации

Географические границы товарного рынка

Объемы поставки электроэнергии

Доля (%)

 

HHI (индекс рыночной концентрации)

1

ОАО «Калужская сбытовая компания»

г. Калуга

555,7 млн. кВт/ч

    87

7569

2

ООО «Облэнергосбыт»

г. Калуга

51, 92 млн. кВт/ч

     8

64

3

ООО «Каскад-Энергосбыт»

г. Калуга

30, 61млн. кВт/ч

     5

25

 

 

            Итого 

 

638,23 млн. кВт/ч

   100

7658

 

  По результатам проведенного анализа розничного рынка  электрической энергии (мощности) установлено, что указанный рынок является монопольным и относится к типу  высококонцентрированного. Доминирующее положение по купле-продаже электрической энергии в географических границах Калужской области и г.Калуги занимает ОАО «Калужская сбытовая компания»,  имеющее долю на рынке близкую к 100 %.

  

 

 

2.3. Рынок розничной реализации нефтепродуктов

 

Анализ указанного рынка на территории Калужской области проводился с целью оценки состояния конкурентной среды в сфере розничной реализации нефтепродуктов, выявления локальных розничных рынков нефтепродуктов, на которых хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение.

Временным интервалом исследования рынка являлся 2008 год

В качестве товара на рынках розничной реализации нефтепродуктов выступают автомобильные бензины и дизельное топливо, продаваемые автозаправочными станциями (далее - АЗС).

Обзор рынка проводится в разрезе следующих товарных групп:

- автомобильный бензин АИ-76, АИ-80 (и их аналоги);

- автомобильный бензин АИ-90, АИ-92 (и их аналоги);

- автомобильный бензин АИ-95 (и их аналоги);

- автомобильный бензин АИ-98 (и их аналоги);

- дизельное топливо.

В рамках анализа указанных товарных групп на предмет их взаимозаменяемости со стороны спроса были сделаны следующие выводы:

-        конструктивные особенности двигателей внутреннего сгорания не позволяют использовать в качестве топлива для дизельных двигателей автобензинов, а для бензиновых двигателей – дизельное топливо, следовательно, эти группы товаров не являются взаимозаменяемыми;

-        марки автобензинов АИ-76 (АИ-80) и АИ-92 могут быть заменены друг другом лишь в случае конструктивного изменения двигателя, что требует вмешательства специалистов, применения особого оборудования, и влечет за собой дополнительные расходы автовладельца. Таким образом, бензины марок АИ-76 и АИ-92 нельзя рассматривать как товары, входящие в одну продуктовую группу;

-        автобензины марок АИ-92 и АИ-95 являются взаимозаменяемыми, так как  основная масса автомобилей, на которых применяются эти бензины, по техническим характеристикам предназначены для использования автобензинов с октановым числом от 91 до 95;

-        бензин марки АИ-98 предназначен в основном для использования на дорогостоящих моделях автомобилей иностранного производства, которые имеют очень сложную конструкцию и весьма чувствительны к качеству топлива. Поэтому автомобильный бензин марки АИ-98 не может быть заменен на бензины с меньшим октановым числом.

С учетом изложенного,  продуктовые границы рынка были определены следующим образом:

-        автомобильный бензин АИ-76 (АИ-80);

-        автомобильный бензин АИ-92 (АИ-95);

-        дизельное топливо.

         В связи с тем, что автомобильный  бензин марки АИ-98 составлял  незначительную часть в общем объеме реализации нефтепродуктов на территории Калужской области (0,19%) и реализовывался лишь тремя хозяйствующими субъектами, анализ рынка розничной реализации бензина марки АИ-98 на территории Калужской области не проводился.

В течение 2008 года на розничном рынке реализации нефтепродуктов на территории Калужской области действовали 51 хозяйствующий субъект (37 юридических лиц и 14 индивидуальных предпринимателей), осуществлявшие реализацию топлива через 178 АЗС. Самая крупная сеть автозаправочных станций на территории Калужской области принадлежит ОАО «Калуганефтепродукт», которое имеет в собственности 37 АЗС и осуществляет деятельность на 19 локальных рынках розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива. Второй по величине сетью АЗС в Калужской области владеет ООО «Восток-Ойл» -  15 АЗС в 12 муниципальных образованиях.

Если провести анализ хозяйствующих субъектов, реализующих нефтепродукты по их принадлежности к вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), то можно увидеть, что в границах Калужской области:

-        ВИНК «ТНК-ВР» представлена в розничном звене 37 АЗС ОАО «Калуганефтепродукт»;

-        ВИНК «ЛУКОЙЛ» - 9 АЗС  ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт»;

-        ВИНК «Газпромнефть» - 11 АЗС ООО «Газпромнефть-Калуга».

Покупателями на розничном рынке реализации нефтепродуктов являются владельцы транспортных средств, оборудованных двигателями внутреннего сгорания.

При этом основными потребителями автомобильного бензина марки АИ-76 является владельцы грузового транспорта малой и средней грузоподъемности; бензина марки АИ-92 (АИ-95) – владельцы легкового автотранспорта; потребителями дизельного топлива – владельцы автобусов, сельскохозяйственного и грузового транспорта большой грузоподъемности.

Объем товарного рынка реализации нефтепродуктов на территории Калужской области был определен как сумма объемов продаж нефтепродуктов хозяйствующими субъектами, действовавшими на рассматриваемом рынке, за 2008 год.

Доля каждого хозяйствующего субъекта рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем реализованных в 2008 году хозяйствующим субъектом нефтепродуктов к показателю, характеризующему объем рассматриваемого рынка.

Объем реализованных нефтепродуктов на территории Калужской области в 2008 году составил  409 622 218,43 литров, из них:

АИ-76(80) – 45 720 792,36 литров;

АИ-92 – 168 806 335,6  литров;

АИ-95 – 75 254 419,94 литров;

АИ-98 –  605 900,93 литров;

ДТ – 119 234 769,6 литров.

В соответствии с полученными данными были определены наиболее крупные хозяйствующие субъекты, реализующие автомобильные бензины и дизельное топливо:

1. Наибольший объем реализации автомобильного бензина марки АИ-76 через АЗС, расположенные на территории Калужской области:  

-        ОАО «Калуганефтепродукт» (37,44% от общего объема реализации);

-        индивидуальный предприниматель Палашичева Л.А. (11,68 %  от общего объема реализации);

-        ООО «Восток-Ойл» (6,24 % от общего объема реализации).

2. Наибольший объем реализации автомобильного бензина марки АИ-92 через АЗС, расположенные на территории Калужской области:  

-        ОАО «Калуганефтепродукт» (38,67% от общего объема реализации);

-        индивидуальный предприниматель Палашичева Л.А. 8,61% (38,67% от общего объема реализации);

-        ООО «Газпромнефть-Калуга» (5,87% от общего объема реализации);

3. Наибольший объем реализации автомобильного бензина марки АИ-95 через АЗС, расположенные на территории Калужской области:  

-        ОАО «Калуганефтепродукт» (40,73 % от общего объема реализации);

-        индивидуальный предприниматель Палашичева Л.А. (6,7 % от общего объема реализации);

-        ООО «М3-Ойл» (6,55 % от общего объема реализации).

4. Наибольший объем реализации дизельного топлива через АЗС, расположенные на территории Калужской области:

-        ОАО «Калуганефтепродукт» (34,02 % от общего объема реализации);

-        ООО «М3-Ойл» (8,37 % от общего объема реализации);

-        ООО «Газпромнефть-Калуга» (8,11 %  от общего объема реализации).

 

Таблица.

 

 

 

АИ-76

АИ- 92

АИ-95

Дизельное

Топливо

Объем продаж трех крупнейших предприятий, (л)

25 314 734

89 718 464,78

40 621 506

60 210 856,94

Коэффициент концентрации CR3 (%)

55,36

53,15

53,98

50,5

 

По результатам проведенного анализа выявлены следующие барьеры для входа на рынок:

1.           Влияние вертикальной интеграции действующей на рынке поставщиков.

Наличие вертикально-интегрированного хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, как на мелкооптовом рынке, так и на большинстве локальных розничных рынков реализации нефтепродуктов является одним из самых значительных барьеров входа на рынки розничной реализации  автомобильных бензинов и дизельного топлива Калужской области

На территории Калужской области действует ОАО «Калуганефтепродукт», которое принадлежит к ВИНК ТНК-ВР. ОАО «Калуганефтепродукт» является крупнейшим оптовым поставщиком нефтепродуктов на территории Калужской области, обладает разветвленной инфраструктурой нефтебаз и АЗС, что позволяет приблизить оптового продавца к потребителю (хозяйствующие субъекты, имеющие нефтехранилища и использующие нефтепродукты для собственных нужд, хозяйствующие субъекты-перепродавцы  нефтепродуктов, владельцы (арендаторы, субарендаторы АЗС).

Влияние вертикальной интеграции данной группы лиц на конкурентную среду розничного рынка нефтепродуктов на территории Калужской области очевидно, и оно связано с использованием преимуществ внутри корпоративных связей с нефтедобывающими, нефтеперерабатывающими предприятиями, наличием сети оптовой реализации нефтепродуктов. Наличие такого барьера входа на рынок снижает возможность других нефтяных компаний оказывать какое-либо существенное влияние на состояние конкурентной среды, а, следовательно, и  на ценообразование нефтепродуктов  на  территории региона.

2.      Барьеры капитальных затрат и объемы инвестиций, требуемых для входа на товарный рынок:

-        высокий уровень первоначального капитала в условиях высокой процентной ставки за кредит (строительство новых нефтехранилищ, АЗС или их ремонт и переоборудование  могут позволить себе только те хозяйствующие субъекты, которые обладают большим размером капитала);

-        сложность получения кредитов. Для получения кредитов банки требуют либо государственной гарантии, либо залог. Начинающие фирмы ни того, ни другого, как правило, получить  не могут.

По результатам проведенного анализа сделаны следующие выводы:

1.   Розничный рынок нефтепродуктов Калужской области является умеренноконцентрированным, то есть является рынком с недостаточно развитой конкуренцией. Вход на данный рынок новых хозяйствующих субъектов не ограничен, но имеются определенные барьеры.

2.   Одним из основных барьеров является влияние вертикально-интегрированных компаний на конкурентную среду розничного рынка на территории Калужской области, которое связано с использованием преимуществ внутри корпоративных связей с нефтедобывающими, нефтеперерабатывающими предприятиями, наличие сети оптовой реализации нефтепродуктов.

3.   Наличие указанного барьера входа на рынок снижает возможность других нефтяных компаний оказывать существенное влияние на состояние конкурентной среды.

4.   ОАО «Калуганефтепродукт» имеет долю более 35 % на рынке розничной реализации автомобильного бензина марки АИ-76(80), АИ-92 и АИ-95 в географических границах Калужской области, которая составляет:

-  по АИ-76 – 37,44 %;

-  по АИ-92 – 38,67 %;

-  по АИ-95 – 40,73 %.

 

2.4. Рынок по управлению многоквартирными домами в городских округах Калужской  области

 

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городских округах Калужской области осуществлялся в целях определения доли частных управляющих компаний, а также в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

Временным интервалом анализа состояния конкуренции на указанном товарном рынке  являлся период с 01.01.2008 по 31.12.2008.

Продуктовыми границами исследуемого рынка являлся комплекс услуг по управлению многоквартирными домами в городских округах «Город Калуга» и  «Город Обнинск», то есть оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществлению иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом,  деятельности.

По результатам анализа распределения многоквартирных домов по способу управления установлено, что 89,93 % многоквартирных домов в г.Калуге находились в управлении управляющих компаний. При этом из них 62,76 % домов выбрали способ управления на общем собрании собственников, а для 27,17% домов  управляющая компания была выбрана по результатам проведенного Городской Управой г.Калуги  открытого конкурса. В результате по состоянию на конец 2008 года в г.Калуге действовала 31 управляющая компания. Доля частных компаний в общем объеме обслуживаемого жилищного фонда составила  81,81 %,  муниципальных – 6,89 %.

Деятельность на рынке услуг по управлению многоквартирными домами городского округа «Город Обнинск» в 2008 году осуществляли 12 управляющих компаний. При этом 492 дома (87,08% от общего количества многоквартирных домов) выбрали способ управления на общем собрании собственников.

Коэффициент рыночной концентрации на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городском округе «Город Калуга» по результатам проведенного анализа  определен в размере  40,17, что характеризует указанный рынок как рынок с низким уровнем концентрации.

Коэффициент рыночной концентрации на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городском округе «Город Обнинск» составил  62,52, что является показателем умеренного уровня концентрации.

По результатам проведенного анализа рынка были выявлены следующие барьеры  входа на рынок:

1.  Жилищно-коммунальное хозяйство г.Калуги и г.Обнинска в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует больших инвестиций для модернизации и развития. Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится в неудовлетворительном состоянии. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства - сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться рыночные отношения. В результате отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства и роста производительности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий в производство, инвестиций в его модернизацию.

2. Товарищества собственников жилья в общем случае не располагают достаточными материальными и кадровыми ресурсами, которые позволили бы организовать на современном уровне деятельность большинства органов управления товарищества (общего собрания, правления, ревизионной комиссии), а также выполнение товариществом собственными силами наиболее сложных работ и услуг, связанных с управлением многоквартирным домом. Необходимые институциональные условия для эффективной деятельности ТСЖ пока не созданы.

Не определены на федеральном уровне критерии оценки реализации способа управления, что позволяет органам местного самоуправления выставлять дом на конкурс, даже если общим собранием жильцов был выбран способ управления, но не достаточно правильно оформлен.

4. Формальный подход органов местного самоуправления к реформированию сферы управления жилищным фондом.

Некоторые проблемы могут быть решены посредством совершенствования действующих законодательных актов федерального уровня, другие – с помощью нормативно-правовых актов, принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Кроме того, по информации управляющих организаций из практики работы на данном рынке выявлены следующие проблемы, требующие решения и влияющие на состояние конкуренции, а именно:

1. Не отработан механизм взыскания задолженности с собственников квартир за предоставление жилищно-коммунальных услуг.

2. Низкая активность населения при проведении общих собраний для принятия решения по вопросам общедомовых затрат на финансирование узлов учета тепло-водо-газоснабжения.

3. Отсутствие программного обеспечения ведения учета расходов по каждому многоквартирному жилому дому для создания прозрачности движения денежных средств, в соответствии с характеристиками многоквартирного дома;

4. Не решен вопрос финансирования органами местного самоуправления части затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов с муниципальной собственностью.

 

2.5. Рынок нерудных строительных материалов

 

Географические границы анализируемого рынка определялись с учетом расположения карьерных месторождений и их покупателей.

Согласно полученной в ходе проведения анализа рынка информации, представленной хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Калужской области,  карьерные месторождения (песок, щебень, гравий)  расположены на территории Калужской области, вместе с тем, основными покупателями указанных строительных материалов являются хозяйствующие субъекты, расположенные в г.Москве и  Московской области.

Наиболее крупными предприятиями на территории Калужской области, осуществляющими добычу и реализацию нерудных строительных материалов, являются следующие:

- ООО «Полигон ЖБЦ» (г. Калуга);

- ОАО «Калугаавтодор» (г. Калуга);

- ОАО «Пятовское карьероуправление» (Дзержинский р-н, Калужская область);

- ОАО «Калугатрансмост» (г. Калуга);

- УМ СМП ПМК-1 (г. Малоярославец, Калужская область);

- ОАО «Полотнянозаводское карьероуправление» (Дзержинский р-н, Калужская область);

- ООО «Малоярославецкий комбинат нерудных материалов» (г. Обнинск, Калужская область);

- ООО «Березовское» (г. Обнинск, Калужская область).

       По результатам анализа рынка выявлены следующие барьеры входа на рынок:

1.     Большой временной интервал, необходимый на получение согласований органов власти при организации производства.

2.     Сложности в получении лицензии на разработку месторождения сырья.

3.     Необходимость осуществления больших капиталовложений для организации добычи нерудных строительных материалов при большом сроке их окупаемости.

Уровень концентрации рынка щебня и песка на территории Калужской области является высоким, а рынок нерудных строительных материалов в целом низкоконкурентным.

 

2.6. Рынок похоронных услуг

 

Рынок похоронных услуг является локальным в связи с тем, что выбор места захоронения определяется географическим расположением  поселения, с которым человек был связан при жизни.

Население приобретает данный вид услуг с учетом расположения хозяйствующих субъектов, то есть на территории муниципальных образований. В случае отсутствия на территории муниципального образования  организаций, оказывающих указанные услуги, лица, взявшие на себе обязанность по осуществлению погребения умершего, вынуждены прибегать к услугам по погребению, оказываемым организациями, располагающихся в близлежащих муниципальных образованиях.

Результаты проведенного анализа рынка, а также документы, представленные органами местного самоуправления Калужской области свидетельствует о том, что специализированные службы по вопросам похоронного дела в большинстве поселений Калужской области не созданы. 

Погребение умерших, в том числе при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, осуществляется муниципальными предприятиями, не имеющими, в большинстве случаев, статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела.

При этом муниципальные предприятия во многих муниципальных образованиях являются единственными хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по погребению, поскольку иные субъекты занимаются либо исключительно реализацией сопутствующих товаров (венки, памятники, ограды), либо со стороны указанных предприятий и органов местного самоуправления имеют место случаи препятствования осуществлению деятельности на рынке услуг по погребению, а также предоставления муниципальным предприятиям  необоснованных преимуществ при осуществлении деятельности.

В ряде муниципальных образований Калужской области органами местного самоуправления приняты нормативные акты, регулирующие правоотношения в сфере похоронного дела, в соответствии с которыми к ведению муниципальных предприятий отнесено: содержание, эксплуатация, благоустройство, реконструкция, текущий и капитальный ремонт муниципального кладбища; осуществление мероприятий по обеспечению охраны кладбища; предоставление мест захоронения; проведение инвентаризации мест захоронения; регистрация захоронений; а также осуществление иных функций.

В последние годы рынок ритуальных услуг в Российской Федерации, в том числе и в Калужской области, является достаточно конкурентным, однако именно из-за отсутствия надлежащей нормативной правовой базы, регулирующей указанные правоотношения, возникают определенного рода барьеры для предоставления хозяйствующими субъектами, прежде всего имеющих частную форму собственности (ООО, индивидуальные предприниматели), услуг по погребению, что отрицательно влияет на состояние конкуренции на рынке похоронных услуг Калужской области.

Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не предусмотрено возложение на специализированные службы по вопросам погребения и похоронного дела  обязанностей по содержанию кладбищ. Кроме того, указанным Федеральным законом не предусмотрена возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы по вопросам погребения и похоронного дела, а также наделение специализированной службы по вопросам погребения и похоронного дела  какими-либо полномочиями контрольно-распорядительного характера.

Из системного анализа положений Федерального закона  «О погребении и похоронном деле» в их взаимосвязи следует, что специализированные службы по вопросам погребения и похоронного дела создаются органами местного самоуправления с целью оказания установленного частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона гарантированного перечня услуг по погребению.

 Из положений Федерального закона  «О погребении и похоронном деле» не следует, что  субъектный состав участников рынка услуг по погребению (ритуальных услуг) ограничен созданием специализированных служб по вопросам погребения и похоронного дела, и другие хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься указанной деятельностью.

Федеральный закон  «О погребении и похоронном деле» не исключает возможности выполнения деятельности по оказанию услуг по погребению другими хозяйствующими субъектами (коммерческими организациями), предоставляя лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, что следует из содержания статей 6, 9, 10, 12 указанного Федерального закона.

Деятельность по эксплуатации, содержанию и благоустройству муниципальных кладбищ не входит в гарантированный перечень услуг по погребению. Действующее законодательство каких-либо специальных требований к субъектам, которые должны осуществлять содержание кладбищ, не устанавливает.

Учитывая, что действующим законодательством, в том числе Федеральным законом  «О погребении и похоронном деле», на специализированные службы по вопросам погребения и похоронного дела не возложены обязанности по содержанию, эксплуатации и благоустройству кладбищ, а также то, что в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от  21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков являются муниципальными нуждами, законодательством определен самостоятельный  порядок предоставления как услуг по погребению, так и услуг по содержанию, эксплуатации и благоустройству кладбищ. На основании указанного, услуги по содержанию, эксплуатации и благоустройству  муниципальных кладбищ являются конкурентными видами  деятельности.

Наделение актами органов местного самоуправления Калужской области  специализированных служб по вопросам похоронного дела полномочиями контрольно-распорядительного характера, а также закрепление норм, согласно которым муниципальные кладбища находятся в хозяйственном ведении указанных служб не только противоречит Федеральному закону «О погребении и похоронном деле», но и создает  указанным службам (также осуществляющим оказание услуг по погребению на коммерческой основе) преимущественные условия деятельности, а также создает  (или может создать) препятствия осуществлению иными хозяйствующими субъектами деятельности в сфере предоставления услуг по погребению (ритуальных услуг).

В целях обеспечения конкуренции на указанном рынке при соблюдении прав умерших граждан на достойные похороны представляется необходимым исключить из практики органов местного самоуправление Калужской области наделение муниципальных предприятий (имеющих, а также не имеющих статус специализированной службы по вопросам похоронного дела), а также специализированных служб по вопросам похоронного дела полномочиями контрольно-распорядительного характера, а также  создание отдельным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке услуг по погребению, преимущественных условий деятельности.

 

Задачи  на  2010 год

 

Соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров, является важным элементом рынка.

При наличии конкуренции ресурсы общества используются наиболее эффективно.

Преимущества конкуренции также заключаются в наличии у предпринимателей стимулов к разработке и внедрению инноваций, технологических нововведений, оперативному реагированию на требования потребителей. При конкурентной рыночной структуре ни один отдельный хозяйствующий субъект не может оказать решающего влияния на рынок.

Возникновение на рынке монополии или ситуации доминирования, когда один или несколько хозяйствующих субъектов контролируют основную часть рынка и могут оказать на него воздействие, приводит к значительному повышению цен и снижению вследствие этого благосостояния граждан.

Для поддержания и не ухудшения конкурентной среды в регионе необходимо соблюдение как самими хозяйствующими субъектами - участниками рынков, так и органами власти различного уровня, их должностными лицами принципов, правил  антимонопольного (конкурентного) законодательства, поэтому в качестве приоритетных задач Калужского УФАС России на 2010 год  можно указать следующие:

1.           Усиление антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного

законодательства  со стороны хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Калужской области на рынках оптовой и розничной реализации нефтепродуктов,  рынке электрической энергии,  газа, теплоснабжения, а также иных рынках, характеризующихся высоким уровнем возможностей для злоупотребления хозяйствующими субъектами своим положением на рынке, в целях предупреждения и пресечения проявлений монополистической деятельности.

2.           Предупреждение и пресечение  согласованных действий (соглашений) хозяйствующих субъектов (картельных сговоров), направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции  на товарных и финансовых рынках, в том числе,  на рынках торговли нефтепродуктами, банковской сфере, розничной торговли, (потребительское кредитование), перевозки пассажиров, а именно на:

-        установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

-        раздел товарного рынка;

-        необоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками);

-        навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, а также совершение иных действий не допустимых в соответствии с антимонопольным законодательством.

3.           Усиление контроля за актами и действиями органов власти в целях предупреждения и пресечения:

-        установления необоснованных препятствий для осуществления деятельности хозяйствующими субъектами;

-        заключения антиконкурентных соглашений, в том числе на рынках реализации нефтепродуктов, соглашений с финансовыми организациями, а также иными хозяйствующими субъектами;

-        необоснованного предоставления отдельным хозяйствующим субъектам  более выгодных условий деятельности;

-        согласованных действий по передаче имущества хозяйствующим субъектам без проведения торгов.

4.           Регулярный мониторинг цен на социально значимые группы товаров, в целях пресечения согласованных действий по установлению цен на указанные товары, а также установления монопольно высоких цен.

5.           Усиление контроля за действиями хозяйствующих субъектов на рынке управления многоквартирными домами, а также ценообразованием на рынках тепловой энергии в отношении управляющих организаций.

6.           Контроль в сфере размещения государственных и муниципальных заказов в целях пресечения  согласованных действий хозяйствующих субъектов при проведении торгов, а также обеспечения равного доступа к участию в торгах для хозяйствующих субъектов.

7.           Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции при распространении информации, направленной на привлечение внимания к  товарам, работам, услугам, оказываемым хозяйствующими субъектами, в целях развития рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, реализации прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.